Состояние социально-экономической и политической жизни России, обострение новых проблем в обществе поставили общественность, ученых и педагогических работников перед поиском новых, эффективно действующих механизмов социально-психологической адаптации личности к быстро меняющимся условиям жизнедеятельности в социуме. Особую группу нуждающихся в социальной помощи составляют дети с ограниченными возможностями здоровья, число которых постоянно растет.
Современное общество стремительно меняет свой социальный облик. Основным источником современного прогресса выступает не только взаимодействие человека и природы, но и внутреннее развитие личности, ее возможности самосовершенствования, усвоения и воспроизведения знаний, способность изменять окружающий мир и окружающее ее общество. Современный социум достаточно сложный организм, в котором от деятельности каждой личности зависит эффективность его жизнедеятельности в целом. В мире ежесекундно рождаются люди, которые еще не знакомы с правилами, нормами и законами, окружающего их общества, и чтобы они стали активными участниками и самостоятельными членами этого общества, их нужно всему обучить.
Социализация подразумевает развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества. Формирование социализации может происходить стихийно, относительно направляемо или целенаправленно под действием условий жизни на всех возрастных этапах. В процессе социализации индивид становится личностью и приобретает необходимые знания, умения и навыки, позволяющие адаптироваться для жизни в обществе.
Доминирующей стороной развития личности является социальный опыт, который усваивается на протяжении всей жизни. При этом наиболее важным является усвоение его в детском возрасте. В процессе усвоения социального опыта происходит приобретение как знаний и умений, так и развитие способностей, формирование личности. Процесс социализации базируется на формировании психических функций и начальный формах социального поведения, развитие его происходит через систему обучения и воспитания, становление коммуникаций, в общении и совместной деятельности индивида.
Жизнь человека сложный процесс и не всегда условия, в которых происходит развитие индивида, являются оптимальными. Порой на развитие ребенка влияют различные вредоносные факторы, нарушающие его онтогенез, и с незапамятных времен в мире появлялись «особенные» дети, которые отличались от окружающих – дети с ограниченными возможностями здоровья. С каждым годом в России увеличивается численность детей с ограниченными возможностями здоровья, то есть с особыми потребностями жизнедеятельности и обучения. Согласно Федеральной службе статистики, на 1апреля 2013 года в России насчитывалось 573 тысячи детей-инвалидов, в январе 2014 года их количество увеличилось до 582 тысячи, а на 1 января 2015 года уже составляло 590 тысяч. Около 90 тысяч составляют дети, имеющие нарушения физического статуса, что затрудняет их передвижение в пространстве и доступ к социально-образовательным ресурсам [1].
Основные черты развития каждой личности, учитывая одинаковые условия обучения и воспитания, зависят как от природных задатков, так и в большей степени от собственных усилий личности, работоспособности и затраченной энергии в различных видах деятельности. Этим во многих случаях объясняются различия в процессе социализации подрастающего поколения, в том числе и детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья), которые живут и воспитываются в одних и тех же условиях и испытывают одинаковые воспитательные воздействия.
В последнее время наблюдается тревожная ситуация, усиливается рост заболеваемости детей по всем классам болезней. Здоровье и развитие детей относится к числу важнейших характеристик, определяющих как положение детей в обществе, так и состояние здоровья всего общества в целом. Поэтому уровень здоровья детей, обеспечение условий их успешной социализации и адаптации в обществе, создание равных стартовых возможностей для всех возрастных категорий детского населения, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья, определены в качестве наиболее важных, актуальных иприоритетных направлениях развития Российской образовательной системы.
Известно, что в современном обществе человеку с ограниченными возможностями здоровья в силу ряда объективных и субъективных причин изначально гораздо сложнее стать субъектом социализации. Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, и затрудняющие детям вести полноценную жизнь. Их состояние здоровья препятствует освоению образовательных программ без специальных условий обучения и воспитания. Поэтому общество должно создать все необходимые условия для формирования и постоянного проявления социальной активности ребенка с особыми потребностями.
Успешность процесса социализации и эффективность медико-социальных технологий при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья во многом зависят от активного внедрения медико-социальных практик, направленных на предупреждение инвалидности, своевременного прогнозирования развития вторичных нарушений, более полного использования реабилитационного потенциала и успешной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в социум [2].
Социальная политика современной России, ориентированная на детей с ОВЗ, основывается на медицинской модели инвалидности, которая рассматривается их статус как недуг, заболевание или патологию. Такая модель вольно или невольно обособляет ребенка с ОВЗ от «нормального» детского общества, стимулирует осознание ребенком своего неравенства по сравнению с другими детьми, снижает осознание собственной социальной значимости, ослабляет его социальную позицию, что приводит к замедлению процесса социализации у ребенка с особыми потребностями.
Инвалидность, ограниченные возможности здоровья не относятся к разряду чисто медицинских явлений и должны рассматриваться в контексте социокультурного окружения человека. Социальные, социально-медицинские, экономические, психологические факторы оказывают значительное влияние на понимания этой проблемы. ВОЗ данную проблему анализирует следующим образом: «Структурные нарушения, которые ярко выраженные или распознаваемые медицинской диагностической аппаратурой, могут привести к утрате или несовершенству навыков, необходимых для некоторых видов деятельности, в результате чего и формируются «ограниченные возможности» [2]. Совокупность этих факторов при соответствующих условиях будет способствовать развитию социальной дезадаптации, неуспешной или замедленной социализации.
В процессе становления индивида задействована единая система социокультурных и биологических факторов. Нарушенное развитие формирует первичный дефект, который был вызван биологическими обстоятельствами. Он, в свою очередь, вызывает вторичные изменения, развивающиеся на возникшей патологической основе. Доказано, что чем позднее развиваются вторичные симптомы, тем успешнее будет проходить их коррекция. Основными факторами, влияющими на развитие ребенка с ОВЗ, являются тип нарушения, качество, степень и срок возникновения основного нарушения, а также условия окружающей среды.
Ограничение возможности здоровья у детей часто обусловливается минимальными органическими или функциональными повреждениями центральной нервной системы, длительной социальной депривацией. Для этого состояния характерны незрелость эмоционально-волевой сферы и недоразвитие познавательной деятельности, что сопровождается нарушениями памяти, функциональной недостаточностью зрительного и слухового восприятия, плохой координацией движений. Снижение познавательной активности и недоразвитие речи проявляется в ограниченности запаса знаний об окружающем, практических навыков, недостаточности фонетико-фонематического восприятия и слухоречевой памяти. Слабость волевых установок, эмоциональная неустойчивость, импульсивность, аффективная возбудимость, двигательная расторможенность, или вялость и апатичность у детей с ОВЗ являются следствием нарушений в эмоционально-волевой сфере и поведении [3].
Многие дети с ОВЗ оказываются неподготовленными к вступлению во взрослую жизнь и неспособными преодолеть возникающие с этим трудности. Хотя доказано, что любой человек, имеющий дефект развития, при создании специальных условий может стать полноценной личностью, освоить профессию, обеспечить себя материально, развиваться духовно и приносить пользу обществу. Но при всем этом обнаружить и развить свои способности и дарования детям с ОВЗ мешает неравенство возможностей и для того чтобы обеспечить процесс социализации детей с ОВЗ необходимо проводить их грамотную социальную реабилитацию.
Социальная реабилитация включает комплекс мер, направленных на восстановление человека в утраченных правах, социальном статусе, здоровье и дееспособности. Основой социальной реабилитации является развитие в личности способности к самостоятельной жизнедеятельности, к адаптации отрицательным влияниям окружающей среды, активизация его социального потенциала. В отношении детей с ОВЗ социальная реабилитация должна быть направлена как на самих детей с ОВЗ, так и на их окружение. Основным итогом социальной реабилитации детей с ОВЗ и инвалидов является формирование навыков, которые позволят ему вести полноценную жизнь, развивать и сохранять психологическое и психическое здоровье, быть коммуникабельным, способным при всевозможных отклонениях получить образование, освоить трудовые и профессиональные навыки, обрести чувство социальной значимости в социальной среде.
Одной из сторон социальной реабилитации детей с ОВЗ является психологическая помощь, которая позволяет гармонизировать личностный и интеллектуальный потенциал и проводить коррекцию имеющихся нарушений в психофизическом развитии. Современные методы немедикаментозной коррекции нарушений в психофизическом развитии детей с ОВЗ предусматривает комплексный подход, включающий применение технологии биологической обратной связи (БОС).
Доказано, что правильно подобранные методы немедикаментозной коррекции с учетом индивидуально-психологических особенностей детей с ОВЗ оказывают положительное влияние на динамику их умственного и личностного развития. Также способствуют повышению социальной активности, развитию самостоятельности и самоконтроля, укреплению социальной позиции личности ребенка с ОВЗ, развитию интеллектуальных процессов, коррекции и развитию эмоционально-волевой и мотивационной сферы, повышению коммуникативных навыков.Особое внимание в процессе немедикаментозной коррекции уделяется психологической коррекции личностного развития и нарушения поведения.
В программу социальной реабилитации детей с ОВЗ может быть включен комплекс специальных психологических занятий по методу биологической обратной связи (БОС). БОС – это комплекс современных высокоэффективных методов и технологий, принципиальной основой которых является обратная связь. Работа по методу БОС направленна на активизацию внутренних резервов организма, способствует развитию самоконтроля и саморегуляции через формирование программы физиологически адекватного управления функциями организма [4].
Применение технологии БОС позволяет одновременно осуществлять массовую коррекцию и повышать эффективность образовательного процесса. Работа по методу БОС помогает легко и быстро овладеть навыками саморегуляции, управления физиологическими функциями и эмоциональным состоянием, что повышает устойчивость к стрессу, улучшаются внимание и память, способствует нормализации темпов биологического созревания и показателей физического развития.
Основная цель работы по методу БОС – повысить уровень осознания и произвольного контроля физиологических процессов у детей с ОВЗ.
Немедикаментозная коррекция и лечение по методу БОС проводится в виде специальных тренировок. Во время тренировок специальные приборы через компьютерные комплексы БОС регистрируют физиологические параметры состояния какой-либо функциональной системы организма или органа и фиксируют информацию в доступной форме, в виде зрительных и слуховых сигналов обратной связи, что позволяет ребенку видеть и слышать, как работает его организм.
Полный курс по технологии БОС включает следующие периоды: предварительный, основной, поддерживающий.
Предварительно проводится сбор данных о ребенке, обязательны консультации невролога, психолога, проводят психодиагностику когнитивного, интеллектуального развития, эмоциональных нарушений. Немаловажную роль в проведении методики БОС имеют родители ребенка с ОВЗ. Специалист БОС проводит обязательную консультацию с родителями и предлагает им пройти тренировку по методу БОС для овладения навыками диафрагмального релаксационного дыхания, освоения контроля выраженности и управляемости мышечной реакцией, управления биоритмами функциональной активности головного мозга.
Эффективность проведения метода БОС зависит от уровня мотивации ребенка. Высокий уровень мотивации достигается психологической установкой ребенка на положительные результаты и внешними факторами, повышающими заинтересованность ребенка в процессе занятия и достигнутых результатах. Для чего широко используется технология мотивационного подкрепления, когда каждое правильно выполненное задание награждается игрой, показом мультфильмов.
Основной этап обучения метода БОС делится на несколько этапов. Перед каждым этапом проводится диагностический сеанс.
Первый этап основного периода начинается с диагностического сеанса, где регистрируются первоначальные параметры биологической активности головного мозга, мышечного тонуса, состояния сердечно-сосудистой системы. С целью нормализации деятельности сердечно-дыхательной системы и баланса симпатической и парасимпатической вегетативной нервной системы проводят обучение ребенка навыку диафрагмально-релаксационного дыхания (ДАС-БОС тренинг). Контроль освоения проводят с помощью методики биоуправления по дыхательной аритмии сердца. Проводится 10 сеансов продолжительностью 15-20 минут.
На втором этапе основного периода ребенок уже использует навык диафрагмально-релаксационного дыхания (ДРД). После регистрации физиологических параметров и контроля навыка ДРД приступают к обучению навыку мышечного контроля и произвольному снижению повышенного мышечного тонуса с использованием обратной связи по электромиограмме. Применение ЭМГ-БОС обеспечивая глубокую мышечную релаксацию, позволяет снизить активность симпатоадреналовой системы и симптомы стресса. Всего проводится 6 сеансов длительностью 20 минут.
На третьем этапе основного периода ребенок успешно использует навыки ДРД и прямой мышечной релаксации.Предварительно регистрируются физиологические параметры и контроль навыков ДРД и нервно-мышечной релаксации. Проведение третьего этапа включает аппаратный метод обучения саморегуляции.Он позволяет регистрировать электрические сигналы коры больших полушарий головного мозга, ЭЭГ-БОС. Технологии БОС позволяют определить изменения ритмов энцефалограммы (ЭЭГ) в зависимости от текущего функционального состояния пациента, а также обучить его самостоятельному управлению ритмами головного мозга. Определяя изменения сигнала обратной связи, ребенок самостоятельно регулирует функциональное состояние ЦНС и организма в целом. Сюжетная часть обратной связи зависит от возраста и мотивации ребенка. Количество сеансов в основном 30 продолжительностью от 25-40 минут.
ЭЭГ-БОС тренинг обучает ребенка общим навыкам самоконтроля и саморегуляции, способствует повышению уровня активного внимания и формирование навыков планирования деятельности. Методика Джекобсона через контроль выраженности и управляемости мышечной реакцией обучает самоконтролю. Сочетание контроля сюжета и своевременное выполнение определенных действий способствует развитию навыка воздержания от импульсивных моторных реакций. На тренингах ЭЭГ-БОС ребенок обучается изменять биоритмы функциональной активности головного мозга, ориентируясь на изменения параметров энцефалограммы (ЭЭГ)
На заключительном четвертом периоде ребенок использует навыки ДРД, прямой мышечной релаксации и альфа-релаксации. Проводится регистрация физиологических параметров ребенка, контроль навыков ДРД, нервно-мышечной релаксации и управления альфа-ритмом.
На поддерживающем этап предполагается консультации родителей, предоставление результатов и выводов по проделанной работе применения технологии БОС. Родителям рекомендуется провести повторный курс ЭЭГ-БОС тренинга через 4-6 месяцев [4].
Использование технологии БОС дает высокий положительный эффект в коррекции синдрома нарушения активности и внимания, тревожности при нарушениях психоэмоциональной сферы у детей с ОВЗ, который проявляется в формировании навыка саморегуляции и использовании его в жизненных ситуациях. Оптимизация психофизического статуса ребенка с ОВЗ используя технологии БОС формирует основу успешной социализации.