Китай является одним из ведущих игроков на геополитической арене в современном мире. Значительные темпы роста экономики, и как следствие увеличение влияния в политике, за последние полвека, в значительной мере, обязаны своевременным политическим и экономическим реформам. Немаловажную роль сыграл период экономических и политических преобразований под руководством Дэн Сяопина (1977-1989 гг). Принцип «одна страна – две системы» является составной частью реформы «социализм с китайской спецификой», провозглашённой в 1980х гг прошлого века. [1] Несмотря на длительный срок, основные положения этих реформ действуют и сегодня. Необходимо отметить, что китайская политическая элита руководствуется преемственностью традиций. Так, социальная утопия Конфуция «Общество малого благоденствия» стала официальным символом социализма с китайской спецификой. В основе формулы «одна страна — две системы» заложена глубокая традиция умеренного развития, когда новое непременно произрастет в старом. [2]
Ключевой аспект принципа «одна страна – две системы» заключается в том, что континентальный Китай продолжит развиваться в рамках социалистической системы, в то время как Гонконг, Макао и Тайвань сохранят на своей территории капиталистический строй. Цель принципа основана на достижении мирного воссоединения с родиной, а так же стабильное процветание специальных административных районов. Разрешение вопросов Гонконга, Макао и Тайваня, не только важный шаг для объединения КНР, но и важная веха в мировой истории, предпосылка для мирного разрешения международных конфликтов. Геостратегической целью будущего является создание мирового китайского экономического пространства «Большого Китая». [3]
Политические реформы постколониального периода Гонконга отражают попытки государственного аппарата разрешить проблемы политико-экономического кризиса на фоне недостатка демократизации. Политическая модернизация в КНР осуществляется как постепенное адаптирование политической системы к постоянно изменяющимся социально-экономическим условиям. Главной целью руководства страны при этом всегда остается сохранение политической стабильности, а не проведение политической системы с неким идеалом. [4]
Административная система Гонконга унаследовала традиционную западную модель. Поверхностно анализируя партийную систему, можно сделать ошибочный вывод, что политическая модель копирует западные политические системы. [5] Однако нельзя забывать, что Гонконг это часть Китая. Конечно, политический климат на острове более демократический, однако Пекин имеет свои рычаги воздействия на политическую систему Гонконга. Это проявляется в утвержденном количестве пропекинских парламентариев, системе выборов главы исполнительной власти, работе пропекинских партий и во многом другом. Партийную систему Гонконга можно назвать гибридной. С одной стороны есть конкурентоспособные выборы, с другой стороны прослеживается участие КПК в политической жизни острова, её косвенный контроль. Можно выделить четыре типа партий в зависимости от источников финансирования, организационной структуры и чьи интересы они представляют. Следует отметить особую систему выборов в законодательное собрание, где 35 мест избираются в территориальных округах. 30 мест отданы профессиональным округам, это представители различных профессий. Исходя из данных показателей, партии применяют различные стратегии на выборах в законодательное собрание. Для примера, партии с сильной финансовой поддержкой хорошо организуют предвыборную компанию своих кандидатов, следовательно, могут получить голоса широких масс населения. Партиям, делающим упор на авторитет кандидатов, не обязательно использовать большие средства на местных выборах. Они акцентируют внимание на профессиональных округах.[6]
Нельзя не заметить некоторую радикализацию общества в последние годы. СМИ могут критиковать правительство без опасения ответных мер. Появляются националисты, которые ведут активную деятельность. Недавние события («революция зонтиков», «революция рыбных шариков») показали успех националистических сил. Хотя их кандидаты не смогли выиграть на запланированных участках, все же количество голосов вплотную приблизилось к лидерам. А это тревожный звонок для политической стабильности на острове. [7]
Важным аспектом является идеология населения Гонконга. Большая часть населения идентифицирует себя именно как Гонконгцы, а не Китайцы. Во многом это произошло из-за колониального прошлого с унаследованной правовой, административной, финансовой системами. Так же имеется традиционная для Китая разница в диалектах. Жители острова пользуются традиционными иероглифами. Эти и другие факторы осложняют процессы сближения континентального Китая с островом. [8]
Современная политическая система Гонконга в полной мере отражает принцип «одна страна – две системы». Политическая система балансирует на стыке этих понятий, склоняя чашу весов то в одну, то в другую сторону. Социалистический режим материка частично интегрирован в демократические принципы управления на острове через стратегии работы пропекинских партий. Тем самым Пекину удается косвенно контролировать ситуацию в Гонконге. Этот факт подтверждается результатами выборов в законодательное собрание Гонконга.
Научный руководитель: Баринкова Алёна Вадимовна, старший преподаватель кафедры востоковедения и регионоведения АТР Института филологии, иностранных языков и медиакоммуникации ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет», г. Иркутск.