Полный текст статьи
Печать

Модернизация обучения на сегодняшний день требует переориентации образовательного процесса на компетентностный подход и пересмотр методологических и дидактических основ образовательной деятельности, разработки методических условий и средств ее реализации в практике образования на всех его уровнях. [ 1 ].

На сегодняшний день можно выделить основные  проблемы в системе профессионально-технического образования.

Во-первых, отсутствие своевременного системного анализа рынка труда, а имевшийся анализ носил в основном интуитивно-примитивный характер из-за отсутствия заказа со стороны государства, слабые связи  с общей системой образования.

Во-вторых, большая проблема создается из-за отсутствия четкой позиции  в процессе реформирования, слабые связи с местными органами власти, с производством и другими сегментами рынка. Нет реальных  инструментов, которые могли бы способствовать повышению статуса.

      Профессионально-педагогическое образо­вание как самостоятельная профильная подсистема профессионального обра­зования так же, как и система образования в целом, включает три основных компонента:

     - совокупность профессиональных образовательных программ и госу­дарственных стандартов среднего и высшего специализированного профес­сионального образования;

     - сеть реализующих их средних и высших учебных заведений различ­ных организационно-правовых форм, типов и видов (индустриально ­педагогические техникумы и колледжи, профессионально -педагогически высшие учебные заведения, инженерно-педагогические факультеты и кафедры в тех­нических и сельскохозяйственных вузах);

     -государственные и государственно-общественные органы управления профессионально-педагогическим образованием [ 2 ].

Моделирование  нами рассматривается как способ познания действительности, который состоит в отображении и вос­произведении изучаемого предмета, явления, процесса при помощи какой- либо системы. При этом в модели выделяются следующие признаки:

а) мысленное представление или материальная реализация                            системы;

б) отображение объекта исследования;

в) способность замещения объекта;

г)    изучение модели для получения новой информации об объекте.

В педагогических исследованиях моделирование также находит широкое применение, где используются модели описательного, объяснительного или прогностического характера [ 3 ].

Отправной точкой при построении модели дуальной системы профессионального образования мы принимаем выявленную нами на основе анализа научных источников обобщен­ную структуру дуальной системы профессионального образования.

При этом в модели выделяются следующие признаки

а) мысленное представление или материальная реализация     системы,

б) отображение объекта исследования,

в) способность замещения объекта,

г) изучение  модели для получения новой информации об объекте.

Наш анализ позволяет выделить важный принцип дуальной формы профессионального обучения - последовательности и систематичности в обучении. Опыт использования дуальной системы обучения показал следующие преимущества этой системы по сравнению с традиционной:

- дуальная система подготовки специалистов устраняет основной недостаток традиционных форм и методов обучения и разрыв между теорией и практикой;

- в механизме дуальной системы подготовки заложено воздействие на личность специалиста, создание новой психологии будущего работника;

 Анализ мотивов активного участия работодателей в профессиональном образовании позволит возродить институт базовых предприятий, найти пути решения проблем укрепления учебно-материальной базы, разработки образовательных стандартов на уровне передовых стран, улучшения содержания подготовки кадров, организации производственной практики учащихся в системе начального профессионального образования Кыргызстана.

Многообразным проблемам дуальной системы противостоят несколько важ­нейших ее преимуществ:

  «К основным преимуществам дуального обучения можно отнести:

- во-первых, обеспечивается высокий процент трудоустройства выпускников;

- во-вторых, достигается высокая мотивация получения знаний, формируется психология будущего работника».

Опыт использования дуальной системы обучения показал следующие преимущества этой системы по сравнению с традиционной:

- дуальная система подготовки специалистов устраняет разрыв между теорией и практикой;

- дуальная система обучения работников создает высокую мотивацию получения знаний и приобретения навыков в работе, т.к. качество их знаний напрямую связано с выполнением служебных обязанностей на рабочих местах;

- заинтересованностью руководителей соответствующих учреждений в практическом обучении своего работника;

- учебное заведение, работающее в тесном контакте с Предприятием, учитывает требования, предъявляемые к будущим специалистам в ходе обучения и т.д.

Высокая надежность дуальной системы обучения объясняется тем, что она отвечает интересам всех участвующих сторон - предприятий, работников, государства:

- для предприятия дуальное образование — это возможность подготовить для себя кадры точно «под заказ», обеспечив их максимальное соответствие всем своим требованиям, экономя на расходах на поиске и подборе работников, их переучивании и адаптации. К тому же есть возможность отобрать самых лучших студентов;

- для молодых людей дуальное обучение - отличный шанс рано приобрести самостоятельность и легче адаптироваться к взрослой жизни;

- в безусловном выигрыше остается и государство, которое эффективно решает задачу подготовки квалифицированных кадров для своей экономики.

В механизме дуальной системы подготовки заложено воздействие на личность специалиста, создание новой психологии будущего работника.

В качестве примера , можно отметить  «Кумтор оперейтинг компани»  который сотрудничает более 16 лет с лицеем №14, 27 ,поэтому учебная база здесь одна из лучших в республике. Подшефному учебному заведению золотодобытчики подарили  по четыре автомобиля для учебной мастерской, а также двигатели и запасные части. Теперь навыки техобслуживания и ремонта машин лицеисты осваивают не по чертежам и рисункам, а на реальных автомобилях. Особенность этой учебной лаборатории в том, что здесь совмещена теория с практикой.                                                               Основная идея программы — объединение интересов учащихся и работодателей, посредником между которыми выступает профессиональный лицей. Суть дуальной методики состоит в том, что теоретический материал осваивается без отрыва от производства. Кроме того, проводится жесткий промежуточный контроль усвоения знаний [ 4 ].

Работодатели сами принимают непосредственное участие в разработке учебного процесса и наравне с преподавателями экзаменуют учащихся.

В среднем в учебном заведении студенты проводят всего 30 процентов времени, а 70 процентов — на руднике.

Первые два года процесс обучение строится следующим образом: три месяца учащиеся осваивают теоретический материал, затем три месяца работают на руднике, закрепляя полученные знания на практике. На последнем курсе схема меняется: две недели аудиторных занятий, две недели — практика на производстве.

       Весьма важен и тот факт, что построенный таким образом учебный план позволяет начинающему мастеру постепенно продвигаться к вершинам мастерства, начиная с самых простых, не требующих специальных навыков работ. Для Кыргызстана модель программы ученичества — это высшая степень социальной защиты. Она позволяет решить проблемы безработицы, так как методика дает возможность гибко реагировать на потребности рынка труда, обучая именно тем профессиям, которые необходимы в данное время в конкретном регионе. Кстати, в Канаде по модели программы ученичества обучают примерно 100 различным промышленным специальностям. Сейчас по линии «Кумтора» профессию автослесаря,автомеханики  и водители осваивают 79 лицеиста. Канадские инвесторы им оплачивают учебу, проживание, питание, транспортные расходы, лицеисты получают стипендию. Именно в этой компании лучшие молодые специалисты после окончания учебы получат работу. Всего за эти годы по квоте «Кумтора» ПЛ 14,№ 27 окончили более 100 молодых специалистов. Ежегодно выпускники местных школ проходят отбор по специальной системе, которая представляет собой компьютерное тестирование. Конкурс среди сельчан, надо сказать, не шуточный, но дело того стоит. Образовательный грант получают лишь те, кто действительно его заслужил. Все задания здесь составлены таким образом, что проскочить, что называется на ура, не удастся. Поэтому случайных людей за партами лицея, как правило, не оказывается. А в завершение курса все учащиеся выдерживают экзамен, в составлении билетов к которому опять–таки участвуют грантодатели.   Наряду с преимуществами необходимо отметить следующие недостатки дуальной системы:

1.В силу ее специфики, функционирование дуальной системы оказы­вается в определенной мере подверженным разного рода рискам, обуслов­ленным различными колебаниями в социальных и экономических процессах.

2. Отчасти в дуальной системе может существовать и недостаточное со­гласование между системами профессионального обучения и занятости.

3. Следующая проблема дуальной системы профессионального обуче­ния вытекает из того, что между предприятием и школой не существует дос­таточного согласования в содержании обучения

4.Устранение основных недостатков традиционных форм и методов обучения – разрыв между теорией и практикой;

5.Максимальное приближение обучения к конкретным запросам производства, и работодатели будут получать именно таких специалистов, какие им нужны;

6.Будущие специалисты учатся гораздо более осознанно и заинтересованно, стремятся закрепиться на данном предприятии после обучения. А это уже весьма высокий уровень мотивации.

Кратко дав историко-ретроспективную характеристику системе средней школы ,начального профессионального образования и ее достижения в целом, можно прийти к выводам.

 Первое.В начале перестройки система начального профессионального образования длительное время оставалась в том виде, в котором она была в начале 80-х годов. Это было обусловлено и незначительными финансовыми средствами, которые выделялись на содержание и обучение в системе НПО.

Второе.На сегодняшний день можно выделить основные  проблемы в системе НПО:

  • Отсутствие своевременного системного анализа рынка труда, а имевшийся анализ носил в основном интуитивно-примитивный характер из-за отсутствия заказа со стороны государства, слабые связи  с общей системой образования.
  • Большая проблема создается из-за отсутствия четкой позиции  в процессе реформирования, слабые связи с местными органами власти, с производством и другими сегментами рынка. Нет реальных  инструментов, которые могли бы способствовать повышению статуса[ 5 ]..

На основе выявленных проблем необходимо  произвести поэтапную работу по выработке согласованной миссии НПО, направленной на формирование его нового имиджа.

Третье. Необходимо принятия нового закона «О профессиональном образовании», которая бы стала правовой основой реформирования профессионального образования, исходя из новых вызовов постидустриальной эпохи.

Четвертое.Органы государственного управления НПО должны создать национальные  образовательные стандарты профессионального образования нового поколения, ориентированные на подготовку специалистов новой формации. 

Пятое. Меры, которые  необходимы  для решения как внешних, так и внутренних задач, должны быть направлены для  переориентации  всех категорий персонала,   работающего в учебных заведениях, на стремление к инновационному обнавлению, создавая при этом новые факультеты,  новые организационные структуры: ресурсные центры, центры повышения  квалификации и т. д.