Полный текст статьи
Печать

Традиционно побуждение к физической активности молодого поколения, в том числе и курсантов, происходит под воздействием следующих мотивов: оздоровительного, двигательно-деятельностного, соревновательно-конкурентного, эстетического, коммуникативного, познавательно-развивающего, профессионально-ориентированного, административного, психолого-значимого, воспитательного, статусного и культурологического [1,2,3,5,6,7,8].

Оздоровительный мотив. Мотивацией выступает желание курсанта укрепить своё здоровье для того чтобы как можно меньше болеть, тем самым минимизировать количество пропусков учебных занятий. Кроме того, занятия физическими упражнениями используется как средство восстановления после болезни или травмы с целью как можно быстрее компенсировать пропуски занятий по физической подготовке. Зарождение этого мотива тесно связано с осознанием необходимости здорового образа жизни, с формированием потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями.

Двигательно-деятельностный мотив. Мотивацией выступает желание курсанта повысить уровень своей работоспособности. Ведь напряжённый график учёбы, сдача зачётов и экзаменов в сессионный период требует непрерывного длительного по времени умственного напряжения. Это приводит в большинстве случаев к значительному понижению возможностей восприятия информации, к большему числу ошибок, к накоплению физической усталости. Кроме того, жизнь курсанта проходит в режиме дня, которое кроме учебной деятельности предполагает и несение службы в суточном наряде, участие в охране общественного порядка, работы по благоустройству территории академии. Все эти негативные факторы, а также необходимость длительного выполнения монотонной и однообразной работы в конечном итоге приводят к существенному снижению работоспособности курсанта. Профилактическим средством в этом случае выступают занятия физическими упражнениями. Несомненно, в процессе занятий физическими упражнениями в организме курсанта происходят изменения деятельности всех систем, в особенности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, которые в первую очередь влияют на развитие работоспособности [5,6,7,8].

Соревновательно-конкурентный мотив. Мотивацией выступает стремление курсанта улучшить собственные результаты (достижения) на фоне остальных сверстников. Вся история общества можно представить в виде процесса эволюции, построенном на духе соперничества, на конкуренции [4,5,6]. Особенно этот мотив характерен для профессиональных спортсменов. Так для курсантов-спортсменов групп спортивного совершенствования это мотив к получению спортивных званий и разрядов, для занятия призовых мест на различных соревнованиях. Но стремление быть лучшим среди себе подобных характерно не только для спортсменов. Это действенная мотивация для самостоятельных занятий физическими упражнениями. Например, большинству курсантов присуще желание, в частности, показать лучший результат среди учебной группы.

Эстетический мотив. Данная мотивация курсантов формируется желанием улучшить свой внешний вид, создать красивое тело. Это реализуется в совершенствовании своего телосложения. Эстетический мотив формируется часто там, где занимаются аэробикой, атлетической гимнастикой и др. Однако эстетическая мотивация, в большинстве случаев, не имеет направленности на достижение результатов в физической подготовке как дисциплины или результатов в каком-либо виде спорта. К сожалению, показатель эстетической направленности в обществе часто меняется. Но, когда эстетическая мотивация опирается на мотив укрепления здоровья, она не исчезает и с изменением эстетической направленности [2,5,6,7].

Коммуникативный мотив. Мотивацией выступает стремление к общению, которое особо присуще юношеству. Несомненно, что занятия физическими упражнениями и спортом содействуют улучшению коммуникации между социальными и половыми группами [3,5,6,7].

Познавательно-развивающий мотив. Мотивацией, в данном случае, выступает стремление курсанта познать свой организм, его возможности, а потом улучшить свое физическое состояние и повысить физическую подготовленность с помощью средств физической подготовки или спорта [5,6,7].

Профессионально-ориентированный мотив. Мотивация реализуется в форме профессионально-прикладной физической подготовки, которая содействует развитию психофизической готовности курсанта к будущей профессиональной деятельности [1,4,5]. Ведь целями дисциплины «Физическая подготовка» являются формирование физической готовности выпускника к успешному решению оперативно-служебных и служебно-боевых задач, умелому применению физической силы, в том числе боевых приёмов борьбы, а также обеспечение высокой работоспособности в процессе служебной деятельности.

Административный мотив. Одними из задач физической подготовки курсантов является развитие и поддержание профессионально важных физических качеств на уровне, необходимом для успешного выполнения оперативно-служебных и служебно-боевых задач, а также овладение двигательными навыками и умениями эффективного применения физической силы, в том числе боевых приёмов борьбы, и их непрерывное совершенствование. Оценка физической подготовленности происходит в время промежуточной аттестации, проводимой в форме дифференцированного зачёта или экзамена.

Психолого-значимый мотив. Как мы указали выше напряжённый график учебной и служебной деятельности негативно сказывается на уровне работоспособности организма курсанта. Это касается и психического состояния. Так у курсантов наблюдается, особенно в сессионный период, быстрая утомляемость, переутомление, в крайних случаях – стресс, нервный срыв. Занятия физическими упражнениями способствуют снятию эмоционального напряжения и предупреждению стрессовых состояний. В результате занятий физическими упражнениями происходит снятие умственного напряжения, наблюдается восстановление психической работоспособности. Даже кратковременное и малоинтенсивное выполнение любых физических упражнений в большей степени повышает эффективность релаксации (отдыха), чем пассивный отдых [3,5,6,7].

Воспитательный мотив. В процессе занятий физическими упражнениями совершенствуются навыки самоподготовки и самоконтроля, происходит развитие морально-волевых качеств курсантов.

Статусные мотивы. Систематическое занятие физическими упражнениями способствует увеличению потенциала жизнестойкости в экстремально-личностных конфликтах. Уверенность в своих силах, развиваемое в процессе физической подготовки, влияет на повышение личностного статуса курсанта при возникновении конфликтных ситуаций, разрешаемых в ходе физического воздействия, в частности - в случае несения службы по обеспечению общественного порядка или несения службы в суточном наряде.

Культурологический мотив. Мотивация к занятиям физическими упражнениями, в данном случае, пробуждается под воздействием средств массовой информации, социальными институтами, социальной «группой», культурной средой и обществом в целом [2,5,6].

В 2016 году сотрудниками кафедры физической подготовки было проведено анкетирование курсантов Нижегородской академии МВД России всех годов обучения (с 1 по 4 курс). Основной задачей выступило стремление авторов выявить мотивы, побуждающие курсантов образовательных учреждений МВД России к занятиям физическими упражнениями как в рамках дисциплины «Физическая подготовка», так и на самостоятельных занятиях. Анализу подвергались результаты как каждого курса в отдельности, так и всех респондентов в целом (Табл. №1,2,3,5,6). 

Таблица 1

Результаты анкетирования курсантов 1 курса

 

Мотив

Наиболее значимый для меня

Достаточно значимый, но не главный, для меня

В некоторой степени значимый для меня

Не является для меня каким-либо мотивом

Оздоровительный

50%

35,7%

14,3%

0

Двигательно-деятельностный

14,3%

28,5%

42,8%

14,3%

Соревновательный

50%

14,3%

35,7%

0

Эстетический

42,8%

42,8%

7,1%

7,1%

Коммуникативный

7,1%

35,7%

35,7%

21,4%

Познавательно-развивающий

35,7%

28,5%

14,3%

21,4%

Профессионально-ориентированный

50%

21,4%

7,1%

21,4%

Административный

50%

35,7%

7,1%

7,1%

Психолого-значимый

35,7%

21,4%

14,3%

28,5%

Воспитательный

50%

14,3%

35,7%

0

Статусный

14,3%

28,5%

28,5%

28,5%

Культурологический

0

7,1%

35,7%

57,1%

 

У курсантов 2 курса наиболее значимыми выступают оздоровительный, соревновательный, профессионально-ориентированный, административный и воспитательный мотивы, наименее значимым - культурологический (Табл. 2). 

Таблица 2

Результаты анкетирования курсантов 2 курса

 

 

Мотив

Наиболее значимый для меня

Достаточно значимый, но не главный, для меня

В некоторой степени значимый для меня

Не является для меня каким-либо мотивом

Оздоровительный

50%

35,7%

14,3%

0

Двигательно-деятельностный

14,3%

28,5%

42,8%

14,3%

Соревновательный

50%

14,3%

35,7%

0

Эстетический

42,8%

42,8%

7,1%

7,1%

Коммуникативный

7,1%

35,7%

35,7%

21,4%

Познавательно-развивающий

35,7%

28,5%

14,3%

21,4%

Профессионально-ориентированный

50%

21,4%

7,1%

21,4%

Административный

50%

35,7%

7,1%

7,1%

Психолого-значимый

35,7%

21,4%

14,3%

28,5%

Воспитательный

50%

14,3%

35,7%

0

Статусный

14,3%

28,5%

28,5%

28,5%

Культурологический

0

7,1%

35,7%

57,1%

 

Как видно в таблице 3 детерминантными мотивами курсантов 3 курса в большей степени выступают административный и оздоровительный мотивы. Наименее значимыми является опят таки культурологический мотив, но он менее выражен по сравнению со 2 курсом. 

Таблица 3

Результаты анкетирования курсантов 3 курса

 

Мотив

Наиболее значимый для меня

Достаточно значимый, но не главный, для меня

В некоторой степени значимый для меня

Не является для меня каким-либо мотивом

Оздоровительный

57,1%

38%

4,7%

0

Двигательно-деятельностный

19%

52,3%

23,8%

4,7%

Соревновательный

38%

42,8%

14,3%

4,7%

Эстетический

47,6%

52,3%

0

0

Коммуникативный

33,3%

23,8%

23,8%

19%

Познавательно-развивающий

38%

23,8%

28,5%

9,5%

Профессионально-ориентированный

28,5%

62%

9,5%

0

Административный

62%

38%

0

0

Психолого-значимый

38%

42,8%

19%

0

Воспитательный

42,8%

47,6%

4,7%

0

Статусный

23,8%

52,3%

19%

4,7%

Культурологический

28,5%

23,8%

23,8%

23,8%

 

Наиболее значимыми мотивами - отметило более половины респондентов – на 4 курсе выступили оздоровительный, двигательно-деятельностный и эстетический мотивы. А показатель значимости административный мотива вырос более чем на 10% (Табл. 4). 

Таблица 4

Результаты анкетирования курсантов 4 курса

 

Мотив

Наиболее значимый для меня

Достаточно значимый, но не главный, для меня

В некоторой степени значимый для меня

Не является для меня каким-либо мотивом

Оздоровительный

57,1%

28,5%

14,3%

0

Двигательно-деятельностный

52,4%

23,8%

23,8%

0

Соревновательный

42,8%

23,8%

28,5%

4,7%

Эстетический

52,4%

33,3%

9,5%

4,7%

Коммуникативный

4,7%

28,5%

42,8%

23,8%

Познавательно-развивающий

28,5%

28,5%

23,8%

19%

Профессионально-ориентированный

47,6%

19%

33,3%

0

Административный

76,2%

9,5%

14,3%

0

Психолого-значимый

47,6%

14,3%

38%

0

Воспитательный

23,8%

42,8%

23,8%

9,5%

Статусный

14,3%

14,3%

47,6%

23,8%

Культурологический

9,5%

9,5%

19%

61,9%

 

Таблица 5

Общие результаты анкетирования курсантов 1-4 курсов

 

Мотив

Наиболее значимый для меня

Достаточно значимый, но не главный, для меня

В некоторой степени значимый для меня

Не является для меня каким-либо мотивом

Оздоровительный

57,1%

28,5%

14,3%

0

Двигательно-деятельностный

52,4%

23,8%

23,8%

0

Соревновательный

42,8%

23,8%

28,5%

4,7%

Эстетический

52,4%

33,3%

9,5%

4,7%

Коммуникативный

4,7%

28,5%

42,8%

23,8%

Познавательно-развивающий

28,5%

28,5%

23,8%

19%

Профессионально-ориентированный

47,6%

19%

33,3%

0

Административный

76,2%

9,5%

14,3%

0

Психолого-значимый

47,6%

14,3%

38%

0

Воспитательный

23,8%

42,8%

23,8%

9,5%

Статусный

14,3%

14,3%

47,6%

23,8%

Культурологический

9,5%

9,5%

19%

61,9%

 

Рецензент: заместитель начальника кафедры физической подготовки, кандидат психологических наук, доцент Кузнецов Сергей Вячеславович.