Особенности калькулирования себестоимости в организациях общественного питания

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Сокольская Е. И. Особенности калькулирования себестоимости в организациях общественного питания // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 31. – С. 186–190. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970052.htm.
Аннотация. Управление себестоимостью продукции предприятий – планомерный процесс формирования затрат на производство всей продукции себестоимости отдельных изделий, контроль за выполнением заданий по снижению себестоимости продукции, выявление резервов ее снижения.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Сокольская Елена Игоревна,старший преподаватель кафедры бухгалтерского учета и финансовКазанского кооперативного института (филиал) Российского университета кооперации, г.Казаньelena.sokolskaya24@yandex.ru

Особенности калькулирования себестоимостив организациях общественного питания

Аннотация.Управление себестоимостью продукции предприятий планомерный процесс формирования затрат на производство всей продукции себестоимости отдельных изделий, контроль за выполнением заданий по снижению себестоимости продукции, выявление резервов ее снижения.Ключевые слова:себестоимость, калькуляция, бухгалтеркалькулятор,затраты, статьи затрат.

На предприятиях питания производится приготовление пищи и ее реализация непосредственно потребителям. Такимобразом, в отличие от розничных торговых предприятий на предприятиях питания торговые функции сочетаются с производственными. Однако от производственных предприятий они отличаются тем, что произведенная ими продукция реализуется, как правило, в тот же день, главным образом населению, за наличный расчет.Обобщающим показателем и конечным результатом характеризующим всю деятельность предприятий питания, является объем товарооборота. Он состоит из двух частей:

оборота продукции собственного производства;

оборота покупных товаров.К продукции собственного производств относят продукцию, которую подвергают тепловой или холодной кулинарной обработке (первые, вторые, третьи блюда, горячие и холодные закуски, и др.), а также продукцию, продаваемую порциями (молочнокислые продукты, масло, сыр и др.).Покупными товарами принято называть продукты питания без технологической (горячей и холодной) обработки,В состав товарооборота на предприятиях питания включается:

продажа населению продукции собственного производства и покупных товаров для потребления непосредственно на месте через обеденный зал или буфет,

включая отпуск обедов на дом, через магазины, отделы кулинарии, палатки, киоски, развозную и разносную сеть;

продажа продукции собственного производства и покупных товаров рабочим и служащим с последующим удержанием стоимости из заработной платы.Для успешного функционирования предприятий питания требуется рационально организованный бухгалтерский учет и контроль, обеспечивающий получение точных данных выпуска продукции и товарооборота по видам реализации в натуральном и денежном выражениях.Среди основных задач учетав организациях общественного питания можно выделить:

выполнение плана по выпуску продукции собственного производства и плана товарооборота;

устанавливают цену одного блюда путем деления продажной стоимости сырьевого набора блюд на 100.Цены на гарниры и соусы рассчитывается отдельно. Стоимость специй используемых на приготовление блюд и подаваемых к столу, включают калькуляцию стоимости всех первых, вторых блюд и холодной закуски, раскладках которых они предусмотрены.Соль входит в калькуляцию блюд фиксированной ценой на 100 блюд.Если в сырьевом наборе изменились компоненты и цены на сырье и продукты, то рассчитывается новая продажная цена в следующей свободной графе калькуляционной карточки с указанием в заголовке даты происшедших изменений.Правильность вычисления цены блюда или изделия подтверждается подписями заведующего производством и лица, составляющего калькуляцию, и утверждается руководством предприятия.Процесс производства в организациях общественного питания связан с приготовлением блюд и определением их себестоимости.Это достаточно сложный и трудоемкий процесс, требующий особых навыков у бухгалтеракалькулятора.Основными элементами системы управления себестоимостью продукции являются прогнозирование и планирование, нормирование затрат, учет и калькулирование, анализ и контроль за себестоимостью. Все они функционируют в тесной взаимосвязи друг с другом.На предприятиях общественного питания накануне составляется для приготовления продукцииПланменю. В нем указываются наименования и номера блюд по карточкам или по Сборнику рецептур, а также количество намеченных к приготовлению блюд.Группировка блюд в планеменю осуществляется по видам (холодные, закуски, первые, вторые, третьи блюда и т.д.). При этом учитывается фактическоеналичие продуктов и сырья в кладовых, а также спрос покупателей, время года,производственная мощность и т.д. на основании планаменюи учитывая остатоксырья на производстве (кухне) определяется суточная потребность в продуктах, наосновании которой выписывается требование. В требовании указываютсянаименования затребованных продуктов, единицы измерения, их количество.Данный документ служит основанием для получения сырья из кладовой.Планменю и требование составляются в одном экземпляре, подписываются заведующим производством и утверждаются руководителем предприятия. На основании планаменю в бухгалтерии устанавливаются розничные ценына блюда и составляется меню непосредственно для покупателей. В меню кроме наименования блюда и его стоимости, исчисленной в калькуляции, указывается также масса в готовом виде.Калькуляция стоимости блюд проводится в технологических картах, которые заполняются на основе сборников рецептур, а при изготовлении новых блюд рецептура разрабатывается технологами совместно с поварами. Если блюдо придумывается специалистами предприятия, то появляется необходимость в документировании процесса его приготовления. Основанием для утверждения технологии изготовления служит акт проработки нового блюда. До утверждения технологии приготовления блюда, необходимо несколько раз его приготовить, записывая значения расхода продуктов в бруттои неттооценке на 1, 10 или 100 порций, а также определить массу блюда в готовом виде. Повар, технолог и бухгалтеркалькулятор, по результатам составляют акт проработки созданного блюда по всем осуществляемым проработкам, который затем утверждает руководитель организации.На основании акта проработки формируются итоговые (усредненные) данные о расходе ингредиентов. Полученные результаты становятсянормой закладки продуктов в данное блюдо. После этого технолог заполняет технологическую карту, в которой отражает информациюо составеингредиентов блюда, нормах расхода продуктов в бруттои неттооценке, массе блюда в готовом виде. Также в технологической карте подробно описывается технология приготовления блюда.В технологической карте отражается масса брутто продукта или блюда до прохождения холодной и горячей обработок. Именно по брутто рассчитывается себестоимость и при продаже списывается количество. После холодной обработке также определяется масса или объем, и устанавливается неттокомпонент. В процессе горячей обработки изменяется процент неттокомпонента, и устанавливается масса выхода продукта в готовом виде. По результатам записей в технологической карте, бухгалтеркалькулятор заполняет калькуляционную карточку. Продажные цены рассчитываются в калькуляционной карточке отдельно на каждое блюдо или изделие кухни.В калькуляционной карточке определяется продажная цена отдельно на каждое изделие кухни.Длясоставлениякалькуляции бухгалтерукалькулятору необходимо знать: ассортимент выпускаемых блюд, который составляется заведующим производством и отражается в планеменю, нормы закладки сырья по сборнику рецептур, а также цены на продукты и сырье.В калькуляционной карточке указываются:

порядковый номер калькуляционной карточки, который показывается дробью, где в числителе находится порядковый номер калькуляционной карточки по регистрации, а в знаменателе номер блюда по прейскуранту постоянно действующих цен;

номер рецептуры и название сборника, из которого взята рецептура;

наименование продуктов;

количество продуктов на 100 порций (блюд) или 10 кг (соуса, гарнира, фарша и т.д.), в килограммах по нормам закладки;

продажная цена 1 кг продукта (розничная цена плюс наценка);

продажная стоимость набора сырья на 100 порций;

продажная цена 1 порции (после округления цен);

выход готовой продукции в граммах.[2]

Составление калькуляционнойкарточкии определение продажной цены блюда производится в следующем порядке:

по плануменю определяется ассортимент блюд, на которые необходимо составить калькуляционный расчет;

на основании сборника рецептур формируются нормы вложения сырья на каждое отдельное блюдо;

определяются продажные цены на сырье, подлежащие включению в калькуляцию;

исчисляется стоимость сырьевого набора блюда путем умножения количества сырья каждого наименования на продажную цену и суммирования полученного результата;

формируется продажная цена одного блюда делением продажной стоимости сырьевого набора блюд (порций) на 100.В некоторых случаяхперечень ингредиентов в технологической карте может не совпадатьс калькуляционной карточкой. Это связано с тем, что некоторые составляющие не имеют цены, а значит и не влияют на себестоимость блюда и не показываются в калькуляционной карточке. Ценаодного блюда, порции одного изделия округляетсядо целойкопейки. Правильность каждого исчисления продажной цены блюда должно быть подписано заведующим производством, бухгалтеромкалькулятором и утверждено директором организации. Расшифровка подписей указывается в первой графе по соответствующим строкам.Калькуляционные карточки нумеруются и регистрируются в специальном реестре после подписей лиц, несущих ответственность за правильность установления цен.Рассчитанные в ранее указанном порядке цены сохраняются до изменения норм и перечня продуктов в сырьевом наборе блюд или цен на продукты. Если имеются такие изменения, то новые продажные цены блюд данного наименования рассчитываются в следующей свободной графе калькуляционной карточки с проставлением в заголовке этой графы даты изготовления блюда. Если цена изменилась, то составляется акт изменения цен.Торговые надбавки, наценки на продукты, товары используются для возмещения издержек производства и являются источником дохода.Торговые наценки на предприятиях питания представляют собой разницу между стоимостью продуктов, товаров по окончательным продажным ценам и их покупной стоимостью.Учет наценок ведется на пассивном счете 42/3 «Торговая наценка пор товарам и продуктам на предприятиях питания». По кредиту счета 42/3 в течение месяца записывают наценки по оприходованным товарам. Наценка является валовым доходом предприятия питания. Доход получают только от реализованных продуктов, товаров. Поэтому в конце месяца сумму наценки, произведенную на все оприходованные товары, необходимо разделить на сумму наценки, относящуюся к остатку товаров и к реализованным товарам.Таким образом, сумму торговых наценок по реализованным продуктам и товарам исчисляют в конце месяца по среднему проценту путем составления расчета аналогичной формы так же, как и в розничных торговых предприятиях.Исчисленная сумма реализованных наценок отражается в учете записью: Дт 90 Кт 42/3Издержки обращения и производства (без стоимости сырьевого набора блюд) в предприятиях питания учитываются на счете 44 "расходы на продаж.Стоимость сырьевого набора блюд является важной частью общей совокупности издержек, но при планировании и учете к издержкам предприятии питания не относится. Она учитывается отдельно на счете 20 «Основное производство». Такое четкое разграничение двух важнейших элементов продажной цены продукции питания позволяет организовать систематический контроль как за соблюдением сметы издержек, так и за сохранностью сырья, находящегося в производстве(на кухне) в подотчете у материальноответственных лиц.По дебету счета 20 отражается стоимость поступившего на кухню сырья, а по кредиту счета стоимость сырья списанного в расход, как использованного для производства проданной и отпущенной продукции. Сальдо по счету 20 показывает стоимость нереализованной готовой продукции, остаток необработанного сырья и полуфабрикатов, находящихся в производстве (на кухне).По окончании процесса производства готовой продукции наступает стадия ее реализации. Реализацияпродукции собственного производства и покупных товаров непосредственно населению или другим потребителям составляет розничный товарооборот.Учет реализации продукции собственного производства и покупных товаров ведется на счете 90 «Продажи».[4]Исчисленные данным способом продажные цены на блюда и изделия необходимо сравнить с ранее действующими ценами на такие же блюда и внимательно проанализировать причины возможных отклонений.Нужно отметить, что цены на соусы и гарниры также исчисляются на отдельной карточке.Цены на полуфабрикаты и кулинарные изделия рассчитываются методом калькуляции исходя из стоимости сырьевого набора продукции по продажным ценам.В организациях общественного питания,как правило,не определяется полная фактическая себестоимость блюд. В составе себестоимости отражается только стоимость сырья и полуфабрикатов, а все остальные затраты учитывают в составерасходов на продажу. При этом организациизанятые выпуском полуфабрикатов для дальнейшей перепродажи используют счет 20 «Основное производство» в качестве материального счета.Рестораны и кафе для определения себестоимости счет 20 не используют, а списанное в производствосырье учитывают на отдельном счете 41 «Товары»

субсчет «Товары на кухне (в производстве)».Таким образом, организации данной сферы деятельности совмещают, как правило, производство и торговлю, могут находиться на различных режимах налогообложения. Калькулирование себестоимости продукции предприятий общественного питания достаточно сложный процесс, результаты которого напрямую влияют на налогооблагаемую базу и финансовое состояние.

Ссылки на источники1.Кондраков Н.П., Иванова М.А. Бухгалтерский управленческий учет. Учеб. пособие.

М.:ИНФРА–М, 2003.2.Вахрушина М.А., Карпова Т.П., Петров А.М. и др. «Бухгалтерский учет в сфере услуг» (изд. М. «Рид Групп» 2011г.)3.Галимарданова Н.М. Инвентаризация и естественная убыль материальнопроизводственных запасов / Н.М. Галимарданова // Ученые записки Казанской государственной академии ветеринарной медицины им. Н.Э. Баумана. 2012.Т.211.С.373375.4.Муканбетов Л.Б., Миннигалеева В.З. Проблемы бухгалтерского учета продажи готовой продукции / Л.Б. Муканбетов, В.З. Миннигалеева// Направления совершенствования формирования учетноаналитической информации в условиях решения современных проблем национальной экономики. Материалы Международной научнопрактической конференции. Под редакцией Насретдинова И.Т. –Казань.2014.С.100101