Полный текст статьи
Печать

Актуальность данной работы школы по направлению внеурочной деятельности совместно  с психологической службой школы является несомненной в силу ряда причин: проблема использования свободного времени школьников всегда была важной и насущной для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако, наиболее продуктивно, осуществлять воспитание в свободное от обучения время. Стандарты образования закрепили обязательность организации внеурочной деятельности. По итогам реализации проекта у выпускников школы ожидается: более эффективное формирование личностных, предметных и метапредметных результатов образования, мотивационной готовности к профессиональному выбору,  саморазвитию и самообразованию. Основными  участниками реализации проекта являются: заместитель директора, творческая группа учителей начальной школы, психологическая служба школы, педагоги дополнительного образования. Внеурочная деятельность в начальной школе осуществляется  по основным направлениям развития личности обучающихся. Так, спортивно-оздоровительное направление реализуется посредством программ: Общество «Мы за здоровье!», Секция «Дельфинёнок», Кружок «Подвижные игры», Секция «Танцуем весело».Духовно-нравственное, представлено факультативом «Я - гражданин» и клубом «Эколог и Я».Социальное: Мастерская самосовершенствания  «Я - личность», Акции «Добрая дорога детства».Общеинтеллектуальное представлено очень широко, т.к наша школа с углубленной программой обучения и это направление традиционное: Кружок «Планета загадок», Научное общество «Юный исследователь», Клуб знатоков, Игровой клуб «Умники и умницы», Кружок «Юный математик», Кружок «Юный информатик».Общекультурное: Литературная гостиная «Читай-ка», Творческая мастерская «Юный самоделкин», Творческая мастерская  «Оригами», Краеведческая гостиная«Край родной, навек любимый…».      Структура  и формы  организации внеурочной деятельности определены на основе изучения мнения родителей (законных представителей) и возможностей педагогического коллектива школы.

Важную роль в управлении проектом отводится социально-психологическому мониторингу. Мониторинг необходим, чтобы постоянно отслеживать происходящие в реальной предметной среде явления, с тем, чтобы включать результаты текущих наблюдений в процесс управления. Во-первых, отслеживаются параметры деятельности (ее трудности, препятствия, искажения). Во-вторых, осуществляется наблюдение, даются оценка и прогноз психического состояния обучающегося в процессе развития личности.Мы используем несколько форм мониторинга: стартовую и финишную диагностику; экспресс-диагностику социально и профессионально важных параметров по отношению к внеурочной деятельности. Проведя анализ модели внеурочной деятельности в начальной школе,мы увидели, что возникают проблемы преемственности при переносе в среднее звено, и полна идентичность невозможна в силу определенных причин: разные возрастные особенности обучающихся, разные подходы в руководстве внеурочной деятельность. В ходе работы была выдвинута гипотеза: система работы по преемственности между начальной и основной школой во внеурочной деятельности повысит уровень профессиональной компетентности педагогов, большинство обучающихся будут вовлечены во внеурочную деятельность и увеличится процент родителей, заинтересованных в развитии разных граней личности своего ребёнка. Мы ожидали, что ключевым изменением будет создание системы преемственности между начальной и основной школой в вопросах организации и методического сопровождения внеурочной деятельности. В настоящий момент времени, сделанный нами ретроспективный анализ показывает, что планируемые изменения достигнуты.

В настоящий момент времени нами получены следующие результаты:

  1. Разработан и апробирован пакет методических материалов, включающих формы и методы оптимальной организации ВД: обновлено положение об организации ВД в начальной школе, должностные инструкции педагогов начальной школы, созданы инструкции для педагогов основной школы по соблюдению преемственности во ВД, приказ по организации наставничества в вопросах ВД, выступления на конференциях, научные публикации.
  2. Осуществлена трансляция опыта применения педагогических технологий во ВД в условиях ФГОС через участие в единых школьных методических днях,педсоветах,семинарах,заседаниях МО начальной школы и предметных МО, научно-практических конференциях.
  3. Разработано и апробировано комплексное психолого-педагогическое сопровождение ВД в начальных классах и на этапе перехода в основную школу (4,5,6,7,8 классы), включающее: социально-психологическую тетрадь для мониторинга эффективности ВД  для обучающихся, родителей и педагогов, информационные буклеты по ВД для различных участников образовательного процесса;анкеты и интервью для всех участников образовательного процесса по вопросам удовлетворенности ВД.