Полный текст статьи
Печать

Современная система образования непрерывно претерпевает изменения и подвергается систематической модернизации. Особенно заметно это стало для педагогов в последнее десятилетие. В образовании меняются стандарты, требования и, соответственно, это не может не отразиться на профессиональной деятельности педагога. Преподаватели вынуждены следить и успевать за происходящими изменениями и заниматься поиском и применением новых педагогических технологий образования, которые помогут достичь максимально положительного результата педагогической деятельности и приведут к более успешной реализации инклюзивного образования.

На сегодняшний день ключевым вопросом модернизации  образования является повышение его качества, приведение в соответствие с мировыми стандартами. Сегодня в сфере образования выделяется большое число инноваций различного характера, направленности и значимости, проводятся большие или малые государственные реформы, внедряются новшества в организацию и содержание, методику и технологию преподавания.

За годы Независимости Республики Казахстан в данном направлении работы достигнуты существенные изменения. И если о развитии инклюзивного образования мы можем полноценно говорить, начиная с 2011 года (утверждение Государственной программы развития образования на 2011-2020 годы), то это не означает отсутствие работы  в предыдущие годы [1].

В первую очередь в Республике совершенствовалась нормативная правовая база, направленная на улучшение условий жизнедеятельности детей с особыми образовательными потребностями (ООП). Приняты  законы  Республики Казахстан «Об образовании», «О правах ребенка в Республике Казахстан», «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями» и др. нормативно-правовые акты.

Термин «особые образовательные потребности» не так давно появился в современном обществе. За рубежом он вошел в массовое употребление раньше. Появление и распространение понятия особых образовательных потребностей (ООП) говорит о том, что общество пытается помочь детям, жизненные возможности которых ограничены, а также тем, которые по воле обстоятельств попали в трудную жизненную ситуацию. Социум начинает помогать таким детям адаптироваться в жизни.

Ребенок, имеющий особые образовательные потребности, – это уже не тот, у которого наблюдаются аномалии и нарушения в развитии. Социум отходит от разделения детей на «нормальных» и «ненормальных», поскольку между этими понятиями существуют весьма призрачные границы. Даже при самых обычных способностях у ребенка может наблюдаться отставание в развитии, если ему не уделяется должное внимание со стороны родителей и общества.

Особые образовательные потребности – это понятие, которое должно постепенно вытеснить из массового употребления такие термины, как «аномальное развитие», «нарушения развития», «отклонения в развитии». Оно не определяет нормальность ребенка, а акцентирует внимание на том, что он не особо отличается от остальных членов общества, но имеет потребности в создании особых условий для его обучения. Это сделает его жизнь более комфортной и максимально приближенной к той, которую ведут обычные люди.

Отметим, что «дети, имеющие особые образовательные потребности» – это не только название для тех, кто страдает от психических и физических нарушений, но также и для тех, кто их не имеет. Например, когда необходимость в специальном образовании возникает под влиянием каких-либо социокультурных факторов.

Контингент детей, имеющих ООП, современная наука разделяет на три группы:

  • с характерными ограниченными возможностями по состоянию здоровья;
  • столкнувшиеся с трудностями при обучении;
  • живущие в неблагоприятных условиях.

То есть в современной дефектологии термин имеет следующее значение: особые образовательные потребности – это условия развития ребенка, которому требуются обходные пути, чтобы достичь тех задач развития культуры, которые при обычных условиях выполняются стандартными способами, укоренившимися в современной культуре.

В настоящее время все больше и больше детей нуждаются в дополнительных стимулирующих занятиях по коррекции познавательных функций. Развитие познавательной деятельности не является самоцелью. Учить мыслить необходимо не для того, чтобы ребенок умел делать это, а для того, чтобы он мог лучше ориентироваться в окружающем его мире, организовывать свою жизнь, становится все более самостоятельным. Это актуализирует вопросы применения инновационных педагогических технологий в практике психолого-педагогического сопровождения учащихся с ООП в условиях инклюзивного образования.

Термин «инклюзия» в переводе с английского языка означает «включенность». Инклюзивное образование (фр. Inclusif – включающий в себя, лат. includе –заключаю, включаю). Инклюзивное образование – это такая специфическая организация  процесса обучения, при которой ВСЕ обучающиеся, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без  инвалидности в одних и тех  же общеобразовательных школах.

Инклюзивное обучение в общеобразовательных учебных заведениях реализует права детей с особыми образовательными потребностями на образование по месту проживания, их социализацию и интеграцию в общество, привлечение родителей к участию в учебно-воспитательном процессе [2, 3].

На сегодняшний день  инклюзивное образование постепенно распространяется во всем мире и является новой актуальной стратегией образования, которая имеет свои как положительные, так и отрицательные стороны.

Ключевое значение имеет изменение культурных традиций населения, поскольку негативное, неприязненное отношение к лицам с ОВЗ в массовом сознании препятствует продвижению самых позитивных мер, в том числе влияет на формирование объема и качества социальных услуг и определяет положение этих лиц, включая их права и возможности.

Главной задачей инклюзивного образования является создание благоприятных условий в общеобразовательной школе для каждого ребёнка. Необходимо также психологически подготовить родителей, педагогов и здоровых детей к тому, что они будут учиться в одном классе с детьми с ООП. 

Основными трудностями на данном этапе развития инклюзивного образования стали неготовность самих детей с ООП к совместному обучению со здоровыми сверстниками, нежелание родителей, воспитывающих таких детей, понять о невозможности применения инклюзивного обучения к каждому ребенку без исключения и неготовность родителей здоровых детей принять в класс детей с ограниченным возможностями.

Понимая, что непременным условием интеграции является комфортная атмосфера организации образования, гарантирующая благополучное эмоционально-психологическое состояние каждого участника образовательного процесса, организованы мероприятия по  взаимному сотрудничеству учителей массовых общеобразовательных школ с коллегами специальных (коррекционных) организаций образований, которые уже имели определенный опыт работы с детьми данной категории.

На базе специальных школ открыты методические площадки и ресурсные центры для оказания методической и практической помощи педагогам,  работающим  с детьми с ООП.

С внедрением инклюзивного образования изменилась роль кабинетов психолого-педагогической коррекции: они стали выполнять роль районных методических центров для педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями, вести работу по обеспечению внешней коррекционной поддержки детям, обучающимся в общеобразовательных школах и воспитывающимся в массовых детских садах.

С 2014 года в Республике  Казахстан утвержден  комплекс мер по дальнейшему развитию инклюзивного образования. Эти меры предусматривали переопределение роли   школьных психолого-медико-педагогических консилиумов,  увеличение охвата дошкольным и внешкольным образованием детей с особыми потребностями, расширение сети классов коррекционно-развивающего обучения, логопедических пунктов, кабинетов психолого-педагогической коррекции и реабилитационных центров [4].

Психолого-педагогическое сопровождение – это комплексная система мер по созданию всеми субъектами образовательного процесса социально-психологических и педагогический условий для оказания помощи и поддержки ребенка с ООП в решении задач его развития, обучения, воспитания и социализации в инклюзивном образовательном пространстве.

Для успешного психолого-педагогического сопровождения обучающихся необходим  комплексный подход, предполагающий согласованную деятельность сопровождающих специалистов разного профиля (логопед, социальный педагог, психолог, дефектолог), а также активное вовлечение родителей в инклюзивное образовательное пространство.

Система психолого-педагогического сопровождения в условиях общеобразовательных учреждений выполняет ряд функций [4, 5]. Функция компенсации заключается в создании условий, позволяющих обеспечить развитие ребенка с ООП наряду со здоровыми детьми, но с использованием для этого иных средств и обходных путей с учетом превращения минусов дефекта в плюсы компенсации (Л.С.Выготский). Следующая функция – функция стимуляции, которая направлена на активизацию ребенка в процессе общения в обществе здоровых сверстников. Развивающая функция предполагает создание условий для оптимальной социализации детей с ООП в микросоциуме. Коррекционно-развивающая функция выступает процессом психолого-педагогической поддержки, подразумевая коррекцию травмирующих воздействий на ребенка и нейтрализацию факторов, вызывающих вторичные или психологические последствия дефекта.

Осуществление психолого-педагогического сопровождения обучающегося с ООП в массовой общеобразовательной школе способствует социализации воспитанника и успешному усвоению учебного материала. При этом требуется соблюдение ряда условий: принятия факторов, обуславливающих наличие у обучающегося особых образовательных потребностей, и их влияние на специфику овладения учебной программы и участие в жизни общества; ориентацию на субъектное включение ребенка и его семьи в общий процесс образовательной инклюзии. И наконец, создание особой формы жизнедеятельности ребенка – специальной развивающей среды, организация которой зависит от сопровождающих взрослых.

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с особыми образовательными потребностями в условиях общеобразовательной школы следует вести в четырех направлениях.

- В рамках первого низ них (адаптационный этап) необходимо провести работу с ребенком и членами его семьи на этапе поступления в школу. 

- Второе направление подразумевает оказание психолого-педагогической поддержки ребенку в условиях школы с целью развития его коммуникативной компетентности, расширения социального пространтства.

- В основе третьего направления положено оказание индивидуальной психолого-педагогической помощи ребенку с особыми образовательными потребностями в процессе его развития в условиях общеобразовательного учреждения.

- Четвертое направлениепредполагает работу с коллективом педагогов.

На первом этапе ребенку и его семье должна быть оказана конкретная помощь на основе индивидуальной программы, которая составляется при непосредственном участии семьи и всей команды специалистов, работающих с ним. При составлении программы учитывается уровень возможностей ребенка на данном этапе, его интересы, желания, возможности освоения психологического и жизненного пространства, ближайшее психологическое окружение (круг общения). Включение семьи в реабилитационную работу с ребенком и коррекция семейных отношений требуют на этапе адаптации наибольшего внимания как от психолога и педагога, так и от всех специалистов, включенных в команду. Специалисты оказывают родителям психотерапевтическую помощь, осуществляют медико-психологическое консультирование родителей, проводят занятия с матерью по ее обучению методам наблюдения за психическим развитием ребенка, овладению приемами эмоциональных контактов с ребенком и формами сенсорно-перцептивных взаимодействий, стимулирующих его психическое развитие. Особое место здесь занимает проведение психокоррекционных занятий и консультаций по сглаживанию, снятию тревоги и чувства вины у родителей, а также обучение рациональным методам ухода за ребенком. Специалистам необходимо подготовить семью и самого ребенка к его поступлению в школу, что предполагает работу над повышением уровня психологической устойчивости будущего ученитка и его семьи к негативным тенденциям и воздействиям общества, над формированием восприятия болезни как определенного жизненного стиля и поведения.

Целью второго направления психолого-педагогического сопровождения  является создание специальной развивающей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и может реализовать имеющиеся у него возможности.

К формам специальной развивающей психологической среды можно отнести различные тренинговые занятия, на которых решаются как развивающие, так и коррекционные задачи; специально организованную игровую деятельность, в которой на первое место выступают действия и поступки, полезные для вхождения ребенка в реальную жизнь. Этой же цели служит взаимодействие, в процессе которого происходит развитие у детей необходимых коммуникативных качеств, устойчивости, флексибильности. В качестве особой формы специальной развивающей среды также используется психодиагностика, в которой заложен принцип самопознания и само­развития на основе анализа и использования данных, полученных с помощью психодиагностических процедур.

В качестве целевой установки в рамках третьего направления психолого-педагогического сопровождения определяется оказание индивидуальной психолого-педагогической помощи ребенку с особыми образовательными потребностями в процессе его обучения в условиях общеобразовательного учреждения. Ведущим специалистом на этом этапе является учитель-дефектолог. Здесь осуществляется мониторинг адаптационного процесса ребенка в условиях общеобразовательного учреждения. Регулярно проводится изучение отношений ребенка с особыми образовательными потребностями в жизнедеятельности и обучении; изучение его взаимоотношений со сверстниками и педагогами; отношения к условиям обучения и организации досуга. При проведении обследования также используются другие эмпирические методы: изучение документации (рабочих тетрадок ребенка, оценочных листов, рисунков), экспертные оценки педагогов. Мониторинг позволяет выявить общую картину поддержки ребенка, а также отслеживать изменения, достигнутые применяемыми способами воздействия. Также следует вести работу с коллективом, в котором находится ребенок, в направлении формирования у детей установки на его принятие, понимание имеющихся у него проблем, чувство товарищеской взаимопомощи и эмпатии. Кроме того, дети с ООП должны включаться в совместную деятельность реальную или имитационную, где важную роль имеет взаимовыручка и поддержка друг друга.

Четвертое направление предполагает работу с педагогическим коллективом. Эта работа включает в себя поддержку по вопросам психолого-педагогического сопровождения, организацию психологической помощи участникам образовательного процесса, организационно-методическую и правовую поддержку, информационно-методическую поддержку.

В целом, можно сформулировать ряд выводов. Обучение детей с особыми образовательными потребностями в современном инклюзивном образовательном учреждении предполагает в качестве обязательного и необходимого элемента работы коллектива психолого-педагогическое сопровождение всех субъектов образования. Все участники образовательного процесса (дети, родители, педагоги, администрация учреждений, ближайшее социальное окружение) должны быть подготовлены к включению детей с ООП в общеобразовательную среду. Эта подготовка включает создание позитивных установок на взаимодействие, воспитание толерантности у всех участников. Особые требования предъявляются к формированию у педагогов соответствующих компетенций — личностной, мотивационной, коммуникативной, методической и др. готовности [6].

При работе с родителями важными являются такие направления работы, как:

- профилактика неадекватной реакции на факт нарушения в развитии ребенка;

- формирование адекватного отношения к проблемам ребенка;

- снижение эмоционального дискомфорта;

- контроль родителями собственных эмоциональных состояний;

- оптимизация детско-родительских отношений;

-укрепление уверенности родителей в возможностях ребенка.

При этом позитивные изменения, которые наблюдаются в среде родительской общественности и профессиональном сообществе педагогов в результате комплекса информационно-методических, организационных и психолого-педагогических мероприятий, дают надежду на развитие современного образовательного учреждения как центра образовательной инклюзии.

Согласно заключению психолого-медико-педагогической
консультации и с согласия родителей для детей с особыми образовательными
потребностями педагогические работники разрабатывают индивидуальную учебную программу, которая утверждается руководителем учебного заведения.

Основа образовательных стандартов нового поколения – формирование универсальных учебных действий, направленных на способность воспитанников самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса.

Расписание уроков для детей с ООП составляется с учетом индивидуальных особенностей их учебно-познавательной деятельности, динамики умственной работоспособности в течение дня и недели, с соблюдением санитарно-гигиенических требований.

В индивидуальном учебном плане предусматриваются часы для проведения коррекционно-развивающих занятий с учетом заключения психолого-медико-педагогической консультации и типовых учебных планов специальных общеобразовательных учебных заведений для детей, которые нуждаются в коррекции физического и/или умственного развития. Такие часы учитываются при определении предельно допустимой недельной учебной нагрузки детей с особыми образовательными потребностями.

Коррекционно-развивающие занятия проводятся соответствующими
учителями-дефектологами и педагогами-психологами.

Технологии компенсирующего обучения – к элементам (средствам) реабилитационного пространства относят в первую очередь:

  • · любовь к ребенку (забота, гуманное отношение, душевное тепло и ласка);
  • · понимание детских трудностей и проблем;
  • · принятие ребенка таким, какой он есть, со всеми его достоинствами и недостатками;
  • · сострадание, участие, оказание необходимой помощи;
  • · обучение элементам саморегуляции (учись учиться, учись владеть собой).

Это имеет важное значение при работе с детьми с ООП, часто простое ласковое прикосновение успокаивает ребенка и активизирует его учебную деятельность.

Виды педагогической поддержки в усвоении знаний – обучение без принуждения (основанное на интересе, доверии, ситуации успеха):

  • · урок как система реабилитации, в результате которой каждый ученик начинает чувствовать и сознавать себя способным действовать разумно, ставить перед собой цели и достигать их;
  • · адаптация содержания, очищение учебного материала от сложных подробностей и излишнего многообразия;
  • · одновременное подключение слуха, зрения, моторики, памяти и логического мышления в процессе восприятия материала;
  • · использование ориентировочной основы действий (опорных сигналов);
  • · дополнительные упражнения;
  • · оптимальность темпа с позиции полного усвоения и др.

Виды инновационных педагогических технологий в практике психолого-педагогического сопровождения детей с ООП.

1. Метод ассоциаций – ассоциация букв с различными предметами и рисунками
2. Ассоциативный тренинг. В каждом предмете необходимо найти определенные цифры. Важно помнить о том, что ребенку предоставляется роль ведущего в творчестве.
3. Техника «Ты – учитель». Найди и исправь ошибки, которые сделал «педагог - ученик».
4. Занятия в нетрадиционной форме:
  • · игра-путешествие,
  • · тест-викторина,
  • · мини-спектакль,
  • · виртуальная экскурсия,
  • · ролевые игры.
5. Развитие речевого дыхания.

Игра «Прожорливые фрукты». Рот – это воротики, куда дети должны задуть разные лёгкие предметы.

6. Развитие мелкой моторики, внимания. Нарисуй, не отрывая карандаша.
7. Развитие внимания, логики, наблюдательности.
8. Арттерапия + пескотерапия.

Рисование на песке или манке может принести много радости ребенку. Да и для такого творчества достаточно всего лишь противня либо широкого, но неглубокого лотка, а также много манной крупы. В таком случае манка насыпается на противень ровным слоем, а ребенок пальчиками или кисточкой прорисовывает на манке узоры и рисунки. Так рисунком станут проступающие контуры противня. Помимо этого, манку можно насыпать на противень каким-либо узором или рисунком. Огромным плюсом в таком рисовании на манке является возможность исправить свое творение, засыпать крупой ненужные детали, штришки и элементы. Более того, на такие произведения искусства не нужно тратить средств.

9. Изотерапия

Виды:

  • · Рисование.
  • · Лепка.
  • · Аппликация.
  • · Тестопластика.
  • · Аппликационная лепка.
  • · Цветотерапия.
  • · Ручной труд.
10. Сказкотерапия.

Задачи:

  • активация мышления и речи;
  • развитие дыхательного аппарата, саморегуляции, контроль дыхания;
  • развитие мелкой моторики;
  • снятие нервно-психического напряжения;
  • моделирование положительного психоэмоционального состояния;
  • формирование адекватного межличностного поведения;
  • формирование адекватной самооценки;
  • обеспечивает эффективное эмоциональное реагирование;
  • способствует преодолению коммуникативных барьеров и психологических        защит;
  • создает благоприятные условия для развития произвольности и       способности к саморегуляции;
  • оказывает влияние на осознание детьми своих чувств, переживаний и     эмоциональных состояний;
  • содействует формированию позитивной «Я-концепции» и повышению уверенности в себе.

Дети с ООП привлекаются к внеклассной и внешкольной работе с учетом:

  • · их интересов, склонностей, способностей, пожеланий, возраста, индивидуальных особенностей;
  • · учебно-познавательной деятельности и состояния здоровья;
  • · по желанию и согласию родителей.