Полный текст статьи
Печать

Включение метода проекта в образовательный процесс в контексте внедрения ФГОС было сопряжено с рядом трудностей. Выполнение творческих проектов обеспечивает систему действенных обратных связей, способствует развитию личности не только обучающихся, но и педагогов, принимающих участие в проектной деятельности. Предоставляет им новые возможности совершенствования профессионального мастерства, дальнейшего углубления педагогического сотрудничества, что, в конечном счете, способствует оптимизации учебного процесса и повышает эффективность обучения.

Проектная деятельность заинтересовывает учащихся, если они знают, что их проект будет востребован. Выбирая тему проекта и выполняя его, школьники учатся выявлять потребности приложения своих сил, находить возможности для проявления своей инициативы, способностей, знаний и умений, проверяют себя в реальном деле, проявляют целеустремленность и настойчивость.

Первоначально идея данного метода, пусть в другой интерпретации, возникла в 1905 году у группы сторонников С.Т.Шацкого (1878-1934). Любая идея возникает на основе чего-либо и появление идеи метода проектов не было случайным. Для принятия, возникновения какой-либо идеи нужно, чтобы наступило время, которого ждали. Идея ждет свое время. Время принятия той или иной идеи может наступить тогда, когда это нужно государству, обществу, заинтересованной группе людей, когда это становится понятным, принимаемым.

Начнем исторический экскурс с 1791/98 годов, когда Э. Белл в Индии, а с 1801 года Дж. Ланкастер в Великобритании ввели систему взаимного обучения, благодаря чему увеличивалось число обучающихся одним учителем за счет обучения старшими и более подготовленными учениками, являющимися помощниками (мониторами) учителей менее подготовленных младших учеников. Учебников не было, каждый монитор ежедневно получал методические инструкции от учителя, переход от письменных занятий за столом к устным у настенных таблиц строго регламентировался учителем, темп занятий и дисциплина поддерживались детально разработанной системой поощрений и наказаний. Данная система получила название Белл-Ланкастерской и нашла свое распространение в начальной школе. В России данную систему обучения внедряли с 1815/17 до 1860-х годов как дешевый способ подготовки по начальному образованию.

В 1911/18 годах внедряется обучение в парах сменного состава, предложенное А.Г.Ривиным впервые в г. Корнин под Киевом. В данной системе обучения предусматривалась парная работа учащихся друг с другом в процессе организованного диалога, названного «корнинским диалогом». Состав пар постоянно менялся, занятия проводились без уроков и расписания. Но, метод Ривина встретил самое открытое неприятие со стороны официальной, ортодоксальной вузовской профессуры, т.к. данный метод противостоял формализму, авторитарности, государственно-обезличенному образованию, а  в советское время метод Ривина «поняли» настолько превратно, что дело доходило до того, когда экзамен за всю группу сдавал один наиболее подготовленный студент. Хотя метод Ривина и был запрещен, обучение в парах сменного состава стало прототипом коллективного способа обучения (КСО) В.К. Дьяченко.

В 1920 году в конгрессах Интернационала работников просвещения в Париже с докладами выступали С.Т.Шацкий, С.П.Пинкевич, М.М.Пистрак, хотя во многих публикациях наших дней именно с 1920-х годов «начинается» внедрение метода проектов (метода проблем) в США и Англии.

Поэтому, в связи с частым «совпадением» русских идей с американскими, и наоборот, сразу возникает желание выяснить первоначало идей.

В 1928 году Дж. Дьюи приезжал в советскую Россию, и познакомившись с исследованиями С.Т.Шацкого, через год в Нью-Йорке издал книгу «Впечатления о Советской России и революционном мире». Тогда, именно в то время, видимо, он реально ощутил значимость индивидуальной и общественной деятельности человека, и роль метода проектов в обучении.

Спустя три года метод проектов будет запрещен. Настанут иные времена, появятся другие лозунги, и наконец, настанет 4 июля 1936 года, по иронии судьбы, в день независимости США, Сталин подпишет свое печально знаменитое постановление «О педологических извращениях в системе наркомпросов». Будет положен конец всему инновационному поиску 1920/30 годов.

В настоящее время метод проектов, возникший более ста лет назад, переживает второе рождение. Образовательный проект рассматривается сегодня как совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности и направленная на достижение общего результата.

Использование метода проектов создает условия для более полной самореализации учащихся в их познавательной деятельности, повышает мотивацию к учению, способствует развитию интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности и ответственности, умение планировать, принимать и оценивать результаты работы. В итоге они приобретают опыт решения реальных проблем, необходимый для будущей самостоятельной жизни.

Задачи учителя – создать обучающую среду, которая позволит ребенку учиться через свой опыт и мудрость других, находить решения самостоятельно, развивать свои когнитивные, творческие и физические навыки. Ребенок рассматривается как активный участник процесса познания, а не как объект, пассивно воспринимающий информацию. Идеи метода проектов, подвергались экспертной проверке в школах Санкт-Петербурга, Калининграда, Нижнего Новгорода, Пскова и имеют многочисленные положительные отзывы со стороны учителей практиков.

Особенностью содержания метода проектов является его исследовательская сущность. Школьника постепенно подготавливают к тому, чтобы любая созидательная деятельность была подчинена достижению нескольких конкретных целей:

• желательно, чтобы школьник научился определять, нужна ли та продукция, которую он собирается изготовить, обществу. Найдет ли она применение в доме, в школе, в уличных играх и т.п. Желательно выявление и такого фактора, как возможность реализации. В этом заключается осознание целесообразности производства – прибыльности будущего изделия;

• важно, чтобы школьник проникся необходимостью знания различных технологических процессов преобразования материалов: здесь предпосылка решения вопросов о рациональности того или иного способа обработки, его экономической эффективности;

• необходимо, чтобы будущий член общества был способен оценить, не нанесет ли урон окружающей среде предлагаемый способ производства, сохранит ли и приумножит он природные богатства или, наоборот, нанесет невосполнимый ущерб. Это должно стать неотъемлемой чертой нравственного воспитания подрастающего поколения.

Возникнув из идеи свободного воспитания, в настоящее время метод проектов встроен в структуру системы образования. Но сущность идеи остается прежней – стимулировать интерес детей путем организации их самостоятельной деятельности, постановкой перед ним целей и проблем, решение которых ведет к появлению новых знаний и умений.

При организации работы учащихся по методу проектов возможна не только индивидуальная самостоятельная работа учащихся, но и групповая. Групповая работа привлекает участников своей деловой направленностью, общением, возможностью лучше узнать одноклассников, сравнить себя с ними, расширить зону для самооценки.

При работе коллектива над групповым проектом возможно создание достаточно большого изделия, которое объединяет индивидуальные работы каждого члена группы. Например, при работе над проектом скатерть «Нежность» по теме «Лоскутное шитье» в 6-7 классах возможно соединение индивидуальных работ учениц в одно изделие, т.е. единый объект проектирования, варианты которого обсуждаются в группе, сопровождаются эскизами, схемами, имеют дизайнерское решение. При этом логика построения деятельности учащихся должна соответствовать общей структуре проектирования, при которой вся группа коллективно решает одну проблему, совместно овладевая общей темой.   

Технология вида рукоделия лоскутного шитья проста и интересна как для опытных мастериц, так и для начинающих. Тем не менее, помимо желания, необходимы еще и некоторые знания (виды и техники, способы подборки ткани и методов соединения), которые помогут в процессе создания прекрасных изделий, отличающихся своей оригинальностью и уникальностью. Как и обычная мозаика, эта своеобразная работа с лоскутками (лоскутная мозаика) является очень увлекательным и захватывающим занятием. Только в этом случае картины и одежда, а также другие вещи создаются путем их сборки с отдельных кусочков различных материалов. Еще в давние времена во всех странах мира женщины использовали данный способ для того, чтобы украсить свой дом, обеспечить себя и своих близких одеждой, пошить одеяло или подушку

В России шить из лоскутков стали во второй половине XIX века, когда появился в продаже дорогой заморский ситец. Расцвет лоскутного шитья пришелся на конец XIX века и был связан с развитием машинного производства ситца, а также с широким распространением в народе разнообразных дешевых хлопчатобумажных тканей с набивным рисунком. В обиход вошли ситцевые сарафаны и рубахи. Их украшали лоскутными орнаментами. Из остатков ситца при крое одежды, из кусочков отслуживших свой срок текстильных изделий экономные хозяйки научились собирать одеяла, коврики, занавески, подушки и другие вещи. Традиционные "деревенские" узоры отечественной лоскутной техники - несложная мозаика из полосок, квадратов и треугольников ярких контрастных цветов. Очень интересны объемные технологии в русском лоскутном шитье, когда каждый лоскуток, вырезанный с помощью лекала (круга или квадрата), складывают в треугольник, затем группируют треугольники рядами и настрачивают по кругу на основу из плотной ткани, или когда длинные жгуты скрученной ткани заплетают в шнур-косичку, а затем косички разных цветов выкладывают по кругу и сшивают между собой.

Сегодня лоскутное шитье переживает свое второе рождение. Людям хочется окружить себя теплыми, «живыми», неповторимыми вещами. Такими вещами, бесспорно, являются лоскутные покрывала, подушки, панно, текстильные игрушки, кухонные мелочи и многие другие, созданные умелыми руками, изделия из лоскутов.