Мигрантофобия как социальный феномен является актуальной социально-экономической и политической проблемой разных стран. Данное явление можно рассматривать как разновидность ксенофобии, подразумевающей, по мнению Н.М. Нос, «неприятие, иногда враждебность, по отношению к человеку иной расы, национальности или этнической группы, человеку другого цвета кожи или другого языка» [1]. Особенностью мигрантофобии является сложная ассимиляция мигрантов в новую культурную среду, за счет чего они воспринимаются как социальная, экономическая и культурная угроза сложившемуся обществу. В ситуации экономического кризиса обостряются противоречия между «своими» и «иными», что зачастую приводит к жестоким конфликтам.
В настоящее время, в связи с активными миграционными процессами, проблема миграционной ситуации стоит особенно остро не только в Европе, но и в США и России.
Мигранты приезжают в другие страны в поисках более благоприятных условий для жизни, или, за неимением рабочих мест у себя на родине, прибывают в поисках работы, пусть даже с низкой заработной платой, чтобы прокормить свою семью.
В Россию прибывают сотни мигрантов из стран СНГ и Азии. Эта ситуация имеет следующие негативные последствия: большая конкуренция на рынке труда, недостаток рабочих мест в стране для местного населения, недостаток мест в школах и детских садиках из-за наплыва детей иммигрантов. В частности, многие прибывшие не желают интегрироваться в российское общество, примириться с новым укладом жизни, привычками и менталитетом, а наоборот, «когда ты в Риме, делай как римляне». Это не могло не повлиять на отношение общества к мигрантам. Такие настроения могут привести к негативным последствиям. Были случаи, когда ситуация принимала опасный поворот.
Рассмотрим отношение населения России к мигрантам с Кавказа. Как пример, можно привести погром в Москве 21 апреля 2001 года, когда около двухста человек, выкрикивая расистские лозунги на рынке в Ясеневе, уничтожили около тридцати палаток и нанесли физические повреждения десяти людям - торговцам из Азербайджана. В итоге, по решению суда три участника погрома были приговорены к условным срокам от 2,5-3,5 лет [2].
30 ноября 2001 года в Москве около трехста подростков, вооруженных кусками арматуры, устроили варварское нападение на выходцев с Кавказа, торговавших продуктами питания. Результатом массового избиения стала смерть четырех человек и физические повреждения еще восьмидесяти невинных граждан только за «иную» внешность или «иной» акцент. Итогом судебного разбирательства было условное осуждение пятерых человек на срок от четырех до девяти лет [3].
Но не только события в Москве могут послужить ярким примером негативного отношения к мигрантам. Так, в 2004 году в Екатеринбурге молодые парни славянской внешности подожгли кафе «Шарташ». В данном погроме не обошлось без жертв: погиб охранник, не сумевший вырваться из охваченного пламенем помещения. Двое сотрудников кафе были госпитализированы. Позже стало известно о таком же инциденте с таким же почерком нападения в Верхней Пышме – одном из пригородов Екатеринбурга [4]. И это не единичные случаи.
Что касается США, в этой стране не наблюдалось случаев негативного отношения к лицам кавказкой национальности. Соединенные Штаты Америки - страна, которая является центром демократии и толерантности. Принимая во внимание рабовладельческое прошлое страны, в настоящее время правительство и общество всячески поддерживает мигрантов, приехавших из разных стран. Хотя существует ограничение для въезда мигрантов по религиозным мотивам. Так, после победы, Дональда Трампа издал указ, который призван не допустить в страну радикальных исламистов. Документ приостанавливает прием беженцев: из Сирии — на неопределенный срок, из других стран — на 120 дней. Также на 90 дней запрещается въезд гражданам Ирана, Ирака, Ливии, Сирии, Сомали, Судана и Йемена [5]. Но американское общество видит данный поступок новоизбранного президента иначе. В связи с этим проводятся множество протестов, с целью отменить данный указ.
Иное отношение американцев наблюдается к афроамериканскому населению. В Нью-Йорке 7 июля 2016 года полицейский застрелил темнокожего мужчину в американском городе Фолкон-Хайтс, штат Миннесота. Сотрудники дорожной полиции остановили машину темнокожего американца и, после оказанного неуважительного отношения к стражам правопорядка, несколько раз выстрелили ему в голову, в результате чего человек скончался в госпитале. Журналисты местной газеты Minneapolis Star идентифицировали убитого - им оказался 32-летний Филандо Кастиле. Этот жестокий инциндент произошел спустя всего несколько часов после того, как Министерство юстиции США начало расследование по факту убийства афроамериканского подростка в Батон-Руж. Его, также как и в предыдущем случае, без веских оснований, определяя виновность только по цвету кожи и характерной манере поведения, застрелили полицейские. Общественность США резко отреагировала на беззаконие и сотни жителей города вышли на демонстрацию [6].
В США это не единственные случаи убийства афроамериканца стражами порядка. Самые громкие из них произошли в Фергюсоне (штат Миссури) в августе 2014 года, Балтиморе (штат Мэриленд) в апреле 2015 года, а также в нью-йоркском районе Стейтен-Айленд в июле 2014 года. В результате этих инцидентов американская общественность выходит на митинги, которые иногда перерастают в беспорядки.
Массовое явление работорговли помогло построить экономику Соединённых Штатов Америки на первых этапах становления страны. Также, это привело к кровопролитию не только африканской крови, но и разделило страну на Север и Юг, что привело к Гражданской войне. Дальше, с отменой рабства и наступлением середины XX века пришло время глобальных социальных перемен. Совместными силами, темнокожие граждане США и их гражданские лидеры, такие как Малкольм Икс и Мартин Лютер Кинг, афроамериканская диаспора добилась от правительства США официально равных прав наряду с другими гражданами Америки. Затем, к концу XX столетия в умах белого населения формируется другой образ темнокожего человека, как образ бандита и наркоторговца. Вместе с этим, вспыхивает новая волна расовых предрассудков, что отразилось на отношении офицеров полиции к афроамериканцам. На этой почве было совершено множество арестов и убийств, иногда оправданных, а иногда нет. Замечены неоднократные превышения полицейских полномочий не только в тяжелые времена 80-х и 90-х годов прошлого столетия, но и сегодня. В целом, в умах американцев уже нет той старой до боли концепции темнокожего человека, как «недочеловека», но стычки на почве расовой принадлежности до сих пор существуют в современной Америке.
Интересным также представляется рассмотреть отношение к выходцам из Китая. Примечательно то, что в Штатах и в России постепенно проявляется синофобия. Китайские рабочие начали прибывать в большом количестве в конце 1840-х годов и помогли построить много железных дорог, которые заложили основу формирующейся экономики США. Но к 1880 году насчитывалось примерно 110 000 китайских американцев в стране, и некоторые белым американцам не нравилось растущее этническое новообразование. Тогда Конгресс издал закон в 1882 году, тем самым закрывая дверь в Новый Свет китайским иммигрантам. Наблюдая, как развивается Китай на современном этапе и превращается в сверхдержаву, вполне естественно, что другие сверхдержавы опасаются возможной угрозы. В случае с Россией, немало важным фактором является то, что эти две страны расположены близко к друг другу. Поток мигрантов тоже не способствует уменьшению уровня синофобии. Многие специалисты высказывают мнение, что со временем численность китайцев на территории России увеличится в разы и как следствие это приведет к потере восточных территорий. Такие прогнозы не могут не вызвать волнение среди обычных граждан.
Рассматривая проблему мигрантофобии, нельзя не проанализировать отношение к еврейской иммиграции. Еврейская иммиграция в Штаты начала значительно расти в середине XIX века. Еврейское население Соединенных Штатов выросло до около 200000, во многом благодаря притоку иммигрантов из Центральной Европы, ищущих убежища от беспорядков вокруг провалившихся революций 1848 года, ухудшение экономических условий, и антиеврейские законы во многих немецкоговорящих государствах. Среди этих новых иммигрантов были квалифицированные доктора, которые открыли еврейскую больницу в Нью-Йорке, позже она стала известна как Mount Sinai Hospital.
В Российской Империи жизнь еврейской этнической группы длилась почти полтора столетия: с 1772 года – первого «раздела» Польши – до 1917 года – провозглашения полного равноправия евреев в России. А. Гольденвейзер в своем очерке «Правовое положение евреев в России» перечисляет все, действовавшие в России до начала Первой Мировой войны ограничения для евреев (понимая под таковыми лиц иудейского вероисповедания и исключая евреев-христиан, на которых ограничения не распространялись). Ограничения носили следующий характер: ограничивалось право на жительства и право на свободу передвижения; был лимитирован прием в учебные заведения; не во всех Российских губерниях разрешали официально заниматься торговлей и промышленностью; лица еврейского происхождения не имели права приема в адвокатуру [7].
В XXI веке в Америке евреи занимают высокие должности от чиновников до финансистов. В России ситуация не сильно отличается. Еврейский народ не подвергается гонениям как в советские времена.
Рассматривая данную проблему объективно, можно сделать вывод, что нетерпимость, следовательно, преступления на почве мигрантофобии, - естественный процесс, являющийся результатом неспособности или нежелания мигрантов ассимилироваться в новую культурную среду. Среда, соответственно, также не готова адаптироваться к приезжим. Возникает взаимная неприязнь, сопровождающаяся криминальными действиями, что также является катализатором усиления конфликта. Для решения данного вопроса в России логичным кажется следование политики толерантности Запада, а не использование американского подхода к «коренному населению» и проамериканских законов о «процентной норме» (17-20 % мигрантов в регионе).
Научный руководитель: Вербицкая Ольга Юрьевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры востоковедения и регионоведения АТР Института филологии, иностранных языков и медиакоммуникации ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет», г. Иркутск.