Полный текст статьи
Печать

В практике отечественного преподавания наблюдается недооценивание возможностей компьютерных средств обучения, в том числе и электронных учебников. Связано это, прежде всего, со сложностью и недостаточной разработанностью в теории самого понятия электронный учебник как дидактического средства. Многие столетия учебник является одним из средств конструирования среды учебного процесса. Так, В. П. Беспалько пишет: «Ян Коменский еще не решается полностью отделить книгу от учителя и рассматривает ее лишь как мощный инструмент в его руках, а не как автономное средство ведения учебного процесса». Учебники и учебные пособия были и остаются основными средствами трансляции знаний, стереотипных умений. В связи с этим качество общего и профессионального образования зависит в значительной мере от качества учебников.

Наиболее эффективный метод усовершенствования учебного процесса подготовки специалистов состоит в использовании современных информационных технологий, а так же, во внедрении в образовательную деятельность электронных информационно-образовательных программ, в том числе электронных учебников (далее - ЭУ), которые позволяют осуществлять образовательный процесс  дистанционно, непрерывно и индивидуально, и в частности он обеспечивает развитию самостоятельной, удаленно - поисковой, деятельности курсантов МВД, повышению их интереса к профессии.

Личностно-ориентированное образование обеспечивает формирование необходимых условий для образования и проявления личностных качеств обучаемых, развития их интеллекта, проявления активной и инициативной личности, удовлетворения практических потребностей учащихся, развития их мышления, навыков самообразования, саморазвития; нацелено на потребность общества в специалистах, способных самостоятельно получать знания, способных к адаптации в новых социальных условиях. Именно это и определяет личностно-ориентированный подход в работе с электронным учебником.

Таким образом, электронный учебник имеет ряд достоинств, по сравнению с традиционным печатным учебником:

  • электронный учебник, содержащий в себе не только текстовую информацию, а также аудио, видео фрагменты, графические иллюстрации способен привлекать молодежь более успешней;
  • такой учебник является компактным;
  • они благодаря встроенной системе тестирования, они дают возможность проверить свои знания;
  • благодаря поисковой системе можно быстро найти нужную информацию;
  • его можно настроить под любого читателя, тем самым подобрав шрифт и цветовую гамму исходя из его возможностей.

Несмотря на все достоинства, существует и ряд недостатков:

  • быстрая утомляемость, вызванная чтение с экрана;
  • необходимость дополнительного оборудования для работы с ним.

Несмотря на определенные недостатки электронных учебников, ни позволяют обогатить курс обучение, сделать его более интересным и привлекательным для учащихся.

Электронный учебник является современным средством обучения:

  • научность, доступность, наглядность, самостоятельность, системность;
  • модульность, наличие и четкость определения учебных целей, ориентация на самообучение, последовательность, интерактивность, наличие оценки прогресса в обучении, наличие элементов сопровождения;
  • соответствие современным требованиям к образовательному процессу при отборе содержания и представлении учебного материала, способствование развитию личности в самом широком понятии.

В качестве индивидуального обучения курсантов, необходимо дополнить выше указанные требования принципом вариативности, что означает: – введение в содержание ЭУ информации разной степени сложности, глубины, профессиональной направленности.

Таким образом, электронный учебник позволяет решать современные задачи обучения, обеспечивать индивидуализацию образовательного процесса в Академии МВД.

Конечно, преимущества обучения на фантомах, муляжах и тренажерах очевидны. Во-первых, появляется возможность моделировать критические ситуации, максимально приближенные к реальным, но безопасные для обучающихся. Во-вторых, действие может быть неоднократно повторено для выработки навыков и умений и ликвидации ошибок. В-третьих, создаются условия для выработки и поддержания профессиональных навыков в редких ситуациях каждому обучающемуся. Применение интерактивных технологий в образовательной деятельности практически не имеет ограничений.

Но в условиях высокой стоимости тренажеров и других средств обучения существуют и другие пути повышения качества освоения курсантами практических навыков. Одним из таких путей и является перечисленное выше использование учебных видео-пособий, которые могут быть интегрированы в электронные учебники. Это даст возможность курсантам Академии показать лучшие результаты при выполнении нормативов по физической подготовке, при отработке навыков боевых приемов.

В заключении можно сделать вывод. Для эффективного формирования профессиональных компетенций при обучении курсантов в Академии МВД по дисциплинам профессионального цикла теоретическую подготовку предлагается проводить с использованием современным методов и форм обучения, в частности с использованием тренажеров, интерактивных технологий, а при их отсутствии использовать видео-пособия, в том числе в составе разрабатываемых электронных учебников.

 

Рецензент: заместитель начальника кафедры физической подготовки, кандидат психологических наук, доцент Кузнецов Сергей Вячеславович.