Полный текст статьи
Печать

Монголия – это уникальное государство с населением около 3 млн. человек, сумевшее сохранить свой колорит вплоть до современного этапа международных отношений. Эта страна имеет богатую историю, тесно связанную с ее ближайшими соседями – Россией и Китаем. Монголия прошла долгий путь развития: будучи изначально в зависимости от китайских династий, она в конечном итоге обрела суверенитет. Сегодня в ней видят огромные перспективы развития. С одной стороны, практически на всей территории Монголии господствует резкий континентальный климат, препятствующий стабильному развитию многих отраслей – не зря Улан-Батор известен как самая холодная столица мира. Также страна не имеет выхода к морю, находясь под влиянием так называемого «островного эффекта», который затрудняет процесс ее взаимодействия с рынками соседних стран. Тем не менее, столь необычное географическое положение Монголии напоминает своеобразный «наблюдательный пункт», расположенный между двумя державами, что может быть полезным для ее потенциальных влиятельных партнеров. Кроме того, страна обладает богатейшими природными ресурсами, часть которых до сих пор не разведана. Все это и делает Монголию привлекательной для многих стран.

Внешняя политика Монголии за последние десятилетия претерпела значительные изменения. Традиционное сотрудничество с Россией и Китаем остается в приоритете. Однако поиск высокоразвитого демократического «третьего соседа» для поддержания баланса сил, как было упомянуто в Концепции национальной безопасности, а также в Концепции внешней политики Монголии 1994 года, является не менее важным направлением монгольской внешней политики [1]. Такие страны, как Япония и Южная Корея, опираясь на свое геополитическое положение и территориальную близость к Монголии, претендуют на роль «третьего соседа» Монголии. Однако с конца XX века Монголия все чаще отдает предпочтение Соединенным Штатам Америки, которые уже на протяжении нескольких десятилетий также проявляют большой интерес к столь далекому для них государству.

Интерес США к Монголии стал проявляться в 70-х гг. XX века, когда началась «третья волна» демократии, захлестнувшая Монголию наряду с большим числом других стран социалистического толка. Начало официальным дипломатическим отношениям между Монгольской Народной Республикой и США было положено 27 января 1987 г., когда США официально признали Монголию как суверенное государство, и был подписан Меморандум о взаимопонимании между Правительством Соединенных Штатов Америки и Правительством Монгольской Народной Республики по дипломатическим отношениям между двумя странами [2]. И если в первые годы сотрудничество проявлялось лишь в формальностях – в 1988 и 1989 гг. были только открыты посольство США в Улан-Баторе и посольство Монголии в Вашингтоне – то с течением времени взаимоотношения обеих стран становились все более тесными.

Почему такое далекое и сравнительно небольшое государство, как Монголия, вызывает столь живой интерес со стороны такого крупного игрока на международной арене, как США? Помимо богатых природных ресурсов первых и желания последних распространить демократию по всему миру существенную роль играет и отсутствие в исторической памяти каких-либо конфликтов и недоразумений между этими двумя странами.

Таким образом, 2017 год ознаменовывает тридцатую годовщину дипломатических отношений Монголии и США. За это время они смогли установить активное сотрудничество практически во всех сферах: от торгово-экономической, политической, социальной, культурной до научно-технической и военной.

США всегда вели активное сотрудничество с большим числом стран – как с развитыми, так и с развивающимися. Что касается последних, то такое сотрудничество скорее нацелено на распространение демократии. Среди таких стран Монголия занимает довольно высокие позиции, ведь в течение последних двух десятков лет США оказывают щедрую финансовую помощь Монголии. Агентство США по международному развитию в период с 1991 по 2011 гг. в общей сложности выделило 220 млн. долл. на поддержку свободной торговли, сельского хозяйства, здравоохранения, на оказание гуманитарной помощи и, разумеется, на поддержку демократии [3]. Еще одной организацией, заинтересованной в поддержке Монголии, является американская корпорация «Вызовы тысячелетия» (The Millennium Challenge Corporation), предоставляющая гранты развивающимся странам, которая в 2007 году выделила 285 млн. долл. на оказание помощи Монголии в течение пяти лет по следующим направлениям:

  • улучшение системы признания и передачи земельных прав;
  • оптимизация системы здравоохранения;
  • развитие системы профессионального образования;
  • развитие энергосистемы и защита окружающей среды;
  • улучшение транспортной системы.

Согласно отчету 2012 г. доля использованных финансовых средств составила 94,0% от всей выделенной суммы: 6,7% составили затраты на предварительные исследования и оценку текущей ситуации, 27,8% – на реконструкцию дорог и усовершенствование транспортной системы, 18,3% – на улучшение системы профессионально-технического образования, 15,6% – на здравоохранение, 15,0% – на развитие энергосистем, 10,6% – на оптимизацию системы признания и передачи земельных прав [4]. Программа принесла в основном положительные результаты, и в декабре 2016 г. Совет директоров корпорации решил включить Монголию в список стран, которые вновь получат финансовую помощь от США в 2017 г. [5].

Кроме того, сегодня США входят в первую десятку стран, наиболее активно инвестирующих средства в монгольскую экономику. Несмотря на то, что Монголия продолжает тесное сотрудничество с ее двумя соседями-гигантами – Россией и Китаем, США не намерены выпускать эту страну из поля зрения. Общая сумма американских инвестиций в монгольские отрасли составила около 310 млн. долл. за последнее десятилетие [6]. В основном это вложения в добывающие отрасли. Сегодня в Монголии наряду с монгольскими компаниями работает большое число иностранных корпораций, занимающихся добычей полезных ископаемых. Так, в расположенном в пустыне Гоби каменноугольном месторождении Таван-Толгой, в котором, по оценкам экспертов, находится около 6,5 млрд. тонн угля, уже почти десятилетие ведет деятельность американская корпорация Peabody Energy, которая, к слову, является крупнейшей в мире частной угольной корпорацией. Другая американская корпорация, Nova Mining Corp, занимается добычей лития в районе аймака Баянхонгор. Огромные запасы урана находятся в Дорнодском месторождении на востоке Монголии, что заставляет корпорации из разных стран мира вести ожесточенную борьбу за право добычи этого ценного энергетического ресурса, и США не остались в стороне. В 2011 г. GAGE International, американская компания, занимающаяся развитием международного бизнеса и оказывающая поддержку организациям-соотечественницам за рубежом, создала уранодобывающее предприятие «Mongolia Forward», которое составляет конкуренцию российскому урановому холдингу «Атомредметзолото» и китайской компании China National Nuclear Corporation в этой «урановой войне».

США и Монголия близки и в военной сфере. 26 июня 1996 г. Правительством США и Правительством Монголии было подписано соглашение об обмене визитами военных экспертов. С течением времени сотрудничество в этой сфере становилось все более тесным. Как известно, после террористических атак 11 сентября 2001 г. США объявили войну международному терроризму. Впоследствии началось вторжение американских сил в Афганистан в рамках операции «Несокрушимая свобода». В этой борьбе Монголия поддержала США, сразу же войдя в состав антитеррористической коалиции. Монгольские солдаты также входили и в состав возглавляемого НАТО военного контингента «Международные силы содействия безопасности». За все время войны в Афганистане Монголия регулярно отправляла туда своих солдат, срок службы которых длился шесть месяцев. Это было первое со времен Второй мировой войны военное мероприятие, в котором участвовали монгольские войска. Монголия оказала поддержку США и в Иракской войне: ее войска выполняли как военные, так и гуманитарные миссии вплоть до сентября 2008 г., когда монгольские войска покинули Ирак. Немаловажно и то, что во время пребывания монгольских войск в Афганистане и Ираке финансирование, равно как и обеспечение техникой, вооружением и обмундированием, осуществлялось исключительно со стороны США.

Еще одним показателем военного сотрудничества США и Монголии являются международные военные учения «В поисках хана», проводимые на базе Регионального учебного центра миротворческих мероприятий в районе Улан-Батора ежегодно, начиная с 2003 г. Главной целью учений является подготовка солдат к участию в международных миротворческих операциях под эгидой ООН и к поддержанию мира в Азиатско-Тихоокеанском регионе в целом. Первоначально учения проходили при участии лишь Монголии и США, однако с 2006 г. к учениям стали привлекать и другие страны, и с каждым годом их число постоянно возрастало: если в 2006 г. их было семь, то в 2016 г. – уже сорок семь [7].

Активное американо-монгольское сотрудничество отчетливо проявляется и в культурной сфере. Наиболее ярким примером является деятельность волонтеров под эгидой американского правительственного агентства «Корпус мира». Общее число добровольцев, побывавших в Монголии, составляет около 1300 человек в период с 1991 г. по настоящее время. Сегодня в Монголии находится более ста волонтеров, ведущих деятельность по трем направлениям: образование, здравоохранение и поддержка молодежи [8]. Результаты такой работы уже дают о себе знать: в нынешней Монголии все большее распространение и больший престиж получает английский язык. Более того, в успешности политики американской «мягкой силы» можно убедиться, всего лишь включив телевизор. Дело в том, что в Монголии существует несколько телеканалов, полностью вещающих на американском варианте английского языка: телеканал «EagleNews», ранее известный как «EagleTV», изначально спонсировался американским некоммерческим фондом «AMONG» и с 2014 г. сотрудничает с телеканалом CNN; канал «TV9» получает поддержку от Агентства США по международному развитию. В довершение ко всему, США являются и более предпочтительным пунктом назначения для монголов по сравнению с другими странами. Так, на сегодняшний день в США проживает порядка 18 тысяч выходцев из Монголии, и в таких крупных городах, как Чикаго, Сан-Франциско и Вашингтон, даже существуют монгольские диаспоры [9].

Таким образом, за тридцать лет сотрудничества американо-монгольские отношения прошли долгий путь от учреждения внешнеполитических ведомств и редких обменов дипломатическими представителями до комплексного стратегического партнерства. Несмотря на то, что Монголия стремится вести многоопорную внешнюю политику, при этом также стараясь сохранить добрососедские отношения с двумя сопредельными странами, ее действия указывают на то, что в вопросе выбора «третьего соседа» выбор в конце концов падет на США.