Полный текст статьи
Печать

Настольные игры, в том числе карточные, имеют весьма длительную историю своего существования, измеряемую тысячелетиями.

В настоящее время настольные игры активно вытесняются компьютерными. Тем не менее это не мешает им сохранять свою популярность у людей самых разных возрастов и интересов.

Отличительной особенностью настольных игр является «живое» совместное общение игроков, протекающее в необычной обстановке – имитируемой действительности, воссоздаваемой благодаря правилам, игровым атрибутам, воображению участников и талантам авторов-разработчиков.

Следует вспомнить, что исторически настольные игры создавались для того чтобы развлекать, воспитывать и обучать. Если говорить о картежных играх, то необходимо отметить, что во всех странах они сделались главным занятием всякого общества[1]. Карточные игры, как отмечал А. Шопенгауэр, являлись подготовительной школой светской и деловой жизни. Благодаря им люди начинали «умно пользоваться неизменно данными обстоятельствами (картами)»[2]. Как выше замечено, настольные (карточные) игры использовались преимущественно в качестве средств организации досуга, пропаганды, тренажеров, учебных пособий.

На современном этапе, сочетая высокую изобразительность (картинность) и сценарную гибкость, настольная игра позволяет рассказывать о вымышленных и реальных событиях, моделировать ситуации, благодаря чему игроки при помощи своего воображения и воображения авторов игры, могут получить уникальные знания и опыт. Именно это обстоятельство позволяет нам говорить о том, что у настольных игр очень большой образовательный потенциал, который, к сожалению, на наш взгляд, в педагогической среде используется в очень незначительной мере.

По мнению авторов, настольные игры могут использоваться практически в любой области научного знания и практической деятельности, при изучении любой учебной дисциплины как в средней, так и в высшей школе. Особую значимость настольные игры могут иметь в качестве нестандартного интерактивного метода обучения бакалавров юриспруденции. Так, в рамках настольной игры может быть воссоздана, а, следовательно, и изучена, биография выдающегося юриста; могут быть проиграны громкие судебные процессы; вполне возможно в этом формате представить и модели профессионального мышления, например, схему мыслительных операций, совершаемых в ходе квалификации правонарушений, принятии решений (в оболочке логической игры).

Обучающий потенциал настольной игры видится в том, что при грамотном использовании, соответствующая методика способна креативно визуализировать любой правотворческий, правоприменительный или переговорный процесс со значительной экономией времени и материальных ресурсов.

Формы реализации данных игр различны: сочетая особенным образом символическую атрибутику (поле, фишки, карточки и т. д.) и уникальные правила, они могут воплощаться в самостоятельные виды учебных настольных игр. Вместе с тем, учитывая практически полное отсутствие подобных игр, предназначенных для студентов-юристов, от преподавателя потребуются значительные усилия в части самостоятельной разработки и дальнейшего использования настольных игр.

Так, настольная игра, имитирующая прохождение процессных схем, максимально приближенная к реалиям профессии, вполне может рассматриваться в качестве модификации (вида) деловой игры. К слову, термин «деловая настольная игра» применительно в обучении экономистов использует И. В. Строкова[3]. Полагаем, что настольные игры в форме деловых могут и должны активно использоваться и в подготовке бакалавров юриспруденции.

Некоторые авторы предлагают использовать не только обучающий, но и психотерапевтический потенциал настольных игр. Так, М. А. Агаджанова предлагает использовать настольную игру в целях профилактики эмоциального выгорания педагогов[4]. М. И. Илюшина и О. В. Артемова рассматривают настольные игры в качестве инновационных игровых технологий в работе по формированию родительских компетенций с кандидатами в замещающие родители, приемными родителями, опекунами, родителями, попавшими в трудную жизненную ситуацию, а также по профилактике эмоционального выгорания специалистов социальных и психологических служб[5].

Любая обучающая деловая игра, протекающая «вживую», может проводиться и с применением в качестве вспомогательных (иллюстрирующих и движущих) средств игрового поля (полей), карточек событий и других элементов из арсенала настольных игр. Указанные средства и приемы позволяют создать в аудитории законченный визуальный образ происходящего, обозначить игру во времени, пространстве и по кругу лиц. Атрибутика и традиции настольных игр являются оптимальным решением, когда в сюжет деловой игры необходимо вводить знаковые события и обстоятельства, воспроизводить поведение каких-либо субъектов – при минимальных затратах времени занятия.

Настольные игры, имея много общих черт с деловыми и компьютерными играми, характеризуются, в то же время, рядом специфических признаков:

– настольная игра предусматривает решение различных когнитивных задач, требующих развития метакогнитивных умений (пространственных, логических, знаково-символических и др.);

– оптимальное решение конкретных задач, предусмотренных игрой, предполагает построение плана игровых действий каждым участником, выработку стратегий и их преобразование в процессе игрового взаимодействия, учета позиции другого при разработке стратегии. Выполнение игровых действий приводит к освоению необходимых метакогнитивных умений;

– коллективная форма проведения требует овладения разными коммуникативными умениями (сотрудничество с другими, умение работать в группе, учет позиции другого);

– соревновательная мотивация в ситуации выигрыша/проигрыша в ряде игр требует, с одной стороны, развития эмоциональной саморегуляции, а с другой – способствуют ее становлению[6].

Мы в своей работе назовем некоторые отличительные признаки настольных игр, позволяющие отграничить их от других интерактивных методов обучения бакалавров юриспруденции (например, от деловых игр):

1. Настольные игры максимально локализованы в пространстве, то есть всегда проводятся на столе или иной локально ориентированной поверхности.

2. Настольные игры всегда предполагают наличие игровой атрибутики, к которой, в первую очередь, относятся игровое поле, фишки, карточки, правила игры, и т. д., которые могут выполнять функции раздаточного материала, наглядных пособий и иных учебных средств.

3. Алгоритм и правила настольных игр заранее предопределены – внести в них изменения на любой стадии игры в большинстве случаев невозможно.

4. Настольные игры в подавляющем большинстве случаев требуют участия как минимум двух игроков и/или команд, то есть они всегда «живые», так как исключается применение в процессе их разыгрывания компьютерного и программного обеспечения.

5. Настольные игры отличаются большей степенью условности, в силу чего не предполагают активного межличностного взаимодействия обучающихся и могут быть рекомендованы к применению в коллективах с низким уровнем психологической устойчивости, склонных к конфликтам.

6. Настольные игры в большинстве случаев не связаны с распределением ролей, в играх, где предполагается распределение ролей, их дальнейшее разыгрывание осуществляется не самими участниками, а подчинено сюжету самой настольной игры.

Итак, от большинства деловых игр настольные игры отличаются особой символичностью (условностью), необходимостью строго следовать правилам, вещным воплощением (существуют физически в виде полей, карточек, фишек и прочих приспособлений), особым темпом игры и очередностью действий. Деловые игры предполагают погружение участников в игровую среду с последующим разыгрыванием ролей и достижением определенных результатов как в процессе, так и в финале игры. Настольные игры не предполагают активного погружения игроков в игровую среду, действия игроков чаще всего не связаны с разыгрыванием ролей, а подчинены алгоритму и правилам самой игры.

Вместе с тем, некоторые авторы видят обучающий потенциал именно у настольных ролевых игр. Так, Е. Д. Нелунова отмечает: «навыки, которые дает настольная ролевая игра, позволяют развить коммуникативные характеристики личности: умение работать в группе, находить общий язык с остальными участниками игры, умение строить диалоги и искать выходы из неожиданных ситуаций, умение находить взаимопонимание и идти на компромиссы. Создавая особую игровую среду, настольные ролевые игры могут развивать социальные навыки и творческие возможности, что является следствием непосредственного живого общения и коллективной креативности. Настольные ролевые игры могут стать инструментом для воспитания человека, прививая ему определенный стиль мышления и решения проблем. Значимость преимуществ использования настольных ролевых игр подкрепляется также и низким уровнем затрат, доступностью и минимальными квалификационными требованиями»[7].

Настольные игры можно рассматривать как наиболее упорядоченные и управляемые методы проведения учебных занятий по многим юридическим дисциплинам. Игровой процесс настольных игр требует обычно участия двух и более игроков, а порой и команд, есть игры, в которых межличностная коммуникация (переговоры, опрос, совершение сделки) предусмотрены правилами, следовательно, настольная игра может рассматриваться как особый метод организации интерактивного взаимодействия. Данная особенность настольных игр, связанная с возможностью вовлечения целых команд, допускает проведение таких игр, к примеру, в виде судебного процесса или в виде прохождения участников по всем судебным инстанциям – от первой инстанции до надзорной.

Уникальность метода видится в том, что в отличие, например, от компьютерных, настольные игры объединяют живых людей «здесь и сейчас», а их инструментарий уникален (игровое поле, карточки, правила и прочие атрибуты). Игровое поле настольной игры может выпукло и наглядно, порой с юмором, отобразить важнейшие алгоритмы, пути и вехи юриспруденции. Отсюда еще одна важная особенность: вовлекаясь в игровой процесс, любая материальная деталь настольной игры имеет гораздо больше шансов закрепиться в памяти студента, чем привычные стенды на стенах или слайды в презентациях, проигнорировать которые при пассивном восприятии гораздо легче.

Учитывая, что материальное окружение настольной игры входит с личностью игрока (обучающегося) в наиболее тесное соприкосновение, его можно отнести к особому типу учебных раздаточных материалов, способствующих деятельному, активному, а не созерцательному обучению. Следует отметить, что создание раздаточных материалов такого типа – совершенно неосвоенное поле деятельности педагога юридического вуза. При этом такие раздаточные материалы могут в последующем использоваться для проведения занятий, не предполагающих организацию настольных игр.

Итак, настольная игра как нестандартный интерактивный метод проведения занятия представляет собой игровой метод активизации учебной деятельности студентов, основанный на определенном игровом алгоритме. Основным преимуществом настольной игры является то, что для их проведения в учебном процессе преподавателю достаточно только стола. Настольные игры предполагают использование игрового инвентаря (игрового поля, карточек, фишек, правил и т. д.), который размещается на локальной поверхности (столе) и используется игроками. В результате чего, по мнению авторов, достигается цель образовательного процесса - более глубокое усвоение студентами изучаемой дисциплины и формирование опыта, необходимого для будущей профессиональной деятельности в правовой сфере.

Все многообразие настольных игр требует их классификации. Мы предлагаем классифицировать настольные игры по следующим основаниям:

а) по количеству игроков (индивидуальные и командные);

б) по позиции игроков (симметричные и ассиметричные);

в) по характеру взаимодействия (соревновательные и сотворческие);

г) по результату (процессные, финализированные и комбинированные);

д) по ходу игры (линейные, нелинейные и комбинированные);

е) по сюжету (стилю) игры (гонки, битва за пространство, преследование, переговоры, поиск);

ж) по этапности (одноэтапные и многоэтапные);

з) по образно-логическому представлению (абстрактные, логические, репрезентативные);

и) по типу сценария (деловые, викторины, тренинги);

к) по динамике игрового поля (статичные и динамичные) и т. д.

Далее вспомним весьма меткую индийскую пословицу: «Нет лотоса без стебля». Наглядным ее подтверждением, на наш взгляд, будет апробированная методика настольной обучающей игры, используемая в процессе подготовки бакалавров юриспруденции по дисциплине «Защита прав потребителей». Пример данной методики представляет популярная телевизионная игра «Что? Где? Когда?».

Методические рекомендации:

  1. игра предназначена для студентов – бакалавров юридических вузов;
  2. необходимо сформировать команды из 6 человек;
  3. на столе разместить карточки с вопросами и поставить «волчок»;
  4. за каждый правильный ответ команде начисляется один балл.
  5. победителем считается команда, набравшая большинство баллов.

Примерные вопросы:

- исходя из закона РФ «О защите прав потребителей» определите статус лица, получившего подарочный сертификат. Человек с сертификатом имеет все права покупателя. Сертификат является авансом будущей оплаты товара[8].

- Разгадайте ребус[9] и дайте определение зашифрованному понятию. Качество.

- Можно ли потребителю вернуть сыпучий товар? Назовите условия возврата. Сухие сыпучие смеси подлежат возврату только при условии сохранения потребительских качеств – например, отсутствие окаменелости и т.д.

- Найдите соответствие:

1.Потребительские свойства

А. Скидка, предоставление преимуществ кому-либо, полное или частичное освобождение от выполнения установленных правил, обязанностей, или облегчение условий их выполнения.

2.Цена

Б. Реализация товаров в рамках одной торговой сети или точки, всех или четко обозначенной группы товаров в течение определенного времени и по цене, ниже обычной.

3.Распродажа

В. Специальное обозначение, свидетельствующее о том, что товарный знак зарегистрирован.

4.Льгота

Г. Проявляющиеся при использовании товара потребителем, свойства, в процессе удовлетворения потребностей.

5. Предупредительная маркировка

Д. Совокупность свойств продукции, обусловливающих её пригодность удовлетворять определённые потребности в соответствии с её назначением.

6.Качество

Е. Денежное выражение стоимости товара.

- Определите какие товары нельзя приобрести дистанционным способом, а какие можно:


- водка «Русский стандарт»;

- сироп от кашля;

- блинница;

- таблетки Антигриппин;

- планшет;

- железнодорожные билеты;

- варенники;

- лупа;

- туалетная вода;

- глобус;

- диван;

- сигареты;

- шифровальная техника;

- сотовый телефон;

- йод;

- изумруды;

- мотоцикл

- рентгеновский аппарат;

- стиральная машина;

- танк;

- рентгеновская трубка.


 

С помощью настольных игр можно закрепить и проверить понятийно-терминологический аппарат. Следует отметить, что сформированность понятийного аппарата — это такой интеллектуальный навык, без которого качественное, непрерывное образование и тем более самообразование невозможно[10].

Как известно, термин представляет собой словестное обозначение какого-либо понятия. Совокупность терминов составляет терминологию определенной области права. Современные преподаватели порой сталкиваются с трудностями проверки понятийного аппарата у обучающихся. Письменные контрольные срезы не всегда дают положительные результаты. Студенты могут просто списать ответы из интернет-источников или воспользоваться подсказкой соседа. Применять в этих целях настольные игры можно следующим образом: на столе разложить карточки с определенными терминами, студент берет одну из них и глядя на термин, старается объяснить группе его суть. Тот, кто дал правильный ответ, должен также сформулировать этот термин и назвать следующего игрока, который будет тянуть карточку.

Такую игру можно построить и другим образом. Студент тянет карточку с термином, в которой дано понятие термина, но не его определение. Студенту надлежит дать определение этого термина. Потом ход переходит к другому студенту. Проговаривая определение термина, идет его запоминание как самим игроком, так и всей группой обучающихся.

Еще может быть следующий вариант: на карточках написаны наиболее существенные признаки определенного понятия. Студент тянет карточку, произносит термин и дает его определение. Тот, кто больше назвал правильно зашифрованных терминов, получает повышенное количество баллов.

Усвоение понятий — сложный и длительный процесс. «Определяйте значение слов, и Вы избавите мир от половины его заблуждений», - отмечал Рене Декарт. Эта мысль актуальна и на сегодняшний день, поскольку формирование понятий и терминов у обучающихся одна из актуальных проблем современного педагогического процесса. Запоминание и проверка понятийного аппарата у студентов юридических вузов с помощью вышеописанных настольных игр, на наш взгляд, заинтересовывает их, пробуждает у них интерес к изучению правовой терминологии.

Сократ некогда сказал юноше, которого представили ему для выявления его способностей: «Говори, чтобы я мог тебя видеть». По нашему мнению, деловое общение студентов за игровым учебным столом лицом к лицу позволяет им лучше понять друг друга, в том числе в вербальном общении, правильно общаться между собой, быстрее, осознаннее и четче принимать решения, расширять свой кругозор в ходе игрового общения, достойно принимать победу и переживать поражение.

Также, необходимо отметить, что во время учебной игры, на наш взгляд, укрепляются коллективные связи и взаимоотношения в команде. Кроме того, играя в юридические настольные, студенты учатся нести ответственность за свои решения, лучше понимать себя и своих сверстников, накапливать опыт критической оценки. Также они оказывают благотворное влияние на умственное и психическое развитие обучающихся[11].

Стоит подчеркнуть, что благодаря настольным юридическим играм у студентов развивается эмоциональный и социальный интеллект. Соответственно, развивается их логика, память, сообразительность, целостное и зрительное восприятие, образное мышление, самостоятельность[12]. Благодаря таким настольным играм обучающиеся быстро познают и запоминают всю входящую информацию. Важно также обратить внимание, что у них не остается времени на то, чтобы отвлекаться, поскольку настольная игра проходит в интенсивном и напряженном темпе.

Успешное внедрение настольных игр предоставляет современным педагогам большие возможности для творчества. Как отмечал Готфрид Лейбниц: «люди никогда не обнаруживали большего остроумия, чем в изобретении игры»[13].