Образование – ключевой фактор в жизни каждого человека и вместе с тем важнейшая предпосылка и основа духовно-культурного и социально-экономического развития общества[1].
Основную цель обучения можно обозначить как усвоение теоретических знаний, выработку умений и навыков работы с нормативной базой, привитие навыков анализа различных источников права и их применения для разрешения конкретных правовых споров, воспитание образованного, эрудированного, культурного выпускника с активной жизненной позицией.
В качестве одного из важных принципов государственной политики в сфере образования Федеральный закон «Об образовании в российской Федерации» закрепляет создание благоприятных условий для интеграции системы отечественного образования с системой образования иных государств. Реализация указанного принципа должна способствовать интернационализации профессионального пространства, расширению возможностей граждан различных государств, в том числе граждан РФ, в получении не только образования, но и работы вне пределов своей страны.
В этой связи студенты вуза, в котором осуществляют свою трудовую и учебную деятельность авторы настоящего исследования, успешно обучаются в вузах Финляндии. В связи с этим представляется актуальным исследование вопроса организации образовательного процесса в системе высшего образования в данной стране.
Необходимо отметить, что Финляндия уже не первый год возглавляет список европейских стран с наиболее конкурентоспособной экономикой, наименее коррумпированной властью, и наиболее эффективной системой образования. В данной статье авторы сделают попытку анализа системы высшего образования в такой стране, как Финляндия.
В настоящее время финская система образования состоит из трех уровней. После окончания 9 классов начальной школы (peruskoulu) у школьников есть выбор пойти в лицей (lukio) и сдать итоговый экзамен, или поступить в профессиональное училище (ammattikoulu). Для тех, кто решил поступать в вуз, обучение в лицее и сдача итогового экзамена обязательна. Обучение в лицее длится 2,5 года и несколько месяцев происходит подготовка и сдача экзамена. Высшее образование (korkea-asteen koulutuksesta) дается в политехнических институтах (университетах прикладных наук) и университетах[2].
Стоит отметить, что в Финляндиии на сегодняшний день насчитывается 14 университетов (yliopistokoulutus) и 24 университета прикладных наук (ammattikorkeakoulutus). При этом необходимо заметить, что население в Финляндии составляет всего 5,5 миллионов человек. Университеты прикладных наук представляют собой многопрофильные учреждения профессионального высшего образования. Они поддерживают тесные контакты с деловыми кругами, различными отраслями промышленности и сектором услуг на региональном уровне. Организация профессионального образования отвечает современным потребностям общества и государства, обеспечивая адаптацию финской экономики в глобальном процессе экономического развития[3]. Университеты, в свою очередь, не привязаны к местному рынку труда, основной их миссией является фундаментальная подготовка кадров для всей страны[4].
Анализ закона об университетах, принятого парламентом в июне 2009 года, показал, что финские университеты являются независимыми корпорациями публичного или частного права[5]. Деятельность университетов строится на автономии. Учебные заведения обладают значительной долей независимости в вопросах организации процесса обучения и распоряжении финансами.
На сегодняшний день Министерство образования Финляндии определило ряд целей для высших учебных заведений в период до 2025 года:
- · совершенствование форм компетентного подхода в системе высшего образования Финляндии;
- · обеспечение высоких темпов изменений в сфере трудовой деятельности посредством повышения качества высшего образования;
- · повышение конкурентноспособности социального благополучия посредством введения инноваций и новых технологий в сфере высшего образования;
- · актуализация роли высшего образования как ресурса для обеспечения социального благополучия[6].
В университетах программы обучения составляют 3 года бакалавриата, 2 года магистратуры, 4 года докторантуры. Образовательные программы в университетах прикладных наук включают бакалавриат (от 3,5 до 4,5 лет) и магистратуру (1 – 1,5 года)[7]. Обучение определяется в качестве зачетных кредитов (ECTS = European Credit Transfer and Accumulation System). Один год очного обучения соответствует 60 кредитам.
Далее, на наш взгляд, считаем важным рассмотреть организацию учебного процесса в вузах Финляндии на примере Лапландского университета прикладных наук, который является самым северным учебным заведением Европейского Союза. Он был образован путем слияния трех университетов прикладных наук в таких городах, как Рованиеми, Кеми и Торнио.
Данный университет предлагает большие возможности по выбору программ обучения на финском и на английском языках. По этой причине в университете обучаются студенты из разных стран. На данный момент в Лапландском университете прикладных наук предлагаются англоязычные программы Business information technology, Nursing, International business, Tourism[8]. Также каждый семестр университет принимает студентов по обмену различных международных программ, таких как «Erasmus» или «North2North».
В отличие от многих других стран, в Финляндии студенты оказывают непосредственное влияние на развитие университетов. В Лапландском университете примером этого является студенческое объединение «Rotko», которое занимается организацией всех общественных мероприятий в университете. Они получают активную поддержку университета в реализации различных идей. Студенческое объединение «Rotko» спонсируют различные местные организации, что позволяет проводить мероприятия на достаточно высоком уровне.
При поступлении в Лапландский университет прикладных наук, каждому студенту выдаются персональные логины и пароли, которые используются для работы во всех программных сервисах университета: Moodle, e-mail, timetable и т.д. Moodle – это электронная система управления курсами. В данной программе находятся программы курсов, учебные материалы, задания, необходимые для выполнения. Каждому заданию преподаватель ставит определенный срок для выполнения. При этом загружая работу в программу, специальная система URKUND проверяет работу на плагиат. Также у каждого студента есть своя личная учебная почта Outlook, на которую приходят рассылки обо всех мероприятиях, происходящих в университете, об изменениях в расписании занятий или напоминания о приближающемся дедлайне задания в Moodle. Оценки по всем курсам студент может смотреть в программе SoleOPS.
Финское образование отличает не только высокий уровень качества, но и активное внедрение инновационных методов обучения. Современное состояние образования в Финляндии требует внедрения активных форм педагогического процесса. Обратим внимание, что методы преподавания в Лапландском университете прикладных наук отличаются глубоким демократизмом. Обучение основано на дискуссиях, совместной работе в группах, проектной деятельности и самостоятельном поиске информации.
Стоит отметить, что на современном этапе инновационные педагогические технологии взаимодействуют с информационными. Информационные технологии помогают получить, обработать и преобразовать информацию, т.е. дают возможность обучающимся проявить свои творческие способности. Информационно-коммуникационные технологии позволяют индивидуализировать обучение, катализировать самостоятельную работу студентов, увеличить объем, выполненных во время аудиторных занятий, заданий, повысить мотивацию и познавательную активность студентов[9].
Практически все занятия в Лапландском университете прикладных наук проводятся в отдельных группах по 5-6 человек, причем обязательным условием к составу группы должна быть ее интернациональность, т.е. все члены группы должны быть из разных стран, а общение в группе осуществляется на английском языке. Работа в группе дает всем студентам возможность активно участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения, играть разные роли, учиться друг у друга, ценить разные точки зрения, развивать навыки самоорганизации[10]. Студенты, работая в группе, совместно выполняют поставленную задачу, при этом каждый вносит определенный вклад в общую работу и осознает свою личную ответственность перед другими членами группы.
Особенностью образования в Финляндии является практическая направленность. Любой проект, который студенты делают в процессе обучения, связан с определенной организацией. Но для начала каждый студент индивидуально и самостоятельно изучает теорию, которая понадобится для выполнения проекта. Затем преподаватели организуют выездную поездку, где студенты знакомятся с организацией, общаются с администрацией компании, с работниками, выявляют проблемы организации. В учебном классе группы обсуждают, придумывают выходы для решения определенной проблемы проекта, советуются с преподавателями. Итогом работы должна стать презентация проекта, где каждый студент развивает умение высказывать точку зрения всей группы и навыки публичного выступления на английском языке.
Совершенно новым методом обучения в Лапландском университете прикладных наук является «Learning Cafe» (обучение с комфортом). Работа над презентацией проекта осуществляется в совершенно иной обстановке: уютная атмосфера, кофе и фрукты, возможность знакомиться с темами и работой других групп в процессе подготовки. Данный метод позволяет создать более удобную и дружескую атмосферу в процессе обучения, делиться своими идеями и мыслями в группе, более подробно изучать темы других групп и лучше усваивать учебный материал.
Включаясь в выполнение подобных заданий, студентам предоставляется возможность развивать в себе такие качества, как организованность, деловитость, последовательность, креативность, а также лидерство. Такое обучение с комфортом должно сформировать у них потребности в дальнейшем познании, развивать исходный творческий потенциал.
Таким образом, организация образовательного процесса в Лапландском университете прикладных наук отличается современными подходами и инновационными методами.
В заключении отметим, что намипроведен общий анализ системы высшего образования Финляндии, выявлена значимость развития и повышения профессионального образования в современных социально-экономических условиях.
Подчеркивая цели и ценности высшего образования, отметим, что высокая демократичность в процессе образования, наличие программ на английском языке для иностранных студентов, широкое применение активных методов обучения и информационных технологий в учебном процессе позволяют студентам получить высококачественное образование в Финляндии, востребованное во всем мире.
Тенденции развития высшего образования в Финляндии определяются изменениями, происходящими в обществе. В образовательный процесс в университетах этой страны внедряются обновленные технологии обучения студентов. Они учитывают требования, которые предъявляются современным обществом к выпускнику и готовят будущих специалистов в профессиональном контексте.
Закончить наше исследование хотелось бы следующим. Не важно в какой стране обучается студент, важно помнить одно: выбирая профессию, он выбирает судьбу. Профессия должна приносить удовольствие и обеспечивать максимальную реализацию возможностей.