Полный текст статьи
Печать

Учебные цели определяют успешность процесса обучения. Приведём одно из распространенных в педагогической литературе определений цели. Цель – идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности [1]. В качестве непосредственного мотива цель направляет и регулирует человеческую деятельность.

«Целеполагание – практическое осмысление своей деятельности человеком с точки зрения постановки целей и их реализации наиболее экономичными средствами» [2]. В педагогике целеполагание – это процесс выявления целей и задач субъектов деятельности (учителя и ученика), их предъявления друг другу, согласования и достижения.

Чтобы избежать ошибок при постановке целей, необходимо знать критерии их постановки. Существуют разные способы для запоминания этих критериев. Один из самых распространенных  и действенных способов – это постановка «умных» (от англ. – smart) целей, т.е. постановка целей с использованием S.M.A.R.T. критериев [Там же].

S-Specific. Цель должна быть предельно четкой, точной, конкретной, не допускающей ее двойной трактовки.

M-Measurable. Цель должна быть измеримой, что предполагает наличие количественных и качественных критериев, достигнув которых, можно быть уверенным в достижении цели.

A-Achievable. Цель должна быть достижимой с учетом внешних возможностей и рисков, а также тех ресурсов, которыми располагаете Вы и Ваши учащиеся.

R-Relevant. Цель должна быть уместной в изменяемой ситуации, изменения должны соответствовать Вашим потребностям и (или) потребностям Ваших обучающихся.

T-Time-limited. Цель должна быть достигнута в ограниченное время. Точно определите время или период для достижения выбранной цели.

Цели должны быть достаточно напряженными, достижимыми, осознанными учащимися, перспективными и гибкими, то есть реагирующими на изменившиеся условия и возможности их достижения.

Определившись с целями учителя и урока, задумаемся теперь о целях ребенка. Какую цель преследует он в своей учебной деятельности? Или он не видит перед собой цели, а лишь привычно слепо следует за учителем? «Сделать предметные цели личными целями ребенка совсем несложно. В большинстве случаев их достаточно просто озвучить на доступном детям языке» [3].

Деятельность ученика станет мотивированной и целенаправленной, когда он осознает смысл учебной цели. А чтобы ученик сформулировал и присвоил себе цель, его необходимо столкнуть с ситуацией, в которой он обнаружит дефицит своих знаний. В этом случае цель им воспримется как проблема.

Для того чтобы цели преподавателя стали целями учащихся, необходимо использовать приемы целеполагания, которые выбирает учитель. Рассмотрим приёмы целеполагания, которые могут быть использованы на уроках английского языка.

Мозговой штурм

Учащимся предлагается заполнить кластер или вспомнить как можно больше слов-ассоциаций по теме. Все слова, которые называют ученики, записываются на доске. После того, как ученики ответят, задаётся вопрос: «Что бы вы хотели узнать по этой теме?». После интересующих их вопросов предлагается учащимся сформулировать тему и цели урока.

Тема-вопрос-план

Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа.

Пример № 1

 

Так формулируются конкретные учебные цели.

Работа над понятием

Учащимся предъявляется для зрительного восприятия тема урока и предлагается объяснить значение каждого слова. Далее, от значения слова определяем цель урока. Например, тема: «Как образуются порядковые числительные?» Что в формулировке темы известно? (Например, известно, что такое числительные.) Какие слова в формулировке вопроса не понятны? Как вы думаете, что обозначает слово «порядковые»? Знаете ли вы, как образуются порядковые числительные в английском языке? Хотите ли вы об этом узнать?

Ситуация Яркого пятна

Среди множества однотипных предметов, слов, цифр, букв, фигур одно выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете. Например, предлагаю  слова: I, He, My, You, We. Слово «My» выделено цветом. Совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного. Далее определяется тема и цели урока.

Пример № 2

 

Проблема предыдущего урока

В конце урока детям предлагается задание, в ходе которого должны возникнуть трудности с выполнением, из-за недостаточности знаний или недостаточностью времени, что подразумевает продолжение работы на следующем уроке. Таким образом, тему урока можно сформулировать накануне, а на следующем уроке лишь восстановить в памяти и обосновать.

Группировка

Детям предлагается разделить на группы ряд слов. Например: dogs, men, women children, boxes, feet, balls. Затем они пытаются обосновать свои высказывания. Основанием классификации будут внешние признаки, а вопрос: «Почему слова множественного числа имеют разные признаки?» будет задачей урока.

Исключение

Прием можно использовать через зрительное или слуховое восприятие. Учащимся предлагается прослушать и запомнить ряд слов: played, liked, helped, went, lived. Далее задаётся вопрос: Что общего во всех словах? Что лишнее? (Из множества, обоснованных мнений, обязательно прозвучит правильный ответ.) Формулируется учебная цель.

Прием «знаю-не знаю»

Предъявляется тема урока. Например, в 4 классе «Speaking about seasons and the weather». На доске чертится таблица:

Пример таблицы

Знаю (Know)

Не знаю (Don’t know)

Хочузнать (Want to know)

Учащиеся вспоминают, что они уже знают по этой теме с прошлого года, добавляют, чтобы они хотели узнать. В разных классах возможны разные цели урока в зависимости от уровня развития (названия времен года, слова по теме «Погода», структура It is cold и т.д.)

Проблемная ситуация

Предлагается задание, в ходе которого должны возникнуть трудности с выполнением из-за недостатка знаний.

Пример № 3

При изучении глагола to be детям во 2 классе предлагается задание (УМК Биболетовой М.З.): составьте предложения по схемам.

 

Учащимся на данном этапе известны только формы глагола единственного числа, форму множественного числа они не знают. Формулируется проблема, ставится цель.

Пример № 4

В 3 классе предлагается рассказать о герое Юфо по таблице. Тема: «Отрицательные предложения в Present Simple (3 л., ед.ч.)». Утвердительные предложения составляются легко, а с отрицательными предложениями возникает проблемная ситуация.

activities

Ufo

My friend

Get up early

+

 

Have breakfast at 8 am

-

 

Go to school at 8.30am

-

 

Do homework at 5pm

+

 

Пример № 5

Цель урока: познакомиться с глаголом can и ввести новую лексику (УМК Комаровой Ю.А., 2 класс). Задание: рассказать о друзьях по таблице.

 

rideabike

climb

swim

fly

Tom

+

+

+

-

Piff

-

+

+

+

В ходе обсуждения учащиеся осознают, что им необходимо узнать новый глагол и новые слова. Так цель учителя становится целью детей.

Использование пословиц, скороговорок, кроссвордов, загадок, ребусов

Этот приём используется для предъявления темы. Попробуем проиллюстрировать некоторые варианты.

Пример № 6

На этапе фонетической разминки учитель предлагает поработать с пословицей: Halfaloafisbetterthannone.

После отработки произношения учащиеся в процессе перевода пословицы сталкиваются с новым грамматическим явлением (степени сравнения имён прилагательных). Возникает проблема, ставится цель.

Пример № 7

В начале урока дети отгадывают тему урока, заполняя пропущенные буквы в изученных словах. Буквы в ключевых словах появляются в процессе заполнения пропусков. Тема: «Сезоны и погода»

 

Пример № 8

Разгадывая ребус (пример из презентации [4]), дети узнают тему урока. Тема: «Выходные»(«Weekends») .

 

После разгадывания темы переходим к постановке учебных задач. Для этого может быть использован следующий приём.

Домысливание. Использование опорных глаголов (слов «помощников»).

Учитель просит сформулировать задачи с помощью опорных глаголов на русском или иностранном языке в зависимости от уровня владения иностранным языком.

Пример № 9

Повторим…

Узнаем…

Проверим…

Выбирем из списка…

Сгруппируем…

Напишем…

We’ll have a talk about…

We’ll learn ...

We’ll check…

We’ll choose...

We’ll read a …

We’ll write a…

Использование наглядности

В качестве наглядности можно использовать картинку, визуальный ряд, реальный предмет, видео.

Пример № 10

Во время изучения темы «Косвенная речь» ученикам предлагается картинка. Задание: описать картинку. Возникает вопрос: «Как передать вопрос в косвенной речи?» Ставится цель.

 

Пример № 11

Тема: «Зачем изучать иностранные языки?» Учащимся предлагается минутный рекламный ролик «Cat and goldfish»(https://www.youtube.com/watch?v=h42Vsea1rmU). После просмотра идет обсуждение. Что рекламируется в этом ролике? Зачем рыбке знать язык собак? Зачем ты изучаешь английский язык? Зачем люди изучают иностранные языки? Какова цель нашего урока?

В настоящий момент в методической литературе можно найти множество других приемов целеполагания: вставить буквы, слова, знаки; найти ключевые слова, ошибки; собрать текст, восстановить, составить собственный текст, привести примеры, составить план, алгоритм.

Сформулированную цель и задачи необходимо записать на доске. В конце урока необходимо вернуться к этой записи и предложить учащимся не только проанализировать, что им удалось сделать на уроке, но и увидеть, достигли ли они цели, а в зависимости от этого – формулируется домашнее задание.

Приемы целеполагания формируют мотив, потребность действия. Ученик реализует себя как субъект деятельности и собственной жизни. Легко заметить, что практически все приемы строятся на диалоге, поэтому очень важно грамотно  сформулировать вопросы, учить детей не только отвечать на них, но и придумывать свои. «Процесс целеполагания – это коллективное действие, каждый ученик – участник, активный деятель, каждый чувствует себя созидателем общего творения. Дети учатся высказывать свое мнение, зная, что его услышат и примут. Учатся слушать и слышать другого, без чего не получится взаимодействия» [5].

Именно такой подход к целеполаганию является эффективным и современным.