Полный текст статьи
Печать

Обращение к проблеме системной и целенаправленной работы с талантливыми детьми на уровне школы обусловлено переменами, происходящими в социально-экономическом развитии страны. Модернизация экономики диктует потребности в изменении социальной сферы. Тенденции современного развития ставят перед образованием новые задачи – отход от ориентации на «среднего» ученика, повышенный интерес к талантливым детям, к особенностям раскрытия и развития их способностей в процессе и средствами образования. В Ярославской области, как и во многих регионах страны, существует областная целевая подпрограмма, «Одаренные дети» которую в системе образования реализуют образовательные учреждения разных типов. Одним из этих учреждений является наша школа (МОУ СШ № 58 открыта 1 сентября 1982 года), где созданы организационно-педагогические условия, способствующие интеллектуальному и творческому развитию школьников.

Анализ состояния работы с одаренными детьми в школе позволил выявить ряд противоречий: между необходимостью удовлетворения потребности школы в талантливых инициативных учащихся и отсутствием скоординированной системы поиска, выявления и профессионального сопровождения одаренных детей; между необходимостью в научно обоснованном методическом и психологическом обеспечении выявления, поддержки и сопровождения одаренных детей и отсутствием принятой на уровне школы концепции работы с такой категорией обучающихся; между необходимостью квалифицированной психолого-педагогической деятельности по работе с одаренными детьми и нехваткой специалистов разного уровня (учителей, педагогов дополнительного образования, педагогов-психологов).

Целью работы сталосовершенствование существующей системы выявления, поддержки и развития одаренных и потенциально одаренных обучающихся, сопровождение их развития через создание комплекса организационно-педагогических условий внутришкольной среды. Гипотеза: система работы по выявлению, поддержке и развитию одаренных и потенциально одаренных обучающихся, сопровождение развития одаренных и потенциально одаренных обучающихся через комплекс условий внутришкольной среды повысит уровень профессиональной компетентности педагогов, у большинства обучающихся будут выявляться реальные и потенциальные проявления одаренности, увеличится процент родителей, заинтересованных в развитии разных граней личности своего ребёнка. На основании проведенного анализа работы существующей модели и выявления недостатков было запланировано скорректировать организационно-управленческую модель процессом выявления и сопровождения одаренных обучающихся для того, чтобы максимально улучшить показатели оценки эффективности работы школы: удовлетворенность детей и родителей состоянием работы с одаренными детьми в школе; увеличение доли детей, имеющих признаки потенциальной одаренности, от общего числа детей школы; увеличение доли детей школы, охваченных программами для потенциально и актуально одаренных детей; увеличение доли участия одаренных детей школы в олимпиадах, конкурсах; увеличение доли детей, реализующих индивидуальные образовательные маршруты.

По результатам представленной работы планируемые результаты частично достигнуты, а именно: разработан и апробирован пакет методических материалов для сопровождения различных видов одаренности (в течение года), подготовлены научные публикации по внеурочной деятельности, исследовательской и проектной деятельности, разработаны Буклеты для педагогов, обучающихся и родителей из серии «Одаренность - новые возможности для развития ребенка в школе», внесены изменения и дополнения в соответствующие документы, регламентирующие работу с одаренными обучающимися, создано научное общество учащихся и учителей школы. Кроме того, непрерывно осуществляется обмен опытом внутри школы, района, города, региона, чему, в частности, и посвящена данная публикация.

Разработана процедура выявления (экспертной оценки со стороны различных участников образовательного процесса) и развития у обучающихся школы трех видов одаренности: академической, творческой, спортивной. Создано единое организационное и образовательное пространство для максимального развития интеллектуальных способностей учащихся, воспитания у них желания заниматься интеллектуальной, спортивной, творческой деятельностью, формирование навыков продуктивного интеллектуального труда.