Сущность и специфика развития организационно-управленческих способностей молодежи в учреждениях культуры
Выпуск:
ART 970108
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Амеличкин
А.
В. Сущность и специфика развития организационно-управленческих способностей молодежи в учреждениях культуры // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2017. – Т. 31. – С.
466–470. – URL:
http://e-koncept.ru/2017/970108.htm.
Аннотация. Статья посвящена сущности и специфике развития организационно-управленческих способностей молодежи в учреждениях культуры в современных условиях.
Ключевые слова:
молодежь, учреждения культуры, развитие способностей, организационно-управленческие способности
Текст статьи
Амеличкин Артем Валерьевич,кандидат педагогических наук,доцент кафедры экономики и управления, ФГБОУВО «Орловский государственный институт культуры», ОрелAmel88@yandex.ru
Сущность и специфика развития организационноуправленческих способностей молодежив учреждениях культуры
Аннотация. Статья посвящена сущности и специфики развития организационноуправленческих способностей молодежи в учреждениях культуры в современных условиях.Ключевые слова: развитие способностей, организационноуправленческие способности, молодежь, учреждения культуры.
В современных условиях особое значение приобретает использование педагогических ресурсов в управлении, их интеграция в образование и культуру. Социальнокультурная деятельность открывает огромные возможностидля развития человека, выявления и реализации его потенциальных возможностей. Особое значение здесь приобретает развитие организаторских способностей личности, продолжением которых являются умения и навыки осуществления управленческой деятельности[3, С. 189]. Изучению сущности способностей посвящены работы такихвыдающихся ученых как А.В. Батаршев, Э.А. Голубева, Е.А. Климов, В.А. Крутецкий, Н.В. Кузьмина, Н.А. Лутошкин, А.К. Маркова, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, В.Д. Шадриков, Л.И. Уманский и др.Они представили свои трактовки определению понятия«способности». Е.А. Климов, Н.Ю. Посталюк, Б.М. Теплов под способностями понимают индивидуальнопсихологические особенности личности, которые позволяют отличать одного человека от другого. Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, В.Н. Мясищев, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн рассматривают способности как отдельные свойства личности,которые объединены в единое синтетическое образование. Е.Е. Данилова, И.В. Дубровина, М.И. Еникеева, А.М. Прихожан под способностями понимают определенные внутренние возможности (условия развития) личности,обуславливающие её взаимодействия с внешним миром.Несмотря на различия в определении сущности способностей данных авторами, общим во всех имеющихся определениях понятия «способности» является их взаимосвязь с деятельностью. Так, С.Л. Рубинштейн считает, что способности обеспечивают человеку готовность к овладению какимлибо видом деятельности при условии их соответствия требованиям и характеру данной деятельности. По мнению таких исследователей как А.В. Батаршева, Э.А. Голубева, А.К. Маркова, Б.Г. Мещерякова, способности требуются человеку не только на этапе подготовки к деятельности (овладение соответствующими знаниями и навыками), но и при её непосредственном выполнении. Способности являются востребованными при совершении различных формпродуктивной человеческой деятельности, сложившихся в ходе общественноисторического развития.С точки зрения ряда исследователей (А.В. Батаршев, Б.М. Теплов) одна и та же способность может найти приложение во «многих деятельностях». Такие способности называются «общими» способностями. К ним относятся активность, работоспособность, ответственность и т.п. Согласно мнению некоторых ученых, способности не являются гарантом успешного выполнения деятельности. Так, Б.М. Теплов считает, что успешности деятельности содействуют не отдельные способности человека, а их «своеобразное сочетание», которое характеризует личность в целом. С.Л. Рубинштейн к способностям добавляет ещё ряд данных, заявляя, что только при такой совокупности, представляющей собой сложное синтетическое образование, повышаются возможности личности в совершении деятельности. По мнению В.Д. Шадрикова, на успех деятельности кроме способностей оказывают влияние цель, мотивация и другие факторы. К.К. Платонов отмечает, что отдельные способности человека определяют успешность выполнения им деятельности. Следовательно, люди, обладающие способностями, могут выполнять деятельность на различных уровнях успешности, т.е. быть более или менее способными к определенному виду деятельности. Поэтому вполне правомерно рассматривать способности в значении «готовности», «пригодности к деятельности».В этом случае в способностях, на наш взгляд, можно выделить теоретический и практический аспекты готовности к осуществлению деятельности, раскрывающиеся в соответствующих знаниях и умениях. Высокий уровень развитых общих и специальных способностей, проявленных в деятельности, будет символизировать наличие способностей личности к данной деятельности.В то же время, по мнению ряда исследователей, таких как А.В. Батаршев, В.П. Зинченко, Е.А. Климов, Б.Г. Мещеряков, А.В. Петровский, Б.М. Теплов, способности не сводятся к знаниям, умениям, навыкам. Существенной особенностью способностей, по их мнению, является обобщение психических деятельностей или психических процессов (в противовес –знания, умения, навыки остаются необобщенными), которое позволяет делать перенос действий из одних условий в другие. Однако о наличии определенных способностей, по нашему мнению, возможно, судить согласно проявленным знаниям, умениям и навыкам в процессе выполнения личностью соответствующей деятельности.Подводя итог анализу сущности способностей и принимая за основу определения способностей, данных А.В. Батаршевым, Э.А. Голубевым, В.П. Зинченко, Б.Г. Мещеряковым, А.В. Петровским, Е.И. Роговой, под способностями будем понимать определенные качества личности, позволяющие ей успешно выполнять одну или несколько видов деятельности и проявляющиеся во внешнем плане в виде соответствующих знаний и умений.Способности, выступающие основой успешности различных видов деятельности, называются общими способностями. К ним относятся активность, самостоятельность, общительность, наблюдательность и другие. Способности, необходимые для выполнения какойлибо одной (или однородных видов) деятельности, называются специальными способностями. В качестве специальных способностей ученые рассматривают профессиональные (К.К. Платонов), педагогические (Э.А. Голубева), коммуникативные (Б.М. Теплов), организаторские (Л.И. Уманский), управленческие (В.Ю. Озира), музыкальные (К.К. Платонов).Любая коллективная деятельность, в том числе и по развитию способностей, требует целенаправленной организации. Проблема развития организаторских способностей личности молодежи имеет следующие обоснования: потребность общества и личности в эффективной организации совместной деятельности и самореализация личности при осуществлении организаторской деятельности как одного из видов социальнозначимой деятельности[4, С. 2022]. С организаторской точки зрения любой индивид выступает в трёх аспектах: организатор других людей и систем (суборганизация), предмет организации других людей (метаорганизация), организатор себя (аутоорганизация). Обращаясь к работам выдающихся ученых, мы находим следующие определения понятия «организатор». Так, по мнению В. Даля, «организатором считается лицо, выступающее устроителем или учредителем чеголибо»[8, С. 309]. Т.Ф. Ефремова определяет понятие «организатор» через совокупность совершаемых действий: «организатор основывает, налаживает или упорядочивает». Предложенный спектр организаторских функций расширяется в словаре С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой: «организатор –тот, кто учреждает, подготавливает, объединяет, устраивает»[12, С. 517].Ряд других ученых связывают понятие «организатор» с общим действием «организовать». Так, по мнению В. Даля, «организовать» подразумевает под собой «устроить, привести в порядок, составить, образовать». Такие исследователи как А.Н. Лутошкин и Л.И. Уманский считают, что под термином «организовать» понимается «привести какоелибо явление, процесс, множество в систему, расположить части в определенной последовательности, обеспечить взаимосвязь между ними, создать единое целое»[14, С. 78]. Наиболее обобщенное определение с точки зрения нашего исследования дают А. Алексеева и В. Пигалова: «организовать –это значит построить работу для эффективного выполнения цели».А.Г. Ковалев, П.И. Конюхов, В.Н. Мясищев рассматривают организатора в обязательной связи с группой людей, в отношении которых он согласует совместную деятельность и управляет ею. При этом наряду с общим умением руководить людьми, организатор характеризуется знаниями и умениями в специальной области. Социальнокультурная деятельность ставит каждого человека в роль организатора, т.е. того, кто обладает способностью организовать, или организаторскими способностями. Подготовка организаторов, по мнению таких ученых как Л.И. Уманский, А.Н. Лутошкин, должна начинаться как можно раньше. Так, вовлечение молодежи в организаторскую деятельность должно происходить ещё в школе, в системе дополнительного образования (делегирование субъектам части полномочии по принятию организаторских решений, определение их роли в общей структуре управления), что благоприятствует развитию у последних организаторских способностей, активизирует социальнокультурную деятельность[5, С. 255].Проблема организаторских способностей была исследована в работах Н.А. Галеевой, И.П. Иванова, Н.В. Кузьминой, А.Г. Ковалева, А.Н. Лутошкина, В.Н. Мясищева, А.А. Огаркова,Л.И. Уманского и других. В них представлены определения основных понятий, сущностные характеристики, структура, условия развития организаторских способностей.Так, организаторские способности, по мнению Л.И. Уманского, представляют «комплекс индивидуальнопсихологических качеств и свойств человека, являющийся одним из ведущих условий успешного овладения им организаторской деятельности». Л.И. Уманский в состав организаторских способностей включает следующие компоненты:психологическая избирательность –способность личности наиболее полно и глубоко отражать психологию организуемой группы (свое место в организуемой группе) в процессе решения ею задач;психологический такт –способность соблюдать чувство меры во взаимоотношениях с организуемыми, в организуемом коллективе;общественная энергичность –способность организатора вызывать в коллективе волевые усилия;требовательность организатора, проявляется в смелости, с которой он выдвигает требования, в адекватности и многообразии их форм(намек, вопрос, шутка, просьба, указание, распоряжение, приказ);способность обнаруживать и выражать значимые для организаторской деятельности отклонения от условий и установленных норм в коллективе; склонностьк организаторской деятельности –психологическая готовность и потребность ворганизаторской деятельности. Эта склонность может быть определена как организаторская направленность личности[14, С. 7980].Современный исследователь в области педагогики Н.А. Галеевапод организаторскими способностями понимает «специальные способности, позволяющие эффективно включать людей в какойлибо вид деятельности, успешно корректировать действия внутри неё, а также изменять деятельность в соответствии с поставленными целями и условиями, в которых она протекает». В качестве структурных компонентов организаторских способностей исследователь выделяет:функциональнопредметную область: знания и умения, обеспечивающие понимание особенностей и внутреннего состояния людей, построение процесса общения, организацию и проведение дела;личностную область: мотивация, потребность к деятельности, ценностное отношение к процессу развития, ответственность, мобильность, предприимчивость;область перспектив: видение перспектив, способность к самообразованию[7, С. 133].Н.А. Галеева предлагает следующий набор организаторских способностей: активность, инициативность, наблюдательность, надежность, настойчивость, независимость, общительность, ответственность, предприимчивость, работоспособность, решительность, самообладание, самостоятельность, сообразительность, уверенность, эмоциональная уравновешенность. Организаторские способности содержат в своей структуре ряд компонентов: качества личности самого организатора, видение перспективы дела и собственного места в нем, способность передавать свой опыт товарищам,оказывать помощь, быстро реагировать на меняющуюся обстановку [7, С. 134].Известный современный психолог А.А. Огарков, говоря об организаторских способностях, подразделяет их на три типа:1. Организационная проницательность, включающая:психологическую избирательность –умение уделять внимание тонкостям взаимоотношений, синхронность эмоциональных состояний организатора и организуемых, способность поставить себя на место другого;практическую направленность интеллекта, т. е. прагматическую ориентацию организатора на использование данных о психологическом состоянии коллектива для решения практических задач;психологический такт –способность соблюдения чувства меры в своей психологической избирательности и прагматической ориентированности.2. Эмоциональноволевая результативность –умение влиять, способность воздействовать на других людей волей и эмоциями. Она складывается из следующих факторов:энергичность, способность направлять деятельность коллектива в соответствии со своими желаниями, заряжать их устремленностью, верой и оптимизмом в продвижении к цели;требовательность, способность добиваться решения своих задач при психологически грамотной постановке и реализации требований;способность критически оценивать свою деятельность, обнаружить и адекватно оценить отклонения от намеченных целей.3. Склонность к организаторской деятельности, т.е. готовность к организаторской деятельности, начиная с мотивационных факторов и заканчивая профессиональной подготовленностью[10, С. 78].Следовательно, организаторские способности могут быть представлены как иерархическая структура, которая обусловлена спецификой организаторской деятельности. В структуре организаторских способностей выделяются два блока личностных качеств: базовый (волевая организация личности, типологические свойства нервной системы, интеллект) и специфический (психологическая воздейственность, коммуникативная компетентность, психологическая проницательность, склонность к организаторской деятельности). Развитые организаторские способности помогают формировать на более качественном уровне способности к управлению. Исследованием способностей, необходимых в управленческой деятельности занимались отечественные ученые, такие как: А.А. Деркач, В.М. Дьячков, А.Л. Журавлев, В.Г. Зазыкин, А.Г. Ковалев, Ю.Д. Красовский, В.Л. Кричевский, Б.Ф. Ломов, В.Ю. Озира, В.Ф. Рубахин, Г.П. Щедровицкий, а также зарубежные ученые: Д. Вудворд, Э.Мейо, Р. Моклер, Ф. Тейлор, Л. Урвик, А. Файоль. Закономерности, принципы и правила науки управления находят проявление и применение во всех процессах социальнокультурного воспитания. Их изучение, знание необходимо молодежи в современном социуме. Особенно актуальным данное требование становится в современном социальнокультурном пространстве.В классическом понимании управление –это процесс планирования, организации, мотивирования и контроля, позволяющий сформулировать и достичь цели организации. С.И. Ожегов в толковом словаре дает следующие определения: «управлять –направлять ход, движение, деятельностьчегонибудь, когонибудь», «руководить –направлять чьюлибо деятельность». По мнению Г.П. Щедровицкого суть руководства состоит «в постановке целей и задач перед другими элементами. Управлять можно процессом в отношении объектов, которые имеют самодвижение, т.е. свои цели. Смысл управления состоит в том, что оно ориентировано на обеспечение объективных и субъективных условий, в таком сочетании, что позволяет достичь поставленной цели»[15, С. 118]. В.Ю. Озирасчитает, что управленческие способности –«это совокупность психологических свойств и индивидуальных качеств личности, позволяющих успешно выполнять управленческие функции; это пожизненно формирующиеся образования, решающимив их формировании являются условия обучения и воспитания»[13, С.14]. Именно система дополнительного образования,старшие классы школы, а в дальнейшем и высшие учебные заведения должнысоздать теусловия, при наличии которыхмолодежьсможет сформироватьи развить свои управленческие способности. Важное место в этом процессе занимают и досуговые учреждения.Становление и развитие системы подготовки молодежи в социальнокультурной сфере является важным фактором ее развития. Система обучения молодежи в учреждениях культуры должна не просто давать знания, но и быть инструментом их трансформации на более высокий уровень. Она должна быть направлена не на пассивное созерцание происходящих изменений в социальнокультурной сфере, а на мотивировку молодежи к творческому применению полученных знаний. Образовательная система обязана побуждать молодежь к самостоятельным активным действиям, должна развивать у нее постоянную потребность в новых знаниях, в саморазвитии[1, С. 112].Для развития управленческих способностей молодежи используют:выработку личной мотивированности, т.е. устойчивое желание быть лидером, управленцем, развитие уверенности в себе, готовности принимать решения и брать на себя ответственность, добиваться поставленных целей; развитие интеллектуальных качеств, т.е. развитие индивидуальных (личных) способностей, интеллекта;развитие этических качеств, таких как порядочность, соблюдение общепринятых нравственных норм;формирование социальной компетентности, культуры общения, умения ясно и четко выражать свои мысли, тактично выслушивать коллег, делать замечания, давать советы, быть внимательным;развитие практических способностей, т.е. умение видеть проблему и правильно практически решать ее, нести ответственность за неправильное принятие решений, развивать конкретность и системность мышления, рефлексивность, алертность.Любого человека можно научить управленческой деятельности, однако для успеха необходимо личное желание руководить, управлять, постоянное самосовершенствование, так как условием эффективной деятельности, а, в конечном итоге, жизненного успеха является знание психологических, организационных, управленческих закономерностей. При этом большое внимание должно уделяться психологическим вопросам самоуправления и саморазвития.Современный исследователь в области педагогического управления Р.В. Ершова в своих исследованияхвыделяет следующие критерии развития управленческих способностей:1. Менеджерские характеристики –это необходимые и основные характеристики личности управленца, определяющиевысокий уровень его успешности. Менеджерские характеристики подразделяются на две группы. Первая –это общесоциальные, биографические характеристики. Вторая –это собственно личностные качества: доминантность, уверенность в себе, эмоциональная стабильность, стрессоустойчивость и креативность, стремление к достижениям, предприимчивость, ответственность и надежность в выполнении заданий, независимость личности, социабельность.2.Собственноуправленческие способности –это те способности, которые непосредственно и наиболее значимо влияют на управленческую деятельность, определяют ее содержание (общеуправленческие способности).3.Структурнопсихологические способности –это способности, обусловленные структурой психики человека: общие и специальные способности; когнитивные, регулятивные, коммуникативные, мотивационные и волевые[9, С. 21].Некоммерческое негосударственное образовательное учреждение «Учебный Центр Иркутскэнерго» провело исследование по развитию управленческих способностей. В ходе анализа было выделено девять психологических особенностей, необходимых для эффективной реализации управленческой деятельности нуждающихся в развитии: эмоциональная устойчивость –умение сохранять способность к эффективной деятельности в сложных и критических ситуациях, способность сохранять спокойствие и контроль над собой;гибкость и адаптивность –способность быстро и адекватно реагировать на внештатные ситуации, способность видеть и определять проблему и пути решения; способность оценивать результаты, готовность к изменениям, способность чувствовать парадоксы и противоречия и действовать с их учетом, способность успешно адаптироваться к изменяющимся требованиям и условиям;целеустремленность –настойчивость в достижении поставленных целей, ориентация на получение наилучших результатов труда; способность превращать полученные в процессе деятельности требования в индивидуальную цель, способность образовывать приоритеты и временную последовательность целей;организаторские способности –способность побуждать людей к активной деятельности; способность управлять людьми, умение организовать себя и коллектив для решения задач; умение эффективно собрать и направить в нужное русло ресурсы, необходимые для реализации планов, умение оказывать содействие членам коллектива; умение брать на себя ответственность за принятие решения и действия;системность мышления –системный структурированный подход к решению проблем; способность систематизировать, стандартизировать задачи и подходы; точный и систематический анализ факторов, влияющих на производственную деятельность; умение мыслить целостно;аналитичность –аналитические способности, логичность, методичность, тщательность в решении проблем, рациональность, упорядоченность, предсказуемость, учет деталей; умение последовательно мыслить и действовать;планирование –умение сравнивать замысел срезультатом, осуществлять контроль достижения поставленных целей; умениепроводить ситуационный анализ, определять и формулировать цели, подводить итоги;делегирование –умение давать поручения, управлять действиями других людей, учитывая их способности, возможности и мотивацию; умение доверять членам коллектива, конструктивно воспринимать чужие идеи; умение мотивировать, возлагать ответственность за выполнение работы; умение объяснять задачи и обеспечивать условия для их выполнения;межличностное общение –умение поддерживать климат сотрудничества, выполнять правила поведения и общения членов коллектива; умение корректировать нежелательное поведение членов команды; умение создавать каналы двухсторонней коммуникации, умение абстрагироваться от своих мыслей и мнений, умение концентрироваться на словах собеседника; умение слышать других, принимать обратную связь [11, С. 94]. Результаты подобных исследований доказывают целесообразность специальных программ, развивающих управленческие способности, в том числе и в социальнокультурной деятельности.Для того чтобы руководить, необходимо влиять, а чтобы влиять –необходимо иметь власть, то есть иметь возможность держать под своим контролем чтолибо значащее для исполнителя, то, что создаст его зависимость от вас и заставит его или ее действовать так, как вы желаете. Это потребности людей. По мнению известного психолога и социолога А. Маслоу основные потребности человека –это физиологические потребности, потребность в защищенности, социальные потребности, потребности в уважении и самовыражении (так называемая пирамида потребностей А. Маслоу). В основе пирамиды лежат биологические потребности человека как представителя животного мира. Венчают пирамиду потребности в самореализации как вершины выражения социальной сущности человека. Все потребности в данной системе взаимосвязаны и отражают двойственность человеческой природы –биологической и социальной. Организатор и управленец должен учитывать ее специфику, как в индивидуальной, так и в групповой деятельности в коллективе.Учреждения культуры открывают широкие возможности для развития личности, выявления и реализации ее потенциальных возможностей. Особую группу здесь составляют организационноуправленческие способности, важной составляющей которых являются умения и знания осуществления практической организационноуправленческой деятельности. Данные личностные способности крайне необходимы молодежи, так как современное быстро меняющееся общество требует от молодого человека активного раскрытия и проявления собственного потенциала в различных сферах жизнедеятельности, творческого использования знаний с учетом особенностей ситуации, а также нахождения эффективных способов приобретения новых способностей. Развитые организационноуправленческие способности молодежи обеспечивают эффективную организацию индивидуальной и групповой деятельности, содействуют выстраиванию межличностного взаимодействия и общения, позволяют планировать долгосрочные и краткосрочные действия, эффективно действовать в стандартных и нестандартных ситуациях, оптимально использовать временные, материальные, психологические и кадровые ресурсы [2, С. 234]. Подытоживая вышеизложенное, сформулируем собственное определение организационноуправленческих способностей. Это специальные способности, включающее личностную мотивацию, организационные и управленческие знания, а также значимые управленческие качества личности, отражающие готовность и умение эффективно решать организационноуправленческие задачи в современных условиях социальнокультурной деятельности[6, С.79]. Таким образом, организационноуправленческие способности молодежигармонично интегрируют в профессиональнопедагогическую, организационноуправленческую, педагогическую составляющие, конкретизируют и обогащают их содержание. Установлено, что организационноуправленческие способности представляют собой сложную интегративную иерархическую систему, включающую лидерские, организаторские, управленческие способности. Исследование данных способностей позволяет нам выявить и конкретизировать систему их развития в современном социальнокультурном пространстве.
Ссылки на источники1.Амеличкин А.В. Педагогическая деятельность учреждений культуры по формированию организационноуправленческих способностей молодежи А.В.Образование и общество. 2012.№ 3. С. 112114.2.Амеличкин А.В. Педагогическая программа по развитию организационноуправленческих способностей молодежи в учреждениях культуры на основе деятельностного подхода //Научный и творческий потенциал молодёжи в сфере образования, культуры, искусства: материалы II Всероссийской научнопрактической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и молодых учёных. Хабаровский государственный институт искусств и культуры; научный редактор и составитель Е.В. Савелова. 2014. С. 233237.3.Амеличкин А.В. Педагогические аспекты развития организационноуправленческих способностей молодежи в учреждениях культуры // Развитие системы высшего образования в сфере культуры: научный и образовательный опыт: материалы Международной научнопрактической конференции; Главный редактор: Н.А. Паршиков; научный редактор и составитель: И.А. Ивашова. 2015. С. 189193.4.Амеличкин А.В. Педагогические условия развития организационноуправленческих способностей молодежи в учреждениях культуры: деятельностный подход // диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.05 / Московский государственный университет культуры и искусств (МГУКИ). Москва, 2013. –190 с.5.Амеличкин А.В. Педагогический потенциал социальнокультурных учреждений по развитию организационноуправленческих способностей молодежи на основе деятельностного подхода. Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2016. № 3 (72). С. 253256.6.Амеличкин А.В. Педагогическое моделирование процесса формирования организационноуправленческих способностеймолодежи в учреждениях культуры. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2013. № 2 (118). С. 7780.7.Галеева Н.А. Некоторые аспекты формирования организаторских способностей студентов вуза // Образование и социализация личности в современном обществе: материалы IV Всероссийской научнопрактической конференции. Красноярск: РИО КГПУ.2004. С. 133134.8.Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4х т., Т.2: ИО. М. : Русс.яз. 1988. С. 309.9.Ершова Р.В. Профессионализм в управлении и его психологические критерии // Социология управления. 2006. №9. С. 2123.10.Огарков А.А. Организаторские способности современного руководителя. М.: Институт проблем предпринимательства. 2008. 107 с.11.Одинцов А.А. Управленческая психология. М. :Академия. 2009. C. 104.12.Ожегов С.И. Словарь русского языка. Под ред. Н.Ю. Шведовой. 23е изд., испр. М. : Русс.яз. 1999. С. 517.
13.Озира В.Ю.Управление экономикой и современный руководитель: монография. М.: Экономика.1982. 56 с.14.Уманский Л.И., Мангунов И.С.Организатор и организаторская деятельность. Л.: Лен. Университет.1975. 312 с.15.Щедровский Г.П. Оргуправленческое мышление: идеология, методология, технология. М. : Путь. 2003. С. 118.
Сущность и специфика развития организационноуправленческих способностей молодежив учреждениях культуры
Аннотация. Статья посвящена сущности и специфики развития организационноуправленческих способностей молодежи в учреждениях культуры в современных условиях.Ключевые слова: развитие способностей, организационноуправленческие способности, молодежь, учреждения культуры.
В современных условиях особое значение приобретает использование педагогических ресурсов в управлении, их интеграция в образование и культуру. Социальнокультурная деятельность открывает огромные возможностидля развития человека, выявления и реализации его потенциальных возможностей. Особое значение здесь приобретает развитие организаторских способностей личности, продолжением которых являются умения и навыки осуществления управленческой деятельности[3, С. 189]. Изучению сущности способностей посвящены работы такихвыдающихся ученых как А.В. Батаршев, Э.А. Голубева, Е.А. Климов, В.А. Крутецкий, Н.В. Кузьмина, Н.А. Лутошкин, А.К. Маркова, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, В.Д. Шадриков, Л.И. Уманский и др.Они представили свои трактовки определению понятия«способности». Е.А. Климов, Н.Ю. Посталюк, Б.М. Теплов под способностями понимают индивидуальнопсихологические особенности личности, которые позволяют отличать одного человека от другого. Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, В.Н. Мясищев, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн рассматривают способности как отдельные свойства личности,которые объединены в единое синтетическое образование. Е.Е. Данилова, И.В. Дубровина, М.И. Еникеева, А.М. Прихожан под способностями понимают определенные внутренние возможности (условия развития) личности,обуславливающие её взаимодействия с внешним миром.Несмотря на различия в определении сущности способностей данных авторами, общим во всех имеющихся определениях понятия «способности» является их взаимосвязь с деятельностью. Так, С.Л. Рубинштейн считает, что способности обеспечивают человеку готовность к овладению какимлибо видом деятельности при условии их соответствия требованиям и характеру данной деятельности. По мнению таких исследователей как А.В. Батаршева, Э.А. Голубева, А.К. Маркова, Б.Г. Мещерякова, способности требуются человеку не только на этапе подготовки к деятельности (овладение соответствующими знаниями и навыками), но и при её непосредственном выполнении. Способности являются востребованными при совершении различных формпродуктивной человеческой деятельности, сложившихся в ходе общественноисторического развития.С точки зрения ряда исследователей (А.В. Батаршев, Б.М. Теплов) одна и та же способность может найти приложение во «многих деятельностях». Такие способности называются «общими» способностями. К ним относятся активность, работоспособность, ответственность и т.п. Согласно мнению некоторых ученых, способности не являются гарантом успешного выполнения деятельности. Так, Б.М. Теплов считает, что успешности деятельности содействуют не отдельные способности человека, а их «своеобразное сочетание», которое характеризует личность в целом. С.Л. Рубинштейн к способностям добавляет ещё ряд данных, заявляя, что только при такой совокупности, представляющей собой сложное синтетическое образование, повышаются возможности личности в совершении деятельности. По мнению В.Д. Шадрикова, на успех деятельности кроме способностей оказывают влияние цель, мотивация и другие факторы. К.К. Платонов отмечает, что отдельные способности человека определяют успешность выполнения им деятельности. Следовательно, люди, обладающие способностями, могут выполнять деятельность на различных уровнях успешности, т.е. быть более или менее способными к определенному виду деятельности. Поэтому вполне правомерно рассматривать способности в значении «готовности», «пригодности к деятельности».В этом случае в способностях, на наш взгляд, можно выделить теоретический и практический аспекты готовности к осуществлению деятельности, раскрывающиеся в соответствующих знаниях и умениях. Высокий уровень развитых общих и специальных способностей, проявленных в деятельности, будет символизировать наличие способностей личности к данной деятельности.В то же время, по мнению ряда исследователей, таких как А.В. Батаршев, В.П. Зинченко, Е.А. Климов, Б.Г. Мещеряков, А.В. Петровский, Б.М. Теплов, способности не сводятся к знаниям, умениям, навыкам. Существенной особенностью способностей, по их мнению, является обобщение психических деятельностей или психических процессов (в противовес –знания, умения, навыки остаются необобщенными), которое позволяет делать перенос действий из одних условий в другие. Однако о наличии определенных способностей, по нашему мнению, возможно, судить согласно проявленным знаниям, умениям и навыкам в процессе выполнения личностью соответствующей деятельности.Подводя итог анализу сущности способностей и принимая за основу определения способностей, данных А.В. Батаршевым, Э.А. Голубевым, В.П. Зинченко, Б.Г. Мещеряковым, А.В. Петровским, Е.И. Роговой, под способностями будем понимать определенные качества личности, позволяющие ей успешно выполнять одну или несколько видов деятельности и проявляющиеся во внешнем плане в виде соответствующих знаний и умений.Способности, выступающие основой успешности различных видов деятельности, называются общими способностями. К ним относятся активность, самостоятельность, общительность, наблюдательность и другие. Способности, необходимые для выполнения какойлибо одной (или однородных видов) деятельности, называются специальными способностями. В качестве специальных способностей ученые рассматривают профессиональные (К.К. Платонов), педагогические (Э.А. Голубева), коммуникативные (Б.М. Теплов), организаторские (Л.И. Уманский), управленческие (В.Ю. Озира), музыкальные (К.К. Платонов).Любая коллективная деятельность, в том числе и по развитию способностей, требует целенаправленной организации. Проблема развития организаторских способностей личности молодежи имеет следующие обоснования: потребность общества и личности в эффективной организации совместной деятельности и самореализация личности при осуществлении организаторской деятельности как одного из видов социальнозначимой деятельности[4, С. 2022]. С организаторской точки зрения любой индивид выступает в трёх аспектах: организатор других людей и систем (суборганизация), предмет организации других людей (метаорганизация), организатор себя (аутоорганизация). Обращаясь к работам выдающихся ученых, мы находим следующие определения понятия «организатор». Так, по мнению В. Даля, «организатором считается лицо, выступающее устроителем или учредителем чеголибо»[8, С. 309]. Т.Ф. Ефремова определяет понятие «организатор» через совокупность совершаемых действий: «организатор основывает, налаживает или упорядочивает». Предложенный спектр организаторских функций расширяется в словаре С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой: «организатор –тот, кто учреждает, подготавливает, объединяет, устраивает»[12, С. 517].Ряд других ученых связывают понятие «организатор» с общим действием «организовать». Так, по мнению В. Даля, «организовать» подразумевает под собой «устроить, привести в порядок, составить, образовать». Такие исследователи как А.Н. Лутошкин и Л.И. Уманский считают, что под термином «организовать» понимается «привести какоелибо явление, процесс, множество в систему, расположить части в определенной последовательности, обеспечить взаимосвязь между ними, создать единое целое»[14, С. 78]. Наиболее обобщенное определение с точки зрения нашего исследования дают А. Алексеева и В. Пигалова: «организовать –это значит построить работу для эффективного выполнения цели».А.Г. Ковалев, П.И. Конюхов, В.Н. Мясищев рассматривают организатора в обязательной связи с группой людей, в отношении которых он согласует совместную деятельность и управляет ею. При этом наряду с общим умением руководить людьми, организатор характеризуется знаниями и умениями в специальной области. Социальнокультурная деятельность ставит каждого человека в роль организатора, т.е. того, кто обладает способностью организовать, или организаторскими способностями. Подготовка организаторов, по мнению таких ученых как Л.И. Уманский, А.Н. Лутошкин, должна начинаться как можно раньше. Так, вовлечение молодежи в организаторскую деятельность должно происходить ещё в школе, в системе дополнительного образования (делегирование субъектам части полномочии по принятию организаторских решений, определение их роли в общей структуре управления), что благоприятствует развитию у последних организаторских способностей, активизирует социальнокультурную деятельность[5, С. 255].Проблема организаторских способностей была исследована в работах Н.А. Галеевой, И.П. Иванова, Н.В. Кузьминой, А.Г. Ковалева, А.Н. Лутошкина, В.Н. Мясищева, А.А. Огаркова,Л.И. Уманского и других. В них представлены определения основных понятий, сущностные характеристики, структура, условия развития организаторских способностей.Так, организаторские способности, по мнению Л.И. Уманского, представляют «комплекс индивидуальнопсихологических качеств и свойств человека, являющийся одним из ведущих условий успешного овладения им организаторской деятельности». Л.И. Уманский в состав организаторских способностей включает следующие компоненты:психологическая избирательность –способность личности наиболее полно и глубоко отражать психологию организуемой группы (свое место в организуемой группе) в процессе решения ею задач;психологический такт –способность соблюдать чувство меры во взаимоотношениях с организуемыми, в организуемом коллективе;общественная энергичность –способность организатора вызывать в коллективе волевые усилия;требовательность организатора, проявляется в смелости, с которой он выдвигает требования, в адекватности и многообразии их форм(намек, вопрос, шутка, просьба, указание, распоряжение, приказ);способность обнаруживать и выражать значимые для организаторской деятельности отклонения от условий и установленных норм в коллективе; склонностьк организаторской деятельности –психологическая готовность и потребность ворганизаторской деятельности. Эта склонность может быть определена как организаторская направленность личности[14, С. 7980].Современный исследователь в области педагогики Н.А. Галеевапод организаторскими способностями понимает «специальные способности, позволяющие эффективно включать людей в какойлибо вид деятельности, успешно корректировать действия внутри неё, а также изменять деятельность в соответствии с поставленными целями и условиями, в которых она протекает». В качестве структурных компонентов организаторских способностей исследователь выделяет:функциональнопредметную область: знания и умения, обеспечивающие понимание особенностей и внутреннего состояния людей, построение процесса общения, организацию и проведение дела;личностную область: мотивация, потребность к деятельности, ценностное отношение к процессу развития, ответственность, мобильность, предприимчивость;область перспектив: видение перспектив, способность к самообразованию[7, С. 133].Н.А. Галеева предлагает следующий набор организаторских способностей: активность, инициативность, наблюдательность, надежность, настойчивость, независимость, общительность, ответственность, предприимчивость, работоспособность, решительность, самообладание, самостоятельность, сообразительность, уверенность, эмоциональная уравновешенность. Организаторские способности содержат в своей структуре ряд компонентов: качества личности самого организатора, видение перспективы дела и собственного места в нем, способность передавать свой опыт товарищам,оказывать помощь, быстро реагировать на меняющуюся обстановку [7, С. 134].Известный современный психолог А.А. Огарков, говоря об организаторских способностях, подразделяет их на три типа:1. Организационная проницательность, включающая:психологическую избирательность –умение уделять внимание тонкостям взаимоотношений, синхронность эмоциональных состояний организатора и организуемых, способность поставить себя на место другого;практическую направленность интеллекта, т. е. прагматическую ориентацию организатора на использование данных о психологическом состоянии коллектива для решения практических задач;психологический такт –способность соблюдения чувства меры в своей психологической избирательности и прагматической ориентированности.2. Эмоциональноволевая результативность –умение влиять, способность воздействовать на других людей волей и эмоциями. Она складывается из следующих факторов:энергичность, способность направлять деятельность коллектива в соответствии со своими желаниями, заряжать их устремленностью, верой и оптимизмом в продвижении к цели;требовательность, способность добиваться решения своих задач при психологически грамотной постановке и реализации требований;способность критически оценивать свою деятельность, обнаружить и адекватно оценить отклонения от намеченных целей.3. Склонность к организаторской деятельности, т.е. готовность к организаторской деятельности, начиная с мотивационных факторов и заканчивая профессиональной подготовленностью[10, С. 78].Следовательно, организаторские способности могут быть представлены как иерархическая структура, которая обусловлена спецификой организаторской деятельности. В структуре организаторских способностей выделяются два блока личностных качеств: базовый (волевая организация личности, типологические свойства нервной системы, интеллект) и специфический (психологическая воздейственность, коммуникативная компетентность, психологическая проницательность, склонность к организаторской деятельности). Развитые организаторские способности помогают формировать на более качественном уровне способности к управлению. Исследованием способностей, необходимых в управленческой деятельности занимались отечественные ученые, такие как: А.А. Деркач, В.М. Дьячков, А.Л. Журавлев, В.Г. Зазыкин, А.Г. Ковалев, Ю.Д. Красовский, В.Л. Кричевский, Б.Ф. Ломов, В.Ю. Озира, В.Ф. Рубахин, Г.П. Щедровицкий, а также зарубежные ученые: Д. Вудворд, Э.Мейо, Р. Моклер, Ф. Тейлор, Л. Урвик, А. Файоль. Закономерности, принципы и правила науки управления находят проявление и применение во всех процессах социальнокультурного воспитания. Их изучение, знание необходимо молодежи в современном социуме. Особенно актуальным данное требование становится в современном социальнокультурном пространстве.В классическом понимании управление –это процесс планирования, организации, мотивирования и контроля, позволяющий сформулировать и достичь цели организации. С.И. Ожегов в толковом словаре дает следующие определения: «управлять –направлять ход, движение, деятельностьчегонибудь, когонибудь», «руководить –направлять чьюлибо деятельность». По мнению Г.П. Щедровицкого суть руководства состоит «в постановке целей и задач перед другими элементами. Управлять можно процессом в отношении объектов, которые имеют самодвижение, т.е. свои цели. Смысл управления состоит в том, что оно ориентировано на обеспечение объективных и субъективных условий, в таком сочетании, что позволяет достичь поставленной цели»[15, С. 118]. В.Ю. Озирасчитает, что управленческие способности –«это совокупность психологических свойств и индивидуальных качеств личности, позволяющих успешно выполнять управленческие функции; это пожизненно формирующиеся образования, решающимив их формировании являются условия обучения и воспитания»[13, С.14]. Именно система дополнительного образования,старшие классы школы, а в дальнейшем и высшие учебные заведения должнысоздать теусловия, при наличии которыхмолодежьсможет сформироватьи развить свои управленческие способности. Важное место в этом процессе занимают и досуговые учреждения.Становление и развитие системы подготовки молодежи в социальнокультурной сфере является важным фактором ее развития. Система обучения молодежи в учреждениях культуры должна не просто давать знания, но и быть инструментом их трансформации на более высокий уровень. Она должна быть направлена не на пассивное созерцание происходящих изменений в социальнокультурной сфере, а на мотивировку молодежи к творческому применению полученных знаний. Образовательная система обязана побуждать молодежь к самостоятельным активным действиям, должна развивать у нее постоянную потребность в новых знаниях, в саморазвитии[1, С. 112].Для развития управленческих способностей молодежи используют:выработку личной мотивированности, т.е. устойчивое желание быть лидером, управленцем, развитие уверенности в себе, готовности принимать решения и брать на себя ответственность, добиваться поставленных целей; развитие интеллектуальных качеств, т.е. развитие индивидуальных (личных) способностей, интеллекта;развитие этических качеств, таких как порядочность, соблюдение общепринятых нравственных норм;формирование социальной компетентности, культуры общения, умения ясно и четко выражать свои мысли, тактично выслушивать коллег, делать замечания, давать советы, быть внимательным;развитие практических способностей, т.е. умение видеть проблему и правильно практически решать ее, нести ответственность за неправильное принятие решений, развивать конкретность и системность мышления, рефлексивность, алертность.Любого человека можно научить управленческой деятельности, однако для успеха необходимо личное желание руководить, управлять, постоянное самосовершенствование, так как условием эффективной деятельности, а, в конечном итоге, жизненного успеха является знание психологических, организационных, управленческих закономерностей. При этом большое внимание должно уделяться психологическим вопросам самоуправления и саморазвития.Современный исследователь в области педагогического управления Р.В. Ершова в своих исследованияхвыделяет следующие критерии развития управленческих способностей:1. Менеджерские характеристики –это необходимые и основные характеристики личности управленца, определяющиевысокий уровень его успешности. Менеджерские характеристики подразделяются на две группы. Первая –это общесоциальные, биографические характеристики. Вторая –это собственно личностные качества: доминантность, уверенность в себе, эмоциональная стабильность, стрессоустойчивость и креативность, стремление к достижениям, предприимчивость, ответственность и надежность в выполнении заданий, независимость личности, социабельность.2.Собственноуправленческие способности –это те способности, которые непосредственно и наиболее значимо влияют на управленческую деятельность, определяют ее содержание (общеуправленческие способности).3.Структурнопсихологические способности –это способности, обусловленные структурой психики человека: общие и специальные способности; когнитивные, регулятивные, коммуникативные, мотивационные и волевые[9, С. 21].Некоммерческое негосударственное образовательное учреждение «Учебный Центр Иркутскэнерго» провело исследование по развитию управленческих способностей. В ходе анализа было выделено девять психологических особенностей, необходимых для эффективной реализации управленческой деятельности нуждающихся в развитии: эмоциональная устойчивость –умение сохранять способность к эффективной деятельности в сложных и критических ситуациях, способность сохранять спокойствие и контроль над собой;гибкость и адаптивность –способность быстро и адекватно реагировать на внештатные ситуации, способность видеть и определять проблему и пути решения; способность оценивать результаты, готовность к изменениям, способность чувствовать парадоксы и противоречия и действовать с их учетом, способность успешно адаптироваться к изменяющимся требованиям и условиям;целеустремленность –настойчивость в достижении поставленных целей, ориентация на получение наилучших результатов труда; способность превращать полученные в процессе деятельности требования в индивидуальную цель, способность образовывать приоритеты и временную последовательность целей;организаторские способности –способность побуждать людей к активной деятельности; способность управлять людьми, умение организовать себя и коллектив для решения задач; умение эффективно собрать и направить в нужное русло ресурсы, необходимые для реализации планов, умение оказывать содействие членам коллектива; умение брать на себя ответственность за принятие решения и действия;системность мышления –системный структурированный подход к решению проблем; способность систематизировать, стандартизировать задачи и подходы; точный и систематический анализ факторов, влияющих на производственную деятельность; умение мыслить целостно;аналитичность –аналитические способности, логичность, методичность, тщательность в решении проблем, рациональность, упорядоченность, предсказуемость, учет деталей; умение последовательно мыслить и действовать;планирование –умение сравнивать замысел срезультатом, осуществлять контроль достижения поставленных целей; умениепроводить ситуационный анализ, определять и формулировать цели, подводить итоги;делегирование –умение давать поручения, управлять действиями других людей, учитывая их способности, возможности и мотивацию; умение доверять членам коллектива, конструктивно воспринимать чужие идеи; умение мотивировать, возлагать ответственность за выполнение работы; умение объяснять задачи и обеспечивать условия для их выполнения;межличностное общение –умение поддерживать климат сотрудничества, выполнять правила поведения и общения членов коллектива; умение корректировать нежелательное поведение членов команды; умение создавать каналы двухсторонней коммуникации, умение абстрагироваться от своих мыслей и мнений, умение концентрироваться на словах собеседника; умение слышать других, принимать обратную связь [11, С. 94]. Результаты подобных исследований доказывают целесообразность специальных программ, развивающих управленческие способности, в том числе и в социальнокультурной деятельности.Для того чтобы руководить, необходимо влиять, а чтобы влиять –необходимо иметь власть, то есть иметь возможность держать под своим контролем чтолибо значащее для исполнителя, то, что создаст его зависимость от вас и заставит его или ее действовать так, как вы желаете. Это потребности людей. По мнению известного психолога и социолога А. Маслоу основные потребности человека –это физиологические потребности, потребность в защищенности, социальные потребности, потребности в уважении и самовыражении (так называемая пирамида потребностей А. Маслоу). В основе пирамиды лежат биологические потребности человека как представителя животного мира. Венчают пирамиду потребности в самореализации как вершины выражения социальной сущности человека. Все потребности в данной системе взаимосвязаны и отражают двойственность человеческой природы –биологической и социальной. Организатор и управленец должен учитывать ее специфику, как в индивидуальной, так и в групповой деятельности в коллективе.Учреждения культуры открывают широкие возможности для развития личности, выявления и реализации ее потенциальных возможностей. Особую группу здесь составляют организационноуправленческие способности, важной составляющей которых являются умения и знания осуществления практической организационноуправленческой деятельности. Данные личностные способности крайне необходимы молодежи, так как современное быстро меняющееся общество требует от молодого человека активного раскрытия и проявления собственного потенциала в различных сферах жизнедеятельности, творческого использования знаний с учетом особенностей ситуации, а также нахождения эффективных способов приобретения новых способностей. Развитые организационноуправленческие способности молодежи обеспечивают эффективную организацию индивидуальной и групповой деятельности, содействуют выстраиванию межличностного взаимодействия и общения, позволяют планировать долгосрочные и краткосрочные действия, эффективно действовать в стандартных и нестандартных ситуациях, оптимально использовать временные, материальные, психологические и кадровые ресурсы [2, С. 234]. Подытоживая вышеизложенное, сформулируем собственное определение организационноуправленческих способностей. Это специальные способности, включающее личностную мотивацию, организационные и управленческие знания, а также значимые управленческие качества личности, отражающие готовность и умение эффективно решать организационноуправленческие задачи в современных условиях социальнокультурной деятельности[6, С.79]. Таким образом, организационноуправленческие способности молодежигармонично интегрируют в профессиональнопедагогическую, организационноуправленческую, педагогическую составляющие, конкретизируют и обогащают их содержание. Установлено, что организационноуправленческие способности представляют собой сложную интегративную иерархическую систему, включающую лидерские, организаторские, управленческие способности. Исследование данных способностей позволяет нам выявить и конкретизировать систему их развития в современном социальнокультурном пространстве.
Ссылки на источники1.Амеличкин А.В. Педагогическая деятельность учреждений культуры по формированию организационноуправленческих способностей молодежи А.В.Образование и общество. 2012.№ 3. С. 112114.2.Амеличкин А.В. Педагогическая программа по развитию организационноуправленческих способностей молодежи в учреждениях культуры на основе деятельностного подхода //Научный и творческий потенциал молодёжи в сфере образования, культуры, искусства: материалы II Всероссийской научнопрактической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и молодых учёных. Хабаровский государственный институт искусств и культуры; научный редактор и составитель Е.В. Савелова. 2014. С. 233237.3.Амеличкин А.В. Педагогические аспекты развития организационноуправленческих способностей молодежи в учреждениях культуры // Развитие системы высшего образования в сфере культуры: научный и образовательный опыт: материалы Международной научнопрактической конференции; Главный редактор: Н.А. Паршиков; научный редактор и составитель: И.А. Ивашова. 2015. С. 189193.4.Амеличкин А.В. Педагогические условия развития организационноуправленческих способностей молодежи в учреждениях культуры: деятельностный подход // диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.05 / Московский государственный университет культуры и искусств (МГУКИ). Москва, 2013. –190 с.5.Амеличкин А.В. Педагогический потенциал социальнокультурных учреждений по развитию организационноуправленческих способностей молодежи на основе деятельностного подхода. Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2016. № 3 (72). С. 253256.6.Амеличкин А.В. Педагогическое моделирование процесса формирования организационноуправленческих способностеймолодежи в учреждениях культуры. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2013. № 2 (118). С. 7780.7.Галеева Н.А. Некоторые аспекты формирования организаторских способностей студентов вуза // Образование и социализация личности в современном обществе: материалы IV Всероссийской научнопрактической конференции. Красноярск: РИО КГПУ.2004. С. 133134.8.Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4х т., Т.2: ИО. М. : Русс.яз. 1988. С. 309.9.Ершова Р.В. Профессионализм в управлении и его психологические критерии // Социология управления. 2006. №9. С. 2123.10.Огарков А.А. Организаторские способности современного руководителя. М.: Институт проблем предпринимательства. 2008. 107 с.11.Одинцов А.А. Управленческая психология. М. :Академия. 2009. C. 104.12.Ожегов С.И. Словарь русского языка. Под ред. Н.Ю. Шведовой. 23е изд., испр. М. : Русс.яз. 1999. С. 517.
13.Озира В.Ю.Управление экономикой и современный руководитель: монография. М.: Экономика.1982. 56 с.14.Уманский Л.И., Мангунов И.С.Организатор и организаторская деятельность. Л.: Лен. Университет.1975. 312 с.15.Щедровский Г.П. Оргуправленческое мышление: идеология, методология, технология. М. : Путь. 2003. С. 118.