Команда КВН «Плохая Компания», которая не попала в финал Высшей Лиги в прошлом сезоне, начала представление в этом году с жалобой. Капитан сказал, «Соревнование в прошлом году было несправедливым». Его партнер возразил, «Мик, но что ты, конечно редакторы…». Капитан прервал, «Я про ДАЛС» [команда КВН «Детективное Агентство ‘Лунный Свет’»]. Шутка была смешная, верно. Но у нее была и социальная функция. Пробуждая историю КВН в головах зрителей, шутка объединила их как сообщество, которое способно понимать предубеждения представления. Все, кто смотрел последний сезон, помнили прекрасный дебют ДАЛСа. Они затемнили другие команды. В этом сезоне, Сборная Грузии тоже похвалила ДАЛС, показывая плакат с надписью «ДАЛС вперед!» Команды часто используют представления других команд, либо в виде похвалы, либо как предмет для посмешища. Так как КВН существует больше 50 лет, у конкурентов много материала, в виде отсылок к старым шуткам и эстетики КВН. Есть своеобразная изюминка в такой интертекстуальности, удовольствие в шутке для узкого круга людей. Эта статья обсуждает, что сеть взаимодействия КВН стимулирует юмор, который укрепляет, поддерживает и отсылается к традициям КВН. Я использую речной анализ для показа, как выступления Высшей Лиги КВН полагаются на прошедшие выступления, конкурентов, и членов жюри, чтобы выковать воображаемое сообщество КВН.
Хронотопы и Сообщества
Клуб Веселых и Находчивых был основан в 1961 году, и скоро стал невероятно популярен в университетах, заводах, и городах, которые соревновались в региональных чемпионатах и боролись за возможность выступать на телевидении. КВН – самая успешная программа в истории России, но, что ещё важнее, в обычных городах создавались конкуренто-способные инфраструктуры КВН. КВН стал частью культуры общества, как лиги шахмат или футбол. Теперь КНВ – международная сеть. Самые лучшие команды с многих городов, с многих стран, встречаются каждый год в турнире. Стабильные лиги существуют по всей территории бывшего СССР, с Москвы до Астаны, и иммигранты основывали лиги в Америке и Израиле.
В 1982 году, Бенедикт Андерсон ввел идею, что страны есть воображаемыми обществами – сферами людей, которые считают что они в братстве с незнакомцами (Андерсон 2006[1983]). Он наблюдал, что рост тиража газет способствовал этому мировоззрению, потому что люди могли представить, как они каким-то образом испытывают одинаковые события – в одном и том же временном пространстве – как и тысячи человек, с которыми они ни разу не виделись. Раньше, концепция общины была ограничена, к примеру, деревней. Я не утверждаю, что трансляции КВН поощряют людей представлять себя частью Советского Союза – по крайней мере, не в политическом смысле. На самом деле команды придают большое значение родным традициям (казахи играют на домбре, чеченцы танцуют). Однако, конкурентам нужно однозначно делать шутки, которые могут понять все. Поэтому, в КВН полагаются на то, что люди в Казахстане, России, и Чечне имеют общее: язык, поп-культуру, и отсылки к советской истории. Так как КВН – международный форум, поддерживание существования организации вынуждает использовать советские хронотопы.
Хронотопы, по словам Бахтина, являются «пунктами в географии сообщества, где время и пространство сливаются» (1981: 7). Тем временем как Бахтин придумал термин для описания текстуры временного пространства в романах, филологи используют его для обсуждения нормированных методов представления времени. Выступление, которое пародировало музыкальный фильм «Кубанские Казаки», например, пустило в обращение имидж жизни на колхозе, что напоминало официальные стереотипы – даже если они и были иронические. «Хронотопы», Бахтин продолжает, «таким образом, стоят как памятники сообществу как таковому, как его символы, как сила, формирующая у членов сообщества представление о себе» (Бахтин 1981: 7). Представления КВН сохраняют некие советские хронотопы, отдавая предпочтение знакомому (выходные костюмы 1970-х, отсылки к Леониду Гайдаю), но не негативному (нет шуток про ГУЛАГ).
Мы можем представить другие форумы, где самые плохие аспекты советского времени могли быть увековечены. Сет Грэм рассказывает шутку про репрессию в своей диссертации о советских анекдотах: «Алло, позовите, пожалуйста, Абрамовича.’ ‘Его нет.’ ‘Он на работе?’ ‘Нет.’ ‘Он в командировке?’ ‘Нет.’ ‘Он в отпуске?’ ‘Нет.’ ‘Я вас правильно понял?’ ‘Да.’» (Грэм 2003: 115). Грэм утверждает, что культура анекдотов полностью рассосется. И люди вряд ли сидят дома и рассказывают шутку о Станине сегодня. Но бывают ситуации, где в принципе это возможно. КВН не такое место. Сеть взаимодействия КВН – его социально-институциональные нормы – предполагают веселое, позитивное содержание.
Юлий Гусман, который выступал в 1960-х годах и сейчас занимает должность судьи, разъяснял ценности КВН в обращении к финалистам 2013 года: «И с 1961-ого года… и если телезрители, участники КВН плачут, веселятся, радуются, хохочут и дружат, то это замечательное дело под названием КВН.» Юмор, дружба и счастье, в свою очередь, определяют деятельность. В 1967 году, редактор КВН Елена Гальперина также сказала, «И все-таки он есть! Есть, потому что человек создан для того, чтобы быть в коллективе, чтобы мыслить, шутить, смеяться, чтобы радоваться, в конце концов! (Гальперина 1967: 28). Но заявления как у Гусмана и Гальперина имели бы малое значение, если бы КВНщики сами не считали КВН обществом доброжелательности. Конкурент всегда мог бы нарушить нормы, рассказывая грязные шутки или оскорбляя Путина, но это было бы так же неуместно как торговая украденными часами во время богослужения. Ирвинг Гоффман описывает сети взаимодействия таким образом:
В соответствии с сознанием о том, что происходит, люди адаптируют свои действия к этому сознанию и обычно осознают, что мир вокруг поддерживает эти действия. Эти организационные предпосылки – поддерживанные и в уме, и в деятельности – я называю сетью деятельности (247).
Сеть КВН, по крайней мере, в Высшей Лиге, которая на телевидении, вращается вокруг создания радости. КВН – веселый, оживленный, интеллектуальный. Он теплый. Он очень эмоциональный. Участники КВН подтверждают эти ожидания, судьи награждают их за это, и телезрители смотрят передачу (повышая рейтинги). Люди, которые смотрят КВН, разделяют мнение о том, что он есть, был, и чем должен стать. Они также владеют совместной базой знаний, связанной с советской историей. Эта база позволяет им понимать шутки. КВН способствует, следовательно, двум уровням воображаемого сообщества: первому – поклонников КВН, и второму – советскому товариществу. Они взаимно информируют друг друга. В течение одного из выступлений, команда из Казахстана назвала московских зрителей “соседями” и «родственниками».[1]
Казахи были там, в московском театре, чтобы участвовать в КВН. Но, в отличие от футбола, КВН – игра уникальная, которая существует только в постсоветском пространстве. Продолжая традиции КВН, как институциональной, так и интертекстуальной, поддерживается постсоветское сообщество. Во время первого четвертьфинала в 2015 году, команда из Грузии сыграли часть «Грузинской песни». После этого, они сказали, «Нам очень приятно, что эти золотые слова сказал наш земляк. Но он не только наш земляк, он наш общий земляк». Эта фраза подчеркивает пан-советское сообщество, которое существует, несмотря на границы стран. Окуджава, почитаемый бард авторской песни, идеальный символический катализатор памяти о советском опыте, но не о советском государстве. Так же как газеты позволяли людям из разных деревень вдруг представить себе частью нации, КВН – международная, но советско-связанная организация – создает виртуальное сообщество посредством средств массовой информации.
КВН отличается от, например, сериалов, драм, и других комедий тем, что он (1) имеет корни традиций возрастом в пятьдесят лет; (2) у людей есть привязанность к этой традиции; и (3) люди соревнуются в местных конкурсах, таким образом, у шоу есть применение вне телевидения. У КВН особое сообщество. В следующих двух разделах, я рассмотрю, как традиции КВН воссоздают и усиливают это сообщество.
Традиции
Во вступительном слове КВН 2015 года, Александр Масляков сказал, «…Приехали 420 команд, из 137 городов, представляющих 13 государств. Из этой большой и дружной компании мы выбрали двадцать команд – абсолютно разных – по возрасту, по стажу, по стилю игры – и пригласили их испытать свои силы в высшем дивизионе нашего клуба».[2]
Высшая Лига начинается с четырех 1/8-й финальных конкурсов. Пять команд соревнуются в каждом конкурсе. Некоторые команды, которые не были выбраны в Высшую Лигу, могут играть в Премьер-Лиге. Много зрителей, однако, смотрят КВН в интернете, или через YouTube, вКонтакте, или другие веб-сайты. Всего лишь спустя три месяца, первый 1/8-й финальный конкурс в этом сезоне набрал 2,465,188 просмотров на YouTube. Меньше чем через неделю у первого четвертьфинального конкурса набралось больше полмиллиона просмотров. В неделю трансляции КВН на Первом Канале, он занял шестое место по просмотрам в России, с 14,1% зрителей. Почти четыре процента русских семей смотрели КВН в пятницу, в которую он был показан.[3] В сравнении, международный чемпионат по хоккею, тоже на той же неделе, заработал рейтинг 11.0. Так, четыре процента – приличный результат. Точное количество зрителей в интернете сложно посчитать, но можно уверенно сказать, что КВН привлекает миллионы зрителей. ДАЛС, упомянутый ранее, даже шутил о том, что зрители на веб-сайтах взяли верх над телезрителями. Они сочинили стих: “Тяжело всегда быть первым, чтобы рейтинг был большой. Смотреть в интернете – плохо, смотреть на Первом – хорошо!”[4]
Эти строчки ссылаются на стихи Маяковского, «Что такое хорошо, и что такое плохо», который Союзмультфильм адаптировал в мультик в 1969 году. Один зритель мультика писал на YouTube, «Спасибо!!!!!! Вспомнила и свое детство, и как мой сын с удовольствием слушал эти стихи Маяковского и смотрел этот прекрасный мультик!» Эти ссылки вездесущи на КВН, и они говорят о том, что участники, зрители, и судьи принадлежат к кругу, который понимает их индексикальные ссылки. Конечно, большинство отсылок на КВН не к советским временам. Если судить по экранному времени, современная культура, включая западную музыку и кино, преобладает. Но советская культура руководящая. Эта коллективная история генерирует прочные интертекстуальные ссылки.
Всякая игра идет на протяжении двух часов, следуя установленной программе. Все команды начинают с «приветствия», написанного заранее. Во второй части, команды выигрывают очки в конкурсах шуток и импровизации. Третья часть тоже написана заранее, а финальной частью является «Музыкальное Домашнее Задание». Музыкальное Домашнее Задание позволяет КВНщикам демонстрировать их музыкальный талант, и судьи награждают хорошие выступления. В этом сезоне, Сборная Дагестана инсценировала сложную миниатюру под музыку из фильма «Холодное сердце». В пародии Дагестана, борец пел о секретном желании танцевать балет.
Миниатюра была искусная, трогательная, смешная и красивая, превосходя директивы за Домашнее Задание. Команды часто используют много исполнителей на сцене в этой части программы, чтобы устраивать звучные хоровые спектакли и впечатляющие танцы. У Дагестана было двадцать пять человек в четвертьфинале, у Казахстана – семь, у Омска – восемь, у Москвы-Волгограда – девять, и у ДАЛСа – два. ДАЛС, на самом деле, не команда, а пара, что очень необычно для КВН. У них есть недостатки не только в Домашнем Задании, но и в обычных выступлениях. Они не могут применять много персонажей. Однако они снова и снова выигрывают.
Но они выигрывают не благодаря музыкальному успеху. ДАЛС знает, что они не могут петь. Поэтому, они созидают оригинальные методы игры музыки без таланта. В этом году, они нашли искаженную рэп-песню испанского певца Ел Мудо, который, как Дмитрий Нагиев сказал, «ломает голову». Перед песней, ДАЛС насмехался, «А вы знаете, мы заметили, что эту песню могут спеть не только мы и господин Ел Мудо, но и абсолютно любой человек находящийся в любом физическом и психическом состоянии».[5]
ДАЛС отошел от традиций с их шоу-дуэтом. Леонид Якубович сказал после их первого представления в 2014 году, «Я и представить себе не мог, что две человека, с таким блеском, могли сегодня работать на цене, где так много людей».[6] Они успешные, потому что их шутки истинно смешные, и люди смеются. Другой судья, Валдис Пельш, хвалил их «великолепный минимализм, и ужасно отличный юмор». Без дорогих костюмов или трюков, ДАЛС дает людям то, что они хотят видеть: комедию. С типичной игрой слов, они рассказали эту шутку в выступлении о предложении руки и сердца бывшего заключенного: «Сегодня мне помогут мои дети. Это от первого брака. Это от второго. Но люблю я и как своих».[7] Они поддерживают миссию КВН вдохновлять веселых и находчивых.
Две из четырех частей КВН показывают выступления, которые были придуманы заранее. Темы разные, но отношения между мужчинами и женщинами и бытовая жизнь преобладают. Также популярно упоминать историю КВН, прямо или через эстетику. Когда КВН был основан в шестидесятых, советская власть запрещала острый политический юмор. В самом начале КВН, шуток даже и не было. Взамен, команды соревновались в играх. Например, они пробегали через лабиринты с различными вещами на головах. В одной из игр, командам была дана странная иллюстрация, и им нужно было придумать что-то смешное, связанное с картинкой. Современные команды используют похожие лейтмотивы в выступлениях, чтобы отдать дань этим традициям. В 2014 году, команда Физтех из Долгопрудного создала рассказы о математических формулах. В 2015 году сборная Грузии сделала каламбур с картинками. На последнем плакате они показали изображение масла и половину кофейного зерна. Совмещение слов «масло» и «коф» привело к «Масляков», который улыбнулся в ответ на эту шутку.
Команда Кембридж из Кемерово более прямо сделала отсылку к традициям КВН. В выступлении ниже, «отец» в ярком костюме семидесятых и с пушистыми усами прервал монолог сына:
Папа: Сына! Ты там в КВН играешь? Папка тоже решил молодость
вспомнить!
Сын: Пап, пожалуйста, только не сегодня, у меня ответственная игра
за Кубок Мэра Москвы.
Папа: Все понял, папка не мешает. Папка будет помогать.
Тем более перед тобой стоит чемпион 1973 года.
Сын: Пап, 73-ом году КВН закрыли.
Папа: Согласен, конкуренция была небольшая.
Но мы победили благодаря острым политическим шуткам.
Сын: Политическим? И что, за это ничего не было?
Папа: Ну, ты сам подумай, если я играл за Московский ус, а ты
играешь за Сибирский.[8]
Последнее предложение – вариант пословицы, «Бог высоко; царь далеко», отметив относительную свобода сибиряков, которые жили далеко от центра. Аудитория долго аплодировала этому выступлению. Хоть это и была шутка о цензуре, что не очень веселая тема, она также достигла кое-чего важного в сообществе КВН. Она напомнила зрителям, что КВН продолжался, несмотря на то, что телепередача была отменена на четырнадцать лет. КВН вернулся на телевидение в 1986 году, и выступления стали даже еще смелее. В полуфинале в 1989 году, конкурент с Новосибирска шутил, «Социализм – то же самое, что и советская власть, плюс электрификация за всю страну». Другой парень сказал, «Советская власть у нас есть! Электрификация у нас есть! Плюсов не хватает».[9]
И еще радикальнее, НГУ высмеивал цензуру. Один исполнитель стоял у телефона, в случае того, если Партия позвонит с возражениями. После шутке о «плюсах», «органы» позвонили. Студент возле телефона сообщил, «Сказали, говорить об этом можно, но радоваться тут нечему». Значит, есть прецеденты резкого юмора. Но команды, которые заходили слишком далеко, теряли баллы. Сексуальный юмор часто не считается смешным. Однако, невинные шутки о личной жизни бывают успешными, как этот музыкальный номер от команды Камызяки:[10]
Я отдельно жить стал очень рано
Вообще со своей женой
Молодой женой
Но порою очень тянет-ка момент
Когда у нас беда с водой
С горячей водой
[пауза]
Помоемся у родителей…
Сначала, слушатели думают, что эта молодая пара живет в своей квартире. Но последняя строка удивляет аудиторию по двум юмористическим сценариям. Первый, что молодой человек на самом деле живет с родителями жены, и второй, который касается трудностей жизни с ними. Скетч достаточно рискованный, чтобы быть смешным, но и еще приемлемый, так как пара жената.
Однако, у не всех шуток КВН традиционные кульминационные моменты. Во время второй части большинства конкурсов, команды собираются на сцене на «Биатлон». Каждая команда рассказывает две шутки. Судьи исключают одну команду после каждого цикла, пока победитель не будет выбран. Но у шуток в Биатлоне другой формат, чем у повествовательных шуток или анекдотах. Повествовательная шутка, например, выглядит так: «Дочка Гагарина отвечает по телефону: ‘Папа летает вокруг Земли и вернется в 19.00, а мама ушла по магазинам, и когда вернется – неизвестно’»(Грэм 2003: 9). Aнекдот с “сэт-ап” (set-up) выглядит так:
— Как Вы относитесь к Советской власти?
Первый ответ:
— Как к собственной жене – не люблю, но терплю.
Второй ответ:
— Как к собственной жене – немножко люблю, немножко боюсь, и страсть как хочется другую (Грэм 2003: 87).
Биатлонские шутки, наоборот, обычно включают только одно предложение. Вот пример от ДАЛСа в 2015 году: «Очень-очень-очень одинокая бабушка связала себе внука». Или этот, тоже ДАЛСа, «Директор Калуческого мухоморского завода часто фантазировал, что он колумбийский наркобарон».[11] Аудитории понравилась эта шутка, и Масляков даже показал свою радость (справа). После того как ДАЛС сказали то предложение, Масляков отвернулся к судьям и сказал, «Я по протоколу вынужден спросить». «Детективное агентство Лунный Свет победили», ответил председатель жюри. Все в зрительном зале считали, что ДАЛС победили, бесспорно. Но по-английски, эта шутка просто не смешная. С одной стороны, синтаксис русского языка превращает эти одно-предложенные шутки в своего рода кульминации. В русских предложениях, самая важная информация всегда в конце. Биатлонные шутки инвертируют ожидания в самый конец предложения, и они функционируют как кульминация. Но биатлонные шутки проходят гораздо быстрее. Грэм описывает кульминацию как, «крушение предсказуемого прогресса вперед» (2003: 122). Прогресс вперед в предложении, «Очень-очень-очень одинокая бабушка связала себе…» тормозится крепко на «внука». Участники также используют специфические интонации, когда они рассказывают эти шутки, говоря интонацией типичного ведущего новостей. Уравновешенная подача конфликтует со смехотворной ситуацией.
Несколько слоев контраста, на самом деле, то, что делает шутку про грибы такой успешной. Теория “сценариев” (script) – один из популярных методов анализа комедии (Аттардо 1994: 199-200). Сценарий, в этом смысле, относится к предубеждениям слушателей о ситуации, людях, и поведении. Например, макро-сценарий РЕСТОРАН включает суб-сценарии о поведении в ресторане, как сесть, заказать еду, оплатить счет. Шутка с конфликтующими сценариями: «Не плавай в воде после сытного обеда. Там его не найдется». Аудитория узнает первое предложение, совет не плавать после обеда. Но второе предложение переворачивает сценарий, делая каламбур на поиски чего-то. Противопоставление двух контрастных сценариев шутки, принятия пищи в сравнении с поиском еды, создает юмор. Шутка о грибах работает таким же образом, но она стала такой успешной, потому что у нее два одновременных контраста, или четыре сценария. Во-первых, представление о директоре завода в Калуге, с населением в 311,000, не такое очаровательное. Директора заводов, по стереотипам, не очень модные и являются представителями рабочего класса. В фильмах, колумбийские наркобароны всегда очаровательные, богатые, и всегда среди красивых женщин. Второй уровень шуток вращается вокруг двусмысленности слова «грибы», который может подразумевать галлюциногенные разновидности. Таким образом, слушатель начинает представлять скромного, немодного, обычного человека, когда, тотчас, изображение сталкивается с совершенно другим стилем жизни. Фантазии директора также немного глупы, и это тоже увеличивает юмор.
Также есть жанр очень коротких шуток, которые используют механизм кульминации на подобии биатлонных шуток. Но у них другой синтаксис. «Колобок повесился», например, или «родил» - оба краткие (Грэм 2003: 122). И они оба объединяют контрастные сценарии. Тем не менее, серьезный стиль Биатлона является ключевым к его юмору. Структура шуток в Биатлоне важная часть традиции КВН.
Интертекстуальность
Человек, который не смотрел КВН пять лет, может понять отсылки к традиции КВН. Но конкуренты часто ссылаются на выступления других команд. Это обычай комментировать соперников (метапрагматически) и включает в себя зрителей как ближайшее, активное сообщество. Когда исполнитель упоминает материал другой команды, это значит, «Мы все знаем, что произошло в предыдущих двух сезонах, и мы шутим над этим». У других игр тоже есть традиции, но они не предполагают знание предыдущих игр. Майкл Силверстейн описывает интертекстуальность как, «отношение от события к событию, которое проецировано из позиции персонала – авторские и оживляющие отправители, ответственные получатели, безответственные советники, и т.д. – какого-то определенного события, что касается одного или более событий» (2005: 7). Проще говоря, интертекстуальность означает цитирование, и оно может быть текстовым, музыкальным, интонационным, визуальным, или может использовать любой другой способ. Когда Физтех отсылался к традиционным эстетикам КВН, это было примером интертекстуальности. Все пародии интертекстуальны, также, потому что они основываются на других песнях и текстах. В 2014 году, другие команды пародировали выступление Кемерово из-за того, что они использовали повторяющийся трюк. Лозунг Кемерово был, «Похожи на всех, не похожи ни на кого!» Почти в каждом выступлении, они показывали фотографии известных людей и сравнивали их с другими людьми.
Например, они показывали Мисс Пигги или Хоббита, делая лица, как на плакатах.[12] Трюк потерял очарование даже для тех, которые смотрели только 2014 сезон. Но Кемерово делали такой же трюк с 2012 года, что объясняет, почему другие команды высмеивали их прием, показывая свои плакаты даже в 2015 году (Кемерово тогда не играли). Аудитория устала от плакатов Кемерово, и из-за этого пародии на Кемерово получили смех вместо критики. Перед финальным раундом 2014 года, до которого Кемерово не дошло, остальные команды подарили каждому судье плакат с их лицом. Было смешно, правда, но действие также осуждало Кемерово. Мягкая критика говорила, «Будьте оригинальными».
Финал 2014 года вообще был впечатляющим. Как было сказано выше, ДАЛС был крайне популярным и успешным в дебюте. Перед последним конкурсом игры, Музыкальным Домашним Заданием, у ДАЛСа было 14,2 баллов и у следующего конкурента, Союза, 13,7 баллов. Максимум за МДЗ был 6 баллов. ДАЛС регулярно получает идеальные оценки, так что даже отличное выступление Союза принесло бы им только второе место. Совершено удивительно, но ДАЛС провалили свое Домашнее Задание. Они просто перепоказали части музыкальных актов из других конкурсов. Они не сделали ничего нового. Это удивило всех, потому что ДАЛС показали огромную креативность на протяжении целого сезона. Жюри, конечно, их наказало, но ДАЛС все-таки получили 5,2 баллов за Домашнее Задание. Союз отработали идеальную оценку, выигрывая конкурс с 19,7 баллами, опередив ДАЛС с 19,4 баллами.
ДАЛС был ясно впереди, но они проиграли Союзу. Почему? Я считаю, что это комбинация своекорыстия и товарищества. Команды, которые выигрывают сезон, не могут участвовать в следующем году, и ДАЛС, наверное, не хотели перестать играть после всего лишь одного сезона. Более того, для Союза победа означала, что 2014-й будет их последним сезоном. Таким образом, ситуация была беспроигрышной: Союз, наконец, стали чемпионами, и у ДАЛСа была возможность продолжать играть. ДАЛС, наверное, сообщили Союзу, что они планировали, потому что Союз предвещал результат в течение всего финала. В их первым номере, они сказали:
Дима: Друзья, это финальная игра – все, последняя!
Витя: Что, опять КВН закрывается?
Дима: Так, все, хватит! Дорогие друзья, что хотелось бы сказать в конце.
Абсолютно неважно как закончится игра, что нам поставит жюри, и станем ли мы сегодня чемпионами. Нам просто нужно получить максимальное удовольствие от игры.
Авось Союз хотел подчеркнуть, что выигрыш не самое важное для них, на случай того, если бы люди подумали, что Союз планировал играть нечестно. Сомнений нет, что результат был известен заранее. А аудитория, наверное, поняла стратегию ДАЛСа как только они закончили Домашнее Задание. Пока судьи непрямо говорили об этом, голова жюри и директор Первого Канала сказал, «Здоровья и счастья в 2015 году всем, кто любит и играет в эту игру». Другой судья сказал, «большое спасибо двум ребятам, которые решились и доказали свою смелость. Молодцы». Верно, было смелым поступком так очевидно и намеренно проиграть перед миллионами телезрителей. Однако их старый материал был все равно смешной и во второй раз, и их проигрыш не был таким страшным, как мог бы быть.
Этот случай иллюстрирует ценности, которые участники КВН поддерживают. Сеть взаимодействия КВН поощряет людей дорожить спортивным мастерством, любовью к игре, привязанностью, и юмором вместо баллов. Судьи говорят, «это задело меня за самое сердце» и команда «украла мое сердце». КВН не должна быть злой игрой. Люди хотят искренности. Они хотят «...мыслить, шутить, смеяться, чтобы радоваться, в конце концов!» (Гальперина 1967: 28). ДАЛС выиграл любовь зрителей своим юмором. Но они также доказали, что медаль не так важна, как игра в КВН.
Значительность
Пока что, я демонстрировала, что КВН популярная, приятная передача. Вы, может быть, даже убеждены, что КВН составляет сообщество. Но почему КВН необычный, по сравнению с другими комедиями по телевизору? Во-первых, люди участвуют в КВН в юности. Таким образом, существуют интеграционные и воображаемые связи к сообществу КВН. Во-вторых, организация КВН, с её веселыми нормами, распространяет видение мира, истории, и отношений между личностью и обществом. КВНщики правда шутят о рубле, критикуют Запад и признают недостатки СССР. Но миссия КВН – делать добро, вызывать смех, и эти нормы запрещают негативность.
В диссертации «Сообщество через комедию» Мишель Смирнова анализировала советские анекдоты, говоря, что представление русских лицом к лицу с другими этническими меньшими позволило советским людям представить себя как сообщество (Смирнова 2013). Такие представления бывают также и в КВН. КВНщики часто шутят об иммигрантах из Кавказа или провинциальных людях, усиливая стереотипы. Но Высшая Лига КВН – международная, где представление своего (дагестанец) и чужого (русский) всегда делалось с отсылкой к (пост-) советской эпохе. КВН работает в постсоветской сфере, сохраняя советские хронотопы. И именно поэтому сообщество КВН – более значительное, чем поклонники других программ. КВН не просто шоу. Он типа фольклора; он – организованная традиция. Теперь конфликт задел и КВН. Но, как сказал Леонид Якубович после отличной миниатюры Пятигорска в 2013 году, «Я понял, что КВН это навсегда». КВН еще существует, потому что люди видят что-то ценное в нем. И за то, есть что-то стоит понять.