Одной из актуальных проблем всовременной системе образования является социальное развитие подрастающего поколения. Не секрет, что каждый родитель обеспокоен тем, чтобы ребенок, как в образовательной среде, так и в дальнейшем, во взрослой жизни, смог стать человеком, которому свойственны такие качества, как уверенность и успешность. Все это необходимо формировать уже на ранних этапах развития ребёнка, когда происходит процесс закладывания основ отношений с обществом, социальных связей,то есть в момент его социального становления.
Социализация является одним из широчайших понятий среди процессов, характеризующих образование личности. В рамках социализации предполагается выработка собственного социального опыта, ценностных ориентаций, своего стиля жизни, основанного на сознательном усвоении ребёнком общепринятых способов, форм социальной жизни.
Анализ изучения сущности понятия «социализация» позволяет нам отметить вариативность подходов. При этом смысловое содержание данного термина во всех его трактовках включает освоение культуры человеческих отношений, социальных норм поведения, видов деятельности, форм общения и т.д.
Состояние данного процесса зависит, в свою очередь, от общества, которое и образует собственно социальную среду. В качестве основных источников социализации выступают такие социальные институты, как семья, образовательные организации, общественные объединения, государственные учреждения, учреждения системы дополнительного образования и т. д.) [1].
Рис. 1. Содержание понятия «социализация»
Современными исследователями социализация ребёнка рассматривается в триединстве ее проявления:
- адаптации к социальному миру;
- интеграции и принятии социального мира как данности;
- дифференциации — способность и потребность в изменении, преобразовании социальной действительности, социального мира и индивидуализации в нём [2].
При рассмотрении процесса социализации как явления педагогического, можно выделить в его структуре следующие компоненты:
Рис. 2. Компоненты социализации
Для процесса социализации ребёнка важное значение придаётся школьному периоду, который знаменуется вхождением в мир социальных отношений. Приобретение социального опыта происходит в процессе общения и находится в определённой зависимости от различных социальных отношений, предоставленных ребёнку его ближайшим окружением. Совместная деятельность и общение с окружающими людьми способствует усвоению ребенком общечеловеческого опыта, накопленного предшествующими поколениями (речь, новые знания и умения и др.)
В процессе социализации детей целесообразно выделение следующих особенностей:
1) корректировка базовых ценностных ориентаций;
2) усвоение детьми социальных норм как предписанных регуляторов поведения;
3) построение социализации строится на условиях подчинения взрослым, выполнения условий;
4) в социализации ведущую роль играет мотивация поведения [3].
Социализация ребенка является, несомненно, процессом длительным и достаточно сложным. На процесс социализации школьников влияет ряд факторов, которые, в свою очередь, определяют такие составляющие: направленность, динамика и характер ознакомления с социальной действительностью. Их учёт может позволить достаточно эффективно осуществлять прогнозирование траектории социального развития ребёнка [4].
В настоящее время особый интерес представляет проблема социализация лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Проблема создания равных стартовых возможностей для детей с ОВЗ, а также обеспечения всевозможных условий успешной социализации детей с ОВЗ различных категорий определены в качестве наиболее важных и актуальных в мире на сегодняшний день. «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы», утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. №761, содержит информацию, в которой отмечается о «создании условий для социализации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья …» [1].
В специальной педагогике России только с 90-х годов XX века социализация детей с ОВЗ рассматривается как самостоятельная проблема. Она заключается в интеграции детей с ОВЗ с целью приобретения и усвоения определённых ценностей и общепринятых норм поведения, необходимых для жизни в обществе.
Современные условия социализации детей с ОВЗ:
1) актуальность проблемы взаимодействия органов власти с различными типами учреждений, общественными организациями по вопросу социализации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество»;
2) развитие и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья средствами учреждений дополнительного образования;
3) научно-методическое сопровождение развития профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья;
4) формы взаимодействия с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья;
5) возможности комплексных центров социального обслуживания населения в оказании реабилитационных услуг несовершеннолетним с ОВЗ;
6) интеграция детей с ОВЗ в среду более здоровых сверстников;
7) особенности работы общественной организации в поиске возможных социальных партнеров
Одной из главных проблем социализации ребёнка с ОВЗ является нарушение его связи с окружающим миром, ограничение мобильности, бедность контактов со сверстниками и взрослыми, ограниченное общение с природой, недоступность ряда культурных ценностей [5].
В личности ребенка с ОВЗ исследователями выделяются такие особенности, которые будут препятствовать его социальному становлению. Предложенный в работах Андросовой Г.Л. вариант изучения этих особенностей условно делит их на три группы: «Я как самоценность», «Я и ты», «Я и мир» - позволяет систематизировать их и акцентировать свое внимание на природе и структуре содержания этих особенностей [6].
Для первой проекции характерны такие особенности, как неадекватность самооценки, отсутствие устойчивой иерархии мотивов, ведущего вида деятельности и неспособность к целеустремленным действиям.
Во второй проекции эти особенности просматриваются через межличностное и деловое общение, через особенности поведения. В этом плане отмечается импульсивность, необдуманность поступков, недостаточная возможность критически их осмыслить. В межличностных отношениях отмечается лабильность, индифферентное отношение к своему положению в коллективе. Для делового общения характерна затрудненность при общении, неудовлетворенная потребность в общении.
В третьей проекции выделены особенности склонностей личности и ее профессиональной направленности, своеобразие представлений об окружающем мире, понятия о ценностных ориентациях. Отмечается незрелость профессиональных интересов, их недостаточная осознанность и устойчивость, представления об окружающем мире фрагментарны и неточны, не отражают существующих взаимоотношений.
Несмотря на наличие этих особенностей, все исследователи отмечают имеющиеся возможности личностного развития изучаемых детей, т.е. можно говорить о психологических резервах процесса социализации относительно детей с ОВЗ.
В «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» подчеркивается – важным направлением современной государственной политики на всех уровнях (уровне образовательных учреждений в том числе) является формирование социальной компетенции подрастающего поколения. Учитывая природу социального развития школьников с ОВЗ, положение дел в развитии образования в Российской Федерации, можно отметить, что модернизация системы образования в современных условиях невозможна без развития социальных компетенций данной категории лиц.
Одним из приоритетных направлений специального (коррекционного) обучения детей с умственной отсталостью является социализация. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья [7] и Федеральном государственном образовательном стандарте образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) [8] (далее ФГОС УО), вступившем в законную силу с 1 сентября 2016 года обозначена необходимость формирования у обучающихся следующих социальных компетенций: «способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятию соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей», «целостному, социально ориентированному взгляду на мир в единстве его природной и социальной частей», «пониманию личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе» и др. [5]. В ФГОС УО чётко прослеживается то, как формирование социальных компетенций выходит на первый план, а академический компонент является дополнением.
Основополагающим условием развития социальных компетенций выступает опора на прочные традиции отечественной дефектологии в формировании социально-бытовой культуры, нравственного воспитания и сопровождения профессионального выбора [5]. В качестве личностных результатов освоения выделяется комплекс социальных компетенций, который состоит в возможности овладения обучающимися разными навыками социального поведения и социальными представлениями в диапазоне от элементарных навыков адаптации до их готовности к самостоятельной жизни.
Следовательно, проблема социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной в Российской Федерации. Образовательные организации не в полной мере справляются с одной из наиболее важных для данной категории детей проблемой, выражающейся в неспособности и нехватке сил для интеграции в обществе. Для того чтобы они не отставали в развитии от своих сверстников необходимо включать их в инклюзивное образование, которое позволит им учиться и получать социальный опыт в одних и тех же условиях [1, 3].
Образовательную организацию, доступную для детей с ограниченными возможностями здоровья, делают педагоги, которые способны реализовать особые образовательные потребности и создать особые образовательные условия для детей с ОВЗ. При создании благоприятного морально-психологического климата в ученическом коллективе и в образовательной организации в целом, толерантной атмосферы, ребенок с ОВЗ перестаёт ощущать себя «особенным» и приобретает право на счастливое детство. Главное, чтобы у педагогов было желание работать со всеми без исключения детьми на равных, помогать им занять достойное место в обществе и наиболее полно реализовать свои личностные возможности.