Полный текст статьи
Печать

Для выявления дискриминации носителей диалектов на рабочих местах было решено проанализировать  процент представленности диалектов в речи управляющего персонала анализируемых стран, а также рекламных роликов компаний, которые включены в список выгодных инвестиционных вложений NASDAQ (National Association of Securities Dealers Automated Quotation). Для этого были взяты списки NASDAQ по штатам в США, а также список по Австралии.

Для анализа были выбраны несколько штатов в Соединенных Штатах Америки, в которых существуют выраженные диалектальные особенности помимо стандартного американского английского. В США анализировались штаты Нью-Йорк, Калифорния и Алабама, на территории которых распространены один и более диалектов. В Австралии, по причине отсутствия на сайте компании NASDAQ информации по каждому отдельному штату и для сохранения единства источника, анализировалась общая инвестиционная картина. Компания NASDAQ в качестве источника информации была выбрана в связи с тем, что инвестиционный анализ может показать стабильно растущие, и, таким образом, более престижные не только для инвестиционных вложений, но и для рабочей силы компании в странах. Следовательно, именно эти компании создают тенденции в найме квалифицированной рабочей силы [1][2][3][4].

В каждом штате было рассмотрено от десяти до тринадцати компаний, включенных в списки NASDAQ, в зависимости от возможностей по поиску записей интервью глав и другого управляющего персонала компаний, а также рекламных роликов предприятий. В штате Нью-Йорк были рассмотрены несколько компаний, занимающиеся банковской деятельностью, а также финансовым консалтингом, по причине направленности самого большого города в штате и благодаря его репутации, как одной из финансовых столиц мира. В рекламах банковских услуг штата Нью-Йорк было замечено использование мужских и женских голосов, говорящих на стандартном американском английском, без всяких признаков диалектов, характерных для штата Нью-Йорк, а также районов города Нью-Йорк. При этом было замечено, что женские голоса чаще используются в рекламах банковских операций, а мужские голоса более часты в использовании в рекламах фирм, направленных на финансовый консалтинг. Интервью глав и высшего административного персонала банковских корпораций, а также компаний, занимающихся финансовым консалтингом в штате Нью-Йорк, также показывает, что главы и административный персонал 100% проанализированных записей не выявляет диалектальную принадлежность. Основная часть проанализированных записей владельцев крупных ресторанов, входящих в список NASDAQ, также демонстрирует стандартный американский английский, но в этой сфере было найдено исключение в виде владельца Ark Restaurants, который говорит на одном из диалектов, характерных для соседнего региона – Новой Англии [5]. Были также проанализированы несколько компаний, которые занимаются фармацевтикой и производством медицинского оборудования, среди  их административного персонала также не было выявлено характеристик диалектальной речи. Estee Lauder – единственная компания, занимающаяся производством косметической продукции, входящая в список NASDAQ и располагающаяся в штате Нью-Йорк. В интервью главы компании не было обнаружено признаков диалектальной речи, характерной для Нью-Йорка, а также соседних штатов [6].

Список NASDAQ по штату Калифорния дает компании, которые занимаются применением наукоемких технологий, а также регистрированием патентов, в связи с направленностью штата на разработку информационных продуктов и производство высокоточного медицинского оборудования. В штате Калифорния было проанализировано несколько компаний, занимающихся банковской деятельностью. В исследовании было обнаружено, что компании, оказывающие банковские услуги, используют исключительно женские голоса для рекламы своих услуг. И если в штате Нью-Йорк женские голоса использовались в большинстве случаев, то в Калифорнии все банки в списке NASDAQ, используют женские голоса, говорящие на стандартном американском английском. Более того, один из банков Калифорнии в своей рекламе применяет синтезированный женский голос. The Charles Schwab Corporation использовала синтетический женский голос для рекламы своей компании путем рассказа об ее истории и деятельности [7].Управляющий персонал финансовой корпорации также говорит на стандартном американском английском, без признаков диалектов, типичных для штата [8]. Проанализировав компании, занимающиеся гостиничным бизнесом, можно придти к выводу, что в этой сфере носителей диалектов среди высшего управляющего персонала выявлено не было. В ресторанном бизнесе в списке NASDAQ были опубликованы только представители крупного бизнеса, которые, по мнению компании, являются выгодной инвестицией. Среди владельцев таких ресторанов, а также шеф-поваров не было обнаружено носителей диалектов [9]. В речи владельцев и высшего управляющего персонала фармацевтических компаний в Калифорнии не было выявлено характерных черт калифорнийских диалектов. Только в двух, из всех проанализированных, компаниях в штате Калифорния говорят не на стандартном американском английском, при этом в компании Adobe глава предприятия говорит на одном из индийских диалектов с некоторыми характеристиками стандартного американского английского [10]. Второй глава корпорации, который не говорит на стандартном американском английском – это глава компании, работающей в сфере энергетики 8point3 Energy Partners LP, Эшли Батоп (Ashley Bateup), который использует стандартный британский английский [11]. Таким образом, из всех проанализированных компаний в штате Калифорния, главы всего двух корпораций не используют стандартный американский английский, но используют иностранные диалекты английского языка.

Среди корпораций штата Алабама из списка NASDAQ только по восьми удалось найти аудио материал, находящийся в свободном доступе в марте 2017 года. Речь высшего руководящего персонала в Алабаме резко отличается от других рассмотренных штатов США. Глава банковской корпорации Auburn National Bancorporation, Inc. обладает несколькими признаками диалектальной речи.[12] В компании Vulcan Materials Company, которая занимается добычей руды, несколько менеджеров среднего звена говорят на южных диалектах, характерных для штата Алабама и соседних штатов, но ни у кого из руководства фирмы не выявлено признаков диалектальной речи [13][14]. В речи главы страховой компании Torchmark Corporation в ходе проведения исследования были выявлены некоторые характеристики южных диалектов, но такие характеристики связаны только с фонетическим аспектом, в лексике и грамматике признаков диалектальной речи не найдено.[15] В других компаниях, представленных в списке NASDAQ, в рекламных роликах, а также в речи руководящего персонала используется исключительно стандартный американский английский [16][17][18][19][20].

Стоит отметить, что ни одна из рассмотренных в данном исследовании компаний США не использует диалектальную речь в своих рекламных кампаниях, что можно объяснить широкой территориальной направленностью компаний, представленных в списках NASDAQ, хотя некоторые из компаний все-таки более, чем другие направлены на региональный или локальный рынок, например, группа ресторанов в штате Нью-Йорк или страховая компания HealthSouth, в таком случае отказ от использования диалектов в рекламных компаниях, вероятно, можно объяснить большим престижем стандартного американского английского, по сравнению с региональными диалектами США. Следует также заметить, что самый высокий процент руководителей компаний, в речи которых были выявлены характеристики диалектов, был отмечен в штате Алабама, где три руководителя фирм из восьми обладали признаками диалектальной речи, в большей или меньшей степени. Более того, речь руководителей компаний в штате Алабама имела характеристики южных диалектов, то есть, в отличии от Калифорнии и Нью-Йорка, руководители Алабамы говорят на внутренних диалектах региона.

Среди корпораций Австралии, NASDAQ дает только одиннадцать компаний, инвестиции в которые не принесут акционерам убытки, поэтому все одиннадцать корпораций были рассмотрены в данном исследовании. В ходе проведенного исследования было установлено, что диалектальная картина на рынке труда Австралии отличается от американской, хотя эта разница не слишком значительная. Так, например, два сотрудника, занимающие высокие посты в австралийских корпорациях, говорят на этнических диалектах австралийского английского, один из которых является руководителем корпорации [21][22]. Только у одного из десяти глав корпораций, которые говорят на стандартном австралийском английском, выявлены следы акцента, который чаще встречается у представителей высшего класса или у жителей Аделаиды [23]. Следует подчеркнуть, что ни у одного из представителей высшего управляющего персонала не выявлено даже следов диалектов австралийских аборигенов, что говорит о том, что среди носителей диалектов больше всего дискриминацию испытывают именно представители этих диалектов Австралии.

В ходе проведенного исследования можно заключить, что наибольший процент представителей руководящего персонала в крупных корпорациях принадлежит носителям стандартного американского и австралийского английского соответственно, это говорит о престижном положении стандартного английского двух стран в диалектальной картине соответствующей страны. Такое положение стандартного английского ведет к дискриминации носителей диалектов даже в тех регионах, где большинство населения является носителями диалектов. В связи с этим, для того, чтобы рассчитывать на получение высокого руководящего поста человеку приходится переходить на стандартный английский своей страны, о чем свидетельствует наличие некоторых признаков диалекта (чаще фонетических) в речи глав корпораций. Следовательно, можно установить, что для носителей диалектов существует определенный барьер в продвижении по карьерной лестнице, и чтобы его преодолеть им приходиться переходить на стандартный английский язык США или Австралии, в зависимости от места проживания.


Научный руководитель:
Кузнецова Ольга Владимировна,кандидат филологических наук, доцент, и.о. декана факультета иностранных языков Института филологии, иностранных языков и медиакоммуникации ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет», г. Иркутск.