Полный текст статьи
Печать

Ценности в контексте изучения института семьи представляют собой ту основу, которая формирует дальнейшее отношение к жизни у человека. Это моральные и этические принципы, традиционно прививаемые в семье для успешного функционирования индивида в обществе. Обычно они складываются в обществе на протяжении определенного исторического периода и связаны с созданием и дальнейшим существованием семьи.

В последние годы семейные ценности в США так же, как и сам институт семьи, претерпевают значительные трансформации, чаще всего ассоциируясь с негативной направленностью. Считается, что эволюционная тенденция так или иначе связана с эпохой, в которой проживают разные поколения. Так, поколение 21 века является более разнообразным и открытым к восприятию новшеств, нежели предшествующие поколения, что выражается в смене ранее принятых установок. Кроме того, одним из определяющих факторов, способствующих появлению и распространению новых ценностей, считается сама природа Соединенных Штатов, которые представляют собой смешение различных народов, культур, стилей жизни. Каждый этнос, оказываясь на территории США, не обязательно стремится к ассимиляции. Наоборот, каждый отстаивает право на существование своих особенностей [1; 2].

Вместе с тем, нельзя не отметить роль руководства страны в ценностном эволюционировании. Прежде всего, представители двух главных политических партий – демократов и республиканцев – имеют кардинально противоположную систему воззрений, в частности, и в отношении ценностных ориентиров американского общества. Так, ярким примером деятельности демократов стала легализация однополых браков в 2015 году, что коренным образом изменило картину традиционных ценностей в стране. Новая же администрация во главе с Дональдом Трампом не только не отменила закон, но и заявила, что решение Верховного суда уже вынесено и не подлежит очередному рассмотрению. Однако новоизбранный президент уже дал понять, что отныне в Верховный суд и суды низшей инстанции будут назначаться судьи, выступающие против однополых союзов [3]. Интересен тот факт, что известная позиция Трампа по отношению к нетрадиционным парам стала причиной массового заключения официальных браков представителями ЛГБТ осенью 2016 года, то есть еще во время президентства Барака Обамы [4]. На данном этапе деятельности Трампа преждевременно говорить о том, будут ли проводиться какие-либо мероприятия по постепенному сворачиванию закона, разрешающего однополые браки, однако совершенно очевидно, что новоиспеченного президента куда больше волнует другая проблема американского общества, а именно право на аборты.

Несмотря на то, что позиция Трампа по данному вопросу менялась на протяжении нескольких лет, как и любой республиканец, он выступает против абортов, обозначив лишь три причины, дающие право на проведение операции, – насилие, инцест, а также угроза жизни и здоровью женщины. Важно отметить, что через два дня после инаугурации американский президент подписал указ, восстанавливающий Global Gage Rule 1984 года Рональда Рейгана. Данный указ запрещает предоставление финансирования американским неправительственным организациям, специализирующимся на предоставлении консультаций и услуг по широкому спектру планирования семьи, при условии проведения этими организациями абортов. Указ Трампа был подписан на следующий день после годовщины решения Верховного Суда «Роу против Уэйда» (1973), который дал женщинам право на аборт [5]. Несмотря на ожесточенную дискуссию по данному вопросу, направленность политики новоизбранного президента кажется вполне разумной, если учитывать текущую демографическую ситуацию в стране, а также общие моральные принципы, превалирующие в американском обществе в последнее время.

Администрация Барака Обамы оказалась довольно открытой и по отношению к психоактивным веществам, в частности к марихуане. Фактом, указывающим на деградацию американского общества, является даже не то, что такая инициация имела место со стороны президента, а то, что население активно поддержало нововведение. Так, в 1969 году лишь 12% одобряли легализацию каннабиса, в то время как сегодня уже 53% выступают «за», объясняя это тем, что курение сигарет и употребление алкоголя являются более губительными привычками (69% опрошенных). В то же время 62% респондентов отрицательно относятся к курению марихуаны в общественных местах. Таким образом, к весне 2015 года каннабис был в тех или иных целях (в основном в медицинских) легализован в 27 штатах: 4 штата – Колорадо, Вашингтон, Орегон и Аляска – выступили за полное узаконение марихуаны, 14 штатов отменили уголовную ответственность за употребление лишь определенного количества данного вещества [6]. В большинстве своем пропонентами легализации выступало поколение миллениалов (68%). Однако тенденция изменила свою направленность и среди представителей других поколений и устремилась вверх, к ее одобрению: 50% среди бэби-бумеров, 52% среди поколения Х и лишь 29% среди «молчаливого поколения» 1928-1945 годов. Объясняя причины, по которым стоит легализовать каннабис, 41% высказались за преимущества его использования в медицине и 36% – за менее губительный эффект по сравнению с алкоголем и табаком. Кроме того, нашлись и те, кто верил в снижение уровня преступности ввиду того, что торговцам наркотиками стал бы невыгоден их бизнес [7]. По данным на 2016 год, число сторонников легализации продолжает расти и достигает 57% [8]. Новый президент Соединенных Штатов Дональд Трамп также обозначил свою позицию по данному вопросу и заявил, что в целях медицинского использования доступ к марихуане должен быть легальным; в остальном же каждый штат определяет на свое собственное усмотрение статус каннабиса [9.

Население США также способно оказывать влияние на смену устоявшихся ценностей путем эволюции в сознании людей. Ставшая популярной тенденция вовлечения женщин, а именно матерей в трудовую деятельность способствует неравномерному распределению домашних обязанностей. Кроме того, наблюдается смена гендерных ролей, когда женщины посвящают себя зарабатыванию денег, а мужчины – воспитанию и заботе о детях. Согласно выводам аналитиков Бюро переписи населения США (United States Census Bureau), за последние несколько десятилетий процент женщин, которые без помощи мужчин обеспечивают семью в финансовом плане, вырос с 6% до 23% [10]. Эти данные позволяют говорить о значительном перевороте относительно гендерных ролей в семейных отношениях. Большинство американцев уверены в том, что каждый должен заниматься тем, что у него действительно хорошо получается и приносит пользу, в том числе и окружающим. Таким образом, многовековой стереотип об исключительном предназначении женщины постепенно теряет свою актуальность.

Религия в США на протяжении долгого исторического периода оказывала влияние на мировоззрение американцев, а также защищала традиционные нормы морали в данной стране. На сегодняшний же день возрастает число тех, кто не считает себя принадлежащим к какой-либо религиозной группе: по сравнению с 1970-1980-ми годами прошлого века, когда лишь менее 1 из 10  американцев заявляли о непринадлежности ни к одной из религии,  современная история США уже насчитывает 49% населения страны [11]. Для 53% американцев вера в Бога никак не является причиной наличия моральных принципов и ценностей, и ввиду недавних событий такое заявление имеет свое обоснование: случай избиения в церкви прихожанами молодых людей с целью раскаяния в своих грехах, что повлекло смерть одного из пострадавших [там же; 12]. Кроме того, основываясь на данных диаграммы, приведенной в статье Н. Хвыля-Олинтер, можно сделать вывод, что из-за довольно либеральной политики, проводимой в духовной сфере жизни общества, представления американцев относительно грехов в значительной степени эволюционировали. Так, например, на сегодняшний день только наличие гомосексуальных связей и аборты приравниваются у верующих американцев к грехам, в то время как отношение к употреблению алкоголя, покупке дорогостоящих вещей и разводам совершенно противоположное [13]. Всё это подрывает некогда сильную веру в то, что именно церковь играет значительную роль в прививании правильных представлений о ценностях.

Таким образом, проанализировав возможные факторы, оказывающие влияние на формирование ценностей в США, невозможно сделать однозначного вывода об уровне потенциала американской семьи в воспроизводстве ценностей. Однако совершенно очевидно, что населению следует избирательнее относиться к решениям администрации страны в отношении некоторых реформ во внутренней политике Соединенных Штатов и, следовательно, доносить до молодого поколения тщательно обдуманные нормы и ценности, так как именно институт семьи несет образовательно-воспитательную функции на ранней стадии развития подрастающего поколения.