Полный текст статьи
Печать

Сериалы, снятые в Америке, несут в себе множество идей и посылов, выступая эффективным инструментом пропаганды.

Согласно энциклопедическому словарю А.А. Ивина, пропаганда — это процесс передачи определенных идей или комплексов идей аудитории с расчетом на их усвоение ею. Специфика состоит в том, что аудитория, т.е. объект воздействия, определяется самим пропагандистом, и при этом он должен не только преподносить ту или иную идею в виде, удобном для восприятия, но и способствовать ее воплощению в жизнь. Всякая пропаганда имеет конкретную цель и рассчитана на инициирование практической деятельности, в этом состоит ее отличие от агитации, направленной на стимулирование деятельности по осуществлению пропагандируемых идей. Поэтому пропаганда, как правило, содержит не просто идеи, а набор конкретных установок, простых и ясных руководств к действию. Пропаганда как коммуникационный процесс предполагает взаимодействие сознаний пропагандиста и аудитории, происходящее путем усвоения устных или письменных форм речи, а также образов. Но глубинный смысл пропаганды заключается в ее эмоциональном воздействии на аудиторию посредством передачи настроений, чувств и специально созданных психосемантических формул [1].

В зависимости от конкретного случая, пропагандист доносит нужную ему информацию аудитории, прибегая к определенным технологиям пропаганды, которая бывает позитивной или негативной.

Позитивная (конструктивная) пропаганда стремится довести до потребителя те или иные убеждения в доходчивой форме. Цель позитивной пропаганды — способствовать социальной гармонии, согласию, воспитанию людей в соответствии с общепринятыми ценностями. Позитивная пропаганда выполняет воспитательную и информационную функции в обществе. Она осуществляется в интересах тех, кому адресована, а не ограниченного круга заинтересованных лиц. Позитивная пропаганда, в отличие от негативной, не преследует манипулятивных целей [2].

Негативная (деструктивная) пропаганда навязывает людям те или иные убеждения. Цель негативной пропаганды — разжигание социальной вражды, эскалация социальных конфликтов, обострение противоречий в обществе, пробуждение низменных инстинктов у людей и тому подобное. Это позволяет разобщить людей, сделать их послушными воле пропагандиста. Технология создания «образа врага» позволяет сплотить толпу вокруг пропагандиста, навязать толпе выгодные ему убеждения и стереотипы. Основная функция негативной пропаганды — создание иллюзорной, параллельной реальности с «перевернутой» системой ценностей, убеждений, взглядов. Негативная пропаганда активно пользуется низкой критичностью и внушаемостью масс с целью манипулирования этими массами в интересах узкой группы лиц [2].

Пропаганда является одной из технологий манипулирования общественным сознанием. Термин «манипулирование» означает систему способов идеологического и социально-психологического воздействия с целью изменения мышления и поведения людей вопреки их интересам. Манипулятивные технологии, как правило, реализуются с помощью средств массовых коммуникаций и, прежде всего, средств массовой информации [3].

В данной работе мы рассмотрим примеры пропаганды в современных американских телесериалах. Индустрия сериалов направлена на создание продуктов, которые были бы интересны зрителю, принимая во внимание возраст, гендерную идентичность, национальность и прочие характеристики целевой аудитории. При просмотре любимого сериала у зрителя появляется привязанность к персонажу и сюжетной линии. Зритель «проживает» серию вместе с любимым героем, сравнивает его с собой, обдумывает как бы он поступил в той или иной ситуации. Сценаристы могут аккуратно продвигать нужные им идеи через персонажа к зрителю, оказывая тем самым влияние на подсознание их аудитории.

Для проведения анализа было выбрано два популярных американских телесериала: «Бесстыдники» (англ. Shameless) и «Теория Большого Взрыва» (англ. The Big Bang Theory). Первый сериал базируется на, довольно, жестоком и аморальном сценарии, в то время как второй – на более доброжелательном и позитивном.

«Бесстыдники» – телесериал, рассказывающий о жизни неблагополучной семьи. Во главе семейства стоит Фрэнк Галлагер – алкоголик, наркоман, безработный, отец шестерых детей. За детьми присматривает и ухаживает старшая дочь Фиона, в то время как отец неделями пропадает, а мать много лет назад ушла из дома. На протяжении 8 сезонов зрители следят за жизнью персонажей, которая наполнена разочарованиями, бесконечными ссорами, но в то же время полна веселых моментов [4].

«Теория Большого Взрыва» – телесериал, рассказывающий о жизни выдающихся ученых и их окружении. Сериал начинается с момента, когда в квартиру напротив квартиры физиков Леонарда и Шелдона въезжает начинающая актриса по имени Пенни, которая впоследствии изменит их привычный образ жизни. Из серии в серию зрители наблюдают неторопливое развитие сюжета. Каждая серия полна позитивными шутками и остроумными высказываниями, которые привлекают аудиторию разных возрастных групп [5].

Несмотря на различия данных сериалов, в них присутствуют элементы схожести, а именно пропаганда алкоголя и наркотиков, пропаганда ЛГБТ, пропаганда распущенного образа жизни.

–                        Пропаганда алкоголя и наркотиков

В сериале «Теория Большого Взрыва» пропаганда алкоголя встречается не в каждой серии. Первые положительные сцены употребления алкоголя появляются в 6 серии 1 сезона, когда Пенни устраивает вечеринку у себя дома. Благодаря выпитому спиртному гости вечеринки легко заводят новые знакомства и раскрепощаются. Главные герои обсуждают процесс знакомства незнакомых людей, показывая, что, если человек находится в состоянии опьянения, ему легче завести новых друзей. Два главных героя очень тесно связаны с данной пропагандой. Первая – Пенни – девушка, которая регулярно употребляет спиртные напитки, заглушая свои личные проблемы. В сериале неоднократно высмеивается зависимость Пенни ее друзьями. Второй – Радж – индийский ученый, который не может разговаривать с женщинами пока не выпьет алкогольный напиток. Некая «целебная» функция спиртного на проблему Раджа обнаруживается в 8 серии 1 сезона, когда Пенни делает коктейль для Раджа и после этого он впервые смог с ней заговорить.

Еще один момент пропаганды алкоголя связан с несовершеннолетним северокорейским шпионом по имени Денис Ким. Денис является настоящим гением, по сюжету он умнее доктора Шелдона Купера (самого выдающегося физика сериала). Денис подавал большие надежды, но в 12 серии 1 сезона встречает девушку и изменяет свой привычный образ жизни. В конце данной серии демонстрируется момент, когда группа ученых-друзей Шелдон, Леонард, Радж и Говард отправляются в парк и замечают Дениса Кима в окружении его друзей. Несовершеннолетние подростки выпивают и ведут себя неподобающим образом. Но в то же время, создатели сериала делают акцент в данном моменте на другом. Они сравнивают две эти компании: компанию Дениса и компанию ученых. Ученые выглядят закомплексованными, неуспешными и даже жалкими людьми, в то время как друзья Дениса Кима счастливые, радостные и беззаботные. До зрителя доносят мысль, что, употребляя алкоголь, люди могут найти компанию, любимого человека и жить как им захочется.

В сериале «Бесстыдники» без употребления алкоголя не обходится ни один эпизод, но стоит обратить внимание на нескольких примерах пропаганды наркотиков.

В 3 серии 1 сезона в доме Галлагеров проходит шумная вечеринка. Гости выпивают и употребляют наркотики. В самом разгаре праздника тетя Джинджир принимает слишком большую дозу кокаина и умирает. О смерти пожилой дамы узнают через некоторое время. Это пример позитивной пропаганды, когда создатели сериала показывают опасность употребления наркотических средств.

В 6 серии 1 сезона семейство Галлагеров вызывают в школу, чтобы обсудить проблемы Карла. После долгих переговоров, директор принимает решение об исключении Карла. Ситуация кажется безвыходной, пока не появляется второстепенный персонаж Стив. Он предлагает директору выйти с ним в коридор. Стивен и директор школы переходят к неформальной беседе, находят общие интересы, употребляя при этом марихуану. Через некоторое время оба персонажа возвращаются в кабинет и принимается решение оставить Карла в школе. Это пример негативной пропаганды, в котором показывают то, что благодаря совместному употреблению марихуаны люди могут расслабиться и договориться.

–                        Пропаганда ЛГБТ

Открытых представителей ЛГБТ-сообщества в сериале «Теория Большого Взрыва» не встречается, однако, можно с уверенностью сказать, что Раджеш Кутрапалли – это персонаж, который пока скрывает свою нетрадиционную сексуальную ориентацию. Основаниями так говорить служат многочисленные моменты в сериале, в которых Радж как-то показывает свою неопределенность. Во 2 серии 2 сезона друзья Раджа вспоминают момент, когда Радж ходил на свидание с транссексуалом по имени Кимбирли. Разговор кажется Раджу очень неудобным и он спешит удалиться. Сценаристы доносят до аудитории мысль, что это нормально, может случиться с кем угодно и в этом нет ничего постыдного. Во 2 серии 7 сезона, все тот же, Радж приходит в гости к своему другу Говарду. Обычное времяпрепровождение двух лучших друзей заканчивается, довольно, странной сценой. Говард считает, что у него выросла грудь из-за попавшего в его организм эстрогена. Во время их встречи Говорд просит Раджа дать оценку. Сцена заканчивается на том, что двое полуобнаженных мужчин трогают друг друга и за этим процессом со стороны наблюдает жена Говарда – Бернадед. В сериале очень много моментов со скрытым гомосексуальным подтекстом, которые, в основном, связаны с Раджем.

Другой пример из сериала – Доктор Шелдон и сотрудник университета Дейв. В 3 серии 2 сезона Шелдон хочет найти партнера для своей подруги Пенни. В кафетерии университета где он работает, Шелдон обращается к сидящему рядом мужчине. Шелдон начинает разговор с вопроса «заинтересован ли [Дейв] в новом сексуальном партнере», не уточнив при этом что это для его подруги. Дейв, внимательно осмотрев Шелдона, с улыбкой соглашается, берет руку Шелдона и оставляет на нем свой номер телефона. Вся компания смеется над этой ситуацией, а Шелдон так и не понимает, что произошло на самом деле. Позже Дейв встречается с Пенни в квартире Шелдона. Задумка заключается в том, чтобы показать зрителям, что можно ходить на свидание и с женщинами, и с мужчинами.

В сериале «Бесстыдники» присутствуют открытые персонажи с нетрадиционной сексуальной ориентацией. Сцены с ними, довольно, откровенные.

С первых серий зрители наблюдают за развернутой гей-линией, представленной Йеном Галлагером и его партнерами. Йен – подросток-гомосексуалист, встречающийся со своим начальником. Помимо откровенных сцен сексуального характера, создатели показывают отношения несовершеннолетнего подростка и взрослого семьянина. В середине первого сезона Йен разрушает брак своего начальника и начинает новые отношения с преступником.

Еще один Галлагер с нетрадиционной ориентацией – Моника – мать семейства, которая покидает семью после рождения последнего ребенка. Моника – бисексуалка и страдает биполярным расстройством. После ухода из семьи она впадает в депрессию пока не встречает девушку-дальнобойщицу, которая изменяет ее жизнь в лучшую сторону.

В 9 серии 3 сезона Френк Галлагер становится лидером движения за права сексуальных меньшинств. Благодаря развитию новой сюжетной линии создатели сериала рассказывают о жизни ЛГБТ-сообщества Америки.

–                        Пропаганда распущенного образа жизни

Самым ярким примером пропаганды распущенного образа жизни в сериале «Теория Большого Взрыва» является Говард Воловиц – инженер, живущий со своей матерью. Говард демонстрирует свою сексуальную озабоченность с первых серий. Регулярные пошлые шутки и предложения поступают от него представителям противоположного пола. Через пару сезонов он находит девушку, затем они женятся и у них рождается дочь. Создатели сериала показывают, что можно вести беспорядочный образ жизни, а потом резко измениться, завести семью и стать примерным семьянином. В действительности, люди, ведущие подобный образ жизни не всегда могут наладить свою личную жизнь.

В 4 серии 2 сезона родители Раджа ведут с ним дискуссию о том, с какой девушкой ему нужно быть. Мать Раджа настаивает на том, что у него должна быть девушка индийского происхождения. Его отец пытается убедить мать, что их сын лишь «пробует местную кухню» и после того, как ему надоест, он найдет себе хорошую подругу. В 7 серии 1 сезона Говард знакомится со знакомой Пенни – девушкой легкого поведения. Друзья Говарда осуждают его за это, но Говард в грубой форме объясняет им, что лучше тратить все свои сбережения на девушку и быть с той, у которой были многочисленные сексуальные партнеры, чем оставаться одному.

Сцены сексуального характера в сериале «Бесстыдники» не поддаются никакой цензуре. Интимные части тела и сексуальные процессы никаким образом не скрываются ни при съемке, ни при монтаже, а наоборот, занимают центральное положение в кадре.

В 3 серии 1 сезона герои сериала узнают о том, что их знакомый Томми никогда не был с девушками. Томми – примерный полицейский, приятный молодой человек, добрый и религиозный. Несмотря на это, его «невинность» всячески высмеивается и осуждается, представляется как нечто ненормальное.

Идея сексуальной раскрепощенной продвигается, почти, каждым персонажем, но особенно стоит отметить персонажа по имени Шейла. Шейла – обыкновенная американская домохозяйка, страдающая психологическим заболеванием, из-за которого она не может покидать стен родного дома. Ее показывают как невероятно добрую, невинную женщину, но за всей этой видимостью скрывается настоящая доминантка, предпочитающая извращенные сексуальные связи с использованием специального оборудования и устройств.

Это лишь малая часть примеров пропаганды в данных сериалах, в действительности их гораздо больше и классифицировать их можно по-разному. Особо внимательные зрители могут заметить продвижение таких идей как: пропаганда атеизма, превосходство Америки, неуважительное отношение к старшим и многое другое. Подобные и многие другие виды пропаганды наблюдаются почти во всех американских телесериалах, независимо от жанра и аудитории. Их популярность растет не только в Америке, но и во всем мире, за счет телекомпаний и интернет-кинотеатров, которые покупают права на трансляцию. Компании преследуют, прежде всего, цель – получить прибыль, а вопросы идеологии и моральных ценностей отходят на второй план.

На наш взгляд, пропаганда в сериалах может оказать негативное влияние на формирование личности подростков, потому что в подростковые годы люди наиболее восприимчивы. Многие стараются подражать своим кумирам: перенимают их образы, привычки, манеру говорить и рассуждать. Пропагандисты в индустрии сериалов занимаются активным изменением моральных и общепринятых ценностей, за счет чего через несколько поколений человечество может кардинально измениться.