Полный текст статьи
Печать

Джаз – род профессионального музыкального искусства, возникший на Юге США в конце 19 – начале 20 века [1]. Джаз зародился в Новом Орлеане, штат Луизиана, который до этого принадлежал Франции. К тому времени более половины населения города составляли люди африканского происхождения. В результате взаимодействия африканской и европейской культур, был создан новый жанр музыки [2]. Сталкиваясь с социальным неравенством в обществе, афроамериканцам было довольно сложно самовыражаться. Но несмотря на развитие джаза в условиях расовой дискриминации, он получил широкую популярность в стране в связи с быстрым развитием технологий записи и растущей популярностью радио. Это дало возможность афроамериканцам использовать джаз как средство выражения протеста против дискриминации.

Поскольку рабство в США было отменено не так давно, отношение к афроамериканцам еще не успело измениться радикальным образом. Белые американцы к тому времени не были готовы принимать их как полноправных граждан общества, поэтому лишь простое белое население приняло музыку, созданную афроамериканцами.

Гораздо быстрее набирал популярность белый джаз, поэтому, как пишет З. Филипп, афроамериканцы часто сталкивались с проблемами распространения своей музыки из-за расистских взглядов большинства белого населения, которое поддерживало белые джазовые группы, а звукозаписывающие компании отказывались записывать черный джаз [3]. Несмотря на то, что расизм и дискриминация были распространенным явлением в музыкальной индустрии, несколько джазовых произведений в конечном итоге были признаны обществом и оказали большое влияния в борьбе за гражданские права.

В 1929 году джазовый трубач и вокалист Луи Армстронг исполнил песню «(What did I do to be so) Black and Blue», которая была написана Гарри Бруксом и Энди Разафом. Первоначально песня исполнялась джазовой певицей Эдит Уилсон, но ее выступления с этой песней были направлены на высмеивание жизни афроамериканцев. Позже Армстронг изменил текст и записал новую версию песни [2]. В своей вариации исполнитель поет об ужасных условиях жизни афроамериканцев: «Cold empty bed, springs hard as lead pains in my head, feel like old Ned…» [4]. Далее он проводит параллель с мышью, которая обычно символизирует бедноту: «Even the mouse ran from my house». Эти строки описывают жизнь в нищете подавляющего большинства афроамериканцев в США. Армстронг хотел, чтобы общество осознало, в каких условиях они живут и какие сложности в связи с этим испытывают. Далее в песне идут такие строки:

I'm white inside, but that don't help my case

Cause I can't hide what is on my face

I'm so forlorn. Life's just a thorn… [4].

Армстронг поет о том, что он белый внутри, что можно интерпретировать как то, что он обычный человек. Вследствие того, что Армстронг выступал преимущественно у белой публики, в их понимании обычный человек был равнозначен белому. Затем он поет: «My only sin is in my skin, what did I do to be so black and blue?» [4], что показывает грусть исполнителя, вызванную дискриминацией по отношению к нему и другим афроамериканцам из-за цвета кожи. Он рассуждает о том, что он родился таковым и ничего с этим поделать не может. В этих рассуждениях содержится мысль, что нельзя относиться с пренебрежением к людям, основываясь на внешних различиях, потому как цвет кожи человека не является его собственным выбором. Он пытается призвать белых американцев, не подвергать людей дискриминации по расовому признаку. Хотя Луи Армстронг являлся одним из самых известных и наиболее признанных джазменов в истории, он все равно считался таким же черным, как и остальные афроамериканцы, и сталкивался с расовой дискриминацией.

В 1939 году знаменитая джазовая певица Билли Холидей представила миру песню «Strange Fruit», которая была одним из наиболее ярких осуждений расизма. Автором песни является Абель Миропол, который был защитником прав человека. На написание этого произведения его побудили фотографии линчевания афроамериканцев. Такие проявления расовой дискриминации были распространены главным образом на юге США до 1930-го года. Он сочинил мелодию к своему стихотворению, а затем нашел подходящую исполнительницу, которая разделяла его взгляды [5]. В тексте песни описываются афроамериканцы, которые были убиты и повешены на тополях расистами:

Southern trees bear a strange fruit,

Blood on the leaves and blood at the root,

Black bodies swinging in the southern breeze,

Strange fruit hanging from the poplar trees… [6].

В этих строках описывается сцена произошедшего линчевания. В данном контексте «strange fruit» является метафорой, которая используется для обозначения мертвых тел, висящих на дереве. Они безвольно висят на дереве, покачиваясь на ветру. Такое описание дает полное представление о совершившемся преступлении.  

Pastoral scene of the gallant south, 

The bulging eyes and the twisted mouth, 

Scent of magnolias, sweet and fresh, 

Then the sudden smell of burning flesh… [6].

Также автор песни использует такой стилистический прием, как противопоставление: красивый пейзаж юга и изуродованные тела умерших, приятный запах магнолий и запах горелой плоти. Этот стилистический прием используется для создания большего контраста, что усиливает эффект восприятия. В последней строке: «Here is a strange and bitter crop» [6], странный плод называют горьким урожаем, что подчеркивает горесть и ужас сцены. Песня показывает, как жестоко белые люди обращались с афроамериканцами, которые отличались от них лишь цветом кожи.

В 1920-1930-е годы джазовые музыканты, в том числе и Луи Армстронг, направились в северные штаты США. В 1930-м году Нью-Йорк стал центром джазовой культуры, в котором зародилось движение Гарлемский ренессанс. Целью этого движения было создание нового образа афроамериканца: образованного и высококультурного члена общества. По мнению К. Боденнера, благодаря этому культурному движению, джаз начал получать признание среди критиков. По утверждениям некоторых представителей Гарлемского ренессанса, джазовая музыка представляла собой ключевой элемент в достижении культурного равенства благодаря своей направленности на широкую публику [7].  Движение помогло американскому обществу оценить джаз как искусство. Ранее черные и белые джазовые музыканты не могли играть вместе во многих местах в США. Теперь же афроамериканцы получили возможность выступать в больших залах для белых зрителей, что уже можно было расценивать как прорыв в борьбе за равенство.

В заключение мы хотели бы отметить, что музыка является одним из важных инструментов для преодоления ненависти, борьбы с насилием, для выражения протеста против социальной несправедливости. Создание джаза в афроамериканском сообществе вызвало культурное пробуждение во всей Америке и впоследствии выступало в качестве катализатора движения за гражданские права. Джаз помог изменить представления об афроамериканцах. Данное музыкальное направление стали расценивать как символ восстания против устоявшихся культурных традиций старшего поколения американцев. Многие джазовые исполнители боролись за свои гражданские права, за возможность быть равными со всеми. Джаз был больше, чем просто средство выражения музыкальной индивидуальности, он представлял культурную свободу, способность быть и выражать себя.