Возможности физической культуры в снижении уровня агрессии студентов
Выпуск:
ART 970087
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Сапегина
Т.
А. Возможности физической культуры в снижении уровня агрессии студентов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2017. – Т. 31. – С.
361–365. – URL:
http://e-koncept.ru/2017/970087.htm.
Аннотация. Изменения, которые происходят в обществе, приносят в нашу жизнь новые проблемы, одна из которых – агрессивное поведение молодежи. В статье рассматриваются вопросы организации образовательного процесса по физическому воспитанию средствами невербального общения для снижения уровня агрессии у студентов педагогического вуза.
Текст статьи
Сапегина Татьяна Алексеевна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры физическоговоспитания, ФГАОУВО «Российский государственный профессиональнопедагогический университет», г. Екатеринбургt.sapegina54@yandex.ru
Возможности физической культуры в снижении уровня агрессии студентов
Аннотация.Изменения, которые происходят в обществе, приносят в нашу жизнь новые проблемы, одна из которых –это агрессивное поведение молодежи. В статье рассматриваются вопросы организации образовательного процесса по физическому воспитанию средствами невербального общения для снижения уровня агрессии у студентовпедагогического вуза.Ключевые слова:физическая культура,невербальное общение, агрессивное поведение, студенты.
Проблема агрессии является одной из самых острых проблем социальной сферы российского общества. Сложная экономическая и идеологическая обстановка нашего обществаоказывает отрицательное воздействие на различные возрастные категории, но особенно большое влияние оказывает на молодое поколение. Именно в этом возрасте формируются поведенческие установки, личностные качества, закладывается фундамент будущего.Студенты,являющиеся значительнойчастьюмолодежи,также подвержены этому процессу, вследствие чего можно наблюдать у них возрастание тревожного состояния, психологической неустойчивости к различным внешним факторам, отмечается рост уровня агрессивного поведения.Агрессия –это форма поведения, которая направлена на оскорбление или нанесение вреда другому индивиду[1].Молодежь является одной из наименее психологически и социально защищенных групп населения, которой присущи негативные эмоциональные переживания, повышенный уровень тревожности, а также недостаток простого человеческого общения, повальное увлечение компьютерными играми, уход в виртуальный мир, где часто искажена реальная картина мира, заставляют решать свои сложные проблемы посредством агрессивного поведения.В настоящее время ускоряется темп жизни, который сопровождается каждодневными психологическими перегрузками, различными стрессами, неуверенностью в завтрашнем дне, все это оказывает негативное влияние на здоровье современных студентов. Интенсификация учебной деятельности, которая требует от студентов большого напряжения умственной работы, увеличение учебной нагрузки ведет к переутомлению, возникновению нервных срывов, особенно в период экзаменационной сессии. Это приводит к частому возникновению агрессивного поведения у студентов.Во время учебы студенты мало бывают на свежем воздухе, нерегулярно питаются, мало времени отводят на сон, поэтому восстановительные процессы протекают медленнее, иэтотожеувеличивает вероятность проявления агрессивного поведения.Основной задачей физического воспитания в вузе является повышение функционального состояния организма студентов, развитие их физических возможностей, что является фундаментом их высокой работоспособности, а также повышением адаптационных возможностейорганизма и снижением негативного эмоционального напряжения. Занятия физической культурой и являются одним из главных составляющих здорового образа жизни студента.Основная особенностьфизической культуры –это влияние на эмоциональное состояние человека, которое проявляется в чувстве бодрости, радости, удовлетворенности, жизнерадостного настроения.Регулярные занятия физическими упражнениямиаэробной направленности не только способствуют в развитии выносливости, которая напрямую связана с уровнемработоспособности человека, но и помогают снизить уровень тревоги и напряженности, что приводит к положительным психологическим эффектам.Одной из главных задач высшего образования является подготовка высококвалифицированных специалистов, которые обладаютбольшим набором профессиональных качеств, необходимыхим для профессионального роста. Высшее образование ставит перед собой задачу формирования образовательной среды для подготовки будущих специалистов с учетом новых Образовательных Стандартов.Особенности педагогической деятельности предъявляют высокие требования к профессиональной подготовке будущих педагогов.Они включают в себяположительное отношение к будущей профессиональной деятельности, специальные способности и черты характера, хорошо развитые психические процессы, стрессоустойчивость и многое другое. Педагог должен уметь переноситьполученные знания и умения из одной сферы деятельности в другую в постоянно меняющихся условиях образовательного процесса и сохранять эффективностьобучения.Важнойпроблемойсовременной подготовки педагоговявляется формирование систематизированной базы знаний, умений и интегративных качеств личности будущего педагога,чтобыграмотно и квалифицированно осуществлятьпедагогическую деятельность, направленную на помощь в социализацииучащихсяи создание условий для успешной самореализацииихв социуме.Будущие педагоги должны быть готовы для ведения педагогической деятельности в среде учащихся с агрессивным поведением.Организация педагогического процесса при подготовке будущих педагогов должна быть осуществлена в три этапа. Диагностический этап –необходимо выявить уровень сформированности у будущих педагогов компетенции в профилактике и коррекции агрессивного поведения и определить дальнейший план работы.Формирующий этап –научить способам решения конфликтных ситуаций и выбору оптимальных действий.Результативный этап должен показать сформированность компетенции для профилактики и коррекции агрессивного поведения учащихся.При низком уровне сформированности этогокомпонента педагогической деятельности у преподавателя отсутствуют умения, необходимые для профилактики агрессивного поведения учащихся. При среднем уровне эти умения сформированы, но педагог может проявить их только в некоторых ситуациях, а методы не отличаются разнообразием. При высоком уровне –умения сформированы, применяются в реальных педагогических ситуациях вполне сознательно.Физическое воспитание является важной частью системы комплексного формирования личности. Регулярные занятия физическими упражнениями развивают физические качества человека, улучшают функциональное состояние, так как во время занятий повышается кровоснабжение организма, благодаря чему клетки получают в достаточном количестве питательные вещества, следовательно, они лучше выполняют свои функции, быстрее протекают восстановительные процессы. Физическое здоровье отражает и уровень развития психического здоровья.Физическая культура в вузе, учитывая адаптационные возможности и образовательный потенциал, не только улучшает функциональное состояние организма, повышает уровень физической подготовленности, но и содействует развитию психических функций и формированию положительных качеств личности студентов.Одним из главных качеств будущего педагога является коммуникативность.Организация педагогического процесса в вузе должна быть направлена на приобретение навыков межличностного общения, на формирование коммуникативных способностей будущих педагогов. Коммуникативные способности, общение являются неотъемлемой частью педагогического мастерства, которое необходимо для профилактики агрессивного поведения учащихся.Общение –это одно из главных условий психологического развития личности, его социализации.Это глубокий процесс налаживания контактов между людьми и дальнейшего установления их взаимоотношений, что необходимо для осуществления совместной деятельности посредством знаковых систем. Во время этого процесса происходит не только обмен информацией, выработка единой стратегии взаимодействия, но такжевосприятие, понимание иадекватная оценка поведения собеседника.Очень часто у молодых людей не выработаны навыки понимания состояния других людей, они не умеют наблюдать и адекватно оценивать происходящие события, у них не формируется отношение к внутреннему миру собеседника, котороечасто выражается в жестах, мимике, все это затрудняет межличностные контакты. Очень важно научить будущих педагогов навыкам общения, помочь в понимании других людей с помощью восприятия их поведения.Структура общения основана на трех взаимосвязанных аспектах.Коммуникативный аспект отвечает за передачу информации между общающимися людьми.Интерактивный аспект общения помогает вырабатывать единую стратегию взаимодействия.Перцептивный –дает возможность создать психологический образ человека на основе его физических характеристик.В образовательном процессе информация передается вербально, с помощью речи, так и с помощью невербальных способов общения.Невербальные способы общения –это такой вид общения, для которого является характерным использование невербального поведения и невербальной коммуникации в качестве главного средства подачи информации, организации взаимодействия, формирования образа и понятия о партнере, осуществления влияния на другого человека [2].Речь человека напрямую связана с его сознанием, а невербальные способы общения проявляются неосознанно, так как передают эту информацию посредством жестов, мимики и т.д.По нашему мнению, именно в педагогических вузах необходимо изучать невербальные средства общения, помочь студентам овладеть навыками невербального общения, так как это даст возможность получить дополнительную и очень важную информацию о личности учащихся, что поможет добиться успеха в педагогической деятельности и эффективности в профилактике агрессивного поведенияи коррекции негативных характеристик учеников.На занятиях по физическому воспитанию происходит непосредственное общение преподавателя и студента. Педагог должен владеть навыками коммуникативного общения, чтобы понять и прочувствовать настроение учащихся и помочь им получить на занятии положительные эмоции.Общение на занятиях происходит независимо от уровня общительности студентов, особенно во время игровых ситуаций, когда необходимо согласованное взаимодействие, принятие совместных решений. Знание невербальных способов общения, коммуникативного поведения помогут найти наиболее эффективные ситуации взаимодействия, адекватно оценить участников общения. Поэтому, мы считаем, что именно на занятиях по физическому воспитанию с применением спортивных игрстуденты имеют возможность научиться пользоваться невербальными средствами общения, которые являются наиболее информативными, что позволит будущим педагогам развить свои коммуникативные способности, позволяющие им добиться высокого профессионализма в будущей деятельности.Положительный опыт общения, полученный студентами на занятиях по физическому воспитанию, может быть перенесен учащимися в их повседневную жизнь. Это поможет снизить негативное влияние внешних факторов, расширить возможность межличностного общения, дать установки на положительное восприятие собеседника.Научившись понимать собеседника, молодые люди будут лучше понимать поведение и настроение людей, что приведет к снижению агрессивного поведения, улучшит их эмоциональное восприятие действительности, положительному взгляду на окружающий их мир, поможет обрести друзей и активную жизненную позицию.Для изучения внутренней стороны межличностного общения необходимо рассмотреть реактивную тревожность (как состояние человека) и личностную тревожность (как устойчивую характеристику).Состояние высокой напряженности является мешающим фактором в межличностном общении, что может вызывать агрессивное поведение учащихся.Исследуя уровень реактивной тревожности, который показывает эмоциональный фон, было определено,что у студентов, имеющих склонность к агрессивному поведению, реакция возбуждения преобладает над реакцией торможения. Высокий уровень тревожности вызывает напряженность в межличностном общении, что негативно сказывается на формировании социального поведения.Личностная тревожность характеризуется состоянием человека, который воспринимает даже самые безобидные ситуации как угрожающие. Человек находится в беспокойном и напряженном состоянии, что может вызвать эмоциональный срыв. Сама по себе тревожность не является негативной чертой, так как оптимальный уровень тревожности есть характеристика активной личности. В данной ситуации нас интересует состояние тревоги как ответная реакция на стрессовую ситуацию.Ситуативная тревога является характеристикой психической напряженности межличностного взаимодействия и показателем удовлетворенности или неудовлетворенности общения.В исследованияхСапегиной Т.А. и Ольховской Е.Б.было рассмотрено влияние физических упражнений на состояние эмоциональной сферы учащихся. Было доказано, что студенты, регулярно посещающие занятия физической культурой не только способствуют физическому и функциональному развитию своего организма, но и что уровень их тревожности имеет оптимальный показатель, находясь в зоне умеренных величин. Все это дает основания предположить, что оптимизируя эмоциональную сферу студентов, мы создаем возможность для формирования адекватного поведения учащихся и снижения уровня агрессии.Организация образовательного процесса в высших учебных заведениях с использованием средств физической культуры будет способствовать повышению интереса к здоровому образу жизни и регулярным занятиям физической культурой студентов, что поможет им не только в сохранении и укреплении здоровья, но и улучшении психического здоровья, что неизменно приведет к снижении агрессивного поведения студентов.
Ссылки на источники1.СапегинаТ.А., Ольховская Е.Б. Предупреждение девиантного поведения студентов средствами физкультурноспортивной деятельности // Научнометодический электронный журнал Концепт. –2015. –Т. 13. –С. 23162320.2.Сапегина Т.А. Возможности невербального общения в формировании коммуникативной компетенции // NaukaRastudent.ru. –2014. –№122(12). –С. 9.
Возможности физической культуры в снижении уровня агрессии студентов
Аннотация.Изменения, которые происходят в обществе, приносят в нашу жизнь новые проблемы, одна из которых –это агрессивное поведение молодежи. В статье рассматриваются вопросы организации образовательного процесса по физическому воспитанию средствами невербального общения для снижения уровня агрессии у студентовпедагогического вуза.Ключевые слова:физическая культура,невербальное общение, агрессивное поведение, студенты.
Проблема агрессии является одной из самых острых проблем социальной сферы российского общества. Сложная экономическая и идеологическая обстановка нашего обществаоказывает отрицательное воздействие на различные возрастные категории, но особенно большое влияние оказывает на молодое поколение. Именно в этом возрасте формируются поведенческие установки, личностные качества, закладывается фундамент будущего.Студенты,являющиеся значительнойчастьюмолодежи,также подвержены этому процессу, вследствие чего можно наблюдать у них возрастание тревожного состояния, психологической неустойчивости к различным внешним факторам, отмечается рост уровня агрессивного поведения.Агрессия –это форма поведения, которая направлена на оскорбление или нанесение вреда другому индивиду[1].Молодежь является одной из наименее психологически и социально защищенных групп населения, которой присущи негативные эмоциональные переживания, повышенный уровень тревожности, а также недостаток простого человеческого общения, повальное увлечение компьютерными играми, уход в виртуальный мир, где часто искажена реальная картина мира, заставляют решать свои сложные проблемы посредством агрессивного поведения.В настоящее время ускоряется темп жизни, который сопровождается каждодневными психологическими перегрузками, различными стрессами, неуверенностью в завтрашнем дне, все это оказывает негативное влияние на здоровье современных студентов. Интенсификация учебной деятельности, которая требует от студентов большого напряжения умственной работы, увеличение учебной нагрузки ведет к переутомлению, возникновению нервных срывов, особенно в период экзаменационной сессии. Это приводит к частому возникновению агрессивного поведения у студентов.Во время учебы студенты мало бывают на свежем воздухе, нерегулярно питаются, мало времени отводят на сон, поэтому восстановительные процессы протекают медленнее, иэтотожеувеличивает вероятность проявления агрессивного поведения.Основной задачей физического воспитания в вузе является повышение функционального состояния организма студентов, развитие их физических возможностей, что является фундаментом их высокой работоспособности, а также повышением адаптационных возможностейорганизма и снижением негативного эмоционального напряжения. Занятия физической культурой и являются одним из главных составляющих здорового образа жизни студента.Основная особенностьфизической культуры –это влияние на эмоциональное состояние человека, которое проявляется в чувстве бодрости, радости, удовлетворенности, жизнерадостного настроения.Регулярные занятия физическими упражнениямиаэробной направленности не только способствуют в развитии выносливости, которая напрямую связана с уровнемработоспособности человека, но и помогают снизить уровень тревоги и напряженности, что приводит к положительным психологическим эффектам.Одной из главных задач высшего образования является подготовка высококвалифицированных специалистов, которые обладаютбольшим набором профессиональных качеств, необходимыхим для профессионального роста. Высшее образование ставит перед собой задачу формирования образовательной среды для подготовки будущих специалистов с учетом новых Образовательных Стандартов.Особенности педагогической деятельности предъявляют высокие требования к профессиональной подготовке будущих педагогов.Они включают в себяположительное отношение к будущей профессиональной деятельности, специальные способности и черты характера, хорошо развитые психические процессы, стрессоустойчивость и многое другое. Педагог должен уметь переноситьполученные знания и умения из одной сферы деятельности в другую в постоянно меняющихся условиях образовательного процесса и сохранять эффективностьобучения.Важнойпроблемойсовременной подготовки педагоговявляется формирование систематизированной базы знаний, умений и интегративных качеств личности будущего педагога,чтобыграмотно и квалифицированно осуществлятьпедагогическую деятельность, направленную на помощь в социализацииучащихсяи создание условий для успешной самореализацииихв социуме.Будущие педагоги должны быть готовы для ведения педагогической деятельности в среде учащихся с агрессивным поведением.Организация педагогического процесса при подготовке будущих педагогов должна быть осуществлена в три этапа. Диагностический этап –необходимо выявить уровень сформированности у будущих педагогов компетенции в профилактике и коррекции агрессивного поведения и определить дальнейший план работы.Формирующий этап –научить способам решения конфликтных ситуаций и выбору оптимальных действий.Результативный этап должен показать сформированность компетенции для профилактики и коррекции агрессивного поведения учащихся.При низком уровне сформированности этогокомпонента педагогической деятельности у преподавателя отсутствуют умения, необходимые для профилактики агрессивного поведения учащихся. При среднем уровне эти умения сформированы, но педагог может проявить их только в некоторых ситуациях, а методы не отличаются разнообразием. При высоком уровне –умения сформированы, применяются в реальных педагогических ситуациях вполне сознательно.Физическое воспитание является важной частью системы комплексного формирования личности. Регулярные занятия физическими упражнениями развивают физические качества человека, улучшают функциональное состояние, так как во время занятий повышается кровоснабжение организма, благодаря чему клетки получают в достаточном количестве питательные вещества, следовательно, они лучше выполняют свои функции, быстрее протекают восстановительные процессы. Физическое здоровье отражает и уровень развития психического здоровья.Физическая культура в вузе, учитывая адаптационные возможности и образовательный потенциал, не только улучшает функциональное состояние организма, повышает уровень физической подготовленности, но и содействует развитию психических функций и формированию положительных качеств личности студентов.Одним из главных качеств будущего педагога является коммуникативность.Организация педагогического процесса в вузе должна быть направлена на приобретение навыков межличностного общения, на формирование коммуникативных способностей будущих педагогов. Коммуникативные способности, общение являются неотъемлемой частью педагогического мастерства, которое необходимо для профилактики агрессивного поведения учащихся.Общение –это одно из главных условий психологического развития личности, его социализации.Это глубокий процесс налаживания контактов между людьми и дальнейшего установления их взаимоотношений, что необходимо для осуществления совместной деятельности посредством знаковых систем. Во время этого процесса происходит не только обмен информацией, выработка единой стратегии взаимодействия, но такжевосприятие, понимание иадекватная оценка поведения собеседника.Очень часто у молодых людей не выработаны навыки понимания состояния других людей, они не умеют наблюдать и адекватно оценивать происходящие события, у них не формируется отношение к внутреннему миру собеседника, котороечасто выражается в жестах, мимике, все это затрудняет межличностные контакты. Очень важно научить будущих педагогов навыкам общения, помочь в понимании других людей с помощью восприятия их поведения.Структура общения основана на трех взаимосвязанных аспектах.Коммуникативный аспект отвечает за передачу информации между общающимися людьми.Интерактивный аспект общения помогает вырабатывать единую стратегию взаимодействия.Перцептивный –дает возможность создать психологический образ человека на основе его физических характеристик.В образовательном процессе информация передается вербально, с помощью речи, так и с помощью невербальных способов общения.Невербальные способы общения –это такой вид общения, для которого является характерным использование невербального поведения и невербальной коммуникации в качестве главного средства подачи информации, организации взаимодействия, формирования образа и понятия о партнере, осуществления влияния на другого человека [2].Речь человека напрямую связана с его сознанием, а невербальные способы общения проявляются неосознанно, так как передают эту информацию посредством жестов, мимики и т.д.По нашему мнению, именно в педагогических вузах необходимо изучать невербальные средства общения, помочь студентам овладеть навыками невербального общения, так как это даст возможность получить дополнительную и очень важную информацию о личности учащихся, что поможет добиться успеха в педагогической деятельности и эффективности в профилактике агрессивного поведенияи коррекции негативных характеристик учеников.На занятиях по физическому воспитанию происходит непосредственное общение преподавателя и студента. Педагог должен владеть навыками коммуникативного общения, чтобы понять и прочувствовать настроение учащихся и помочь им получить на занятии положительные эмоции.Общение на занятиях происходит независимо от уровня общительности студентов, особенно во время игровых ситуаций, когда необходимо согласованное взаимодействие, принятие совместных решений. Знание невербальных способов общения, коммуникативного поведения помогут найти наиболее эффективные ситуации взаимодействия, адекватно оценить участников общения. Поэтому, мы считаем, что именно на занятиях по физическому воспитанию с применением спортивных игрстуденты имеют возможность научиться пользоваться невербальными средствами общения, которые являются наиболее информативными, что позволит будущим педагогам развить свои коммуникативные способности, позволяющие им добиться высокого профессионализма в будущей деятельности.Положительный опыт общения, полученный студентами на занятиях по физическому воспитанию, может быть перенесен учащимися в их повседневную жизнь. Это поможет снизить негативное влияние внешних факторов, расширить возможность межличностного общения, дать установки на положительное восприятие собеседника.Научившись понимать собеседника, молодые люди будут лучше понимать поведение и настроение людей, что приведет к снижению агрессивного поведения, улучшит их эмоциональное восприятие действительности, положительному взгляду на окружающий их мир, поможет обрести друзей и активную жизненную позицию.Для изучения внутренней стороны межличностного общения необходимо рассмотреть реактивную тревожность (как состояние человека) и личностную тревожность (как устойчивую характеристику).Состояние высокой напряженности является мешающим фактором в межличностном общении, что может вызывать агрессивное поведение учащихся.Исследуя уровень реактивной тревожности, который показывает эмоциональный фон, было определено,что у студентов, имеющих склонность к агрессивному поведению, реакция возбуждения преобладает над реакцией торможения. Высокий уровень тревожности вызывает напряженность в межличностном общении, что негативно сказывается на формировании социального поведения.Личностная тревожность характеризуется состоянием человека, который воспринимает даже самые безобидные ситуации как угрожающие. Человек находится в беспокойном и напряженном состоянии, что может вызвать эмоциональный срыв. Сама по себе тревожность не является негативной чертой, так как оптимальный уровень тревожности есть характеристика активной личности. В данной ситуации нас интересует состояние тревоги как ответная реакция на стрессовую ситуацию.Ситуативная тревога является характеристикой психической напряженности межличностного взаимодействия и показателем удовлетворенности или неудовлетворенности общения.В исследованияхСапегиной Т.А. и Ольховской Е.Б.было рассмотрено влияние физических упражнений на состояние эмоциональной сферы учащихся. Было доказано, что студенты, регулярно посещающие занятия физической культурой не только способствуют физическому и функциональному развитию своего организма, но и что уровень их тревожности имеет оптимальный показатель, находясь в зоне умеренных величин. Все это дает основания предположить, что оптимизируя эмоциональную сферу студентов, мы создаем возможность для формирования адекватного поведения учащихся и снижения уровня агрессии.Организация образовательного процесса в высших учебных заведениях с использованием средств физической культуры будет способствовать повышению интереса к здоровому образу жизни и регулярным занятиям физической культурой студентов, что поможет им не только в сохранении и укреплении здоровья, но и улучшении психического здоровья, что неизменно приведет к снижении агрессивного поведения студентов.
Ссылки на источники1.СапегинаТ.А., Ольховская Е.Б. Предупреждение девиантного поведения студентов средствами физкультурноспортивной деятельности // Научнометодический электронный журнал Концепт. –2015. –Т. 13. –С. 23162320.2.Сапегина Т.А. Возможности невербального общения в формировании коммуникативной компетенции // NaukaRastudent.ru. –2014. –№122(12). –С. 9.