Полный текст статьи
Печать

Современная система дополнительного образования располагает  значительными потенциальными возможностями для реализации задач, стоящих перед российским образованием. Устойчивое развитие в нашей стране обеспечивается за счет баланса сохранения исторически сложившихся его особенностей и динамикой преобразований в соответствии с запросами времени.

Согласно концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной в 2014 году, дополнительное образование рассматривается как социокультурная практика развития мотивации подрастающих поколений к познанию, творчеству, труду и спорту [1].

В 2013 году государственной системе дополнительного образования  детей исполнилось 95 лет. В Оренбургской области ее представляют 114 организаций, свыше 18 тысяч творческих объединений, в которых занимаются более 250 тыс. детей. Область относится к субъектам РФ, характеризующихся  высокими показателями посещения обучающимися, как организаций дополнительного образования, так и многочисленных, разнообразных кружков, студий в общеобразовательных школах. Поэтому общий охват дополнительным образованием детей от 5 до 17 лет в области составляет около 80% [2].
В учреждениях дополнительного образования детей создаются благопри­ятные условия для развития интересов, способностей, предос­тавляющие возможности ребенку почувствовать вкус успеха. Именно такая психологическая обстановка позволяет максимально раскрыть потенциал каж­дого воспитанника, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Одной из основных функций дополнительного образования детей является социализирующая. В этой связи можно сказать, что учреждение рассматриваемой сферы образования является одним из институтов социализации. Ряд исследователей отмечает (В.А. Карнаухов [3], Ю.А. Королева [4]  и др.), что социализация личности – это двусторонний  процесс, при котором с одной стороны она постигает социальный опыт, ценности, установки, присущие обществу и социальным группам, с другой – активно их воспроизводит.
Как отмечает В.А. Карнаухов [3] социализация ребенка в учреждении дополнительного образования – это диалектический процесс приобретения опыта социальных отношений и освоения новых социальных ролей, формирование готовности к социальным действиям в сфере социальных отношений, направленной на социально значимое преобразование окружающей среды, инициативность, творчество, самостоятельность, результативность действий.
Посещение детьми, подростками и молодыми лицами с ОВЗ различных по направленности, видам деятельности объединений, студий, клубов позволяет им не только получить необходимую социально-педагогическую поддержку, но и условия для личностного становления, самоопределения, самореализации, общения со сверстниками условной нормы. 
В отделах учреждений дополнительного образования детей (УДОД) лица с ОВЗ имеют возможности быть не только объектами, но и субъектами социальных воздействий и взаимодействий, что приобретает особое значение для их дальнейшей социальной интеграции в общество.

  «Анализ теории и практики деятельности учреждений данного типа показывает, что потребность в психолого-педагогическом сопровождении возникает тогда, когда обучение и воспитание становятся творческим и авторским. Тогда и появляется необходимость обеспечить в образовательном процессе условия не только для успешной социализации воспитанников, но и для разработки индивидуального образовательного маршрута в ходе освоения ребенком дополнительной образовательной программы» [5, с.19].

  На протяжении ряда лет в учреждениях дополнительного образования детей функционируют специализированные службы сопровождения образовательного процесса: психологическая, маркетинговая, социально-педагогическая.

  «Психолого-педагогическое сопровождение  в учреждении дополнительного образования  детей – это система деятельности специалистов служб сопровождения и педагогов дополнительного образования, направленная на создание благоприятных социально-психологических условий для решения ребенком задач, возникающих у него в процессе взаимодействий в детском творческом объединении. Особое место занимают задачи социализации, личностного и психического развития детей, занимающихся в коллективах учреждений данного типа» [5, с. 20].

Очевидно, что дети с ОВЗ нуждаются в психолого-педагогическом сопровождении, так как характерными особенностями личностного развития лиц с отклонениями в развитии являются: наличие как недоверчивости, так и внушаемости, ослабление мотивационной сферы, бедное содержание самосознания и др. [6]

  В Оренбургской области накоплен значительный и уникальный опыт работы данных учреждений с детьми, подростками и молодыми людьми с ОВЗ. Отделы и подразделения УДОД по работе с рассматриваемой категорией обучающихся объединяет то, что здесь не только оказывается поддержка в развитии интеллектуальных и творческих способностей детей с отклонениями в развитии, проводятся коррекционно-развивающие, оздоровительные и воспитательные мероприятия, но и осуществляется деятельность по привлечению государственных и негосударственных структур, общественных организаций, творческих союзов к этой категории воспитанников. Это делается для того, чтобы оказать по возможности помощь особо нуждающимся в ней семьям с детьми с ОВЗ, а также для принятия более эффективных, результативных мер, связанных с социальной защитой, абилитацией и реабилитацией этой категории населения [7].
  Своеобразие деятельности подобных структур УДОД заключается в том, что:
- педагогами дополнительного образования разрабатываются и успешно апробируются на практике  программы для детей с ограниченными возможностями и их сверстников, не имеющих отклонений в развитии;
- на базе отделов и структурных подразделений параллельно с диагностическими, развивающими и коррекционно-оздоровительными комплексами действуют творческие мастерские, направленные на разностороннее развитие воспитанников  с учетом интересов, индивидуальных способностей и возможностей в области декоративно-прикладного искусства, общении, познавательных способностей.
Следует сказать и о том, что педагоги дополнительного образования имеют значительный и наработанный годами опыт инклюзивной практики.
  Большой опыт по социализации и психолого-педагогическому сопровождению детей и подростков, молодых лиц с ОВЗ имеет Детский орден милосердия (ДОМ)  областного Дворца творчества детей и молодежи им. В.П. Поляничко. В работе данного отдела реализуются два направления, связанные с организацией:

1)              инфраструктуры (носит комплексный межведомственный характер, базируется в своем осуществлении на сектора: государственный, коммерческий, общественный);

2)              взаимодействия участников коррекционно-развивающего процесса. Это направление включает исследование особенностей каждого ребенка с ОВЗ, его актуальных возможностей и зоны ближайшего развития, налаживание взаимодействия педагога и воспитанника как равноправных субъектов образовательного процесса, организацию разнообразных контактов со сверстниками, психолого-педагогическое сопровождение, работу с родителями по формированию активной позиции в решении проблем детей с ОВЗ, их юридическому просвещению.

Клубная работа является основной организационно-педагогической формой (ре)абилитации детей-инвалидов:  клуб для детей с заболеванием «детский церебральный паралич» и их родителей «Поверь в себя»; областной семейный диабетический клуб «Надежда»; клуб молодых инвалидов «Преодоление».

  Деятельность клубов направлена на коррекцию психофизических нарушений, развитие личности ребенка-инвалида и его интеграцию в социокультурной среде.

К традиционным формам работы ДОМа с рассматриваемой категорией воспитанников можно отнести организацию летнего отдыха (смены, где дети с ОВЗ  находятся вместе с детьми условной нормы), проведение фестивалей художественного и прикладного творчества воспитанников детских домов, школ-интернатов, детей-инвалидов «Мы все можем».

  Одним из уникальных структур в системе учреждений дополнительного образования области является Центр психолого-педагогической реабилитации детей «Орион» – структурное подразделение дополнительного образования Дворца творчества детей и молодёжи г. Оренбурга. Отличительная особенность деятельности данного Центра заключается в том, что здесь в тесном взаимодействии работают врачи, психологи, логопеды, педагоги дополнительного образования как возглавляющие творческие лаборатории, так и специалисты, владеющие основами медицинских знаний, массажа, лечебной физкультуры. Основная цель работы – создание оптимальных условий для обучения, воспитания, успешной коррекции двигательных нарушений, психолого-педагогической реабилитации, социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.
  На базе Центра «Орион» работает медико-психолого-педагогический консилиум специалистов: педиатр, невролог, ортопед, психолог, психотерапевт, логопед. Целью консилиума является определение, разработка и мониторинг эффективных методов психолого-педагогической реабилитации детей. 
  Заслуживающим внимание, по нашему мнению, является деятельность Центра детского творчества Промышленного района г.Оренбурга. Данный центр уже в течение пяти лет проводит городскую научно-практическую конференцию «Мир особого ребёнка», в рамках которой рассматриваются актуальные проблемы специального образования, взаимодействия участников воспитательного процесса в системе инклюзивного и дополнительного образования.

В данном учреждении есть отдел «Орден Милосердия»,  педагоги которого осуществляют работу с детьми, имеющими различные отклонения в развитии.

Цель деятельности отдела заключается в создании оптимальных условий для обучения, воспитания, психолого-педагогической реабилитации, социальной адаптации детей с ОВЗ.

Организация системы дополнительного образования для детей с ОВЗ основана на модели дифференцированного подхода к их интересам и возможностям в различных видах деятельности: декоративно-прикладное творчество; ИЗО-деятельность.

В отделе «Орден Милосердия» пристальное внимание уделяется работе с родителями. Основные блоки по взаимодействию с семьями воспитанников:

- консультативно-просветительское, предполагающее систему мероприятий, направленных на повышение психолого-педагогической компетентности, воспитательного потенциала семьи, изменение родительской позиции по отношению к детям с ОВЗ;

-  культурно-досуговое, связанное с организацией совместных праздников, тематических программ, проектов («Отдыхаем всей семьей», «Вместе весело шагать» и т.д.), конкурсов, выставок, фестивалей детского творчества («Передай добро по кругу», «Сделаем сами своими руками» и др.).

Как отмечают Т.И. Меерзон, Е.Е. Лутовина [8], выбор и применение различных форм работы с родителями опирается на ряд общих условий: 

- знание родителями своих детей, их положительных и отрицательных качеств (интересы, пристрастия, ценностные ориентиры, основных трудностей и др.);

- личный опыт родителей, характер отношений в семье, их авторитет, лидерские качества;

- уровень педагогической культуры родителей (педагогический потенциал семьи).

Таким образом, гибкость, вариативность, социальная мобильность дополнительного образования детей как открытой социальной системы позволяет обеспечить как психолого-педагогическое сопровождение всех воспитанников в образовательной среде учреждений подобного типа, так и необходимые условия для социализации детей с ОВЗ. Анализ опыта работы педагогических коллективов учреждений дополнительного образования Оренбургской области с  воспитанниками с отклонениями в развитии показывает, что совместными усилиями всех заинтересованных сторон можно успешно решать задачи по реализации образовательных потребностей данной категории обучающихся.