Полный текст статьи
Печать

Для выявления причин возникновения антифеминистских движений, необходимо дать определение такому феномену как феминизм, рассмотреть историю зарождения и особенности развития данного движения.

Началом феминизма принято считать конец XVIII – начало XIX в., когда в Европе мнение о том, что женщина занимает притесненное положение в обществе, в центре которого стоит мужчина, стало получать более широкое распространение. Во время Войны за независимость в США (1775-1783 гг.) женщинами впервые были выдвинуты требования равноправия, что вскоре привело к выходу журналов и созданию клубов, посвященных борьбе женщин за равенство, однако женского избирательного права они смогли добиться лишь в 1920 г. [1].

Пик феминизма как общественно-политического движения пришелся на время социальных потрясений в Америке (1960-1970-е г.), когда социальная активность женщин внезапно произвела своего рода революцию в мире. Женщины стали поступать в высшие учебные заведения, работать на предприятиях и активно принимать участие в политической жизни, что полностью повлияло на принцип гендерных отношений. Главной задачей феминистского движения являлось принятие запрета дискриминации по признаку пола. Гендерное равенство трактовалось как предоставление равных прав мужчинам и женщинам. «Женская революция» с момента возникновения была неоднородной по своим идейным концепциям и методам борьбы, но среди многообразия идей можно выделить два наиболее влиятельных течения феминизма: либеральное и радикальное. Либеральный феминизм представляет собой форму феминизма, которая фокусируется на способности женщин сохранять свое равенство посредством своих собственных действий и выбора. Главной целью данного течения является стремление получить равные права в разных сферах жизнедеятельности, получить доступ к государственному аппарату, желание делать выбор, не подчиняясь воле мужчин. Радикальный феминизм является направлением феминизма, которое требует кардинального переустройства общества, где мужское превосходство устраняется во всех социальных и экономических контекстах. Радикальные феминистки стремятся отменить патриархат, бросив вызов существующим социальным нормам и институтам, а не только политическим процессам [2]. Вскоре в 80-х годах в развитых странах Америки и Европы феминизм становится частью демократической социально-политической системы и государственной политики, что приводит к подъёму социальной активности женщин и в других регионах. Женщины смогли добиться избирательного права и права на собственность, теперь каждая женщина могла сделать карьеру практически во всех областях [3].

 Исходя из этого, можно сделать вывод, что современный феминизм представляет собой общественно-политическое движение, в котором существует множество разнообразных идей и течений, в рамках которых происходят бурные обсуждения по всем актуальным вопросам, но все они в большей степени устремлены лишь на одно – добиться полного равноправия между мужчинами и женщинами во всех сферах общества.

Любое общественное движение способно привести к появлению противоположного направления, и феминизм не стал исключением. Далее в нашей работе мы рассмотрим антифеминизм, как оппозицию феминизму, ознакомимся с организациями, которые направлены против стремления женщин к равенству с мужчинами и определим причины их возникновения.

Согласно словарю гендерных терминов антифеминизм можно определить, как собирательное название всех теорий, идеологий и движений, которые находятся в оппозиции к феминизму. Одним из ярчайших представителей данного движения являлся профессор Гарвардского колледжа Кларк Эдвард, который выступал против высшего образования женщин. В своей работе «Пол в образовании или справедливый шанс для девочек» (1873 г.) он утверждал, что образование является слишком большой физической нагрузкой для женщин, выдвинув теорию, что, если женщины поступают в колледж, их кровь начинает приливать к мозгу, мозг начинает расти, вследствие чего их чрево атрофируется. Свою теорию он подтверждал наблюдениями из жизни, которые зафиксированы в его книге [4].

Сторонники антифеминистского движения призывают сохранять традиционное представление о женщинах и мужчинах в семье и обществе, выступают за разделение понятий гендерного равноправия. Они полагают, что каждый пол имеет существенные психологические и физиологические особенности, которые присваивают мужчине и женщине разные социальные роли и нагрузки. Многие антифеминисты рассматривают феминизм как отрицание врождённых различий между полами и попытку перепрограммировать людей против их биологических тенденций. Они утверждают, что феминизм, несмотря на утверждение равенства, игнорирует вопросы прав, которые важны для мужчин, и считают, что феминистское движение достигло своих целей и теперь стремится к доминированию женщин над мужчинами [5].

Антифеминизм принимал различные формы во времени. В XIX в. одной из главных его целей было противодействие избирательному праву женщин, которое началось как массовое движение в 1848 г. и длилось долгое время. Многие были против поступления женщин в высшие учебные заведения, утверждая, что образование является слишком большим физическим бременем для них и высказывались против женского труда. Позже в 1870 г. появилось движение, призванное остановить рост числа разводов и укрепить традиционные семейные ценности. Национальная лига по защите семьи взяла на себя это движение и добилась значительных успехов, в дальнейшем заложив основу для многих аргументов в защиту семьи в современном антифеминизме [6]. В 1920 г. было достигнуто женское избирательное право и антифеминизм начала XX в. был направлен в основном на борьбу с этим. Люди выступали против женщин, участвующих в политической жизни, утверждая, что женщины уже перегружены и, что участие в политике будет препятствовать их социальным и гражданским обязанностям. Мужчины опасались, что, выиграв право голоса, женщины могут помешать их влиянию на законодательные органы. Однако в 1950 г. и 1953 г. Сенатом была принята поправка о равных правах. Постоянно предлагаемая поправка к Конституции Соединенных Штатов предоставляла равные права и возможности каждому гражданину независимо от его пола.

Принятие поправки о равных правах привело в 1972 г. к появлению организации «STOP ERA», теперь известная как «Eagle Forum». Основательница данной группы Филлис Шлафли является ярой противницей феминистских идей и активисткой компании против поправки о равных правах. Она объединила множество консервативных организаций и групп, с целью выступать против абортов, порнографии, контроля над оружием и профсоюзов. Аборты использовались антифеминистами для сплочения сторонников, их антиабортные взгляды помогли продвинуть несколько правых движений, включая явный антифеминизм, и помогли правым политикам прийти к власти. Антиабортные писания, а также консервативные комментарии в конце XX в. смогли подвергнуть критике эгоизм и эгоцентризм феминистского движения, а Ф. Шлафли смогла использовать широкий спектр технологических, организационных и политических ресурсов, нацелив феминистов на поражение [7].

Чуть позже в 1979 году Беверли Лахайе было организованно движение «The Concerned Women of America». Данная антифеминистская организация борется за святость брака и жизни, выступая против феминистской мысли, обращаясь с призывом к материнству и биологическим различиям между женщинами и мужчинами. Представители CWA помогают людям сосредоточится на основных вопросах, которые по их определению в наибольшей степени нуждаются в библейских принципах. Они верят, что Библия является устным и непогрешимым Божьим Словом, и окончательным авторитетом в вере и практике, считают своим долгом служить Богу в меру своих возможностей и молиться за моральное и духовное возрождение, которое вернет эту нацию к традиционным ценностям, на которых всё было основано.

 «The Independent Women's Forum» является ещё одной, но более молодой антифеминистской, консервативной, ориентированной на женщин группой, представители которой гордятся тем, что объединяют женщин, которые не отождествляют себя с феминистской риторикой. Они борются с идеей, что феминизм – единственная, ориентированная на женщин идеология и наказывают феминисток за то, что они всецело выступают от имени всех женщин [8].

Также современные проблемы, связанные с антифеминизмом, включают в себя проблемы справедливости в вопросах семейного права, таких как равная опека над детьми, отцовство, поддержка детей, проблемы пола или гендерного неравенства в системе уголовного правосудия и справедливости при вынесении приговора за подобные преступления.

 Таким образом можно сделать вывод, что все антифеминистские организации выступают против различной социальной активности женщин, а именно поступления женщин в высшие учебные заведения, их возможности работать во всех областях и самостоятельно делать карьеру, а также иметь право выбора и активно участвовать в политической жизни. Всё это в большей степени и послужило причинами возникновения антифеминистских движений. Антифеминисты придерживаются мнения, что необходимо сохранять традиционное представление о мужчинах и женщинах в семье и обществе, где мужчина – это добытчик, а женщина - хранительница домашнего очага и мать.