Полный текст статьи
Печать

Категория детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – неоднородная по своему составу группа, объединяющая детей с различными отклонениями физического и (или) психического развития: нарушениями зрения, слуха, речи, интеллекта, опорно-двигательного аппарата, расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения. Независимо от первичного дефекта развитие детей с ОВЗ подчинено ряду закономерностей – общих и специфических.

В качестве общих закономерностей психического развития, свойственных и условно нормативному развитию, и отклоняющемуся, М.М. Семаго выделяет [1]:

  • · наличие внутренней имманентной активности ребенка;
  • · базовую структурную организацию психического, включающую три иерархически и фрактально организованных компонента: регуляторного обеспечения психической активности, ментальные структуры и аффективную организацию;
  • · наличие характерных моментов синхронизированного «перехода» всех структур базовой организации на новый системно реагирующий уровень (узловые моменты развития).

Специфические закономерности дизонтогенеза раскрываются через следующие аспекты (Таблица 1).

Таблица 1

Специфические закономерности дизонтогенеза (М.М. Семаго) 

Специфические закономерности дизонтогенеза [1]

Закономерности первого  порядка

 (присущие всем типам отклоняющегося развития)

 

• Системная иерархически организованная структура особенностей дизонтогенеза;

• изменение активности по амплификации (усвоению) внешних воздействий (ее характера и динамики);

• социально-психологическая дизадаптация;

• изменение структуры и соотношений сформированности всех компонентов базовой структурной организации психического развития;

• особенности динамики развития регуляторного, ментального и аффективного компонентов базовой структурной организации

психического (десинхронизация структурогенеза в узловые моменты развития).

Закономерности второго  порядка

 (свойственные отдельным типам отклоняющегося развития)

 

• Характерные особенности профиля сформированности компонентов базовой структурной организации;

• изменение способности к приему, переработке и воспроизведению информации;

• специфичное для конкретного типа десинхронии формирование отдельных компонентов базовой структурной организации;

• характерные особенности процесса формирования понятий и представлений;

• характерные особенности языка и речевой деятельности, в том числе речевого опосредования.

Закономерности третьего порядка

 (специфичные для отдельных типов отклоняющегося развития)

• Профиль и особенности сформированности уровневых систем компонентов базовой структурной организации;

• специфические особенности раннего психического развития;

  • • специфические феноменологические проявления.

 

Таким образом, важным условием полноценного развития, социализации, социальной адаптации и абилитации дошкольников с ограниченными возможностями здоровья является своевременно организованная психокоррекционная работа. Целью психокоррекционной работы является оптимизация социальной ситуации развития дошкольника с ограниченными возможностями здоровья, развитие игровой деятельности и формирование возрастных психологических новообразований [2]. Психокоррекционные воздействия являются эффективными по отношению к вторичным недостаткам развития и предполагают создание оптимальных условий для эмоционально-личностного и интеллектуального развития; профилактику негативных тенденций личностного и интеллектуального развития, их оптимизацию с использованием потенциальных возможностей [3].

В настоящее время для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья разработаны технологии психокоррекционной работы, интегрирующие достижения отечественных и зарубежных исследователей. Одним из эффективных и результативных вариантов, который позволяет учесть как общие, так и специфические закономерности развития дошкольников с ОВЗ, является использование Монтессори-материалов.

Методика Марии Монтессори – это универсальная разработка, обеспечивающая комплексное решение основных целей и задач развития дошкольника: обеспечение оптимальных условий для формирования когнитивной и аффективной сферы, регуляторного обеспечения психической активности с учетом специфики их совершенствования в отногенезе. «Соревнуясь» лишь с самим собой, ребенок получает убежденность в личных силах и полностью осваивает предложенный материал. Основной принцип методики Монтессори – «Помоги мне сделать это самому!» [4]. То есть взрослый (родитель, педагог, психолог), исходя из интересов и возможностей ребенка, создает ему оптимальную среду для развития творческого потенциала.

Организация и реализация занятий с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья на основе рассматриваемой методики в полной мере согласуется с основополагающими принципами современной психокоррекционной деятельности [5]:

  • · принцип личностного подхода, подчеркивающий необходимость учета личности как целостности со всеми присущими для нее индивидуальными особенностями;
  • · принцип единства диагностики и коррекции, интегрирующий психодиагностическую и психокоррекционную работу в целостный процесс оказания психологической помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья;
  • · принцип нормативности развития, постулирующий учитывать основные закономерности психического развития и последовательное прохождение онтогенетических стадий развития ребенка;
  • · принцип коррекции «сверху вниз», подчеркивающий необходимость  рассмотрения зоны ближайшего развития ребенка как содержательной основы психокоррекционной работы;
  • · принцип коррекции «снизу вверх», учитывающий зону актуального развития ребенка и необходимость упражнения, тренировки имеющихся способностей;
  • · принцип системности развития психической деятельности, обусловливающий значимость учета системного характера психического развития, синтез коррекционных, профилактических и развивающих задач;
  • · деятельностный принцип, определяющий направление вектора коррекционной работы на организацию ведущего вида деятельности и целенаправленное изменение социальной ситуации развития.

Наряду с оригинальными («брендовыми») Монтессори-материалами в настоящее время активно используются их аналоги – индивидуальные развивающие среды для ребенка, изготовленные самостоятельно и максимально учитывающие предпочтения, интересы, возможности и особенности ребенка [5]. Одной из подобных разработок является доска бизиборд («busyboard») – дословно «доска, чтобы занять малыша»; она является эффективным средством, активно способствующим самостоятельному приобретению практических и бытовых умений, навыков дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья.

Бизиборд, точно рассчитанный и составленный еще на этапе «задумки», имеет много маленьких элементов, которые не просто можно разглядывать, трогать, но и совершать с ними или над ними определенные действия: включать лампочку, открывать дверцы, двигать засовчики, застегивать-расстегивать молнию, завязывать шнурки и прочее. Эти, на первый взгляд, незаметные действия развивают мелкую пальчиковую моторику, а также учат пользоваться настоящими предметами в быту. Ребенок получает возможность выбрать для игры тот предмет, который ему больше импонирует в данный момент. В процессе занятия с бизибордом ребенок пробует абсолютно самостоятельно решать задачи различной сложности, находить свои ошибки, вносить исправления. В процессе игровых действий у ребенка развивается мышление, связная речь, воображение и мелкая пальчиковая моторика. Помимо этого данная разработка способствует формированию мотивации к обучению. В процессе решения практических задач у дошкольника с ОВЗ формируется важные личностные качества – целеустремленность, самостоятельность и уверенность в себе [6].

Внешне доска бизиборд – типичная панель управления с увлекательным оформлением. На древесной дощечке размещаются разные функциональные предметы, которые ребенок использует во время игры. Бизиборд не ограничен в размерах, заполнении и формах. Основные методы крепления – на стене или на полу. Для разработки доски бизиборд можно использовать различные составляющие, но отвечающие главному условию – безопасности. Большое количество и разнообразие предметов и материалов вносит разнообразие в палитру ощущений ребенка, расширяет сенсорный опыт ребенка, вызывает энтузиазм и интерес. Особого внимания заслуживают варианты бизибордов, в которых прослеживается определенная тема. Например, развивающая доска, приуроченная к сюжетам популярного мультфильма, либо соответствующая личным интересам и предпочтениям ребенка [5]. 

Для оформления доски бизиборд используют детали из разных материалов [5]:

•   Дверные шпингалеты, щеколды, защёлки, замочки, петли, ручки и многое другое.

•   Колёсики от дивана или кресла разных диаметров, крутящиеся и стационарные, при желании которые можно сделать разноцветными.           

•   Валики различного назначения: массажные и применяемые в строительстве, поролоновые, меховые, из искусственной травы, картонные.

•   Шнуровка. Традиционно изображают какую-либо модель обуви (например, кеды), к которой прикрепляют заклёпки, крючки, петельки и вставляют шнурки. Более эффективным является использование калоритных цветов.

•   Застёжки, молнии, клавиши, крючки с петлями (например, это может быть курточка или же крокодил, у которого на месте зубов – молния).

•   Колокольчики или похожие детали, издающие звук, дверной звонок или детали от ксилофона.

•   Петли, замочки, щеколды и шпингалеты.

•   Счёты, кольца на кусочке старого карниза или элементарно нанизанные на нитку бусины.

•   Старый диск телефона или кнопочная клавиатура от современного мобильного аппарата.

•   Переключатели, выключатели, клавиши, тумблеры и другие подобные элементы.

•   Зеркала с защищенным краем (маленькие, крутящиеся, выпуклые и простые).

•   Кусочки тканей разной текстуры.

•   Дверные ручки.

•   Фонарики и подсветка.

•   Почтовые замки с ключами.

•   Счеты.

•   Пуговицы, глазки, носики животных и иная швейная фурнитура.

•   Панель с клавишами от электроприборов и многое другое.

Данный перечень – лишь возможный вариант того, что можно придумать при подготовке развивающей доски. Оригинальной задумкой в изготовлении развивающей доски является использование раскрывающихся дверей и окон, за которыми можно спрятать сказочных и мультипликационных персонажей.

Перечислим основные варианты представления Монтессори-материалов на доске бизиборд и их развивающий потенциал [5]:

•   Доски с различными развивающими элементами: с множеством замочков, на липучках, застежках и молниях, с щеколдами, цепочками, которыми можно пользоваться так, как это происходит в реальной взрослой жизни. Развивающая доска бизиборд предполагает занятия ребенка двумя руками. При этом развивается мелкая моторика, а также активизируются клетки и правого, и левого полушария головного мозга. Упражнения на досках, на которых расположены элементы самообслуживания (специальные шнуровки и застежки, пуговицы и клепки и пр.) позволяют ребенку научиться завязывать шнурки и бантики, застегивать пуговицы, клепки и ремешки. На начальном этапе ребенок учится оттачивать свое мастерство на куклах, игрушечных кедах, мягких игрушках.

•   Развивающие доски бизиборд, покрытые материалами с различной фактурой (искусственная трава, мех, щетина, вата, вельвет, фетр и прочее). Данный вариант досок активно способствует развитию моторики и познавательной сферы детей, поскольку восприятие различных текстур позволяет получить новые ощущения, обогатить видение окружающего мира.

•   «Бассейны для пальчиков»:  мешочки с сыпучими материалами (фасоль, горох, рис, пшено, гречка и др.), с помощью которых совершенствуется сенсорное восприятие, осязание и мелкая пальчиковая моторика. Согласно проведенным исследованиям, занятия с гречневой крупой также обладают потенциалом для снятия психоэмоционального напряжения и возбуждения.

•   «Цепочки из бусин» эффективны при усвоении состава числа, понятия четного и нечетного числа. Варианты представления бус многообразны – из пуговиц, гаек, сушек и прочих подручных материалов.

•   «Рисование резиночками»: ощущение пальчиками геометрических фигур и работа по заданной схеме способствуют развитию наглядно-образного мышления, геометрических представлений. На доске можно расположить кнопочки с резиночками и научить ребенка самостоятельно изображать оригинальные фигурки и картинки, фантазировать и конструировать,  свободно ориентироваться на плоскости и комбинации элементов. На начальных этапах работы ребенку предлагается задание, состоящее из одного шага «Пройди от красной кнопки до зеленой». Далее задание усложняется: «Построй елочку», «Домик», «Выкладывание фигур по схеме» [5, 6].

• Доски для изучения цветов: с разноцветными прищепками, шариками, бусинками, веревочками и ленточками. Дети составляют композиции из прищепок и веревочек по принципу «от простого к сложному». Например, «Составь объемную картинку», «Прикрепи прищепки, чтобы получилась законченная картинка» и так далее. С помощью ленточек и веревочек ребенка можно научить различать «длинный-короткий» и «узкий-широкий».

В целом, использование аналогов Монтессори-методики способствует следующим аспектам развития дошкольников с ограниченными возможностями здоровья [5]:

• формированию мелкой моторики;

• формированию навыков самообслуживания и стремления к самостоятельности;

• развитию речи и памяти, расширению словарного запаса;      

• умению замечать и исправлять ошибки;

• расширению сенсорных возможностей;

• формированию причинно-следственных связей;

• развитию творческого воображения, оригинальности суждений;

• обеспечению развития произвольности (умения действовать и играть по правилам и выполнять инструкции).

Сформилируем выводы. Использование аналогов Монтессори-материалов является эффективным средством развития дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. Разработка и внедрение инновационных технологий, в частности, аналогов Монтессори-материалов, способствует коррекции и развитию нарушенных психических функций, организации учебно-воспитательного процесса, формированию условий для раскрытия потенциала детей.