Полный текст статьи
Печать

  Соединённые Штаты Америки как независимое государство образовалось сравнительно недавно в сравнении со многими другими государствами. Будучи основанными европейскими иммигрантами, Соединенные Штаты Америки много лет остаются первой страной в списке по числу иммигрантов в мире. Выражение «salad bowl» - «миска с салатом», которое часто применяется в отношении американского общества, как нельзя лучше отображает его многонациональность и многокультурность. По данным на 2013 г. насчитывалось более 40 млн. человек, переехавших в США из других стран с целью проживания или осуществления трудовой деятельности. Международная миграция во многом определила современный облик американского общества и сегодня оказывает огромное влияние на политические, экономические и социальные процессы в стране. Одним из явлений общественно-политической жизни США, ярко отражающим влияние иммиграционной составляющей, выступает избирательный процесс.

Необходимо отметить, что на сегодняшний день ни одни выборы президента США не проходят без дебатов по вопросам иммиграционной политики. Предвыборные программы основных претендентов всегда в той или иной степени затрагивают тему иммиграционной политики, что свидетельствует о большой значимости этого вопроса для избирателей и будущего страны в целом [1].

Вопросы иммиграционной политики стали одними из наиболее освещаемых тем в предвыборной гонке претендентов на пост президента США в 2016 г. Так, например, Дональд Трамп высказывался достаточно резко о нелегальной миграции со стороны мексиканской границы, что вызвало волну недовольства в американском обществе. Также в своих предвыборных речах Трамп указывал на наиболее весомые недостатки иммиграционной политики прежней администрации США, а также на «мягкое» отношение Барака Обамы в области иммиграционных вопросов [2].  Кроме того, каждый год в США прибывает около одного миллиона новых мигрантов, что делает данный вопрос актуальнее с каждым годом. На сегодняшний день, было бы преждевременным оценивать иммиграционную политику Трампа как сложившуюся систему, поскольку она находится в стадии формирования. Несмотря на это, уже представляется возможным проанализировать его действия как лидера страны и предугадать будущие решения в сфере иммиграционной политики на основе изданных им указов. Заявления Д. Трампа относительно новой иммиграционной политики в стране уже вызвали бурное обсуждение не только среди жителей США, включая самих иммигрантов, но также и в американских и международных СМИ.

На текущем этапе формирования иммиграционной политики США, наибольший интерес вызывает Executive Order Protecting The Nation From Foreign Terrorist Entry Into The United States, который был опубликован 6 марта 2017года. В соответствии с положениями указа, въезд в США будет временно, на 90 дней, запрещен жителям шести мусульманских стран, а именно, Сирии, Судана, Ирана, Ливии, Сомали и Йемена. Исключение будут составлять те граждане этих стран, которым на момент подписания указа уже была выдана американская виза или вид на жительство. Срок ограничений на прием беженцев составит 120 дней. В окончательной версии указа американские власти сняли ограничения на въезд для граждан Ирака. Новое постановление должно было вступить в силу с 16 марта. Указ, помимо запретов, в то же время разрешает всем беженцам, которые находятся в США, остаться на территории страны [4].

Однако, в обозначенное время, рассматриваемый указ не вступил в силу.  В штате Гавайи федеральный судья Деррик Уотсон вынес решение о приостановке действия нового иммиграционного указа президента США Дональда Трампа. Вердикт был опубликован всего лишь за несколько часов до вступления президентского указа в силу. В связи с этим, на данный момент действие указа приостановлено на всей территории США. Апелляционному суду 9-го округа США, который находится в Сан-Франциско, потребовалось два с половиной дня, чтобы бессрочно заблокировать указ Трампа [5].

Сам Дональд Трамп прокомментировал этот случай как «беспрецедентное превышение полномочий суда» [6]. В то же время, следует отметить поддержку указа со стороны некоторых ведомств, в частности, Министерства Юстиции США. Газета The Guardian сообщила, что министерство юстиции США «категорически не согласно» с решением суда [7].

Д. Трамп опровергает нападки СМИ, считающим его настроенным против мусульманских стран и поясняет, что указ призван противостоять терроризму и обеспечивать безопасность в США [8]. Следует подчеркнуть, что попытки нововведений в иммиграционной политике осуществляются в контексте серьезных разногласий между новоизбранным президентом США и американскими СМИ.

В полном тексте указа Д. Трампа «Защита страны от иностранных террористов, пытающихся въехать в США» нет ни единого слова о религии, мусульманах или какой-либо информации, которая бы указывала на его негативное отношение к религиозным убеждения людей, которые проживают в тех странах, перечисленных в указе [9]. Важно отметить, что сам список составил не Д. Трамп. Фактически, это список стран совпадает с перечнем «вызывающих опасения» государств, который был составлен еще администрацией Барака Обамы. В январе и феврале 2016 года были введены ограничения для туристов из этих стран из-за «возрастающей угрозы со стороны иностранных террористов», "повышенного риска" из закона 2015 г., подписанного ещё Б. Обамой. Тем самым, становится возможным удостовериться, что американские средства массовой информации не всегда преподносят информацию объективно.

Соединенные Штаты Америки были и остаются страной, созданной иммигрантами. Закономерно, что вопросы иммиграционной политики зачастую становятся объектом разногласий в общественно-политической жизни страны. Становление иммиграционной политики в условиях информационной войны нарушает обратную связь между правительством и обществом, и, соответственно, может негативно повлиять на эффективность принимаемых новой администрацией США мер.


Научный руководитель:
Лесниковская Екатерина Викторовна, кандидат социологических наук, доцент кафедры востоковедения и регионоведения АТР Института филологии, иностранных языков и медиакоммуникации ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет», г. Иркутск.