Полный текст статьи
Печать

Мультипликация – этого своего рода сводный курс общеобразовательных знаний.  Занятия в студии способствуют расширению кругозора детей, повышению эмоциональной культуры, культуры мышления, формированию убеждения и идеалов. Программа согласуется с образовательными программами отдельных учебных предметов: «Технология», «Литературное чтение», «Музыка», «Изобразительное искусство, «Математика».

Мультипликация предоставляет большие возможности для развития творческих способностей, сочетая теоретические и практические занятия, результатом которых является реальный продукт самостоятельного творческого труда детей. В процессе создания мультипликационного фильма у детей развиваются сенсомоторные качества, связанные с действиями руки ребенка, обеспечивающие быстрое и точное усвоение технических приемов в различных видах деятельности, восприятие пропорций, особенностей объемной и плоской формы, характера линий, пространственных отношений; цвета, ритма, движения.

Творческие способности, направленные на создание нового, формируются только на нестандартном материале, который делает невозможным работу по существующему шаблону, анимация - искусство, разрушающее все стереотипы изображения, движения, создания образов, чьи «границы совпадают только с границами воображения».

Программа направлена на изучение пластилиновой анимации, расширение познаний о материалах,  инструментах и методах для лепки из пластилина, развитие творческих способностей, фантазии учащихся. «Пластилиновая анимация» позволит не только слепить персонаж, но и «оживить» его. В данной дисциплине умещается комплекс процессов и видов искусств, с помощью которых, ребенок может сотворить свою сказку. Соединение традиционных предметов, техник, методов с новыми технологиями позволяет привлечь наибольшее внимание современного школьника к искусству.

Отличительной особенностью данной образовательной программы от других программ по киноискусству является то, что она предполагает комплексное освоение известных технологий в процессе создания мультфильма. Дети получают представления о том, что у экранных искусств есть свои особые выразительные средства, отличные от средств других видов искусства - это кадр, план, ракурс, монтаж, звук, цвет, движение и т.д.

Воспитание у детей любви и интереса к искусству - это важная составляющая развития духовной культуры, воспитания всесторонне развитого человека.

Новизна  разработанной нами программы заключается в следующем:

- включение в содержание программы разнообразных видов изобразительной (рисование, лепка, конструирование, изготовление кукол из различных материалов и т.д.) и технической (освоение различных техник съемки, работа с кино, - видео, - аудио аппаратурой)  деятельности;

- применение системно–деятельностного подхода при подаче как теоретического так и практического материала с обязательной демонстрацией мультипликационных фильмов, а также практической деятельности по созданию мультипликационных фильмов;

- организация социально значимой практической деятельности (показ отснятых мультфильмов).

Актуальность программы заключается в необходимости внедрения художественного образования  в жизнь обучающегося, его погружения в искусство, приобщение  к миру прекрасного. Одним из интереснейших востребованных видов анимации является пластилиновая анимация.

Для детей, работа с пластилином - это целый комплекс развивающих упражнений: мелкая моторика, развитие пространственного мышления, цветового видения, художественного вкуса и воображения, а возможность оживить вылепленные фигуры дает огромный простор для творчества. Еще одна немаловажная особенность программы - непосредственная связь анимации с трудовым обучением. В ходе трудовых операций ребенок сталкивается с выбором необходимых материалов, у него формируются моторные навыки пальцев рук. При выполнении работы дети сталкиваются с различными видами искусства - лепка, фотография, декоративно-прикладное искусство, музыка, литература, театр, а также изучают и используют компьютерные технологии. Занимаясь творчеством, в процессе мультипликации у детей снижаются проблемы адаптации - уменьшается агрессивность, тревожность и импульсивность, наблюдается адекватность в поведении, уверенность в себе. Среди других плюсов - обогащается словарный запас, развивается связная речь, приобретаются навыки компьютерной грамотности, развивается мелкая моторика рук, воспитывается усидчивость, аккуратность, развивается познавательная активность, образное и абстрактное мышление, воображение, умение выстраивать сюжетную линию, последовательность действий, происходит духовно-нравственное воспитание, развиваются навыки работы в команде.

Актуальность программы также обусловлена ее технической  значимостью. Учащиеся приобретают опыт работы с информационными объектами, с помощью которых осуществляется видеосъемка и проводится монтаж отснятого материала с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов.

Цели программы:

1.           Создать условия для успешного развития у обучающихся художественного вкуса, эстетического развития личности, пробуждение интереса к искусству, развития фантазии с  использованием современных инструментов, методов,  новой техники,  технологий.

2.           Формирование познавательного интереса и мотивации к художественным, техническим и социальным  видам творчества.

Задачи программы:

Обучающие (познавательные) – познакомить учащихся с основными видами мультипликации, освоить   рисованную, пластилиновую и кукольную анимации, создать в этих техниках и озвучить мультфильмы; освоение современных технологий (фотоаппарат, компьютер, компьютерные программы, звукозаписывающие устройства), мотивация к познанию; познакомить учащихся  с технологическим процессом создания мультфильмов, планированием собственной индивидуальной и коллективной работы. 

Развивающие – развитие способностей, навыков, умений по предмету, интереса, активизация внимания, мышления, пространственного воображения, образно-логического мышления, памяти, эмоциональной сферы; развивать у детей тонкую моторику рук, глазомер, чувство гармонии и красоты, художественно-творческие способности у каждого ребёнка; развивать умение строить композицию, организуя смысловые и композиционные связи между изображаемыми предметами.

Воспитывающие - формирование эмоционально-ценностного отношения к миру, воспитание эстетического и художественного вкуса; воспитывать культуру зрительского восприятия; воспитывать усидчивость, внимательность, умение работать в коллективе. Воспитать лучшие качества личности – самостоятельность, ответственность, коллективизм и    взаимопомощь, последовательность и упорство в достижении цели, самокритичность и т.д.

Поставленные цель и задачи реализуются через творческую деятельность с детьми по следующим направлениям: рисунок, живопись, декоративно-прикладное творчество, анимационный тайминг, оформительская деятельность, лепка, дизайн, компьютерные эффекты, компьютерная графика и анимация.

Программа предназначена для учащихся младшего и среднего школьного возраста в системе дополнительного образования.

Реализация учебного плана проводится в форме групповых занятий (группа не более 10 человек).     

В процессе усвоения материала детьми, педагог может варьировать названия и порядок планирования тем в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями восприятия детьми содержания программы.

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы – 6-15 лет.

Для наиболее успешного выполнения поставленных учебно-воспитательных задач программой предусмотрено проведение как теоретических, так и практических занятий.

Используются разнообразные формы и методы обучения,    используя интернет, просматриваются мастер-классы (фото и видео) с сайтов. Каждое занятие по темам программы, как правило, включает в себя теоретическую часть - это объяснение нового материала, информация познавательного характера по теме.

Основное место на занятиях отводится практическим работам, которые включают работу по лепке из пластилина, прорисовку эскизов, продумывание образов, создание декораций, съемку, работу с компьютером. По желанию ребенка (для самоутверждения), мультфильм можно показать на родительском собрании,  отправить на какой-нибудь конкурс.

Практическая часть состоит из следующих разделов:

1.           Тематическое рисование (рисунок по заданной теме) и рисование с натуры.

Дети выбирают наиболее выразительные сюжеты тематической композиции, проводят подготовительную работу (эскизы, наблюдения, наброски и  зарисовки,  воплощение). Рисование воспитывает организованность и внимание, развивает пространственное мышление и воображение, позволяет глубже понять конструкцию предмета и закономерности его строения.

2.           Декоративно-прикладное творчество.

Учащиеся знакомятся со спецификой различных материалов (пластилин, бумага, крупа,  глина, проволока и т.д.) и самостоятельно учатся работать с  ними.

3.           Анимационный тайминг: раскадровка сюжета, анимационное действие и т.д.

4.           Компьютерное преобразование и художественное оформление мультипликационного фильма.

         Учащиеся учатся снимать, соединять отдельные части сюжетов, анимировать их с помощью  компьютера, монтировать, делать запись закадрового текста – озвучивание.

Занятия включают в себя: упражнения и задания по технике линии и тушевки; определенной манере рисунка, письма, лепки; способы использования тех или иных материалов (бумага, холст, краски, уголь, крупы, пластилин и т.д.) в соответствии с их свойствами и изобразительными возможностями.

Основная форма проведения занятий – групповая. Общение ребят друг с другом под руководством педагога  дает возможность коллективной деятельности, в результате чего повышается интерес к творчеству. Коллективная творческая работа, как всем коллективом, так и по группам помогает сделать процесс обучения и воспитания более гибким.

Формы организации деятельности учащихся на занятии:

Фронтальная

• просмотр мультфильмов разных видов и жанров;

• знакомство с новым видом изображения – движущееся экранное изображение;

• участие в обсуждениях мультфильмов;

• предоставление возможности выражать своё отношение к увиденному;

Групповая

• выполнение творческого задания, помогающего совершенствовать навыки восприятия и анализа экранных произведений;

• работа над созданием мультфильма (замысел, сценарий, раскадровка);

• видеосъемка готовой раскадровки (озвучивание)

Индивидуальная

• совершенствование знаний выразительных возможностях экранных искусств;

• выполнение практических заданий по освоению языка мультипликации в процессе фотосъемки,  видеосъёмки;

• овладение съемочной камерой (подготовительный период, съёмки, монтаж).

Формы занятий:

• Ролевая игра

• Репетиции

• Экскурсии

• Мульт-викторина

• Творческие встречи

• Фестивали

• Практические семинары

• Конференции по защите анимационных проектов

Для эффективного осуществления интегрированного подхода на занятиях в творческом объединении, кроме общепринятых форм организации занятий, необходимо использовать и нестандартные формы организации учебной работы.

Следует ввести такие формы организации занятий:

• Занятие-осмысление;

• Серия занятий, связанных одной темой.

        Итогом каждой темы может стать демонстрации выполненных работ (итоговое занятие) — ярмарка идей, показ работ в рисунках и на экране и т. д.

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

-  наглядный (с использованием  показа мультипликационных фильмов, наглядных пособий, зрительных ориентиров);

- словесный (объяснение, беседа, описание, рассказ, вопросы, ответы);

- практический (практическое выполнение заданий);

- проектный метод;

- поисково-творческие (творческие задания, участие детей в обсуждении, беседах).

Программные средства:

операционная система MS Windows XP;

MS Office 2003/2007;

звуковой и видео редактор: «Adobe Flash», «ВидеоМОНТАЖ», «ЕDIUS»;

графический редактор: «Adobe Photoshop»,  «Paint»;

мультимедиа проигрыватель Windows Media;

браузер MS Explorer.

Освоение программы даёт возможность детям предъявить:

Личностные результаты:

- принятие и освоение социальной роли учащегося, развитие мотивов учебной деятельности;

- развитие навыков сотрудничества при групповом и командном творческом взаимодействии;

- умение  анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели;

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- формирование ценностного отношения к мультипликации, как к  культурному наследию народа

Метапредметные результаты:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

- определение общей цели и путей ее достижения, умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

- умение работать в  информационной среде в соответствии с содержанием общеобразовательной программы

Предметные результаты:

- формирование первоначальных представлений о видах анимационных техник; 

- овладение навыками сценической речи при звуковом сопровождении мультфильмов;

-   приобретение первоначальных знаний о способах  «оживления», т.е. движения мультипликационных героев на экране и умений применять их для создания мультипликационных фильмов

        Результативность образовательной деятельности определяется способностью обучающихся на каждом этапе расширять круг задач на основе использования полученной в ходе обучения информации и навыков.

       Основным результатом завершения прохождения программы является создание конкретного продукта – защита творческого проекта, создание мультфильма.