Полный текст статьи
Печать

На процесс социализации личности оказывает влияние целый ряд факторов, которые выступают как детерминанты данного процесса. К числу таких факторов в первую очередь относятся люди, в непосредственном взаимодействии с которыми проходит жизнь человека (И.А. Дядюнова). Первичной ячейкой социализации ребенка, способствующей его включению в сложный мир взрослых, как правило, является семья [1].

 Роль семьи чрезвычайно важна для любого ребенка. В семье дети приобретают первый опыт социального и эмоционального взаимодействия. Многие ученые (Дж. Боулби, Л.И. Божович, А.Я. Варга, В.И. Гарбузов, А.Н. Леонтьев, Л.Б. Шнейдер), рассматривая значимость межличностных отношений в семье, их влияние на формирование личности и поведение отмечали, что важным фактором эмоциональной уравновешенности и психического здоровья ребенка  является стабильность семейной среды.

В настоящее время мы можем констатировать, что роль семьи как среды, в которой ребенок может получить необходимые практические навыки для дальнейшей жизни, возрастает [2]. При этом большое значение имеет «качество» семьи, её воспитательная способность. Семья, неспособная воспитывать, приводит к серьезным нарушениям в процессе социализации ребенка.

Анализ современного состояния дошкольного образования в нашей стране позволяет сделать вывод, что ежегодно увеличивается количество детей с речевой патологией, отмечаются тенденции качественного повышения компонентов дефекта.  По мнению Л.С. Волковой, нарушение речи представляет собой расстройство, отклонение от нормы в процессе функционирования механизмов речевой деятельности [3].  К факторам нарушения речи относят:

1)              органические причины речевого расстройства – недоразвитие и поражение мозга во внутриутробном периоде, в момент родов или после рождения; различные органические нарушения периферических органов речи.  Были выделены органические центральные (поражения мозга) и органические периферические причины (поражения органа слуха, расщепление нёба и другие морфологические изменения артикуляционного аппарата);

2)              психоневрологические причины – умственная отсталость, нарушения памяти, внимания и другие расстройства психических функций [4, с.6].  

В этой связи очевидно, что очень многое зависит от адекватного поведения родителей, имеющих дошкольника с речевыми нарушениями. Непонимание одним или обоими родителями объективного статуса психического развития их ребенка, либо неприятие первичной оценки его состояния зачастую приводит к возникновению напряженности в семейных отношениях и конфликтным ситуациям. Это в свою очередь обуславливает необходимость организации целенаправленной всесторонней работы дошкольной образовательной организации с родителями, позволяющей им получить от специалистов объективный анализ особенностей развития и возможностей ребенка с речевой патологией, а также соответствующие рекомендации и консультации.

Сотрудничество педагогов и родителей на основе принципов партнерства, равенства, равнозначности и взаимной дополняемости, по  мнению В.А. Лукашевич [5], является актуальной и важной проблемой современной образовательной ситуации.

Целью логопедической деятельности является своевременная, диагностическая, профилактическая и коррекционно-логопедическая помощь, социальная адаптация и интеграция ребенка в среду нормально развивающихся сверстников. В коррекционно-логопедическом процессе учитель-логопед выполняет две взаимосвязанных роли: организатора и координатора коррекционной работы, так как он оказывает максимальную логопедическую помощь.

С этих позиций взаимодействие учителя-логопеда с родителями дошкольников с речевыми нарушениями можно рассматривать как важнейшее условие, влияющее на  результативность коррекционно-развивающей работы и дальнейшую успешную социализацию данного контингента воспитанников.

Следует отметить, что заявленная проблема является актуальной и практически востребованной, но далекой от своего решения в условиях реальной педагогической деятельности.

Проблема включенности родителей в коррекционно-логопедический процесс рассматривалась в работах таких ученых, как Г.А. Волкова, Т.Н. Волковская, Н.А. Гегелия, Л.М. Крапивина, Ю.В. Микляева и другие. Коррекционно-логопедическая помощь ребенку опирается, прежде всего, на заинтересованность родителей в исправлении нарушений речи.

Для преодоления недостатков речи создаются специальные коррекционные программы, которые направлены на исправление дефекта. Они предполагают совместную работу логопеда с родителями. Как утверждает О.В. Бачина [6], осознанное включение родителей в совместный с учите­лем-логопедом коррекционный процесс, уход от практики дистанцирования  специалиста позволя­ют значительно повысить эффективность работы. Создание единого пространства речевого развития ребенка невозможно, если усилия учителя-логопеда и родителей будут осуществ­ляться независимо друг от друга, и обе стороны останутся в неведении относительно своих планов и намерений [1]. Поэтому родители являются неотъемлемой частью всего коррекционного процесса.

По мнению В.В. Ткачевой [7] родители должны не только создавать  комфортные условия для развития ребенка, но и «принять дефект ребенка и особенности его развития, для возникновения мотивации на оказание помощи ребенку, на преодоление тех недугов, которыми он страдает» [7, с.26]. Для того, чтобы сам ребенок смог принять себя,  свой дефект и активно включиться в коррекционный процесс.

 Для продуктивной работы  логопед должен находить индивидуальный подход не только для работы с детьми, но и для работы с родителями. Выбор форм и методов изучения семьи определяется конкретными условиями дошкольной образовательной организации, особенностями личности специалиста, особенностями семейного воспитания детей, уровнем педагогической культуры родителей.

Анализ психолого-педагогической теории и практики позволяет выделить несколько моделей работы с родителями, имеющими ребенка с речевыми нарушениями:

- «экспертная» модель, когда логопед выступает в роли главного эксперта во взаимодействии с родителями, поэтому  он анализирует, знакомит родителей с той информацией, которая нужна им на данный текущий момент;

- «трансплантантная» модель – предполагает непосредственное участие родителей в коррекционно-логопедическом процессе, их присутствие, при необходимости участие на коррекционно-развивающих занятиях, а также применение и закрепление полученных знаний и умений в домашних условиях;

- «потребностная» модель, направленная на удовлетворение потребностей семьи. Задача логопеда заключается в том, чтобы познакомить и показать родителям целый ряд способов помощи ребенку с опорой на имеющиеся возможности, то есть обеспечить их нужной информацией, из которой они смогут выбрать полезное и необходимое для своего ребенка.

К основным формам работы с родителями относятся следующие: групповые, включающие родительские лектории, родительские вечера;  коллективные - родительские собрания; индивидуальные – беседа, консультации.

«В работе с семьей удачно зарекомендовала себя такая фор­ма работы, как беседа, важнейший принцип проведения ко­торой — двусторонняя активность беседующих» [6]. Она позволяет не только расположить к себе собеседников, но и, по мнению О.В. Бачиной, уточнить аналитические сведения, анкетные данные, а также выявить личностные особенности ребен­ка, характер его поведения в детском учреждении, дома, при общении со сверстниками [6].

Помимо этого, одной из эффективных форм работы является также  консультация. Она позволяет родителям приобрести  новые сведения о дефекте, его исправлении в домашних условиях на основе выполнения с ребенком домашних заданий. Все это «побуждает родителей серьезно присматриваться к детям; задуматься над тем, какими путями их лучше воспитать» [8, c.19].

Большое значение заявленная нами проблема имеет в условиях инклюзивной практики, так как взаимодействие с родителями, имеющими детей с речевыми нарушениями и дошкольниками условной нормы, является одним из основных условий включения данного контингента воспитанников с особыми образовательными потребностями в образовательную среду дошкольной образовательной организации [9].

Таким образом, включенность родителей в процесс коррекции речи ребенка является одним из основных направлений деятельности логопеда. Осмысленное включение семьи в совместный с учителем-логопедом коррекционный процесс позволяет существенно повысить результативность совместной работы. Появляется понимание того, что создание единого речевого пространства для развития ребенка оказывает влияние как на процесс коррекции его речи, так и на повышение социальной компетентности. 

Рецензент: Насибуллина А.Д., кандидат педагогических наук, доценткафедры специальной психологии ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбург