Легкая атлетика – один из видов спорта, который объединяет в себе большое количество разных упражнений, направленных на всестороннее развитие физических качеств, таких как быстрота, ловкость, гибкость, сила и выносливость. Именно поэтому его считают комплексным.
Этот вид спорта зародился давно, еще задолго до древней Греции. В глубокой Древности такие занятия спортом использовались с целью улучшить физическую подготовку воинов. Уже через небольшой период своего развития, она становится самой популярной, и на проведенных впервые древнегреческих Олимпийских играх, которые проводились в Древней Греции в 776 году до нашей эры, легкая атлетика была главной спортивной программой. Свою популярность этот вид не утрачивает и в настоящее время, она является неизменным «участником» всевозможных состязаний.
Легкая атлетика один из самых популярных видов физической подготовки курсантов. Это объясняется ее разнообразным арсеналом средств, динамичностью, доступностью. Не нужно покупать никаких дорогостоящих тренажеров, приобретать абонементы в специальные спортивные залы. В неё входит большое количество дисциплин. Это один из естественных видов спорта, который просто создан для общего укрепления организма.
Анализ методических рекомендаций по проведению занятий по физической подготовке в различных учебных заведениях показал (в данном случае рассматривался раздел легкой атлетики):
- легкая атлетика проявляется в программах физического воспитания и подготовки для студентов во всех вузах;
- данный вид является одним из наиболее популярных разделов физической культуры и физической подготовки для образовательных организаций нашей страны;
- практически во всех вузах занятия по легкой атлетике включают одни и те же контрольные упражнения, различия выражаются лишь в показателях нормативов (таблица 1).
Таблица 1
Содержание раздела легкой атлетики
|
Вуз |
Контрольные упражнения легкой атлетики |
|||
прыжки |
бег на выносливость |
бег на быстроту |
метания |
||
1. |
Оренбургский государственный университет |
в высоту с разбега в длину |
2000м(девушки) 3000м (юноши) |
100м Эстафетный бег: 4/100 4/400 |
метание малого мяча метание гранат толкание ядра с места |
2. |
Казанский торгово-экономический техникум |
в высоту в длину |
2000м (девушки) 3000м (юноши) |
100м Эстафетный бег: 4/100м 4/400м |
метание гранат толкание ядра |
3. |
Московский автомобильно-дорожный институт |
- |
2000м (девушки) 3000м (юноши) |
100м 300м |
- |
4. |
Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет |
в длину в высоту |
1000м (девушки) 3000м (юноши)
|
60м 100м 200м 400м |
метание диска толкание ядра |
5. |
Московский психолого-социальный институт |
в длину |
3000м (девушки) 5000м(юноши) |
- |
- |
6. |
Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова |
в длину в высоту |
2000м (девушки) 3000м (юноши) |
100м Эстафетный бег: 4/100м 4/400м |
метание гранаты |
7. |
Санкт-Петербургский политехнический университет |
в длину |
2000м(девушки) 3000м(юноши) |
100м Эстафетный бег: 4/100м 4/400м |
- |
8. |
Российский университет дружбы народов |
в длину |
1000м(девушки) 3000м(юноши) |
100м Челночный бег: 4/10м 4/20м |
- |
9. |
Академия ФСИН (Рязань) |
- |
1000м 3000м (юноши) 5000м (юноши) |
100м Челночный бег: 4/10м 4/20м |
|
10. |
Московский государственный университет дизайна и технологий им. А.Н. Косыгина |
- |
2000м (девушки) 3000м(юноши) |
100м 400м |
- |
11. |
Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева |
в длину |
1000м(девушки) 3000м(юноши) |
60м 100м 400м |
- |
12. |
Сибирский институт международных отношений и регионоведения |
в длину |
2000м (девушки) 3000м(юноши) |
60м 100м 200м |
- |
13. |
Самарская академия государственного и муниципального управления |
- |
1000м (девушки) 3000м(юноши) |
100м 200м |
- |
14. |
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации |
в длину |
1000м(девушки) 3000м(юноши) 5000м(юноши) |
100м Челночный бег: 4/10 4/20 |
|
Проанализировав примерные программы учебной дисциплины, можно сказать, что все вузы преследуют одни и те же цели и указывают на то, что двигательную деятельность человека, его трудовую активность, определяют, такие компоненты, как мышечная сила, выносливость, быстрота, координация движений, способность к концентрированному и устойчивому вниманию, реакция выбора и другие психофизические качества. Общепризнано, что все эти составляющие так же, как и профессиональные свойства личности, в определенных условиях и пределах тренируемы.
Подбор видов занятий осуществляется с учетом особенностей учебного процесса на каждом факультете и специфики будущей профессиональной деятельности студентов. Именно от этого и зависит выбор различных дисциплин, включаемых в раздел легкой атлетики для студентов.
Легкая атлетика в системе физической подготовки курсантов образовательных организаций системы МВД России включает не столь разносторонние альтернативы дисциплины. В нее входят лишь различные виды бега. Это бег на длинные дистанции, как для юношей, так и для девушек: 5 км и 1 км соответственно; бег на короткие дистанции: 100м; челночный бег 10 по 10м и 4 по 20м.
Легкоатлетические нормативы, направлены на выявление уровня развития скоростно-силовых качеств и качества выносливости. Например, бег на 100 м требует комплексного проявления качества быстроты и силы. Результаты здесь зависят как от времени реакции на старте, скорости отдельных движений (отталкивания, вынос бедра и т.д.), темпа шагов, так и от длины шагов, которая зависит от силы отталкивания.
Кроссовый бег относится к тем видам двигательной деятельности, которая требует преимущественного развития качества выносливости. Под выносливостью понимают способность человека к продолжительному выполнению какой-либо деятельности без снижения эффективности или, иными словами, способность эффектно противостоять нарастающему утомлению. Применительно к бегу это означает поддерживать оптимальную скорость бега для данного спортсмена на всем протяжении дистанции. По результатам прохождения той или иной кроссовой дистанции можно судить не только о специальной беговой выносливости, но и об уровне общей выносливости, то есть об уровне развития функционирования всех основных систем организма.
Обеспечение высокого уровня готовности сотрудников ОВД к выполнению оперативно-служебных задач во многом зависит от уровня физической подготовленности, которая является одной из основных в структуре профессиональной подготовленности. Сотрудник, обладающий высоким уровнем физической подготовленности, способен в течение длительного времени сохранять работоспособность, четко и безошибочно действовать в обстановке больших физических нагрузок и нервно-психических напряжений, эффективно противостоять утомлению в условиях дефицита сна и отдыха в процессе напряженных многодневных оперативно-служебных мероприятий.
В связи с этим, раздел легкой атлетики дисциплины физической подготовки образовательных организаций системы МВД России можно дополнить, тем самым разнообразив его. Необходимо добавить такой вид, как прыжки в длину. Ведь систематическое выполнение прыжков в длину хорошо развивают скоростно-силовые, особенность в том, что мышцы работают во «взрывном» режиме, то есть требуется приложить большую силу в короткий промежуток времени. Во время прыжка в длину мощно работают мышцы передней поверхности бедра, ягодичные мышцы, мышцы голени и стопы.
Прыжки в длину с места можно успешно применять для общего физического развития и как вспомогательное средство для улучшения результатов в других упражнениях. Например, прыжки в длину помогают развивать скоростно-силовые качества мышц ног. Прыжковые упражнения очень полезны для улучшения подвижности, скорости, ловкости и «прыгучести». По этим причинам различные прыжки, в том числе прыжки в длину с места входят в комплекс физической подготовки спортсменов в разных видах спорта – тяжелая атлетика, пауэрлифтинг, легкая атлетика, игровые виды спорта, борьба, бокс, везде применяется это эффективное упражнение.
Всестороннее развитие и совершенствование двигательных умений, формирование специальных знаний, профессиональных навыков и умений, способствующих успешному выполнению оперативно-служебных задач без снижения профессиональной работоспособности.
Поддержание высокой работоспособности не только на период обучения, но и в будущей профессиональной деятельности, так как высокий уровень физической подготовки является одним из основных компонентов профессиональной деятельности сотрудника. Это обусловлено необходимостью быть в постоянной готовности действовать в различных экстремальных ситуациях по противостоянию преступному миру.
Рецензент: заместитель начальника кафедры физической подготовки, кандидат педагогических наук Волков Александр Николаевич.