В последнее время исследование женской идентичности и ее конструирования стало неотъемлемой частью большинства гуманитарных и социальных наук. Трудно не согласиться с тем фактом, что именно в США наиболее интенсивно уделяется внимание изучению гендерной идентичности, а именно, женской идентичности.
Актуальность «женского вопроса» ставится под сомнение из-за существующих двух противоположных точек зрения. Сторонники первой утверждают, что на данный момент тема равенства полов исчерпала себя, однако, оппоненты считают, что «женские вопросы продолжают иметь значение» для США, потому что существует огромный гендерный разрыв в стране.
Гендерный разрыв возникает с момента рождения, а именно с социальных механизмов первичной гендерной социализации, которые влияют впоследствии на формирование гендерной идентичности взрослого человека.
В процессе воспитания семья (в лице родителей и родственников), система образования (в лице воспитательниц детских учреждений и учителей), культура в целом (через книги и средств массовой информации) внедряют в сознание детей гендерные нормы, формируют определенные правила поведения и создают представления о том, кто есть «настоящий мужчина» и какой должна быть «настоящая женщина» [1]. Впоследствии, эти гендерные нормы поддерживаются с помощью различных социальных механизмов, (стереотипы в СМИ, традиции, обычаи и т.д.). Поведение, которое соответствует стереотипным представлениям - поощряется, а несоответствующее – порицается.
Гендер определяется как социальный пол: социально детерминированные роли, идентичности и сферы деятельности мужчин и женщин, зависящие не от биологических половых различий, а от социальной организации общества [2]. В нашей статье гендерная идентичность рассматривается как базовая структура социальной идентичности, которая характеризует человека с точки зрения его принадлежности к мужской или женской группе.
Гендерный фактор, учитывающий природный пол человека и его социальные «последствия», является одной из существенных характеристик личности и на протяжении всей ее жизни определенным образом влияет на ее осознание своей идентичности, а также на идентификацию говорящего субъекта другими членами социума [3].
С точки зрения Э.Эриксона, идентичность - это «чувство самотождественности, собственной истинности, полноценности, сопричастности миру и другим людям». Формирование идентичности предполагает процесс одновременного отражения и наблюдения, процесс, посредством которого индивид оценивает себя с точки зрения того, как другие, по его мнению, оценивают его в сравнении с собой и в рамках значимой для них типологии [4].
Согласно теории «социальной идентичности» Г. Тэджфела, социальная идентичность определяется как часть «Я- концепции» индивида, т. е. идентичности индивида, которая возникает из осознания своего членства в социальной группе (или группах) вместе с ценностным и эмоциональным значением, придаваемым этому членству [5]. Иначе говоря, индивид самоопределяется как член некоторой социальной категории, вырабатывающий определенную Я-концепцию, Я-образ. В Я-концепцию каждого из нас входит представление о себе как о мужчине или женщине определенного социального статуса, национальности, вероисповедания, члена различных социальных организаций и т.д. Человек не только включает в свой Я-образ общие характеристики собственных групп членства, но усваивает нормы и стереотипы поведения, им свойственные. [6]. Процесс становления социальной идентичности завершается тем, что человек атрибутирует себе усвоенные нормы и стереотипы своих социальных групп, они становятся внутренними регуляторами его социального поведения [6].
Женская идентичность - категоризация себя как представительницы женской социальной группы и воспроизведение гендерно обусловленных ролей, диспозиций, самопрезентаций. Признание и использование категоризации себя по признаку пола зависит не столько от индивидуального выбора, сколько биологически обусловлено и социально принудительно (Уэст, Зиммерман) [2].
Как указывает И.С. Кон, половая роль имеет свои нормативные предписания, модели поведения, связанные с принадлежностью к определенному полу, выполнение которых обеспечивает мужской или женский статус [7].
Мужские и женские модели диаметрально противоположны по своим качествам. Для типично мужского поведения свойственны такие качества, как активность, агрессивность, решительность, стремление к соревнованию и достижению, способность к творческой деятельности. Для типично женского поведения свойственны - пассивность, нерешительность, зависимость, отсутствие логического мышления, отсутствие устремлений к достижениям, высокая эмоциональность.
Среди социальных механизмов, существующих в обществе, важную роль в конструировании гендерной идентичности играют гендерные стереотипы. Гендерный стереотип – это упрощенный, устойчивый, эмоционально окрашенный образ поведения и черт характера мужчин и / или женщин. Данные стереотипы проявляются во всех сферах жизни человека: в самосознании, в межличностном общении, межгрупповом взаимодействии. Под гендерными стереотипами подразумеваются социальные нормы. У всех нас складываются представления о том, что мужчинам и женщинам свойственны определенные наборы конкретных качеств и моделей поведения, мы осознаем, какое поведение считается правильным для представителей того или иного пола [2].
На протяжении 53 лет П. Краб и Д. Билавски анализировали изображения мужчин и женщин в американском детском журнале, впоследствии выявилась тенденция: женщин в большинстве случаев рисовали с предметами домашней утвари, а мужчин — с орудиями труда.
Б. Фридан, исследуя образы женщины и мужчины на страницах американских журналов, выяснила, что женщина в них — молодая и раскованная, женственная и воздушная, пассивная и веселая, довольная своим миром кухни и спальни, секса, детей и дома. Ее единственным стремлением является поиск мужчины. Работающая же женщина, хотя и умна, и хорошо образованна, честолюбива, привлекательна, но «неудачница» и до того «маскулинизирована» своей работой, что ее ущемленный, слабохарактерный и пассивный муж безразличен к ней как к женщине.
В рекламных роликах в США женщин рекламировали товары для дома, а диапазон занятий для мужчин был в три раза шире, чем для женщин [8].
Указанные стереотипы отличаются поразительной жизнестойкостью. Их прочная укорененность в сознании большой части населения способствует воспроизводству стереотипов из поколения в поколение в процессе социализации. Под гендерной социализацией подразумевается процесс усвоения норм, правил поведения, установок в соответствии с социокультурными представлениями о роли, положении и предназначении мужчины и женщины в обществе [9].
Основной темой обсуждения становятся изменяющиеся ожидания социальных ролей. Роли, предписанные представителям разного пола, перестают рассматриваться как взаимодополняющие, делается акцент на их иерархию и отношения власти, что приводит к гендерным конфликтам.
Гендерный конфликт вызван противоречием между нормативными представлениями о чертах личности и особенностях поведения мужчин и женщин и невозможностью или нежеланием личности и группы людей соответствовать этим представлениям – требованиям [2].
Гендерный конфликт представляет собой социальный конфликт. В основе социального конфликта лежит борьба между социальными группами людей за реализацию собственных целей. Гендерный конфликт можно рассматривать как конфликт интересов, то есть борьбу женщин как социальной группы за более высокий статус в обществе.
Основой гендерных конфликтов является потребность в перераспределении традиционных женских и мужских ролей. Женщины склоняются к эгалитарному типу распределения ролей в семье, при котором семейные обязанности делятся поровну между мужем и женой либо распределяются в зависимости от сложившейся ситуации: основную часть домашних дел берет на себя тот член семьи, у кого больше свободного времени.
В ситуации гендерного социального конфликта осознание женщинами их более низкого по сравнению с мужчинами статуса в обществе и несогласие с таким установившимся порядком проявилось в активизации женских движений за свои права в США. В последнее время данный вид конфликта становится институционализированным, то есть разрешается законодательным путем.
Движение женщин в США эффективно отстаивает предоставление равных прав женщинам. Эти социальные процессы привели к появлению новых гендерных ценностей, изменились отношения между полами. Однако конфликтности социальных отношений способствует существующее в обществах сопротивление дальнейшему улучшению статуса женщин.
Появились организации и инициативные группы, выступающие за полное равенство для американских женщин. Раздаются призывы не только к кардинальному пересмотру американских социально-политических институтов, обычаев и ценностей, но и к революционному изменению сознания как женщин, так и мужчин, и в частности того, как женщины воспринимают сами себя. Американские женщины до сих пор сталкиваются с экономическими, социальными и политическими проблемами. Это обусловлено такими причинами, как специфика гендерной социализации девушек, нехватка наставников – менторов, гендерная стереотипизация массового сознания и андроцентризм современной культуры (ориентированность на мужчину).
Таким образом, можно сделать вывод, что гендерная идентичность конструируется в результате деятельности определенных социальных институтов и социальных механизмов. В настоящий момент наблюдается тенденция перераспределения гендерных ролей, трансформация традиционных сообществ и формирование новых.