Полный текст статьи
Печать

Проблема принятия лиц с ограниченными возможностями здоровья обществом, является одной из глобальных задач современности. Особое внимание в рамках специального образования должно уделяться интеграции лиц с ограниченным возможностями здоровья в общество, использование ими всех социальных благ и привилегий, доступных остальным гражданам.

С точки зрения Е.С. Фоминых, психологическое сопровождение лиц с ОВЗ в процессе инклюзии предполагает не коррекцию недостатков, а поиск скрытых ресурсов развития личности. Формирование адаптивности рассматривается автором как способность самостоятельно достигать относительного равновесия в отношениях с собой и окружающими как в благоприятных, так и в трудных жизненных ситуациях [1].

Как правило, социально-психологическая адаптация определяет успешность социализации личности, является одним из факторов самоактуализации. Наиболее важной проблема социально-психологической адаптации становится в те периоды жизни подростка, которые характеризуются сменой социального окружения, статуса личности и приобретением новой социальной роли [2]

Вместе с тем, по некоторым оценкам невозможность адаптироваться к условиям школьной жизни может привести умственно отсталого подростка к эмоциональному срыву. Практический опыт позволяет констатировать тот факт, что у подростков с умственной отсталостью в большинстве случаев страдают все виды школьной адаптации: организационная, учебно-мотивационная, психологическая и социальная. Очевидно, что процесс социализации и адаптации подростка предполагает активное взаимодействие с социумом, а именно: включение его в систему общественных отношений, усвоение и принятия им целей, ценностей, норм поведения, принятых в обществе [3].

Психическая адаптация является наиболее значимой для обеспечения успешной адаптации человека в целом. В рамках подхода Ю.А. Александровского адаптированная психическая деятельность является важнейшим фактором, обеспечивающим человеку состояние здоровья [4].

В целом следует отметить, что подростки с умственной отсталостью являются «группой риска». Это связано не только с нарушением процесса социально-психологической адаптации у таких подростков, но и с их личными особенностями [2].

При таком понимании умственная отсталость является не психологическим заболеванием, а специфическим состоянием, когда интеллектуальное развитие подростка ограничено определенным уровнем функционирования центральной нервной системы. Во многих источниках умственная отсталость рассматривается как «…стойкое, необратимое нарушение познавательной деятельности, вызванное органическим повреждением коры головного мозга» [4].

Следует заметить, что умственная отсталость нарушает адаптационные способности личности вследствие стойкого расстройства функций головного мозга и в значительной степени изменяет социальное поведение человека [2].

Проблематика развития подростков с умственной отсталостью достаточно полно представлена в исследованиях Л.В. Занкова, В.Г. Петрова, И.Н. Соловьева, С.Я. Рубинштейн, Ж.И. Шиф и др. На основании данных исследований, подросток с умственной отсталостью может развиваться и обучаться в пределах своих биологических возможностей. Большинство подростков с умственной отсталостью, по экспертным данным психологов-исследователей, были отнесены к категории импульсивных (быстрые - импульсивные, малоадаптированные) [4].

Исследование, проведенное Корчагиной О.В., подтвердило результаты других авторов, которые отмечают, что для подростков с умственной отсталостью характерны: иррациональные страхи, повышенная тревожность, аффективная неустойчивость, снижение волевой регуляции, импульсивность, инфантильные и ригидные стили реагирования в конфликте [5].

Сталкиваясь с трудностями, подростки с умственной отсталостью проявляют повышенную эмоциональность, импульсивность, неуравновешенность. При этом не пытаются справиться с трудностями самостоятельно, а ищут помощи у окружающих, тем самым возвращаясь на инфантильный уровень поведения. Именно для таких проявлений характерна социальная незрелость подростков с умственной отсталостью, затрудняющая процесс межличностного взаимодействия, социальную интеграцию и адаптацию в социуме. Для подростков с умственной отсталостью в большей степени свойственно использование таких стратегий поведения, как фантазирование, смена деятельности, избегания, поиска социальной поддержки, аффективного реагирования [2].

При таком понимании доминирующими потребностями подростков, по мнению разных авторов, являются: потребности в общении, уважении, признании и принятии сверстниками, в самоутверждении, самореализации и развитии собственного «Я». Потребность быть и считаться взрослым, понять самого себя и быть на уровне собственных к себе требований, потребность во внимании, поддержке и привязанности; в четких правилах и границах; в развитии и обучении через собственный жизненный опыт; в интересных жизненных событиях, потребность в умении уверенно отстаивать свое мнение; в постановке жизненных целей, в безопасности, потребность в зависимости и эмансипации от семьи, в успехе и проверке своих возможностей [6].

«Психологические аномалии, - утверждает В.В. Королёв - являются не прямой причиной социально-психологической деформации личности, а лишь почвой, которая благоприятствует возникновению и содействует становлению у подростка антиобщественных взглядов и установок» [7].

Обоснованным выглядит высказывание Л. Пожар отмечавшего, что «то, какую позицию или отношение к аномальным детям, подросткам или взрослым занимает общество, непосредственно отражается не только в общем развитии их личности…, но и в том, насколько успешной будет школьная и социальная интеграция аномальных людей [8]

С точки зрения Ю.А. Королевой, все это позволяет оценить нестабильность, незащищенность личности, отсутствие должной рефлексии приводят к снижению активности, к социальной покорности и конформизму, к снижению возможности для осуществления самостоятельного выбора [9].

Следует заметить, что в силу особенностей возраста подростку с умственной отсталостью порой сложно понять и принять себя. Видимо не случайно, что подросток с нарушенным развитием оказывается в вынужденной изоляции и становится дезадаптирован для общества.

Отталкиваясь от теории, мы определили основную идею нашего исследования, состоящую в изучении особенностей социально-психологической адаптации подростков с умственной отсталостью. Исследование проводилось на базе ГКОУ «Школа № 20» г. Оренбурга. В нем приняло участие 30 респондентов: 15 подростков с умственной отсталостью и 15 подростков с нормальным интеллектом. Возраст испытуемых составил от 15 до 16 лет.

В диагностическом исследовании, для реализации поставленных задач, использовалась карта наблюдений Стотта. Полученные данные были проанализированы с точки зрения сравнения средних значений при помощи t-критерия Стъюдента. Результаты исследования представлены в таблице 1.

                                                                                                                     Таблица 1

Различия средних значений показателей частоты встречаемости симптомокомплексов дезадаптации по t-критерию Стьюдента в экспериментальной и контрольной группах.

Симптомокомплекс

Среднее значение

 ЭГ

Среднее значение

КГ

Уровень достоверности

Недостаток доверия к новым вещам, людям, ситуациям

6,981

5,876

0,0003

Ослабленность

4,658

3,987

0,0000

Уход в себя

7,764

5,765

0,0004

Тревога за принятие взрослыми и интерес с их стороны

5,875

5,126

0,0001

Непринятие взрослых

6,427

4,684

0,0002

Тревога за принятие детьми

5,762

4,982

0,0012

Асоциальность

7,620

4,729

0,0006

Эмоциональная незрелость

8,528

4,754

0,0002

 

Детально анализируя данные симптомокомплексов дезадаптации, помещенных в таблице, можно констатировать тот факт, что подростки с умственной отсталостью по сравнению с их нормально развивающимися сверстниками в большей степени испытывают дезадаптацию по таким симптомокомплексам (СК) как:  «недостаток доверия к новым людям, вещам, ситуациям», «ослабленность», «уход в себя», «тревожность по отношению квзрослым», «неприятие взрослых», «тревожность по отношению к детям», «асоциальность», «эмоциональная незрелость». Для умственно отсталых подростков нашей выборки характерно проявление дезадаптации в переживании тревоги по поводу принятия их как со стороны сверстников, так и со стороны взрослых. Одной из особенностей личности умственно отсталых является их повышенная внушаемость, что может спровоцировать проявление разнообразных социальных страхов, тревоги быть отверженным. Недостаток доверия к новому может быть объяснен тугоподвижностью мышления и стереотипностью поведения умственно отсталых подростков. Любая новая ситуация, незнакомые люди вызывают настороженность, что не может не отражаться на адаптационном потенциале наших респондентов. Между тем, умственно отсталые подростки подвержены перепадам настроения, раздражительности, повышенной физиологической и психической истощаемости, что приводит к проявлению дезадаптации по типу ослабленности.

Проявление подобной астении в свою очередь может приводить к нежеланию общаться, к отгороженности, попыткам ухода в свой внутренний мир, замкнутости, о чем свидетельствуют достоверно высокие значения по СК «уход в себя». Выраженность дезадаптации по СК «неприятие взрослых» проявляется в лабильности отношения к взрослым: умственно отсталые подростки демонстрировали то враждебность по отношению к взрослым, то попытки навязчиво наладить с ними контакт. Подростки, высоко дезадаптированные поэтому СК, демонстрировали асоциальное поведение. Асоциальное поведение наблюдалось и как недостаток социальной нормативности, и как открытая враждебность, а в отдельных случаях как попытка отстоять собственную самостоятельность. Есть все основания полагать, что дезадаптация по СК «эмоциональная незрелость» связана с личностными особенностями умственно отсталых подростков, а именно с эмоциональной лабильностью, инфантильностью в поведении, наличием «детских» страхов.

Корреляционный анализ позволил изучить синтомокомплексы дезадаптации в двух группах подростков. В группе умственно отсталых подростков корреляционная плеяда показателей СК имеет в большей степени напряженную структуру. Наиболее напряженным показателем оказался СК «ослабленность», у которого наблюдаются положительные взаимосвязи практически со всеми симптомокомплексами.Тесные взаимосвязи СК «ослабленность» указывают на его системообразующий характер. Одним из факторов, способствующих дезадаптации умственно отсталых подростков, является высокая истощаемость их нервной системы. Так, повышенная отвлекаемость, низкая работоспособность, неспособность долгое время концентрировать внимание, лабильность настроения, частые спады настроения приводят к снижению личностно-защитных механизмов умственно отсталых подростков. Примечательно, что подобное поведение приводит к развитию конфликтности со сверстниками, неумению договориться и решить проблему «мирным» путем. Наиболее выраженная взаимосвязь признака СК «ослабленность» наблюдается с признаком СК «среда» (r=0,41). Умственно отсталые подростки, воспитывающиеся в неблагоприятных социальных условиях в большей степени испытывают дезадаптацию по ослабленному типу.

В группе подростков с нормальным развитием признак СК «ослабленность» положительно взаимосвязана только с тремя показателями: «асоциальность» (r=0,32), «уход в себя» и (r=0,19) «тревожность по отношению к взрослым» (r=0,21). Все это позволяет предположить, что наиболее выраженная взаимосвязь признака «ослабленность» с признаком «асоциальность» указывает на выраженную частоту проявления недостатка социальной нормативности в конфликтных ситуациях подростков с нормальным интеллектом, испытывающих дезадаптацию по типу истощения и астении. Вероятно, испытуемым не всегда хватало самоконтроля отреагировать социально приемлемым способом.

Есть все основания полагать, что ослабленные подростки в напряженной ситуации пытаются всячески оградить себя. С точки зрения испытуемых, гораздо проще никому ничего не доказывать, а просто закрыться, уйти в собственный мир переживаний. Помимо этого, подростки, закрываясь в себе и отказываясь решать конфликтные ситуации, провоцируют тем самым еще большое обострение конфликта. Предположительно, подобное поведение ухода в себя обуславливает и тревожные переживания в отношении взрослых.

Согласно приведенным данным нашего исследования, анализ СК «асоциальность» в обеих группах позволил выявить наличие сложного комплекса взаимосвязей в экспериментальной группе. На проявление недостатка социально приемлемого поведения подростками с умственной отсталостью оказывают взаимовлияние проявление тревоги, как в отношении взрослых, так и сверстников, высокая истощаемость, стремление отгородиться, недостаток доверия к новому, стереотипность поведения, настороженное, а в некоторых случаях и враждебное отношение к взрослым, повышенная конфликтность со сверстниками.

Помимо прочего умственно отсталые подростки испытывают недостаток социальной нормативности поведения в самых разнообразных ситуациях. Подросток может демонстрировать неприемлемое, с позиции социума, поведение в незнакомой ситуации, или с незнакомыми людьми не по причине недостатка воспитания, а в качестве защитной реакции на стресс. В частности, Е.С. Фоминых было обнаружено, что количество ресурсов, которыми располагает человек с ограниченными возможностями здоровья, определяет выбор стратегии совладания со стрессом. В стрессовых ситуациях низкий ресурсный потенциал обусловливает оборонительную позицию и выбор пассивных стратегий совладания с целью сохранения имеющихся ресурсов [1].

Наибольшее значение обнаружилось во взаимосвязи с признаком СК «конфликтность с детьми». Подростки именно в конфликтах со сверстниками чаще всего проявляют асоциальное поведение. Недостаток социальной нормативности в общении провоцирует возникновение конфликтов в подростковой среде. Для подростков с нормальным интеллектом проявление асоциального поведения в большей степени характерно при истощении, стремлении отгородиться от тревожных переживаний, связанных с принятием со стороны взрослых.

Таким образом, проведенное нами исследование особенностей социально-психологической адаптации умственно отсталых подростков позволяет сделать следующие выводы:

1. Уровень социально-психологической адаптации подростков с умственной отсталостью находится на низком уровне по сравнению с их нормально развивающимися сверстниками.

2. В структуре дезадаптации у умственно отсталых подростков выявлено большее количество симптомокомплексов, проявляющихся в значительной мере, чем у подростков с нормальным развитием.

3. Показатель дезадаптации подростков экспериментальной группы преимущественно отличается количеством взаимосвязей основных симпотомокомплексов дезадаптации.

4. Выявление высокого уровня адаптации среди обследованных подростков с умственной отсталостью подтверждает наличие потенциальных возможностей освоения эффективных способов совладания с проблемной ситуацией, подростками с легкой степенью умственной отсталости.