Полный текст статьи
Печать

Инклюзивное образование является актуальным и предполагает некоторые проблемы, обусловленные специфическими особенностями. В Казахстане данное явление является достаточно новым этапом образования и формирования общественного мировоззрения. Количество детей с врожденными пороками развития неумолимо растет из года в год, что обуславливает необходимость инклюзивного образования. Система образования республики создает необходимые условия дошкольного, среднего и высшего образования детей и взрослых с ОВЗ. Республика Казахстан предусматривается принцип равных прав на образование всех граждан, в том числе и лиц с ограниченными возможностями в соответствии с основополагающими международными документами в области образования. Права детей с ограниченными возможностями на получение равных прав к качественному образованию закреплены законодательством Республики Казахстан, а именно: в Конституции Республики Казахстан, Законах Республики Казахстан «О правах ребенка в Республике Казахстан», «Об образовании», «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями», «О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан», «О специальных социальных услугах» [1]. Одной из приоритетных задач госпрограммы развития образования Казахстана является совершенствование системы инклюзивного образования в среднеобразовательных, профессиональных и высших учебных заведениях. Инклюзивное образование для Казахстана на данный момент времени  является педагогической инновацией. Как известно, любая инновация проходит через несколько этапов и сейчас республика находится на этапе внедрения, который, с одной стороны, носит характер стихийности, а с другой – нуждается в научном объяснении оценки условий готовности к принятию инклюзивного образования, что является вытекающим следствием для любого новшества.

Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам обучающихся, что обеспечивает доступ к образованию для лиц с ОВЗ, имеющих особые потребности. Существует восемь основных принципов инклюзивного образования:

1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.

2. Каждый человек способен чувствовать и думать.

3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.

4. Все люди нуждаются друг в друге.

5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.

6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе со сверстниками.

7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.

8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Производятся первые шаги на пути к инклюзивному образованию, так  от общего количества   государственных  грантов  Республики  на высшее образование ежегодно 0,5 %  выделяется   инвалидам    I группы,  II группы, а также  инвалидам  с детства [1].    В настоящее время во многих ВУЗах республики Казахстан ведется планомерная работа по созданию условий для людей с ограниченными возможностями. К примеру, при утверждении архитектурного плана строительства новых учебных заведений и социальных объектов обязательным условием является наличие специально приспособленных условий для инвалидов.

 Опыт, который имеет наше государство в сфере социализации лиц с ограниченными возможностями, сложился в основном в рамках клинического подхода, где ограниченные возможности рассматриваются скорее как патология, нарушение развития, а это предполагает лечение, создание специализированных учреждений оказания помощи. Такое положение ослабевает социальную роль, позицию ребенка или взрослого с ограниченными возможностями здоровья и накладывает отпечаток на формирование его социального статуса в группе. Если посмотреть на данный вид образования с нескольких сторон, то можно сказать, что с одной стороны оно является элементом социальной защиты данной категории лиц и предоставляет им возможность одновременного лечения и обучения. Но если взглянуть с другой стороны, то инклюзивное образование, объединяя детей или взрослых с ограниченными возможностями здоровья с людьми, относящимися к здоровым, способствует формированию новой среды, новой иерархии, где люди с ОВЗ, возможно, будут занимать маргинальные статусные позиции.

Огромное влияние уделяется педагогическому сопровождению учащихся в условиях инклюзивного образования, однако остановимся на психологической поддержке данной категории людей. Важнейшей целью в работе с учащимися, имеющими ОВЗ, является процесс социализации, поэтому существует потребность в психологической поддержке.

Нами было проведено исследование личностных особенностей студентов, обучающихся в ЗКГУ им.М.Утемисова, имеющих ограниченные возможности здоровья. Всего в университете на очном отделении обучается 30 студентов данной категории. С ними было проведено психологическое диагностическое обследование. Целью исследования стало исследование личностных особенностей взрослых с ОВЗ, обучающихся в условиях высшего учебного заведения. В качестве основных показателей мы определили уровень самооценки личности, уровень коммуникативных способностей и уровень адаптации.  Для изучения данных показателей мы использовали следующие методики: «Методика исследования самооценки личности» (С.А. Будасси), «Тест коммуникативных умений Л. Михельсона» (адаптация Ю.З. Гильбуха), «Методика диагностики социально-психологической адаптации» (К.Роджерс, Р. Даймонд) [4].

«Методика исследования самооценки личности» (С.А. Будасси) позволяет количественно измерить самооценку личности. «Тест коммуникативных умений Л. Михельсона» (адаптация Ю.З. Гильбуха) направлен на изучение  уровня коммуникативной компетентности и качества сформированности основных коммуникативных умений. «Методика диагностики социально-психологической адаптации» К.Роджерса и Р.Даймонда включает в себя несколько шкал: адаптация, самопринятие, принятие других, эмоциональный комфорт, интернальность, стремление к доминированию.

На основе «Методика исследования самооценки личности» были получены следующие показатели:  10% опрошенных имеют высокий уровень самооценки, 50% имеют средний уровень самооценки, у 40% опрошенных обнаружена  низкая самооценка. «Тест коммуникативных умений Л. Михельсона» позволил нам получить следующие данные: способ общения зависимый у 30% диагностируемых лиц, компетентный – у 50%, агрессивный – у 20% обследуемых. «Методика диагностики социально-психологической адаптации» предоставила следующие показатели по шкалам:

  • · адаптация – низкий уровень – 55%, средний – 35%, высокий – 10%; с
  • · амопринятие - низкий уровень – 60%, средний – 30%, высокий – 10%;
  • · принятие других - низкий уровень – 35%, средний – 50%, высокий – 15%;
  • · эмоциональный комфорт - низкий уровень – 40%, средний – 50%, высокий – 10%;
  • · интернальность -  низкий уровень – 15%, средний – 65%, высокий – 20%;
  • · стремление к доминированию - низкий уровень – 20%, средний – 60%, высокий – 20%.

Исходя из полученных данных, можно сделать вывод о том, что лиц с ОВЗ, испытывающих трудности в процессе адаптации характеризует низкая самооценка, низкий уровень коммуникативной компетентности, а именно: низкий уровень самопринятии и эмоционального комфорта, принятия других.

С целью коррекции перечисленных выше показателей, нами была разработана психокоррекционная программа. Программа была разделена на два этапа – индивидуально-психологическое консультирование, и групповая форма – тренинговые занятия. Индивидуальное консультирование базировалось на техниках арт-терапии, монодраме, телесно-ориентированной терапии. В процессе индивидуальных встреч были вскрыты и проанализированы некоторые личностные проблемы, происходила подготовка к групповой форме работы. Тренинговая форма строилась на методах гештальт-терапии, арт-терапии, психодрамме и т.д. Включала в себя пять блоков: первый блок – знакомство, сплочение; второй блок – повышение самооценки личности, третий блок – повышение уровня самопринятия, четвертый - развитие коммуникативных навыков, пятый – развитие навыков рефлексии, эмпатии.

Кратко остановимся на техниках, применяемых нами в психологической поддержке процесса адаптации студентов с ОВЗ к условиям высшего учебного заведения. Современное понимание арт-терапии предполагает, во-первых, использование языка изобразительной экспрессии; во-вторых, непосредственное участие человека в изобразительном творчестве [5].

 Использование психодрамы в индивидуальном консультировании и психотерапии получило название – монодрама. Другими словами – это своего рода, театр одного актера, где место других действующих лиц занимают предметы, стулья и т.д. 

Телесно-ориентированная терапия направлена на проработку психологических проблем посредством высвобождения их через работу с телом.

Гештальт-терапия — гуманистическое направление в психотерапии, основанное на экспериментально-феноменологическом и экзистенциальном подходах. Ролью гештальт-терапевта, в отличие от психоаналитика, не является интерпретацией бессознательного пациента, а он помогате клиенту развить самоосознавание, и выступает в роли активного участника, раскрываясь, взаимодействуя с пациентом как личность с личностью, как это предполагает гуманистический подход в отличие от психоаналитической теории [6].

Также нами были разработаны рекомендации для преподавателей ВУЗа с целью просвещения о психологических особенностях личности студентов с ограниченными возможностями здоровья для оказания поддержки прохождения ими процесса адаптации.

Подводя итог, следует отметить, что процесс адаптации для большинства студентов с ОВЗ, является сложным. Инклюзивное образование активно внедряется в нашей республике, создаются необходимые условия для лиц с ограниченными возможностями здоровья, однако этот процесс находится на начальном этапе. Возникает острая необходимость в психологической поддержке, помощи не только детям, подросткам с ОВЗ, но и лицам, обучающимся в ВУЗах. Наше исследование, подтверждает предыдущую мысль и изучив личностные особенности данной категории лиц, возникла необходимость в разработке и реализации психокорекционной программы. Нами была разработана программа психокоррекции, направленная на повышение уровня самооценки, коммуникативной компетентности и даны рекомендации преподавателям ВУЗа.