Дискурс как связный текст, рассматриваемый в совокупности с экстралингвистическими (прагматическими, социокультурными, психологическими и другими) факторами [1], является одним из важнейших понятий современной когнитивно-дискурсивной парадигмы в лингвистике. С точки зрения типологического подхода к его пониманию выделяются институциональный и персональный (бытовой и бытийный) виды дискурса [2]. К институциональному типу дискурса наряду с религиозным, научным, политическим относят и юридический дискурс [3]. Юридический дискурс, отграничивается в связи с тем, что он представляет собой регулируемую определенными историческими и социокультурными кодами (традициями) смыслообразующую и воспроизводящую деятельность, направленную на формулирование норм, правовое закрепление (легитимацию), регулирование и контроль общественных отношений [4]. Юридический дискурс, как социальный дискурс, является аксиологичным, параметризованным, налаженным внутренне и внешне [5].
Поскольку кодом юридического дискурса является естественный язык, то в нем, в терминах В. Фон Гумбольдта, отражается «дух» народа и его культура. В этой связи особый интерес представляет изучение этнокогнитивных характеристик национальных юридических дискурсов, обуславливающих способы и механизмы их репрезентации. Связь национального дискурса, картины мира и культуры Китая привлекает внимание современных исследователей. Так, Т. В. Шишмарева отмечает, что есть тексты культуры, которые определяют влияние на менталитет народа и на национальные особенности культуры [6]. По словам И. В. Шаравьевой в системе китайского языка обнаруживаются базовые семантические смыслы, которые имеют древний характер и обусловливают целостность и своеобразие китайской картины мира [7]. По мнению Е. А. Хамаевой китайская картина мира во многом имеет мифологизированный характер, что проявляется в частности в антропонимике [8]. Касательно китайской звуковой картины мира С. В. Стефановская прослеживает релевантность принципа иконичности [9].
В свою очередь непосредственно китайский юридический дискурс также привлекает внимание исследователей, его изучение с лингвокультурных позиций представляет собой одно из формирующихся направлений в дискурсологии (П. В. Трощинский, Ч. Чжунцю, И. Кастеллуччи и др.).
Задача настоящей работы заключается в выявлении основных социокультурных факторов, влияющих на этнокогнитивные особенности китайского юридического дискурса. Материалом анализа послужил текст действующей Конституции КНР 1982 г. в актуальной редакции [10]. Конституция является документом высшей юридической силы и основой развития законодательства. Ее положения задают рамки развития законодательной системы в целом.
Изучение императивных положений и анализ материала позволяют считать, что в современном китайском юридическом дискурсе отражаются как элементы древнекитайской правовой традиции, социалистической идеологии, так и этико-нравственных учений конфуцианства и легизма. Рассмотрим далее наиболее этноформирующие факторы, а именно конфуцианство и легизм, и их влияние на современный китайский юридический дискурс.
Зародившись в VI – V вв. до н.э. в. конфуцианство в качестве религиозно-нравственного учения оказывало и продолжает оказывать сильное влияние на жизненный уклад китайцев. Ключевыми понятиями течения являются: благородный муж, человечность, справедливость, почитание родителей и старших, покровительство младшим и др. Уделяется особое внимание значимости образования, необходимости развития каждого человека, его нравственных качеств, на государство переносится модель управления семьи: государь-отец имеет абсолютную власть над подданными-сыновьями, но должен править разумно и справедливо. Конфуцианская этика проникла во все сферы социума и как регулятор общества иногда заменяла право, а иногда лежала в его основе [11]. В современном Китае, не смотря на господство социалистической идеологии, конфуцианство продолжает оказывать большое влияние на жизненный уклад народа, что проявляется в большей мере в обычаях делового оборота, нормах деловой этики. Вместе с тем влияние конфуцианских догм можно обнаружить и в тексте основного закона:
Догма конфуцианского учения |
Норма Конституции КНР |
1.Статья 19 Конституции КНР. |
|
Образованность и просвещенность, усердность в обучении и любовь к знаниям являются важной частью ритуала и принципа «вэнь». |
国家发展社会主义的教育事业,提高全国人民的科学文化水平. … 国家发展各种教育设施,扫除文盲,对工人、农民、国家工作人员和其他劳动者进行政治、文化、科学、技术、业务的教育,鼓励自学成才[1]。 |
2. Статья 24 Конституции КНР. |
|
Несмотря на указание, что государство развивает именно «социалистическое просвещение», норма имеет явный конфуцианский подтекст, поскольку поднимается научно-культурный уровень не только трудящихся, но всего народа. Конфуций видел в этом возможность наставления людей на верный путь нравственных идеалов и реализацию принципа «вэнь». |
国家通过普及理想教育、道德教育、文化教育、纪律和法制教育,通过在城乡不同范围的群众中制定和执行各种守则、公约,加强社会主义精神文明的建设[2]. |
3. Статья 44 Конституции КНР. |
|
Принцип почитания и уважения старших, так пенсионеры получает не только защиту государства, но и общества. |
国家依照法律规定实行企业事业组织的职工和国家机关工作人员的退休制度。退休人员的生活受到国家和社会的保障[3]. |
4. Статья 54 Конституции КНР. |
|
Во-первых, благородный муж в конфуцианстве всегда заботиться о долге и чести. Во-вторых, нормой затрагивается верность роду и государству, культивируемая почитанием предков. Наконец, традиционная для конфуцианства семейная модель государства: государь – отец, подданные сыновья. К государю проявляется сыновья любовь и почтительность. |
中华人民共和国公民有维护祖国的安全、荣誉和利益的义务,不得有危害祖国的安全、荣誉和利益的行为[4]. |
Помимо приведенных выше примеров обращает на себя внимание неоднократное употребление в тексте Конституции КНР слова «священный» (神圣). Так, остров «Тайвань является частью священной территории» КНР, а его объединение с материковым Китаем рассматривается как «священный долг всего китайского народа» (преамбула); священна социалистическая общественная собственность (ст. 12); «защита отечества и отражение агрессии – священный долг каждого гражданина» (ст. 55). Хотя категория святости сама по себе не является частью конфуцианских догм, вместе с тем, в Конституции КНР она употребляется в контексте конфуцианского «ритуала». Категория священности стоит в одном ряду с категориями преданности, сыновьей почтительности, долга, она апеллирует к высшим духовным и нравственным ценностям народа. Аксиология употребления этой категории отчетливо прослеживается на примере «Тайвань является частью священной территории» КНР. Такой формулировкой китайский законодатель пытается обосновать неделимость территории не только юридически, но и аксиологически, путем возведения единства государства в разряд «универсальных» и «вечных» ценностей, близких каждому китайцу, позволяющих рассчитывать на добровольность исполнения предписаний.
Что касается легизма или «школы законников», то он сформировался в IV—III вв. до н. э. За основу регулирования общественных отношений принимались не мораль или нравственность, а закон. Даже несовершенный закон считался лучше беззакония. Утверждалось, что люди от природы обладают злой натурой и ведут себя правомерно только из страха наказания. Как следствие, наказания должны быть неотвратимыми и жестокими, а сфера их применения обширной, включая круговую поруку. Из этого вытекает традиционное для китайцев негативное отношение к закону, право воспринимается не как регулятор общественных отношений, а как карательный инструмент.
Свидетельством влияния легизма на современный китайский юридический дискурс, безусловно, является сложившаяся система жестоких и неотвратимых наказаний, прежде всего, уголовных, включая широкое применение смертной казни. Проведенный анализ показывает, что даже в гражданском законодательстве на уровне специальных законов большинство из них содержит нормы, регламентирующие ответственность за правонарушения, включая гражданскую, административную и уголовную. Вместе с тем и на уровне Конституции можно обнаружить влияние легистского учения.
Догма учения легистов |
Норма Конституции КНР |
Статья 18 Конституции КНР |
|
Жесткая система суровых и неотвратимых наказаний является лучшим средством управления. |
国家维护社会秩序,镇压叛国和其他危害国家安全的犯罪活动,制裁危害社会治安、破坏社会主义经济和其他犯罪的活动,惩办和改造犯罪分子[5]。 |
Идея о необходимости сурового наказания даже за мелкие проступки имеет целью устрашение и воспитательное воздействие на народные массы, а также предупреждение противоправного поведения других лиц.
Кроме того, само использование закона в регулировании отношений является отражением принципов легизма. На современном этапе, как отмечают Ю. О. Корешкова, Д. М. Смолова и О. Ю Воронина, формируется новый тип легизма, в котором законодатель видит опору в упорядочении тех сфер общественной жизни, которые не регулируются конфуцианством [12].
Общие культурологические и ценностные основания подразумевают принятие их всем обществом и позволяют законодателю быть «ближе к народу», стать «своим» в системе идентификации «свой - чужой». Как отмечается в работе Е.В. Кремнева, современные китайские исследователи считают, что в сохранении народности, массовости, близости к общенародной культуре, заключена жизненная сила управленческой культуры [13]. Апеллируя в юридическом дискурсе основного закона к догмам традиционных для Китая учений легизма и конфуцианства, законодатель на уровне ценностных ориентиров и традиционного мировоззрения ищет поддержку народных масс. Легитимация власти проходит не только юридическим конституированием, но и присоединением к единому общенародному культурному полю, к общекитайской картине мира. Положения основного закона подкреплены как принуждающей силой государства, так и ценностно обусловленными установками, рассчитанными на добровольное их принятие, соблюдение и исполнение.
[1] «Государство развивает дело социалистического просвещения, поднимает научный и культурный уровень всего народа ... Государство развивает разнообразные учебные заведения, ликвидирует неграмотность, проводит политическое, культурное, научное, техническое, профессиональное просвещение рабочих, крестьян, государственных служащих и других категорий трудящихся, поощряет самообразование».
[2] «Государство, укрепляя строительство социалистической духовной культуры, проводит нравственное воспитание, культурное, дисциплинарное и юридическое образование всех слоев населения села и города, устанавливает и реализует нормы поведения и пакты».
[3] «Государство в соответствии с законом организует выход на пенсию работников предприятий и государственных органов. Жизнь вышедших на пенсию получает защиту со стороны государства и общества».
[4] «Обязанность каждого гражданина КНР защищать безопасность, честь и интересы Родины. Не допускается совершение действий, угрожающих безопасности, чести и интересам Родины».
[5] «Государство охраняет общественный порядок, расправляется с государственной изменой и прочей наносящей вред государственной безопасности преступной деятельностью, карает за причинение вреда общественному порядку, ущерба социалистической экономике и прочие преступные действия, судит и перевоспитывает криминальные элементы».
Серебренникова Евгения Федоровна, доктор филологических наук, профессор кафедры романо-германской филологии Института филологии, иностранных языков и медиакоммуникации ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет», г. Иркутск.