Полный текст статьи
Печать

Начиная разговор о юморе, прежде всего необходимо определиться с направлением. Юмор – понятие и простое и сложное, безграничное и в то же время замкнутое.  Простое, потому что считается, что чувство юмора есть у каждого человека. Бытует мнение, что юмор – это всё, что вызывает смех. Замечательно высказал своё мнение по этому вопросу российский классик юмора Михаил Жванецкий: «Юмор - это не шутки. Это не слова. Это не поскользнувшаяся старушка. Юмор - это даже не Чаплин. Юмор - это редкое состояние талантливого человека и талантливого времени, когда ты весел и умен одновременно» [1]. Ю́мор — это интеллектуальная способность подмечать в явлениях их комичные, смешные стороны и связано, по мнению многих ученых, с «умением субъекта обнаруживать противоречия в окружающем мире» [2].

И вот здесь мы переходим к  сложности понятия: юмор очень разнообразен. Он включает множество видов, категорий,  начиная от короткой шутки, анекдота, до юмористической повести.  Мы можем подразделить юмор на женский и мужской, острый и  плоский, интеллектуальный и грубый, тонкий и дикий.  Можно говорить о юморе классическом и народном, официальном и запрещённом, детском и  профессиональном, национальном.  Есть юмор слова и изобразительный юмор.   Безграничен юмор, потому, что смеются люди в каждом уголке Земли.  Узость объясняется рамками, определяющими особенности юмора. Продолжать можно бесконечно. По существу – это философский вопрос.  Разобрать все нюансы в одной статье очень сложно, практически невозможно, поэтому мы остановимся на таком качестве отличия  юмора, как национальная самобытность. Во многом юмор зависит от места, где мы родились и выросли, от того, частью какой нации мы себя ощущаем. Например, с детских лет мы знаем общеизвестное понятие « тонкий английский юмор». Данная  статья - попытка  рассмотреть юмор американский, что в свете происходящих в мире событий звучит чрезвычайно актуально.

Что же можно сказать о среднем американце? Каков его менталитет? Ведь именно он  накладывает отпечаток на восприятие юмора, определяет его особенности.  Говорить об американском народе, как о какой-то нации будет неправильно. Скорее его нужно характеризовать как общность, образовавшуюся из переселенцев, колонистов, представлявших самые   разные  национальности, этнические группы и даже расы. В своё время  очутившиеся  на новой  территории, практически почти отрезанной   от мира,   довольно быстро они  объединились, создав  собственные традиции, ценности,  мораль, взгляд на мир. Всё то,  что определяется как национальный характер.  

На американскую систему ценностей наложило отпечаток  двойственное отношение к Европе,  выходцами которой были первые коренные американцы. С одной стороны - тяга к «первоистокам», к прародине. С другой - стремление к самоидентификации,  самоопределению. И,  как следствие,   «самоотторжение» от европейских корней. Как итог - идея об уникальности и  особом предназначении Америки. Патриотизм можно считать самым главным качеством американских граждан.

 Американцам  издавна приписываются такие черты характера, как эгоизм, деловитость, трудолюбие, энергичность, предприимчивость в  сочетании бездуховностью,  невежеством, грубостью, и отсутствием хороших манер. Сейчас мы можем добавить и новые качества. Стремление ко всему новому и «самому-самому», что высмеивают сами жители Америки. Непомерная восторженность и наивность тоже их характерная черта. Одно из известнейших свойств американцев – улыбчивость, их так называемая «формула успеха».

Довольно часто можно услышать мнение, что чувство юмора у американцев отсутствует.  Ещё Чарльз Диккенс писал: «Американцы решительно не склонны к юмору…» [3]. Но если мы вспомним Марка Твена, О Генри, Брет Гарта  – утверждать отсутствие юмора у граждан Соединённых штатов не повернётся язык.  Американский юмор существует и он очень неоднозначный. Многим он кажется весьма специфичным.  Бытует мнение, что он пошлый, примитивный, грубый. Довольно часто мы наблюдаем смех над ситуациями, когда человек неловко падает, внезапно оказывается раздетым и т.п.  А любимой шутка, известная по американским комедиям - бросаться тортами, норовя попасть прямо в лицо?  Основной массе американцев нравится так называемый «физиологический» юмор. К примеру, юмористический диалог, описанный в книге А. Баскиной:

 Она: «Я просто описалась, когда услышала то, что ты утверждаешь».

Он: «А я три раза пукнул на эти твои слова» [4].

Если мы постараемся проанализировать американские комедии, юмористические шоу, шутки, анекдоты, то увидим, что  американский юмор – это юмор действий, а не слов. Чисто американская черта  юмора -  доведение нелепой ситуации до крайности, любовь к курьёзам.  Это может быть даже невероятная  несуразица, гротеск, абсурд, но обязательно основанный на  определённом  событии. Поэтому мы наблюдаем   в юморесках  множество преувеличений, крикливости и кривляния.

Остановимся ещё на нескольких свойствах  американского юмора. В шутках «янки» отсутствует скрытый смысл,  они ироничны, но прямолинейны. К тому же необходима полная «досказанность», всё должно быть полностью объяснено, чтобы не нужно было домысливать.

Говоря о тематике анекдотов и шуток, нового мы ничего, практически, не откроем, темы для шуток, как и везде:

- национальные особенности (мы шутим про чукчей, англичане про ирландцев, американцы, например, про поляков или канадцев),

- политика,

- знаменитости,

- исторические персонажи и т.д.

Но в американском обществе существуют некие ограничения в этих темах. Непопулярны анекдоты, шутки, задевающие расовую принадлежность,  цвета кожи, вероисповеданий и национальностей. В Америке практически у каждого обязательно есть предки, родственники и друзья разных наций, религий.  Поэтому  сейчас  анекдоты, задевающие  этнические, социальные, религиозные, половые или расовые  чувства считаются неприличными.

Есть  одна тема, ставшая практически общенациональной — юристы. Эту профессиональную общность не может терпеть всё простое население страны,   поэтому  о них  «не шутит только ленивый». Каждый старается их  задеть.  К примеру, в следующих анекдотах: 

В адвокатской контоpе: - 50 маpок за два вопpоса! - возмyщается клиент. - Hе слишком ли это много?
Адвокат сyхо: - Плюс двадцать пять маpок за тpетий вопpос
[4].

 

Вопрос: «Почему акулы не кусают адвокатов?» Ответ: «С коллегами надо быть вежливым» [Там же].

 

«Вы слышали, что для опытов теперь вместо крыс используют адвокатов? Во-первых, их больше, во-вторых, их не так жалко, а в-третьих, есть вещи, на которые не пойдет даже лабораторная крыса!» [Там же].

Распространённая тема американского юмора  - шутки о глупых, бестолковых  персонажах.  Их герои - эмигранты, поляки, итальянцы, китайцы, французы, немцы и шведы.  В анекдотах высмеивается смешной для американцев акцент. Герой юмористической истории  изображается растерянным, неуклюжим и нелепым. Это вполне жизненно  для человека, очутившегося в инородной среде, не знающего ни языка, ни нравов, ни обычаев чужой страны.

Юмор в  американской среде разнообразный, как и всюду.   И всё же  связывает их общее «чувство юмора» американцев.  Жители Штатов уверены,  что право радоваться и веселиться дано им с рождения. Большинство американцев воспринимают жизнь оптимистично, с изрядной долей юмора, поэтому в стране существует множество  комедий на телевидении и популярны комедийные клубы.


Научный руководител
ь: Вербицкая Ольга Юрьевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры востоковедения и регионоведения АТР Института филологии, иностранных языков и медиакоммуникации ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет», г. Иркутск.