Полный текст статьи
Печать

Заикание – одно из наиболее часто встречаемых нарушений речи в практике логопедии. Заикание – это недоразвитие темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц артикуляционного аппарата [1].

Некоторые современные исследователи характеризуют это нарушение сложным симптомокомплексом и деятельностив деятельностиряде случаев невысокой эффективностью лечения. Основным внешним симптомом заикания являются судороги в деятельности процессе речевого акта [1].

Анализ научной литературы позволяет сделать вывод, что распространенность заикания обусловлена возрастом, полом,коррекция видом деятельности, коррекция местом проживания и деятельностидругими факторами [2]. Наиболее часто заикание возникает в деятельностивозрасте от 2 до 4 лет, коррекцияв деятельностипериод наиболее интенсивного развития речевой деятельности и деятельности формирования личности ребенка. Затем склонность к деятельности заиканию понижается, коррекция и деятельности в деятельности течение последующих 10 лет (4-14) случаев заикания примерно столько же, коррекция сколько и деятельности от 1 года до 3 лет. Среди основных причин можно выделить следующие: органические нарушения мозга; избалованность, императивное воспитание; хронические конфликтные переживания, длительные отрицательные эмоции в виде стойких психических напряжений или неразрешенных, постоянно закрепляемых конфликтных ситуаций.

В настоящее время существует много методик, которые используются в коррекционной работе с заикающимися детьми. Например, по методике И.Ю. Абелевой, Л.П. Голубевой, М.В. Смирновой рекомендуется начинать занятия с дыхательных, голосовых и артикуляционных упражнений. Методика устранения заикания у подростков в условиях медицинского стационара, разработанная сотрудниками ГНИИ уха, горла и носа под руководством профессора С.С.Ляпидевского, предполагает 6 основных этапов логопедической работы: подготовительный, установочный, этап максимального ограничения речи, активной перестройки речевых навыков, закрепления правильных речевых навыков и заключительный этап [2].

Интересный опыт коррекции заикания был в образовательной практике дореволюционной России, который в полной мере не использовался в советский период в силу того, что в качестве средства коррекции выступал церковно-славянский язык.

Церковно-славянский язык – один из предметов российской дореволюционной школы. Язык этот использовался, как в прочем и сейчас используется, в богослужебной практике. На этом языке читали, пели, молились. Церковнославянский язык позволяет почувствовать себя «жителями» не просто определенного отрезка истории и вполне конкретной страны, но ощущать себя частью огромной православной культуры, преемственно передающей свои традиции на протяжении многих столетий [3].

Огромную роль в этом сыграли труды Сергея Александровича Рачинского (1833 – 1902). В конце XIX века профессор Московского университета, коррекциячлен-корреспондент Российской академии наук С.А. Рачинский стал главным идеологом церковно-приходской школы [4].

Выйдя в деятельностиотставку, коррекцияон в деятельностиродном селе Татево (Тверской области) организовал школу, коррекциякоторая впоследствии получила всероссийскую известность. Среди учеников школы Рачинского были известные деятели культуры, коррекцияученые, коррекцияа также протоиерей Александр Васильев – духовник царской семьи. Цель воспитания по Рачинскому – это «внутренний человек».

В 1898 году С.А. Рачинский опубликовал работу «Заикание и деятельности церковно-славянское чтение», коррекция где он написал о деятельности том, коррекциякак деятельностив деятельностисвоей школе в деятельности течение многих лет успешно применял чтение Псалтири на деятельностицерковно-славянском языке для избавления от заикания.

Сергей Александрович, коррекцияставя в деятельностиоснову воцерковление, коррекциясчитал, коррекциячто церковно-славянский язык содержит синтагмы, коррекци способные «излечивать» от заикания. Профессор убедился в деятельности том, коррекция что хорошо поставленное церковно-славянское чтение Псалтири (а в деятельностито время детей учили читать именно по Псалтири), коррекцияубирает запинки в деятельностиречи. Делает ее плавной, коррекцияровной и деятельностисвободной.  

Таким образом, коррекцияон первый кто отказался от привычных методов коррекцияи деятельности предложил использовать чтение на деятельностицерковно-славянском языке как деятельностиспособ избавления от заикания.

Метод избавления от заикания С.А.Рачинского основан на деятельностиправославной антропологии. Он заключается в деятельности восстановлении естественной иерархии человеческого существа, коррекциякогда тело закономерно подчиняется душе, коррекция душа – духу, коррекцияа дух, коррекциясоответственно, коррекцияБогу. Сергей Александрович считал, что речь – дар Божий. Вдеятельности продуцировании речи участвуют не деятельности только тело и деятельности душа, коррекция но и деятельности дух. Человек – существо целостное, коррекцияи деятельностив деятельностинем переплетено и деятельностителесное, коррекцияи деятельностидушевное, коррекцияи деятельностидуховное. Говорит весь человек. Все его человеческое существо. Звук воспроизводится с деятельности помощью тела, коррекцияно телом управляет душа, коррекция а душой – дух. Если эта иерархия выстроена правильно, коррекциято человек получает свободу во владении своей речью [5].

Рачинский писал: «В крестьянских детях нет и следа того отвратительного сквернословия и скверномыслия, которыми заражены наши городские учебные заведения, в особенности столичные. В нормальной крестьянской жизни нет места тем преждевременным возбуждениям воображения, тем нездоровым искушениям мысли, которыми исполнен быт наших городских классов» [5].

На современном этапе церковно-славянский язык изучают в рамках православного компонента в частных православных общеобразовательных школах, государственных и муниципальных образовательных организациях в рамках курса «Основы православной культуры» (1-11 классы; авторы программ Шевченко Л.Л., Бородина А.В., архим. Георгий (Шестун) и др.), воскресных школах при православных приходах, духовных училищах и семинариях.

Кроме этого, православное богослужение совершается на этом языке [6]. Анализ российской практики коррекции заикания позволил выявить, что на Камчатке есть несколько священников, которые до рукоположения заикались, но со временем их речь восстановилась в силу их священнического служения. Например, иерей Василий Гросс был рукоположен достаточно молодым. На глазах у верующих всего города медленно происходило исправление его речи, прихожане сопереживали и радовались за священника. Наконец, он стал проповедовать совершенно свободно и плавно. Всецелое устремление человека к Богу помогает верующему выстроить ту самую иерархию, при которой дух – высшее начало, производящее речь, коррекция – владеет «инструментом»: коррекция телом, коррекция устами, коррекция дыхательным аппаратом. В камчатском Центре церковной реабилитации заикающихся уверены, что уповая на Божию помощь и опираясь на церковно-славянский язык, службы, на богослужебные тексты, можно бороться с заиканием.

Практическая часть воскресных занятий в деятельности Центре состоит из упражнений: коррекция чтение вслух Псалтири и деятельности других священных текстов нараспев, коррекция хоровое пение, коррекция молитва. На занятия приглашаются специалисты (психологи, коррекция логопеды, коррекция актеры, коррекция психотерапевты), коррекция которые помогают преодолевать психологические барьеры замкнутости и деятельности страха. Важной частью занятий являются духовные беседы. В них раскрываются основные положения святоотеческого учения о деятельности человеке. Важным компонентом в деятельности ходе занятий является воспитание послушания. Послушание – это практическое упражнение по выстраиванию иерархии, коррекция когда дух человека переходит в деятельности состояние послушания Богу. Подчиняя свою волю Богу, коррекция страдающий заиканием человек закономерно получает себе в деятельности подчинение лежащие на деятельности более низком иерархическом уровне душу и деятельности тело. Следовательно, коррекция овладение свободной речью является закономерным результатом духовно-ориентированного подхода в деятельности преодолении логоневроза.

 НоррекциНеобходимым условием успешности работы с деятельности заикающимися является погружение их в деятельности православную среду, коррекция воцерковление. Несомненно, важным для реабилитантов является понимание того, коррекция что по мере обретения ими опыта духовно-нравственной жизни улучшается и деятельности звучащая речь.

Анализ данной практики позволяет сделать вывод об опыте С.А. Рачинского, который получил высокую оценку уже при его жизни. Заслуга не только в том, что он сформировал концепцию начальной школы, опираясь на опыт русской школы допетровской эпохи. Но и показал практическую возможность образования исконно русского, отличного от западной светской системы. 

Рецензент: Воронова А.А., кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной психологии ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбург