Угрозы безопасности, оказывающие деструктивное воздействие на различные сферы жизни и деятельности университета, находятся в тесной взаимосвязи и во взаимодействии друг с другом. В ходе этого взаимодействия возникает результирующий комплекс угроз, который не является простой их совокупностью. Исходя из этого, обеспечить эффективное противодействие существующим и потенциальным угрозам можно только при учете особенностей каждой из них, а также специфики их проявления в единой системе деструктивных факторов [1].
Эти особенности дают основание рассматривать подготовку кадров как сложную информационно-аналитическую систему, функционирующую в условиях неопределенности и риска.
Традиционным подходом к решению задач в условиях неопределенности и риска является применение методов на основе использования знаний и интуиции специалистов. Результатом применения такого подхода являются рекомендации по принятию решений, основанные на опыте работы. Например, известны рекомендации, направленные на внедрение распределенной информационной системы в многофилиальной организации [2] и информационно-измерительных систем на предприятиях [3].
Перспективным подходом к решению таких задач является применение методов моделирования, сводящих к минимуму существующие риски. Известны методы моделирования процессов функционирования стейкхолдеров [4], анализа социально-экономических систем с помощью моделей собственных состояний [5]. Известны также методы контроля достоверности измерительной информации о потоках энергетических ресурсов на основе теории оценивания состояния [6] и соблюдения требований по эксплуатации в результате построения моделей безопасного состояния электроэнергетической системы [7].
Актуальными вопросами инициатив академического превосходства являются управленческие модели и роль государства, методы оценки эффективности и распределение финансирования между вузами [8].
Предметом исследования является система компетенций, предназначенных для работы и обучения в современных условиях. Например, коммуникативная компетентность при электронном обучении представляется как система знаний, умений, способностей, мотивационной диспозиции преподавателей [9]. В структуру профессиональной компетентности включаются такие компоненты, как мотивационные, ценностные, оперативные [10]. Известны комплексные подходы к формированию компетенций менеджеров в образовательной среде [11] и к информационно-коммуникационной компетентности будущих экологов [12]. Компетентность трактуется, с одной стороны, как деятельность с соблюдением определенных критериев, с другой стороны, как результат демонстрации поведенческих проблем в выполнении работ [13].
Исследования в данной области связаны, в основном, с вопросами обеспечения качества подготовки конкретных специалистов согласно компетенциям образовательных стандартов. Например, известна методология обучения информационной безопасности студентов вуза [14] и формирования ИКТ-компетентности будущего учителя начальных классов [15].
Однако следует отметить, что эффективность системы подготовки кадров во многом определяется учетом взаимосвязей ее элементов. Важными задачами проектирования учебного процесса являются планирование образовательной траектории для студентов с различным базовым образованием и разработка тематических планов лекций. Например, базовое среднее образование студента, обучающегося по направлению бакалавриата «профессиональное обучение» может быть общим, профессиональным, педагогическим или профессионально-педагогическим. Традиционно планирование образовательной траектории выполняется без учета базового образования студента или учет осуществляется приближенно и необоснованно. Такое положение приводит к планированию избыточного или недостаточного учебного материала, т.е. имеют место экономические (избыточность) и дидактические (недостаточность) угрозы для качественной подготовки студентов. Согласно исследованиям в области профессионально-педагогического образования наблюдается высокий процент погрешности в планировании подготовки кадров [16], что требует учета взаимосвязи компетенций при проектировании подготовки кадров, который, в свою очередь, приведет к минимизации экономических и дидактических рисков.
Учет взаимосвязи компетенций при проектировании подготовки кадров затруднен, т.к. компетенции представляют собой разнородную текстовую информацию, состоящую из совокупности слов, которые сложно анализировать. Например, синонимы целесообразно объединить в один класс по смыслу, но это сложно сделать в связи с их различным написанием.
В информационно-поисковых системах для работы с подобной информацией используют ее классификацию по ключевым словам. Перспективным направлением для исследования взаимосвязи бизнес-процессов подготовки кадров является классификация компетенций по целям, характеру, области деятельности и уровню образования [17]. Экономические и дидактические риски, связанные с субъективным характером подготовки компетенций, могут быть сведены к минимуму в результате установления между ними смысловых связей на основе формирования моделей классов компетенций, представляющих собой инструмент, объединяющий компетенции различных уровней образования и направлений подготовки по смыслу.
Таким образом, актуальной является проблема учета взаимосвязей в системе подготовки кадров. Проблема может быть решена на основе моделирования классов компетенций, что позволит обоснованно проектировать индивидуальные образовательные траектории с учетом базового образования студентов, объединять группы студентов разных направлений подготовки в потоки для проведения лекций по сходным дисциплинам и т.п.
Таким образом, целью исследования является разработка концепции управления безопасностью подготовки кадров на основе учета взаимосвязей компетенций.
В исследовании выдвинута гипотеза: безопасность процесса подготовки кадров повысится, если оно будет выполняться с помощью моделей классов компетенций. В основе построения моделей классов компетенций положена идея их объединения по смыслу в результате анализа ключевых слов
В соответствии с целью и гипотезой нами разработаны методы планирования образовательных траекторий для студентов с различным базовым образованием и разработки тематических планов лекций на основе построения моделей классов компетенций.
Планирование образовательных траекторий на основе моделей классов компетенций. В таблице 1 приведены модели компетенций [18−20].
Таблица 1
Примеры моделей компетенций
Компетенция |
Модель |
1.Среднее профессиональное образование |
|
ПК 1.7. Способность вести документацию, обеспечивающую учебно-производственный процесс |
Ведение учебной документации (1.1) |
ПК 2.1. Способность проводить педагогическое наблюдение и диагностику, интерпретировать полученные результаты |
Педагогическое наблюдение и диагностика (1.2) |
ПК 3.3. Способность оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений |
Оформление педагогических разработок (1.3) |
ПК 4.1. Способность участвовать в планировании деятельности первичного структурного подразделения |
Участие в планировании подразделения (1.4) |
ПК 4.3. Способность разрабатывать и оформлять техническую и технологическую документацию |
Разработка и оформление технической и технологической документации (1.5) |
2.Бакалавриат |
|
ПК 8. Готовность к осуществлению диагностики и прогнозирования личности рабочих, служащих и специалистов среднего звена |
Прогнозирование личности (2.1) |
ПК 13. Готовность к поиску, созданию, распространению, применению новшеств и творчества в образовательном процессе для решения профессионально-педагогических задач |
Поиск, создание, распространение, применение новшеств и творчества (2.2) |
ПК 21. Готовность к разработке, анализу и корректировке учебно-программной документации подготовки рабочих, служащих и специалистов среднего звена |
Анализ и корректировка учебной документации (2.3) |
ПК 27. Готовность к организации образовательного процесса с применением интерактивных эффективных технологий подготовки рабочих, служащих и специалистов среднего звена |
Организация образовательного процесса (2.4) |
ПК 33. Готовность к повышению производительности труда и качества продукции, экономии ресурсов и безопасности |
Повышение производительности труда и качества продукции, экономии ресурсов и безопасности (2.5) |
3.Магистратура |
|
ПК 7. Способность и готовность организовывать системы оценивания деятельности педагогов и обучающихся |
Организация системы оценивания деятельности (3.1) |
ПК 12. Способность и готовность формулировать научно-исследовательские задачи, решать их с помощью современных технологий и использовать опыт |
Формулировка и решение научно-исследовательских задач (3.2) |
ПК 20. Способность и готовность проектировать образовательную среду в соответствии с современными требованиями экономической деятельности |
Проектирование образовательной среды (3.3) |
ПК 22. Способность и готовность управлять образовательной деятельностью с использованием современных технологий подготовки рабочих (специалистов) |
Управление образовательной деятельностью (3.4) |
ПК 23. Способность и готовность управлять методической, учебной, научно-исследовательской работой с применением современных технологий подготовки рабочих (специалистов) |
|
ПК 36. Способность и готовность контролировать качество результатов труда обучающихся в соответствии с уровнем получаемой квалификации |
Контроль качества результатов труда (3.5) |
Модель компетенции представляет собой модуль дисциплины, в рамках которого выполняется формирование соответствующих компетенций.
В основе построения моделей классов компетенций положена идея объединения моделей компетенций по критерию минимизации экономических и дидактических рисков в результате анализа их моделей.
Минимизация дидактических рисков достигается в результате учета всех компетенций, формируемых на определенном этапе обучения. Экономические риски минимизируются путем объединения компетенций по смыслу в результате устранения дублирования и слов синонимов. Моделью класса компетенций является модель, сформированная в результате объединения моделей компетенций, входящих в класс. Например, для формирования профессиональной ИКТ-компетентности студентов, обучающихся по направлению Профессиональное обучение (по отраслям), структура и содержание модели класса компетенций представлены в таблице 2.
Таблица 2
Модель класса ИКТ-компетенций
для направления подготовки Профессиональное обучение (по отраслям)
Образование |
||
Среднее профессиональное |
Бакалавриат |
Магистратура |
1. Учебно-профессиональная деятельность |
||
М 1.1. Разработка, ведение и оформление учебной документации |
М 2.1. Прогнозирование личности
|
М 3.1. Организация системы оценивания деятельности |
2. Научно-исследовательская деятельность |
||
М 1.2. Педагогическое наблюдение и диагностика |
М 2.2. Поиск, создание, распространение, применение новшеств и творчества |
М 3.2. Формулировка и решение научно-исследовательских задач |
3. Образовательно-проектировочная деятельность |
||
М 1.3. Оформление педагогических разработок |
М 2.3. Анализ и корректировка учебной документации |
М 3.3. Проектирование образовательной среды |
4. Организационно-технологическая деятельность |
||
М 1.4. Участие в планировании подразделения |
М 2.4. Организация образовательного процесса |
М 3.4. Управление образовательной деятельностью |
5. Обучение рабочей профессии |
||
М 1.5. Разработка и оформление технической и технологической документации |
М 2.5. Повышение производительности труда и качества продукции, экономии ресурсов и безопасности |
М 3.5. Контроль качества результатов труда |
В качестве объекта исследования выбраны образовательные траектории для формирования компетентности студентов в рамках дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности», обучающихся по направлению Профессиональное обучение (по отраслям).
Базовое среднее образование студента, обучающегося по направлению бакалавриата «профессиональное обучение» может быть общим (школа), профессиональным, педагогическим или профессионально-педагогическим (ППО). В таблице 3 цифрой «1» отмечены модули, которые могут быть зачтены студенту с учетом его базового образования.
Базовое высшее образование (бакалавриат) студента, обучающегося по направлению магистратуры «профессиональное обучение» может быть профессиональным, педагогическим или профессионально-педагогическим (ППО). В таблице 4 цифрой «1» отмечены модули, которые могут быть зачтены студенту с учетом его базового образования.
Планирование траектории формирования компетентности для студентов с различным базовым образованием выполняется по следующим алгоритмам:
1. Для подготовки бакалавров ППО траектория формирования компетентности включает следующие модули: 1.1 – 1.5 и 2.1 – 2.5. Для студентов, имеющих базовое педагогическое, профессиональное или профессионально-педагогическое образование ряд модулей может быть зачтен в соответствии с таблицей 3.
2. Для подготовки магистров ППО траектория формирования ИКТ-компетентности включает следующие модули: 2.1 – 2.5 и 3.1 – 3.5. Для студентов, имеющих базовое педагогическое, профессиональное или профессионально-педагогическое образование ряд модулей может быть зачтен в соответствии с таблицей 4.
Таблица 3
Зачетные модули дисциплин для подготовки бакалавров ППО
при различном базовом образовании
Модули |
Среднее базовое образование |
||
Педагогическое |
Профессиональное |
Профессионально-педагогическое |
|
М 1.1 |
1 |
0 |
1 |
М 1.2 |
1 |
0 |
1 |
М 1.3 |
1 |
0 |
1 |
М 1.4 |
0 |
1 |
1 |
М 1.5 |
0 |
1 |
1 |
Таблица 4
Зачетные модули дисциплин для подготовки магистров ППО
при различном базовом образовании
Модули |
Высшее базовое образование |
||
Педагогическое |
Профессиональное |
Профессионально-педагогическое |
|
М 2.1 |
1 |
0 |
1 |
М 2.2 |
1 |
0 |
1 |
М 2.3 |
1 |
0 |
1 |
М 2.4 |
0 |
1 |
1 |
М 2.5 |
0 |
1 |
1 |
Оценка эффективности алгоритма выполнялась по минимаксному критерию, в соответствии с которым определялись минимальная и максимальная граница интервала планируемой учебной нагрузки информационной подготовки.
Выполним оценку алгоритма на примере подготовки бакалавров ППО в рамках дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» (табл.3). Максимальная граница учебной нагрузки имеет место для выпускников школ и включает 10 модулей (1.1 – 1.5 и 2.1 – 2.5). Минимальная граница учебной нагрузки имеет место для выпускников организаций ППО и включает 5 модулей (2.1 – 2.5). Поэтому погрешность планирования может составлять 50 %
В соответствии с алгоритмом выпускники со средним профессиональным образованием должны освоить 7 модулей (1.4, 1.5 и 2.1 – 2.5). При традиционном планировании по минимальной границе 5 модулей имеем недостаточную подготовку в 2 модуля, т.е. 20%. При традиционном планировании по максимальной границе 10 модулей имеем избыточную подготовку в 3 модуля, т.е. 30%.
Таким образом, результаты расчетов показывают, что использование алгоритма планирования образовательных траекторий позволяет устранить экономические и дидактические риски.
Результаты исследований внедрены в профессионально-педагогическом институте Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета при подготовке педагогов профессионального обучения в рамках дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности».
Планируется разработка программы автоматизированного планирования образовательных траекторий и продолжение исследований в направлении других дисциплин и направлений подготовки.
Формирование тематических планов лекций на основе моделей классов компетенций. Примеры моделей компетенций [21−25] приведены в таблице 1.
Таблица 5
Примеры моделей компетенций
Направление подготовки |
Компетенция |
Модель |
38.04.01 Экономика |
ПК-3 способность проводить самостоятельные исследования в соответствии с разработанной программой |
проведение самостоятельных исследований в соответствии с разработанной программой (1.1) |
ПК-9 способность анализировать и использовать различные источники информации для проведения экономических расчетов |
анализ и использование источников информации (1.2) |
|
38.04.02 Менеджмент |
ПК-4 способность использовать количественные и качественные методы для проведения прикладных исследований и управления бизнес-процессами |
использование количественных и качественных методов (2.1) |
ПК-8 способность представлять результаты проведенного исследования в виде научного отчета, статьи или доклада |
подготовка научного отчета, статьи, доклада (2.2) |
|
38.04.03 Управление персоналом |
ПК-17 владение методами оценки и прогнозирования рисков в управлении персоналом, анализа травматизма и профессиональных заболеваний |
методы оценки и прогнозирования (3.1) |
ПК-24 владение навыками поиска, сбора, обработки, анализа и систематизации информации по теме исследования, подготовки обзоров, научных отчетов и научных публикаций по актуальным проблемам управления персоналом |
поиск, сбор, обработка, анализ и систематизация информации (3.2); подготовка обзора, научного отчета, научной публикации (3.3) |
|
38.04.04 Государственное и муниципальное управление |
ПК-12 способность использовать информационные технологии для решения различных исследовательских и административных задач |
использование информационных технологии (4.1) |
ПК-14 способность систематизировать и обобщать информацию, готовить предложения по совершенствованию системы государственного и муниципального управления |
систематизация и обобщение информации (4.2) |
|
38.04.05 Бизнес-информатика |
ПК-12 способностью проводить научные исследования для выработки стратегических решений в области ИКТ |
проведение научных исследований (5.1) |
ПК-1 способность готовить аналитические материалы для оценки мероприятий и выработки стратегических решений в области ИКТ |
подготовка аналитических материалов (5.2) |
В основе построения моделей классов компетенций положена идея их объединения по критерию минимизации экономических и дидактических рисков в результате анализа их моделей. Минимизация дидактических рисков достигается в результате учета всех компетенций, формируемых на определенном этапе обучения. Экономические риски минимизируются путем объединения компетенций по смыслу в результате устранения дублирования и слов синонимов. Моделью класса компетенций является модель, сформированная в результате объединения моделей компетенций, входящих в класс. Например, модель класса компетенций, формируемых в рамках дисциплины «Компьютерные технологии в научных исследованиях» (таблица 1) будет иметь вид:
1. Проведение самостоятельных научных исследований в соответствии с разработанной программой с помощью информационных технологий (1.1+5.1+4.1)
2. Поиск, сбор, обработка, анализ, систематизация и обобщение информации с помощью информационных технологий (1.2+3.2+4.2+4.1)
3. Использование количественных и качественных методов оценки и прогнозирования с помощью информационных технологий (2.1+3.1+4.1)
4. Подготовка обзора, научного отчета, научной публикации, доклада, аналитических материалов с помощью информационных технологий (2.2+3.3+5.2+4.1)
Модель классов компетенций позволяет разработать эффективный тематический план лекций при объединении групп студентов разных направлений подготовки в потоки
В качестве объекта исследования рассмотрен тематический план лекций по дисциплине «Компьютерные технологии в научных исследованиях» для подготовки магистров по пяти экономическим направлениям: 38.04.01 Экономика, 38.04.02 Менеджмент, 38.04.03 Управление персоналом, 38.04.04 Государственное и муниципальное управление, 38.04.05 Бизнес-информатика. Для проведения совместных лекций потоку групп необходимо разработать унифицированный тематический план лекций, удовлетворяющий требованиям формирования знаний согласно компетенциям соответствующих образовательных стандартов [13−17].
На основе моделей классов компетенций сформирован типовой тематический план, приведенный ниже.
Тема 1. Проведение самостоятельных научных исследований в соответствии с разработанной программой с помощью информационных технологий: интернет-конференции, Web-семинары, персональные электронные дневники и т.п.
Тема 2. Поиск, сбор, обработка, анализ, систематизация и обобщение информации с помощью информационных технологий: поисковые системы Интернет, MS office, электронные ресурсы объединенного фонда электронных ресурсов «Наука и образование» библиотеки для работы с электронными ресурсами e-library, scopus и др.
Тема 3. Использование количественных и качественных методов оценки и прогнозирования с помощью информационных технологий: статистические методы обработки экспериментальных данных, метод собственных состояний и др.
Тема 4. Подготовка обзора, научного отчета, научной публикации, доклада, аналитических материалов с помощью информационных технологий: регистрация результатов НИР и электронных ресурсов в различных фондах, публикация научных статей в Интернет, MS office, персональные электронные дневники, публикация научных статей в Интернет.
Автоматизация процесса принятия решений при создании тематических планов лекций на основе моделей классов компетенций позволит устранить субъективный подход и минимизировать экономические и дидактические риски.
Таким образом, в статье предложена концепция управления безопасностью подготовки кадров на основе учета взаимосвязей компетенций с помощью моделей классов компетенций. В основе построения моделей классов компетенций положена идея их объединения по смыслу в результате анализа ключевых слов. Концепция реализована в Южно-Уральском государственном университете и Южно-Уральском гуманитарно-педагогическом университете.