Полный текст статьи
Печать

В современных социально-экономических условиях актуальным стало непрерывное образование, сопровождающее человека в течение всей его жизни, где образование определяется как процесс и результат становления личности человека. В современной школе для полноценного развития ребенка необходимо менять схему познавательной деятельности обучающегося с репродуктивной на схему поисковой познавательной деятельности. Обществу сегодня необходима личность с широким интеллектуальным потенциалом, способствующим развитию креативности как основы инновационной деятельности. На первое место выносятся новые образовательные результаты: ученик должен уметь делать обобщения на основе наблюдений, формулировать гипотезы и проверять их экспериментально. Образовательная деятельность должна быть построена как система неких учебных ситуаций, направленных на реализацию определенных видов учебной деятельности. Необходимость перехода в обучении к современным образовательным технологиям дала новый импульс к исследованию понятий креативности, креативные методики, креативно ориентированное обучение. В противовес традиционным методикам креативно-ориентированное обучение иностранному языку позволяет качественно обновить языковую подготовку обучающегося в направлении формирования способности ученика к саморазвитию, активизации творческих способностей и умению логически рассуждать, строить умозаключения, приводить доказательства, делать выводы, обосновывая свои суждения.

Учитывая актуальность проблемы и значимость ее решения для теории и практики обучения иностранному языку, в 2016-2017 учебных годах на базе Средней общеобразовательной школы № 27 г. Северодвинска нами был проведен педагогический эксперимент с целью проверки эффективности использования креативно-ориентированной методики с целью обучения учеников IX класса устному общению на уроках английского языка. Экспериментальная работа проходила в три этапа: диагностический, обучающий и контрольный.

Гипотеза эксперимента – уровень коммуникативной компетенции и готовность обучающихся к устному общению повысится, в случае если на уроках иностранного языка будет использована креативно-ориентированная методика.

Цель эксперимента – выявление уровня развития учебной мотивации и готовности школьников осуществлять устное общение на английском языке.

В эксперименте принимали участие 20 школьников Формой проведения экспериментальной работы явились уроки иностранного языка (английского).

Следуя точке зрения Л.С. Буковского в том, что креативность любого ученика на уроках иностранного языка будет складываться из трех взаимосвязанных компонентов: коммуникативной компетенции, умения творчески мыслить и мотивации, на I этапе экспериментальной работы мы запланировали:

1. Выявление исходного уровня мотивации учащихся 9 класса к изучению иностранного языка.

2. Установление исходного уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетенции.

Отметим, что методами изучения мотивации являются:

– наблюдения за реакциями учащихся на трудности в работе, на успехи и неудачи;

– беседа, в ходе которой учитель, анализируя ответы учащихся, делает вывод о наличии или отсутствии мотивации;

– анкетирование учащихся;

– изучение учебной мотивации с помощью рисунков М.Р. Гинзбурга.

Для получения информации о наличии мотивации у учащихся к обучению иностранного языка мы обратились к методу анкетирования, поскольку данный метод дает возможность получения наиболее достоверных сведений и сбора данных об исследуемых вопросах за счет анонимности проведения анкет и массовости опроса школьников.

Первый этап диагностирующего эксперимента состоял в определении мотивов к изучению иностранного языка. Мотивы выявлялись при помощи анкеты, которая состояла из 13 вопросов, на каждый из которых предлагалось 4 варианта ответа. Перед школьниками была поставлена задача: выбери наиболее важные для тебя причины, по которым ты изучаешь иностранный язык.

Для развития уровня мотивации школьников к обучению иностранного языка были разработаны следующие критерии:

оптимальный уровень – сильная мотивация к изучению иностранного языка (понимание важности дисциплины «Иностранный язык», осознание необходимости иметь прочные знания и умения по предмету) – 32-39 баллов;

допустимый уровень – слабая мотивация к изучению иностранного языка (считаю, что нужно изучать предмет, изучаю то, что предлагает учитель) – 15-31 балл;

критический уровень – немотивированное обучение (изучаю предмет по настоянию учителя и родителей, не хочу отличаться от других и т.п.) – ниже 15 баллов.

В процентном соотношении количество школьников, относящихся к разным уровням развития мотивации получилось следующее: оптимальный уровень – 3 %; допустимый уровень – 32 %; критический уровень – 65 %.

Результаты диагностирующего эксперимента по выявлению у школьников мотивации к изучению иностранного языка показали, что большее количество опрошенных остаются равнодушными к изучению предмета «Иностранный язык».

На втором этапе диагностирующего эксперимента была поставлена задача определить уровень сформированности иноязычной коммуникативной компетенции и диалогических умений школьников. В ходе данного этапа ученикам было предоставлено задание репродуктивного типа.

Задание: You and your friend are exchanging opinions about the film you've watched at the international camp.

Student 1. Ask your friend's opinion the film you've watched. You begin the conversation. Remember to: ask his / her opinion about the work of actors, about the settings. Say what you think about the film.

Student 2. You like the film you've watched. Answer your partner's questions. Remember to: explain why you like the film, give your opinion about the work of the actors, the setting. Ask about your friend's impression of the film.

При анализе речевых произведений учитывались такие критерии, как объем высказывания, логика изложения материала, наличие элементов творчества, информационная наполненность высказывания.

Проанализировав данные уровня диалогических умений, мы выделили следующие уровни оценки учащихся:

оптимальный уровень – 10-12 баллов (объем высказывания соответствует программным требованиям, ученик умеет запрашивать информацию, передавать ее, обусловлено отвечать на вопросы, пояснять, уточнять, подхватывать и дополнять мысль партнера, в его речи присутствуют новые лексические единицы) – 0 %;

допустимый уровень – 8-10 баллов (объем высказывания соответствует программным требованиям, допущены незначительные ошибки при передаче информации; испытывают небольшие затруднения при использовании новых лексических единиц) – 20 % учащихся;

критический уровень – меньше 8 баллов (объем высказывания не соответствует программным требованиям, допущены грубые ошибки, словарный запас небольшой) – 80% учащихся.

Подводя итог диагностирующего этапа экспериментальной работы по выявлению исходного уровня мотивации обучающихся IX класса к изучению иностранного языка и сформированности иноязычной коммуникативной компетенции делаем вывод, что в основном школьники имеют слабую мотивацию к изучению предмета и это находит свое отражение в неудовлетворительном уровне сформированности иноязычной коммуникативной компетенции по иностранному языку.

Результаты диагностирующего эксперимента позволили сформулировать гипотезу основного эксперимента. Приведем ее еще раз: уровень коммуникативной компетенции и готовность обучающихся к устному общению повысится, в случае если на уроках иностранного языка будет использована креативно-ориентированная методика.

Итоги диагностирующего этапа экспериментальной работы дали возможность перейти к обучающему эксперименту. В ходе обучения школьников устному иноязычному общению был апробирован комплекс упражнений креативно-ориентированной методики, разработанный нами для учащихся IX класса средней общеобразовательной школы. Цель: формирование иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся, развитие диалогических умений. Материал базировался на УМК М.З. Биболетовой «Enjoy English» для IX класса.

Характерными особенностями разработанных упражнений являются: диалогичность, групповое взаимодействие, введение больших объемов материала: комплексность, т.е. политемность, полиситуативность и полифоничность контекста урока.

В соответствии с тремя типами уроков (I тип – урок формирования лексических навыков, II тип – урок совершенствования речевых навыков, III тип – урок развития речевого умения) нами были разработаны следующие задания: подготовительные, коммуникативные и контрольные. Цель обучения – развитие у учащихся речевой и коммуникативной способности – решалась посредством сочетания коммуникативного подхода (обучение общению на иностранном языке происходит через общение) и игрового (ролевая игра). На первых двух типах уроков использовались подготовительные и коммуникативные упражнения, на уроке развития речевого умения – ролевая игра.

1 группа. Подготовительные упражнения. К данному типу упражнений относятся коммуникативные задания, не требующие какого-либо творческого подхода. Ситуация в них имеет невысокую степень сложности, а их смысловое и речевое развитие отличается определенностью и не предполагает каких-либо вариантов. Речевые опоры заданы преподавателем и определены самой ситуацией. Степень продуктивности речевого выхода не является высокой. При выполнении этих упражнений обучающиеся могут проявить определенную речевую гибкость, но сама ситуация не требует от них интеллектуальных и креативных усилий. Приведем примеры.

Упражнение 1 (направлено на развитие практических и коммуникативных умений).

Finish up the sentences. You may use the conjunction «because» and the arguments given after the sentences.

1. Teenagers and their parents always don't get on well...

– to have different manners and tastes

– to listen to different kinds of music

– to have misunderstanding in contacts

– to have different views on life

– to have different interests

2. Teenagers have always lack of privacy...

– to have brothers or sisters

– to live in a small flat

– to be treated by parents very much

– to go to different study groups besides going to school

– to have friends of their parents at home every day

2 группа. Коммуникативные упражнения. Вторая группа упражнений объединяет коммуникативные задания, которые, несмотря на свой тренировочный характер (он определяется присутствием подробных опор, ориентирующих учащегося на смысловой поиск), предусматривают необходимость привлечения воображения и фантазии в связи с созданием креативного речевого продукта. При этом задания различаются между собой по степени сложности смыслового решения, по величине и степени сложности требуемого речевого продукта. При выполнении этих заданий обучающиеся должны проявить креативность. Поскольку в этих заданиях заложена необходимость выражения личных смыслов и осуществления собственных интенций, степень продуктивности речевого выхода является достаточно высокой.

Вторую группу упражнений предваряет следующий текст:

Sasha is 14 and lives with her mum, dad and a little sister. She doesn't get on well with any of her family. Read Sasha's letter to the youth magazine «Shout» and do some tasks.

«One of the worst thing about my house is the lack of privacy. If I disappear into my room for some peace, it's guaranteed that someone will come after me, wanting to know what I am up to. The thing is because I share a room with my little sister, I can't just shut the door, and keep everyone out. She is always complaining that it's her room, too Even worse, it means nothing is safe. I guess she goes through all my stuff, musks about with my toiletries, and eats the sweets I keep in my room. If I want to keep anything secret, I have to use a lock and a key on my cupboard. To my mind the only decision is to leave home as soon as I'm old enough».

Упражнение 1 (направлено на развитие умений отвечать на вопросы, аргументировать свое мнение по проблеме).

In small groups discuss the following questions:

1. Do Sasha's complaints seem quite objective and fair to you? Why? Why not?

2. What resolutions of her problems has she chosen?

3. What does it tell you about her character?

4. What alternatives would you suggest?

3 группа. Контрольные упражнения. Данная группа упражнений представлена коммуникативными заданиями, которые мы определяем как собственно творческие. Ситуация в них имеет высокую степень неопределенности возможного развития и требует от обучающихся самостоятельного нахождения смыслового решения и его речевого воплощения при отсутствии опор. Ситуация, как правило, является сложной. Учитель задает только тему, развитие которой предполагает необходимость определенных интеллектуальных и творческих усилий. При поиске смыслового решения задания, обучающиеся должны проявить креативность. Чаще всего найти решение удается, «оттолкнувшись» от какой-то подходящей фразы, используя учебный речевой материал очень гибко, иногда самым неожиданным образом. Степень продуктивности речевого выхода в заданиях этого типа очень высока, т.к. учащиеся должны сами найти смысловое решение и сформулировать его.

Примеры ролевых игр:

1. You are the mother of a teenager, and you are his father. Reproduce the conversation about the education of your son (daughter). / Вы – мама подростка, а вы – его отец. Воспроизведите беседу о воспитании своего сына (дочери).

2. You are well – known psychologist and host family that has a problem with teenagers.

What will you tell them and what would you recommend to do in difficult situations? / Вы – известный психолог и принимаете у себя семью, у которой есть проблемы с детьми-подростками. Что вы им скажете и что посоветуете делать в сложных ситуациях?

3. You are the mom of a teenager and you are his teacher. You discuss his behavior in school and at home. / Вы – мама подростка, а вы – его учитель. Вы обсуждаете его поведение в школе и дома.

Подобным творческим заданиям предшествует большая подготовительная работа. Необходимо подвести обучающихся к задаче, требующей от них креативности, подумав и подготовив ее с нескольких позиций:

– в содержательном плане, предоставив ученикам материал, который поможет им составить представление о предлагаемой заданием теме (предмете), вызовет интерес и послужит импульсом к созданию креативного речевого продукта;

– в речевом плане, обеспечив продвижение к сложному коммуникативному заданию через последовательный ряд коммуникативных упражнений первого и второго вида;

– в эмоциональном плане, вызывая у учащихся нужное эмоциональное состояние, определенный «настрой» с помощью различных приемов.

При выполнении подобных заданий обучающимся приходится прилагать интеллектуальные усилия не только в связи с неопределенностью и проблемностью предложенной игровой коммуникативной ситуации, но и из-за дефицита речевых средств, заставляющего для осуществления коммуникативной интенции такого рода максимально мобилизовать свой интеллектуальный и креативный потенциал. Создавая в определенной степени экстремальные условия, требующие от участников напряжения интеллектуальных и творческих сил, учитель побуждает детей оптимально и эффективно оперировать их ограниченными речевыми ресурсами. Такая учебная деятельность позволяет учащимся овладеть учебным материалом на эмоциональном подъеме, дает им возможность пережить особое состояние «кризиса поиска», а также готовит их к реальным действиям в ситуациях, связанных с дефицитом речевых средств.

Таким образом, обучение устному общению, согласно креативно-ориентированной методике, представляет собой постепенную динамику работы: совершается переход от коммуникативных ситуаций, речевое оформление которых предлагается как образец, к ситуациям, в которых обучающиеся должны проявить в том или ином объеме самостоятельность и речевую инициативу. Завершается цикл работы сложными коммуникативными заданиями, при выполнении которых школьники самостоятельно выстраивают свое речевое поведение, используя учебные речевые средства в новых условиях.

Основными задачами третьего, контрольного этапа эксперимента были сравнение, обобщение и оценка полученных результатов в ходе формирующего эксперимента. Ведущие компоненты диагностики:

1) выявление уровня мотивации к изучению иностранного языка;

2) определение уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетенции и диалогических умений школьников.

Контрольные опросники на определение уровня мотивации к обучению иностранному языку показали высокие результаты. Основываясь на полученные данные, мы сделали вывод, что произошли заметные изменения в распределении обучающихся по уровням мотивации к изучению иностранного языка. Увеличилось количество школьников, относящихся к оптимальному и допустимому ее уровню – (70 % – оптимальный, 30 % – допустимый, 0 % – критический).

Диагностика уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетенции и диалогических умений школьников методом заслушивания диалогических высказываний на этапе итогового эксперимента показала прогрессию уровня сформированности умений производить устное общение на иностранном языке.

В ходе данного этапа ученикам было предоставлено следующее задание.

Ann is 16 and she lives with her parents in a big flat. Her parents are always at work and she has little time to speak to them, to tell about her school life, to share with her problems. Ann always stays alone at home and can do what she wants: to go for a walk with her friends when she wants, to wear the clothes for her taste and besides she has money for her own expresses. Kate is 16 and she lives in a small flat with her parents who treat her like a child, forbid her to go for a walk very often, follow on her heels everywhere and don't give her money.

Begin the talk with Ann by asking wрat she thinks about this problem.

Постэкспериментальные заслушивания диалогов выявили следующие уровни оценки умений учащихся:

оптимальный уровень – 70 % обучающихся;

допустимый уровень – 30 % обучающихся;

критический уровень – 0 % обучающихся;

Эти данные свидетельствуют о сформированности у школьников навыков и умений осуществлять устное общение на иностранном языке.

Таким образом, в ходе педагогического эксперимента, нами был установлен факт возрастания учебной мотивации школьников к изучению иностранного языка. Кроме того, нами было замечено, что уровень развития мотивации учащихся зависит от умений производить устное общение на иностранном языке. Проведенное исследование позволяет утверждать, что для получения оптимальных результатов в развитии диалогических умений и в формировании у обучающихся речевой и коммуникативной способности целесообразно использовать креативно-ориентированную методику, основанную на сочетании коммуникативного и игрового подхода к изучению иностранного языка.