Полный текст статьи
Печать

Современная школа ставит перед педагогами одной из первых задач -  выявление и развитие одарённых, творческих детей.

Внеклассную работу по обучению детей технике «Батик» мы начали в 2011 году на базе Хара-Улахской школы Булунского района. В первый год работы в кружок принимали по 2 и 3 учащихся так, как  батик был новым видом кружка в нашем поселке, даже в улусе. Но уже с первого года кружок стал очень популярным. С 2014 года охват учащихся стал в два раза больше, но мы столкнулись проблемой приобретения материалов, из-за небольшого семейного бюджета большинство родителей не могут позволить себе покупку красок и материалов. Данную проблему мы разрешили таким способом: мы стали продавать наши изделия, и прибыль использовать для закупки нового материала и красок.   

Новизной образовательной программы обучения детей  по технике «Батик» заключается в том, что она направлена на возрождение и развитие народного декоративно-прикладного искусства, культуры народов Севера. Также развивает художественное творчество, раскрывает систему миропонимания. Мы живем на Крайнем Севере,

Занятия по художественной росписи ткани позволяют развивать творческие задатки обучающихся, обогатить их визуальный опыт через знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства,  самоутверждаться, проявляя индивидуальность и получая результат своего художественного творчества. У детей формируются навыки обращения с необходимыми инструментами. Происходит ориентация на ценность труда в эмоционально-поведенческом аспекте.

Целью  образовательной программы «Батик» является художественно-эстетическое воспитание обучающихся, раскрытие и развитие потенциальных художественных способностей ребёнка, способствование удовлетворению потребности детей в практической деятельности, осуществляемой по законам красоты. Создание условий для развития творчества, возможности проявления своей фантазии, изобретательности, ознакомление с историй возникновения художественной росписи ткани, овладение основами художественной росписи, техническими приёмами, методами создания тематической декоративной композиции в смешанной технике.

Обучающие задачи: формировать устойчивый интерес к художественной деятельности,  привить практические умения и навыки мастерства  в одном из видов  декоративно-прикладного искусства - художественной росписи ткани (холодный и горячий батик), понимание и восприятие произведений декоративно-прикладного искусства, народных художественных промыслов, ознакомление с культурой народов Крайнего Севера.

Развивающие задачи: развить творческие способности, художественный вкус, фантазию, изобретательность, развивать у обучающихся практические умения и навыки выполнения росписи ткани, приобщить обучающихся  к творческому подходу в решении поставленных задач.

Воспитательные задачи: воспитать творческую, компетентную, востребованную личность, способную самостоятельно мыслить и нестандартно решать поставленные задачи. Воспитывать стремление к разумной организации своего свободного времени, воспитать художественную культуру, художественный вкус, патриотизм и гражданскую позицию.

Батик делится на четыре вида: холодный, горячий, свободный, узелковый. Мы, в основном,  используем при росписи холодный батик и свободную роспись, используя разные эффекты и дополнительно украшаем изделия бисером, вышивкой. 

Мы ежегодно принимаем участие в выставках по декоративно-прикладному искусству и получаем призовые места в улусе.

Таблица 1

Достижение учащихся

Уровень

Год

Кол-во уч-ся

1 место

2 место

3 место

1

Муниципальная выставка декоративно-прикладного творчества школьников

2011 - 2012

2

1

 

 

2

Муниципальная выставка декоративно-прикладного творчества школьников

2014 - 2015

6

3

 

 

3

Международный конкурс рисунков и поделок «Родная природа»

2014 - 2016

2

 

2

 

4

Международный  Конкурс рисунков и поделок «Подарок для мамочке»

2014 - 2016

5

3

2

 

5

Международный Конкурс рисунков и поделок «Мир цветов»

2015 - 2016

10

 

5

4

6

Муниципальная  выставка декоративно-прикладного искусства «Волшебный мир творчества»

2015 - 2016

13

 

 

 

7

Муниципальная выставка декоративно-прикладного творчества школьников

2015 - 2016

27

7

 

 

8

Республиканская  выставка декоративно-прикладного творчества «Радуга севера»

2015 - 2016

6

 

 

 

9

Муниципальная выставка декоративно-прикладного творчества школьников

2016-2017

7

 

 

 

 

 

В дальнейшем мы планируем:

- освоить технику горячего батик;

- принять участие в конкурсах различного уровня;

- шитье одежды с использованием элементов батика;

- изготовление изделий для продажи.