Полный текст статьи
Печать

 Самым значимым достижением советского экономиста Н. Кондратьева (1892 -  1938 гг.) считается теория больших циклов экономической конъюнктуры, известных как «длинные волны» Кондратьева, разработанная им в 1920-е гг. на основании анализа статистических данных из истории экономики США, Великобритании, Франции, Германии и некоторых других стран за период с конца XVIII по начало XX в. Учёный рассмотрел ряд показателей, включая номинальную заработную плату, цены на потребительском и инвестиционном рынках, процент на капитал, объёмы добычи и потребления угля, производства чугуна и свинца, внешнеторговый оборот и т. д. [1], и выявил ряд циклов, также известных как К-волны (см. рис. 1). 


Рисунок 1. «Длинные волны» Кондратьева

Движение фаз цикла связано с понятием технологических укладов, под которым подразумевается комплекс методов, процессов и материалов, присущих определённому уровню развития производства. Благодаря научно-техническому прогрессу происходит расширение производства и формирование новых секторов экономики, что обеспечивает переход к более высокому технологическому укладу. Таким образом, получаем следующее разграничение циклов (включая «посткондратьвские» циклы) продолжительностью 40-60 лет и соответствующих им элементов, формирующих определённые технологические уклады:

Первый К-цикл

Подъём – с конца 1780-х до периода 1810-1817 гг. (пик);

Спад - с периода 1810-1817 до периода 1844-1851 гг.;

Развитие текстильной промышленности, создание парового двигателя, промышленное использование каменного угля;

Второй К-цикл

Подъём – с периода 1844-1851 до периода 1870-1875 гг. (пик);

Спад – с периода 1870-1875 до периода 1890-1896 гг.;

Угледобыча и чёрная металлургия, начало производства стали, активное железнодорожное строительство;

Третий К-цикл                             

Подъём – с периода 1890-1896 до периода 1914-1920 гг. (пик);

Спад – с периода 1914-1920 до периода 1939-1945 гг.;

Тяжёлое машиностроение, электроэнергетика, неорганическая химия, производство электрических двигателей, внедрение ленточного конвейера;

Четвертый К-цикл

Подъём – с периода 1939-1945 до периода 1957-1973 гг. (пик);

Спад – с периода 1957-1973 до периода 1982-1985 гг.;

Производство автомобилей и других машин, химическая промышленность, нефтепереработка и двигатели внутреннего сгорания, появление первого микропроцессора;

Пятый К-цикл

Подъём – с периода 1982-1985гг. до периода 2001-2005 гг. (пик);

Спад – с периода 2001-2005 до периода 2017-2020 гг.;

Развитие электроники, робототехники, нанотехнологий, вычислительного, лазерного и телекоммуникационного оборудования [2].

Прослеживается связь между «длинными волнами» Кондратьева и среднесрочными циклами: волна цикла Кондратьева включает в себя три цикла Кузнеца (15-20 лет), которые, в свою очередь согласуются с среднесрочными циклами Жюгляра (7-11 лет); относительная правильность чередования повышательных и понижательных фаз циклов Кондратьева определяется характером близлежащих среднесрочных циклов [3].

На подъём, или повышательную часть К-цикла, приходится период, когда благодаря объёмам накоплений становиться возможным рентабельное инвестирование капитала для обновления основных производственных фондов. В то же время, подъём долгосрочного цикла сопровождается осложнениями, вызываемыми промышленным кризисом среднесрочного цикла.

Спад темпа экономической жизни, или понижательная волна цикла, стимулирует рост интереса в области исследований по созданию более совершенной технической составляющей и сосредоточение капитала в руках промышленно-финансовых групп, что, в свою очередь, создает предпосылки для оживления и начала нового подъема на новой ступени развития производительных сил.

Изучая природу повторяющихся подъёмов и спадов, Н. Кондратьев отметил в качестве основных причин существования больших экономических циклов следующие:

1. Несовпадение длительности функционирования различных средств труда (машин, оборудования, зданий, транспортных средств). Например, наиболее длительный период функционирования имеют мосты, дороги, здания и другая инфраструктура.

2. Несовпадение необходимых для обновления средств труда времени и объёма аккумулированных капиталов [1].

Циклы Кондратьева, как, впрочем, и среднесрочные циклы, имеют тенденцию к сокращению продолжительности, что объясняется увеличением темпов развития технологий, влияющих на периоды функционирования и обновления средств труда, и прослеживается в датировках циклов:

  • Первый К-цикл: 51-54 года;
  • Второй К-цикл: 39-52 года;
  • Третий К-цикл: 43-55 лет;
  • Четвёртый К-цикл: 37-46 лет;
  • Пятый К-цикл: 32-38 лет.

Также в рамках своей теории Кондратьев выделил следующие эмпирические закономерности развития долгосрочных экономических колебаний.

1) Перед или в начале повышательной волны каждого К-цикла наблюдаются значительные перемены в условиях хозяйственной жизни общества. К таким переменам относятся открытия в рамках научно-технического прогресса (паровой двигатель, железнодорожный транспорт, электричество, двигатель внутреннего сгорания, компьютеры), изменения расстановки сил в мировой хозяйственной жизни в связи с появлением и усилением роли новых акторов, изменения условий денежного обращения. Кондратьев утверждал, что вышеперечисленные перемены, хоть и имеют постоянный характер, протекают неравномерно и наиболее интенсивны именно перед началом повышательных волн больших циклов и в их начале;

2) Повышательные волны долгосрочного цикла чаще сопровождаются крупными социальными потрясениями (войны, революции) в жизни общества, чем понижательные;

3) Для понижательной волны характерен длительный упадок сельскохозяйственной деятельности;

4) Долгосрочные циклы экономической конъюнктуры выявляются в едином процессе динамики экономического развития со средними и малыми циклами с их фазами подъёма, кризиса и депрессии [1].

Выявленным Н. Кондратьевым закономерностям соответствуют определённые события и этапы экономического развития Соединённых Штатов Америки в период с конца XIX до первой половины XX века.

Повышательная волна третьего К-цикла, включающая в себя фазу оживления после кризиса предыдущего цикла и фазу подъёма, начинается в период с 1890-1896 гг. и сменяется в период 1914-1920 гг. фазой кризиса, а затем и депрессии, завершающей рассматриваемый цикл.

Первая из выявленных Н. Кондратьевым закономерностей гласит, что период перед началом повышательной волны (т. е. во время понижательной волны предыдущего цикла) и в её начале отмечается весомыми переменами в хозяйственной жизни общества. В соответствии с данным утверждением предшествующий фазе подъёма период может быть охарактеризован рядом научных открытий и основанных на них технических изобретений, благодаря внедрению которых происходит ускорение повышательных тенденций в развитии экономики, а также изменениями международной экономической ситуации. Во время понижательной волны второго К-цикла и волны подъёма третьего в производство и жизнь американцев внедрялись такие изобретения как динамо-машина (генератор) постоянного тока, газовый и бензиновый двигатели, электрический телефон, аэроплан, радиоприёмник, телевизионный приёмник, автомобили. Кроме того, период с середины 1880-х и на протяжении 1890-х гг. наблюдается рост золотодобычи, в ряде стран в 1870-1890-х гг. устанавливается золотое денежное обращение, расширяется сеть мировых экономических отношений [4].

Согласно второй сформулированной Н. Кондратьевым закономерности, волна подъёма довольно часто сопровождается крупными социальными потрясениями. Так, на конец повышательной волны третьего К-цикла приходятся годы Первой Мировой войны (1914-1918 гг.), также изменившие ситуацию в мире и превратившие США в крупнейшего кредитора мира. Возвращение Англии к «золотому стандарту» и выплата военных долгов Европы стимулировали отток золота из европейских стран и его оседание в США, что также подтверждает первую закономерность. Америка процветала: рост промышленного производства, невысокие рыночные цены на товары и услуги, благоприятная банковская политика по вопросам кредитования создавали ощущение надёжности экономической конъюнктуры в стране [5]. Последовало небывалое оживление на рынке жилья и акций, биржевой ажиотаж породил неконтролируемые спекулятивные настроения. Внимание всего общества было приковано к рынку ценных бумаг, за расцветом которого не были заметны тревожные перемены общих экономических показателей, начавшиеся в 1914-1920-е гг.: рост цен на землю и недвижимость, огромные объёмы спекуляции на рынке жилья и акций, кратковременные падения производства (например, 1924-1927), уменьшение объёмов продаж товаров длительного пользования, в т. ч. автомобилей, скрытая инфляция (увеличение денежной массы в обороте и нарушение обеспечения американского доллара золотом).

Таким образом, к осени 1929 г. экономика страны уже находилась в достаточно затруднительном положении: падал индекс промышленного производства, показатели автомобильных грузоперевозок, спад в строительстве намечался уже на протяжении нескольких лет. Некоторое время спад в сферах производства, занятости и потребления был умеренным, и существовала вероятность скорой смены направления тенденции, до биржевого краха никто не мог даже предполагать, что все экономические показатели будут непрерывно падать на протяжении трёх следующих лет. Крах рынка акций 28-29 октября 1929 г., ставший отсчётной точкой Великой депрессии, не вызвал мгновенного крушения экономики всей страны, но уже в ноябре постепенное снижение некоторых показателей в других секторах экономики, которое наблюдалось с в течение предшествующих 10 лет, приобрело пугающие масштабы: падало производство стали, добыча угля, выпуск автомобилей, произошёл обвал цен на сырьевых и сельскохозяйственных рынках, снизился объём грузоперевозок, падал потребительский спрос. Вследствие биржевого краха сотни тысяч людей лишились денег, многие влиятельные фигуры – репутации. За биржевым кризисом последовал банковский, т. к. вкладчики спешили снять деньги со счетов, и банки, вложившие средства в акции, несли огромные потери. Вслед за массовым банкротством банком наступил промышленный кризис. Из-за потери вложенных в банки и в акции сбережений люди стали делать меньше крупных покупок, что привело к кризису перепроизводства: товары оставались невостребованными, производство останавливалось, промышленные предприятия закрывались, выпуская на улицы тысячи безработных. Не могло не подвергнуться кризису и сельское хозяйство, что также указано в выявленных Кондратьевым закономерностях: из-за нехватки денежной массы у населения сельскохозяйственная продукция не приобреталась, цены упали в три раза. Фермеры были вынуждены закладывать землю, теряли свои хозяйства и уходили в города в поисках заработка, пополняя ряды безработных [5, 6].

Начавшись в США осенью 1929 г., Великая депрессия распространилась затем на большинство развитых стран Запада, став тяжелейшим кризисом в мировой экономике. Окончанием мирового кризиса считается 1939 г., наиболее острый его период в США продолжался до 1933 г., однако фаза депрессии, или стагнации при минимальных значениях экономических показателей, данного К-цикла продолжалась с разной степенью интенсивности до периода Второй Мировой войны.

Период 1939-1945, следуя временным границам долгосрочных циклов, завершает третий К-цикл и переводит общество в следующий. Таким образом, на повышательную волну следующего – четвёртого - К-цикла приходится такое крупное социальное потрясение как Вторая Мировая война, что так же соответствует закономерности о социальных потрясениях на повышательной волне цикла.

Важнейшие события и процессы обозначенного периода, оказавшие существенное влияние на развитие экономики США, к которым можно отнести внедрение в производство и жизнь американцев некоторых продуктов научно-технического прогресса, Первую Мировую войну, изменение расстановки сил на мировой экономической арене, отражение кризиса на таких отраслях как сельское хозяйство и др., действительно соответствуют выявленным Н. Кондратьевым в рамках его теории «длинных волн» закономерностям; динамика основных экономических показателей в течение данного периода совпадает с  представленной учёным моделью их изменений.