Полный текст статьи
Печать

Социально-политические изменения, происходящие в обществе, оказывают влияние на развитие современного образования. Расширение информационного пространства диктует новый подход к определению содержания обучения и способов обучения, являясь источником интенсификации учебного процесса, усложнения и увеличения объёма учебных знаний и умений, которыми должен овладеть школьник. Поступление в школу и начальный период обучения является переломным в развитии подрастающего младшего школьника. Новая образовательная среда задаёт совершенно иную систему требований, взаимоотношений. В силу индивидуальных психофизиологических особенностей обучающиеся по-разному справляются с усвоением новой социальной роли, овладением навыками учебной деятельности, включением в детский ученический коллектив. Психологическая адаптация к школе является сложным процессом приспособления первоклассников к образовательному учреждению и, наоборот, школьных условий к потребностям и интересам ученика.

Проблема адаптации, являясь междисциплинарной, занимает большое место в исследованиях отечественных и зарубежных психологов, рассматривается с различных позиций. В широком смысле понятие «адаптация» – это процесс приспособления живого организма к условиям окружающей его среды. А.В. Петровский и В.В. Богословский рассматривают понятие «адаптация», как специфический процесс приспособления чувствительности анализаторов к действию раздражителя [1].

Ф.Б. Березин определяет адаптацию как процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей его среды в ходе свойственной человеку деятельности, которая позволяет удовлетворить личные потребности. А.Д. Слоним утверждает, что процесс адаптации заключается в совокупности физиологических особенностей, которые обусловлены уравновешиванием организма с постоянными или изменяющимися условиями окружающей среды. Н.И. Сарджевеладзе определяет адаптацию как процесс приспособления, разделения убеждения социальной группы, а затем воздействию на неё и изменение.

Процесс адаптации к школьному обучению Т.В. Дорожевец рассматривает с разных сторон, выделяя академическую, социальную и личностную адаптацию. Академическая адаптация характеризуется степенью принятия и соответствия учащихся нормам и правилам школьной жизни. Социальная адаптация отражает уровень межличностных отношений в группе, успешность овладения новым социальным статусом, степень решения социальных трудностей в ученическом коллективе. Личностная адаптация отражает уровень принятия себя, части социума. На протяжении долгого периода времени считалось, что главным критерием готовности дошкольника к школе является его уровень интеллектуального развития. Л. С. Выготский утверждал, что готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов.

Первоклассники, включаясь в новую образовательную среду, по-разному переживают период адаптации.  А.Л. Венгер [2] выделил три уровня адаптации ребёнка к школьному обучению: высокий, средний и низкий.

Высокий уровень адаптации отмечается у обучающихся с положительным отношением к школе; адекватным восприятием и своевременным выполнением требований, предъявляемых взрослыми (учителем, родителем и т.п.), благоприятным статусным положением в классе; самостоятельная деятельность приветствуется, не нуждается в постоянном контроле со стороны взрослых; адекватно воспринимает критику.

Средний уровень адаптации прослеживается у учащихся с положительным отношением к школе, как и на высоком уровне; усваивается основное содержание учебной программы; посещение школы не вызывает отрицательных переживаний, сконцентрирован исключительно на предметах, интересующих его; полученные задания выполняет добросовестно; присутствует частичная самостоятельность; хорошее социальное положение.

Низкий уровень адаптации характеризуется отрицательным отношением младших школьников к образовательному процессу. На данном уровне у первоклассника возникают частые жалобы на самочувствие; доминирует подавленное состояние, появляются проблемы с дисциплиной; материал, рассказываемый учителем, воспринимается фрагментарно или вовсе не усваивается, самостоятельная работа ученика вводит в затруднение; нуждается в контроле со стороны взрослых, а также в систематических напоминаниях и побуждениях; работоспособность сохраняется при длительных паузах для отдыха; отмечается низкое социальное положение в классе.

С целью определения уровня адаптации к школьному обучению у первоклассников на базе МБОУ СОШ№ 37 был проведен констатирующий этап  эксперимента в апреле 2017 г., спустя 7 месяцев с момента поступления детей в школу. В исследовании приняло участие 64 школьника г. Краснодар. В качестве диагностического инструментария была использованы методики Н.Г. Лускановой [3] анкета «Оценка уровня школьной мотивации» (назначение – определение уровня школьной мотивации как одного из показателей адаптации детей к школе), проективный рисунок  «Что мне нравится в школе» (назначение – выявление отношения обучающихся к школе, изучение их мотивационной готовности к обучению в школе).

Анкета включала 10 вопросов, ответы оценивались от 0 до 3-х баллов. При проведении проективной методики обучающимся предлагалось  сделать рисунки на тему «Что мне нравится в школе». Несоотвтствие рисунков теме указывает на мотивационную незрелость первоклассника, детский негативизм, непонимание, неверное истолкование поставленной  задачи. Анализ сюжета детских рисунков при условии соответствия их заданной теме, позволяет определить  высокую школьную мотивацию, внешнюю и игровую мотивацию [ 4].

На рис.1 представлены обобщённые данные диагностики адаптации детей к школьному обучению.

По результатам исследования высокий уровень адаптации был отмечен у 35% первоклассников, средний уровень показали 43%, низкий уровень – 22% учащихся. У 15% процентов обучающихся было отмечено положительное отношение к школе по внешней мотивации, у 10% испытуемых преобладание игровой мотивации. Полученные результаты позволяют говорить о том, что не у всех первоклассников процесс адаптации прошёл успешно. 

 

Рисунок 1 Результаты диагностики  адаптации детей к школьному обучению

Своевременная психолого-педагогическая диагностика позволяет выявить детей со средними и низкими показателями уровня адаптации, превентируя у них развитие школьной дезадаптации. Овчарова Р.В. определяет понятие школьной дезадаптации как образование неадекватных механизмов приспособления обучающегося к школе в форме нарушений учёбы, поведения, конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций, повышенного уровня тревожности и искажений личностном развитии.

 Немаловажное значение в системе предупреждения школьной дезадаптации играет определение сферы трудностей, с которыми сталкивается школьник в процессе адаптации, причины их возникновения. К основным трудностям адаптации на начальном этапе обучения Т.В. Костяк  относит следующие показатели:

– слабая работоспособность;

– трудности в усвоении программы по всем предметам или по отдельным учебным дисциплинам;

– отсутствие внимания (неспособность длительно сосредоточиться на какой-либо деятельности или быстро переключаться с одного предмета на другой, отвлекаемость);

– нарушение норм поведения в школе (нарушения дисциплины: выкрики во время уроков, хождение по классу, конфликты с одноклассниками, фамильярное отношение к учителю);

– реакции оппозиции;

– страх и запредельная напряженность;

– невротические симптомы;

– неуверенность в своих способностях [5].

Трудности адаптации детей к школьному обучению можно разделить на три группы: физиологические, организационно – педагогические и социально – психологические. Каждая группа включает в себя ряд проблем, с которыми сталкивается практически каждый первоклассник.

Физиологические трудности характеризуются степенью напряженности функциональных систем детского организма. Антропова М.В. и Кольцова М.М. исследовали данную группу трудностей [6]. То, как именно происходит функционирование внутренних систем, какие изменения и проблемы могут встретиться в процессе адаптации первоклассника к школе. Рассматривали нарушения высшей нервной деятельности, умственной работоспособности, сердечно – сосудистой системы, системы дыхания, эндокринной системы, гигиенических требований и т.д.

Такое пристальное изучение проблемы позволило выделить три фазы физиологической адаптации. Первая фаза – ориентировочная, когда организм только сталкивается со систематическим процессом обучения, появляется напряжение, возникает так называемая «физиологическая буря», которая длится две-три недели. Вторая фаза – неустойчивое приспособление, когда организм ищет и находит способы решения проблемы. Третья фаза – период относительно устойчивого приспособления. На данном этапе фазы организм находит оптимальные выходы для решения напряженных ситуаций, находит варианты реагирования на то количество нагрузки, с которой столкнулся школьник. Успешность процесса адаптации во многом зависит от внутреннего состояния и физического здоровья учащегося, но социально-психологический фактор играет немаловажную роль в приспособлении обучающегося к новой образовательной среде.

Социально-психологические трудности возникают у первоклассника под воздействием новых социальных требований и норм к его деятельности и поведению. Младший школьник сталкивается с новым для себя социумом, в котором есть свои правила и нормы, соблюдаемые всеми. Происходит процесс перестройки и переоценки своего поведения и деятельности. Вчерашний статус «дошкольник» меняется на новый социальный статус «школьник», который влечет за собой ответственное выполнение всех его обязанностей, но далеко не все первоклассники готовы к этому. Появляются трудности в общении со взрослыми и сверстниками, в адекватности поведения, в принятие статуса «Я школьник».

Организационно-педагогические трудности возникают при проявлении предыдущих двух групп трудностей. К данной группе причисляют такие проблемы как несформированность навыка самообслуживания, навыка организации своего рабочего места, не соблюдение правил, установленных учителем и взрослыми, нарушение режима дня, неаккуратное отношение к своим личным вещам, а также вещам одноклассников и т.д.

Таким образом, резюмируя вышесказанное, можно отметить то, что   адаптация первоклассников к школьному обучению, представляет собой процесс перестройки эмоционально-волевой, познавательной и мотивационной сфер обучающегося, протекающий в сугубо индивидуальном режиме, обусловленном психофизиологическими особенностями младших школьников, внешними социально-педагогическими факторами. Соответственно в процессе развития новых адаптивных механизмов, обучающиеся сталкиваются с разными трудностями физиологического, социально-психологического и педагогического характера. Поэтому работа по адаптации детей к школе должна начинаться ещё с дошкольного возраста, носить характер преемственности. Реализация комплексного подхода к организации учебной деятельности младших школьников, предполагающего включение в образовательный процесс одновременно педагогов, психологов и родителей для создания оптимально – комфортных условий полноценного развития младшего школьника во всех его сферах, будет способствовать успешной адаптации первоклассников к школьному обучению.