Профилактическая работа о недопущении фактов травматизма на занятиях по дисциплине "Физическая подготовка" и при проведении спортивно-массовых мероприятиях является одной из важнейших задач преподавателей, тренеров групп спортивного совершенствования, курсовых офицеров, медицинских работников и руководителей образовательных организаций системы Министерства внутренних дел российской Федерации. Однако не всегда работа в данном направлении проводится регулярно и последовательно. Множество нарушений носят, к сожалению, системный характер. Нарушения, которые приводят обучающихся к получению травм при занятии физическими упражнениями и спортом можно классифицировать на организационные, методические и санитарно-гигиенические.
К организационным недостаткам при проведении занятий по физической подготовке и соревнований можно отнести нарушения основных положений о проведении различных видов занятий, соревнований, нарушение правил.
Методические ошибки при проведении занятий выражаются в нарушении основных дидактических принципов обучения, выражающихся в отсутствии индивидуального подхода, последовательности, постепенности увеличения нагрузки, недостаточном учёте общего состояния занимающегося, половых особенностей и физической подготовленности курсантов и слушателей. Частой причиной травматизма является отсутствие или недостаточное проведение вводной части занятия - разминки.
Пренебрежение разминкой вначале занятия или перед началом соревнований приводит к таким травмам, как разрывы сухожилий, связок, мышц, вывихи. Неправильное обучение технике выполнения физических упражнений и боевых приёмов борьбы, отсутствие необходимой страховки и самостраховки или неправильное её выполнение - всё это причины возникновения травм. Кроме этого, причинами травм могут послужить недостатки в планировании всего учебного процесса. Составление учебных планов по дисциплине "Физическая подготовка" по остаточному принципу не может обеспечить полноценную общефизическую подготовку курсантов и слушателей и формирование у них двигательных навыков необходимых двигательных навыков и психофизических качеств.
Нарушения в материально-техническом оснащении занятий выражаются в недостаточном количестве мест занятий, отсутствии зон безопасности в залах, а также специально подготовленных трасс для кроссовой подготовки. Причиной травм может явиться отсутствие у курсантов на занятии защитного снаряжения.
Неудовлетворительное санитарно-гигиеническое состояние залов: недостаточная вентиляция, малая вместительность залов, плохая освещённость, запылённость, низкая температура воздуха, не соответствие мест проведения занятия его теме. Неблагоприятные погодные условия - низкая температура воздуха и ветреная погода, при проведении занятий на улице, могут явиться причиной таких травм как отморожение. Занятия на улице во время дождя или снегопада, на скользком грунте (покрытии) приводит к падениям с получением травм различной тяжести от ссадин до переломов и сотрясений.
Низкий уровень воспитательной работы преподавателями. приводит к нарушению дисциплины курсантами, к их невнимательности, поспешности в выполнении действий. несерьёзному отношению к занятию. Повреждения, получаемые вследствие недисциплинированности курсантов и слушателей, наблюдаются при проявлении резкости, грубости, применении запрещённых или болевых приёмов, из-за переоценки своих сил и возможностей. Запрещённые приёмы в спорте, болевые приёмы в служебно-прикладной подготовке влекут за собой травмы иногда с весьма тяжёлыми последствиями. Зачастую этому способствует либерализм преподавателя, тренера.
Причинами травм могут стать отсутствие медицинского контроля или нарушение врачебных требований. Допуск курсантов, слушателей к занятиям или соревнованиям без прохождения врачебного осмотра, не своевременное обращение к медицинским работникам или не выполнение врачебных рекомендаций после болезни, например нарушение сроков возобновления тренировок после заболевания или травм, по интенсивности нагрузок, невозможность комплектования групп обучающихся по степени подготовленности и половому признаку, также имеют негативный характер.
Делая вывод из вышеизложенного, причинами травм и несчастных случаев на занятиях по физической подготовке являются нарушения правил и мер безопасности, обязательных при проведении учебного или учебно-тренировочного процесса. В основе борьбы с травматизмом лежит неукоснительное выполнение этих требований преподавателями, тренерами групп спортивного совершенствования, курсантами и слушателями.
Однако важнейшей причиной возникновения травм, является гипокинезия. Гипокинезия - малоподвижный образ жизни, отрицательные последствия которой общеизвестны. Она вызывает у обучающихся различные отклонения в состоянии здоровья, таких как нарушение осанки, зрения, повышение артериального давления, появление избыточного веса. Причинами гипокинезии опять же является несовершенство учебного планирования, неравномерное распределение учебной нагрузки, недостаточное количество времени для отдыха в перерывах между парами.
Существенную роль в профилактике травматизма играет хорошо организованный медицинский контроль, а также самоконтроль занимающихся. Под самоконтролем понимается система наблюдений за состоянием своего здоровья, физическим развитием, функциональным состоянием, переносимостью тренировочных и соревновательных нагрузок. В системе Министерства внутренних дел проводится мноржество мероприятий по предупреждению травматизма. Борьба с травматизмом занимает одно из первых мест в учебно-тренировочном процессе, да и вообще при работе с личным составом в целом. В обеспечении мер по предупреждению травматизма участвуют руководители организаций, сами курсанты и слушатели, но ведущая роль отводится преподавателю (тренеры):
- преподаватель не имеет права допускать к занятиям лиц, не прошедших врачебного контроля в установленном порядке;
- перед началом каждого занятия необходимо проводить беседу по профилактике травматизма;
- при проведении занятия следует учитывать состояние здоровья, физическое развитие занимающихся, их приспособленность к нагрузкам;
- не допускать к занятиям больных.
Особую ценность в предупреждении травм имеет педагогический контроль, позволяющий определить степень утомления обучаемых в ходе занятия. Важно строгое соблюдение преподавателем методических указаний. определяющих содержание и порядок организации и проведения занятия или соревнований, нарушение которых может вред здоровью занимающихся.
Преподаватель перед каждым занятием должен проверять место занятия и следить за тем, чтобы не было посторонних предметов, контролирует качество установки оборудования, исправность инвентаря, проверяет соответствие формы одежды и обуви обучаемых погодным условиям и месту занятия. Преподавателю необходимо строго соблюдать выполнение принципов рациональной методики обучения занимающихся: постепенности в дозировании нагрузок, последовательности в овладении двигательными навыками; индивидуального подхода; обязательного инструктажа и контроля за выполнением упражнений.
Несмотря на целый ряд мер, направленных на профилактику травматизма, несчастные случаи встречаются часто. Строгая дисциплина на занятиях по физической подготовке должна быть законом. Начало и окончание выполнения упражнений курсантами и слушателями допускается только по команде преподавателя. При выполнении упражнений необходимо соблюдать установленные преподавателем дистанцию и интервал. Выполнение упражнений осуществляется от центра к периферии, занимающимся запрещается самостоятельно без разрешения преподавателя менять направление движений, покидать место занятия или использовать имеющиеся в зале оборудование и снаряды.
Рецензент: заместитель начальника кафедры физической подготовки, кандидат психологических наук, доцент Кузнецов Сергей Вячеславович.