Полный текст статьи
Печать

Хорошо развитая речь служит полноценным средством общения  и развития личности. В настоящее время одной из актуальных проблем является рост количества дошкольников с патологией речи. Одним из наиболее распространенных нарушений является общее недоразвитие речи (ОНР) ІІІ уровня. Это расстройство характеризуется недоразвитием фонематических и лексико-грамматических средств языка. Следовательно, проблема коррекции общего недоразвития речи у дошкольников на сегодня является злободневной  и практически востребованной.

Вопросы общего недоразвития речи и его коррекции у старших дошкольников рассматривались в научных исследованиях таких ученых, как Л.С. Волкова, Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская.

Изучение детей, имеющих общее недоразвитие речи, и накопленный опыт их обучения и воспитания убеждают в возможности успешной коррекционной работы с ними и в необходимости дальнейшего их изучения, совершенствования и детализации средств, используемых в логопедической практике.

Одним из средств, широко используемых в логопедической практике в работе с дошкольниками с ОНР, является театрализованная деятельность, способствующая развитию лексико-грамматического и фонематического строя речи, ее связности. Данная деятельность направлена в большей степени на формирование внутренней мотивации речевого высказывания, освоение средств выразительности речи (Л.В. Макаренко и др.).

Исследователи в области развития коммуникативных навыков отмечают, что дошкольный возраст поддается влиянию театрализованной деятельности за счет ведущего вида деятельности – игры. Эмоционально-волевая сфера детей готова воспринимать игру как реальность, проигрывание ролей взрослых, знакомых ситуаций, любимых персонажей сказок и литературных героев – все это положительно влияет на эмоциональное состояние ребенка и на всестороннее развитие в целом [1].

Детская игра открывает волшебный мир театра, который так красочен и ярок, дети этого возраста очень впечатлительны, поэтому этот вид жанра становится очень результативный средством развития общения. Исследователь Л.А. Макаренко [2] считает, что театрализованная деятельность способствует развитию основных мыслительных способностей ребенка, учит ребенка анализировать, сравнивать, сопоставлять, ребенок учится делать выводы и обобщать. Театрализованная деятельность раскрывает мир новых возможностей за счет новых образов, за счет проигрывания знакомых ребенку ситуаций и сцен из любимых сказок. Новые звуки, краски способствуют эмоциональному развитию ребенка. Также Л.А. Макаренко выделяет, что наряду с эмоционально-волевой сферой идет развитие умственных способностей ребенка. Заученные высказывания персонажей входят в активный словарь ребенка, реплики героев расширяют пассивный словарь, что актуализирует лексическую сторону речи. Эмоциональное проигрывание роли способствует развитию интонационной стороны, выразительности речи, ребенку бессознательно приходит работа над звуковой культурой речи. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. Работа над умственным развитием улучшает речь в целом и ее грамматический строй. Педагоги отмечают, что развитие творческих способностей через театрализованную деятельность способствуют активизации звукопроизносительной стороны, лексико-грамматической составляющей речи ребенка, овладение литературным языком выводит ребенка на развитие интеллектуальной деятельности и образованности.

Роль театрализованной деятельности в воспитании и обучении ребенка велика. Театр для ребенка является чем-то сродни игре, в которую ребенку дошкольного возраста так легко вжиться. Зрелищное мероприятие захватывает чувства ребенка за счет красок, яркостью и постоянной динамичностью, сменой обстановки и эффектом непредсказуемости и неожиданности, что доставляет детям много радости и удовольствия [3].

Научная и педагогическая литература выводит театрализованную деятельность наряду с основными методами и средствами развития общения ребенка. Методика театрализованной деятельности и внедрение ее в процесс обучения и воспитания широко представлены в трудах многих отечественных педагогов [4].

Театрализованная деятельность позволяет решать многие задачи программы обучения, развития и воспитания дошкольников: от ознакомления с общественными явлениями, развития речи, формирования элементарных математических представлений до физического совершенствования. Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональность театрализованной деятельность дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности.

Волкова Г.А. [4] отмечает, что благодаря театрализованной деятельности заметно улучшаются различные стороны речи. Звукопроизносительная сторона становится четче и дети контролируют и корректируют свое звукопроизношение, лексико-грамматическая сторона расширяется и активизируется, диалогическая и монологическая речь выходят на новый уровень. При этом исследования Г.А. Волковой доказывают, что именно самостоятельная деятельность в этом виде жанра способствует интенсивному скачку речевого развития. Игровая деятельность претерпевает изменения, дети активно пользуются декорациями, костюмируют свои персонажи, также художественная деятельность улучшается, дети могут сами выбрать тематику и персонажей, сочинить содержание, придумать сюжет и линию развития, прибавить к выступлению песню или танец [4].

Дошкольный возраст подразумевает определенные умения и навыки, которыми должен овладеть ребенок, существуют некоторые требования к этому возрасту:

 - уметь выстроить небольшую речь, монолог, построить с участниками и персонажами развернутый диалог, применяя при этом различные жесты и мимику в соответствии с ситуацией и обыгрываемым действием;

- уметь выстроить не только постановочный диалог, но и диалог между участниками для плодотворной деятельности, не мешать друг другу, а при необходимости помочь, своими действиями не заслонять и не задевать партнеров, чувствовать своего партнера по сцене;

- уметь прочувствовать предоставленную роль, наполнить ее выразительными средствами, интонировать реплики, стремиться украсить декорациями и аксессуарами сцену или место действия, придумать костюм себе, предметы, которые пригодятся при исполнении роли. Все эти задачи, поставленные перед ребенком, станут способствовать художественному развитию  ребенка, а также способствуют всесторонней речевой активности, что служит  неким коэффициентом развития театрализованной деятельности [5].

У ребенка дошкольного возраста в целом могут возникнуть трудности в усвоении лексико-грамматическими конструкциями и сложности словесно-логического восприятия. Ребенок же с общим недоразвитием речи в виду своего сложного дефекта столкнётся с более сложными проблемами. Помимо словесно-логического мышления, у детей с общим недоразвитием речи слабое произвольное восприятие и внимание, память на низком уровне, запоминание иногда остается на механическом уровне, все это выводит на проблемы в познавательной активности и следствие познавательной деятельности ребенка. Дошкольник с общим недоразвитием речи самостоятельно неспособен к свободному и открытому общению, если при  этом не проводить соответствующую коррекцию, то дефект может стать стойким. На почве стойкого нарушения общения возникают трудности не только коммуникативной сферы, но и в будущем нарушения развития и проблемы в обучении.

Для включения театрализованной деятельности в логопедические занятия дошкольников с общим недоразвитием речи необходимо выстраивать конспекты логопедических занятий в виде театрализации текстов.

В научной и педагогической литературе не дается четкого и единого понятия театрализации текстов, хотя исследований и работ на заявленную тему достаточно много. Н.И. Никонова отмечает, что на понятие театрализации можно выйти через совокупность театральных приемов. В самой театральной литературе термин театрализации называют «приемом действенного анализа» и вытекает из понятия «театральная технология» [6].

Необходимо адаптировать театрализацию текстов под лексические темы, включить их в индивидуальные занятия переходя от бессловесных этюдов к этюдам со словами, импровизировать с элементами ряженья на заданную тему. Это развивает фантазию и в целом воображение, речь наряду с этим дети учатся выражать себя в движении, свободно держаться не стесняясь. Для детей дошкольного возраста важны все компоненты театра: музыка, костюмы, декорации, а главное слово.

В процессе театрализации дошкольники обретают уверенность в себе, речь их становится отчетливой, яркой, интонационно выразительной [6, 7].

Щеткин  А.В. [8] в своих трудах говорит о том, что в процессе работы над своей ролью, заучиванием текста активизируется словарь ребенка, произвольно проходит работа над выразительностью собственной речи. Диалог порождает в ребенке необходимость выясняться отчетливо для того, чтобы его поняли. При многократных репетициях развивается диалоговая речь, пропадает страх и неуверенность, грамматический строй улучшается за счет используемых конструкций, которые ребенок активизирует в последующем в своей речи. Для исполнения роли взрослые проводят с ребенком речевые и дыхательные упражнения, которые также активно действенно влияют на развитие речи и развитие речевого аппарата. Исполнение ролей животных в действии могут дать ребенку развитие моторных функций, развитие пластики, плавности, способностью воспринимать свое тело [8].

Все, что переживает и чувствует ребенок на сцене и постановочных театральных представления, откладывает ярким пятном в памяти ребенка и накладывает положительный след на эмоциональную сферу ребенка, что приводит к необходимости поделиться пережитым с друзьями и родственниками, родителями. Потребность рассказать пережитое или даже показать действие в упрощенном варианте также положительно влияет на развитие ребенка, учит выстраивать новые диалоги, отвечать на вопросы, изъясняться, правильно выстроить мысль и найти аргументы для доказывания, если это требуется, передать свои эмоции через монологическую речь.

Театрализация текстов не может проходить без помощи родителей, их необходимо включить в процесс, может быть даже в процесс самой инсценировки. Для ребенка это будет замечательным примером и ему станет легче при виде родного человека. Для приобщения родителей можно давать домашние задания, которые будут посильны для самостоятельного выполнения: выучить текст, прорепетировать диалог, сделать определенный атрибут для ребенка, костюм, часть декорации. Включение родителей в художественный и творческий процесс поможет ребенку полностью окунуться в мир театрализованной деятельности, ребенок почувствует помощь, а самое главное – значимость этого процесса. Сам процесс же может стать очень занятным и радостным событием в семье. Самое главное, чтобы в занятии принимали участие все дети, даже с низким речевым статусом [6].

Таким образом, театрализация текстов, становится одним из самых эффективных способов воздействия на ребенка с общим недоразвитием речи. Использование театрализации текстов в коррекционно-развивающем процессе позволяет активизировать и совершенствовать словарный запас, грамматический строй речи,  навыки связной речи, темп, выразительности речи, что является основной задачей в работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи. Использование  на  занятиях  театрализованной деятельности,  как основной формы развития   речевых  умений у детей  старшего дошкольного возраста, способствует как развитию речи детей, так и их дальнейшей социализации.