Полный текст статьи
Печать

Национальные праздники несут в себе мощный потенциал духовно-нравственных сил, необходимых в воспитании личности. Каждый народ имеет свой национальный праздник, связанный с древневековыми традициями, в которых принимают участие все слои населения от мала до велика.  

 Главный праздник культурной традиции народа саха – ысыах – занимает особую нишу в его духовной жизни. Он рассматривается как одна из своеобразных форм передачи культуры, которая как бы сфокусировала в себе духовные ценности, взгляды, миросозерцание народа. Основными акцентами являются отношение к природной среде как к зеркалу представлений о строении мира, ценностных ориентиров общества, его мироощущения и миропонимания, а также реализация духовных и эстетических потребностей человека [1].

Серошевский В.Л. в своем этнографическом исследовании пишет: «…Войны, грабежи, беспорядки, необходимость совместной защиты заставили мало-помалу сблизиться разъединенные экономическими причинами роды путем символических празднеств и обрядов поддерживать рвущуюся связь. К таким родовым празднествам принадлежат, несомненно, ысыахи. Ысыахов было много, их мог устраивать каждый, по всякому поводу, но главных было два: малый – весною, когда трава покрывала землю, и большой – в половине лета, на который сходился иногда весь улус (Баягант.ул.,1885)» [2].

Можно заключить, что в древности главная роль праздника ысыах  в основном заключалась в сближении родов для того, чтобы защищаться  от внешнего воздействия негативных факторов, сегодня же ысыах – это обрядовый праздник, в котором можно усмотреть основу духовно-нравственного воспитания молодежи.

Ысыах - долгожданный праздник для народа Саха, его ждут целый год и заранее готовятся к нему - шьют праздничные наряды и делают убранства.  Это не только правило этикета, а дань традициям народа.

Молодежь, участвуя в празднике ысыах, ощущает чувство единения со своим народом, впитывают  его дух, культуру, традицию, ценности, все то, что является основой духовно-нравственного становления личности.

В обрядах, играх, танцах, песнопениях во время празднества ысыах   отражается традиционная картина мира и мировоззрение народа Саха. Во время праздника ярко проявляются весь национальный колорит и фольклор народа: язык, мифология, танцы, музыка, обряды и обычаи, национальная одежда, пища, праздничная утварь, ремесла и архитектура, народная философия. Весь процесс деятельности является благодатной почвой, на которой произрастает основа развития духовных способностей личности. Например, народ Саха верит, что через лучи солнца люди, которые встречают его в начале второго дня праздника, заряжаются энергией и силой. Ритуал встречи Солнца – апогей обрядового действия праздника Ысыах – несет смысловую нагрузку осознания себя частичкой мироздания.

 Национальные виды спортивных игр: перетягивание палок, поднятие глыбы, борьба «хапсагай», игры Боотуров, стрельба из лука и прочее выявляют силу, ловкость и мужество всех категорий населения: ветеранов,  взрослых, и юнцов. Для того, чтобы достойно выступить, молодые люди посещают кружки и секции по национальным видам спорта, тренируются в спортивных залах течение года. Победитель спортивных состязаний во время праздника становится почти национальным героем. Состязательность праздника выступает как  зрелище и школа физического, эстетического  воспитания

            Ысыах имеет свою эстетическую культуру. Конкурс национальных костюмов, летние праздничные наряды, высокохудожественные выступления певцов, тойуксутов, олонхосутов развивают эстетические чувства у подрастающего поколения. Для приобщения девушек и юношей к народным традициям проводятся конкурсы для девушек «Туйаарыма Куо», юношей «Урун уолан». Для пропаганды семейных ценностей  проводится конкурс семьи. Во время Ысыаха люди танцуют хоровод - осуохай. Запевала воспевает начало лета, расцвет природы, благопожелания и поздравления. Энергичный, динамичный ритм завлекает всех. Все это завораживает детей. Они протискиваются вовнутрь круга, чтобы наблюдать хоровод («түhүлгэ») изнутри. Перед их глазами открывается движущаяся картина кругового танца.  На ысыахе 2015 г. якутяне вошли в список рекордов Гиннеса, организовав самый огромный хоровод в мире.

        В школах Республики саха (Якутия) становится традицией проведение праздника ысыах в конце учебного года. Согласимся с мнением Гуляевой  М.С. подчеркивает о том, что «школьный ысыах является итогом проведенной за весь год подготовительной работы, способствующей взаимодействию образовательного и культурного пространства в содержании непрерывного этнокультурного образования в школе. Школьные ысыахи, как форма этнической культуры и средство этнокультурного образования, обеспечивают духовно-нравственное развитие личности, нравственное, эстетическое и физическое самосовершенствование и самореализацию. Нравственное поведение осуществляется в силу традиции или привычки»[1]. Культуролог К.Д. Уткин пишет: «Ысыах – это своеобразная школа народной педагогики, школа обучения и воспитания исторической образованности, школа постижения непреходящих культурных ценностей, при том, в самой увлекательной, эстетической и образной системе. Такая школа нравственного, духовного очищения человека нужна, особенно, молодежи, детям» [3].На праздник приглашаются родители, почетные гости, подводятся итоги года. Празднику предшествует большая подготовительная работа. Все компоненты образовательных областей – познавательное, речевое, музыкальное, художественно-эстетическое, физическое, социально- коммуникативное – объединяются общей темой и реализуются во всех видах детской деятельности, вплетаясь в общую канву подготовки к празднику. Коллективный выход на природу, красивый праздник, участие в художественной самодеятельности, конкурсах, спортивных играх вместе с родителями оставляют неизгладимое впечатление в душе ребенка. Обрядовые ритуальные действия во время Ысыаха приобщают детей с ранних лет к традициям своего народа, помогает получить первые эмоциональные уроки о воззрениях и верованиях якутского народа, о богатстве фольклорных и поэтических традиций.

 В заключении можно подчеркнуть, что во время празднования Ысыаха наиболее полно раскрывается внутренний мир народа, который посредством древних, священных ритуалов и обрядов отображает образ жизни, нравственные принципы, обычаи и мировоззрение народа, выражающее торжество гармонии между человеком и миром, между результатами человеческого труда и природой, объединенных единым ритмом.

         Его  нравственная высота, его музыкально – поэтические традиции формировались веками и составляют этнокультурную основу духовно-нравственного воспитания молодежи.