Полный текст статьи
Печать

В предыдущих исследованиях разных авторов Н.И.Бугаева, Д.Ю.Протопопова было подчеркнуто, что трансформации традиционных технологий в современные технологические процессы лежат в основе трансформационных процессов в эволюционном развитии ремесел и, тем самым, определяют роль ремесел в развитии культуры в целом [1. с.4].

Следующий вывод касался того, что трансформация традиционных ремесел в современные технологии проявляется в:

- трансформации материала и формы;

- стилевой трансформации (этническая мода, одежда с декором не просто как пример из сферы декоративно-прикладного искусства);

- функциональной трансформации.

Трансформация - (ново-лат., от trans - чрез, и formatio - образование вида). Перемена вида; преобразование, превращение, напр., гусеницы.

Нами было выдвинуто предположение, что сущность технологического процесса кроется, в том числе, и в ее семиотике (знаках, обозначениях, орнаменте, узорах и т.д.).

В качестве объекта исследования был выбран процесс развития технологий трансформации в одежде школьников.

Нами было проведено анкетирование на тему: «Развитие технологий трансформации в одежде школьников».  в анкете были заданы следующие вопросы:

1) Как вы относитесь к школьной форме?

а) за

б) против

в) безразлично

2) Какая  форма вам больше нравится? школьная форма времен советского союза или современная?

а) советские

б) нынешние

в) безразлично

3) Как вы считаете на сколько изменилось нынешняя школьная форма от прошлых годов?

а) в лучшую сторону

б) в худшую сторону

в) безразлично

4) Как вы относитесь к школьной форме в якутском стиле?

а) за

б) против

в) безразлично

5) В комплект школьной формы должны входить?

а) пиджак, жилет, брюки (юбки)

б) жилет, брюки (юбки)

в) другое

6) Как вы предпочитаете конструкцию низа для школьных брюк (юбок)

а) гладкий без манжета

б) с манжетой

в) с резинкой

7) Какая фурнитура наиболее предпочтительна для школьной одежды?

а)пуговица

б) молния (замок)

в)кнопка

 

 

Студенты

Родители

Учителя

 

А

в

с

а

В

С

а

В

С

1

24

2

1

10

1

-

2

-

-

2

4

14

9

4

6

1

1

1

-

3

16

4

7

6

2

3

2

-

-

4

22

-

5

9

2

-

2

-

-

5

16

11

-

8

3

-

1

1

-

6

17

4

6

5

5

1

2

-

-

7

16

8

3

8

1

2

-

1

1

 

По итогам анкетирования (всего респондентов – 40, из них 27 студентов, 11 родителей и 2 учителя) было выяснено, что большинство респондентов (от 23 до 37) поддерживают введение современной школьной формы в якутском стиле (34 респондента).

Основным методом исследования были выбраны методические приемы системы ЦИТ:

- обучение определенным, наиболее рациональным трудовым приемам изготовления продукции на основе расчленения операций на приемы и движения, изучения их и отбора наиболее рациональных;

- анализ трудовых движений обучающегося вели с помощью фото- и видеосъемки;

- разработка эталонов трудовых движений – у обучающихся эталоны формировались с помощью тренажеров;

- тренировка трудовых движений, доведение их до совершенства;

- требование сосредотачивать внимание учащихся на отдельном рабочем месте и на строго ограниченных операциях – так называемое исследование на узкой базе;

- ведение письменного инструктажа.

Таким образом, новизна проводимого нами исследования связана с анализом конкретной технологии изготовления школьной формы в контексте трансформации традиционных ремесел в современные технологии.

В своем исследовании нам необходимо или подтвердить или опровергнуть следующие выводы:

- в основе развития традиционных ремесел (как и культуры в целом) лежат трансформационные процессы;

- в деятельности мастеров-педагогов Якутии культурно-исторические традиции в основном сохранены. В большинстве своих работ современные мастера придерживаются культурных образцов и пытаются реконструировать традиционные технологии в чистом виде, но наблюдаются и примеры использования разных вариантов (уровней) трансформации ремесел;

- наиболее часто используется самые простые уровни: трансформация материала и формы, когда мастера вместо традиционно применяемого материала используют новый (ранее не использовавшийся). Например, использование в традиционных ювелирных женских украшениях бересты вместо металла;

- женщины-мастерицы достаточно часто применяют стилевую трансформацию, когда в современные изделия (например, платья) вносятся элементы традиционного декора, придающие изделиям национальный колорит;

- некоторые мастера иногда применяют  более высокий уровень трансформации – функциональную трансформацию, когда в изделия привносятся дополнительные функции. Например, современные мастера-ювелиры компонуют свои наборы традиционных женских украшений как целостные системы оберегов;

- высшим уровнем трансформации традиционных ремесел в современный образовательный процесс является трансформация традиционных технологий в современные технологические процессы, которая лежит в основе трансформационных процессов в эволюционном развитии ремесел и тем самым определяет их (ремесел) роль в развитии культуры в целом;

- культурно-образовательная стратегия в данном случае может быть определена словами – сохраняя и поддерживая традиции, учитывать характер современного социокультурного фона.

Эту ситуацию можно охарактеризовать как общую для республики в целом.