Оценка обучающимися уровня инновационности учебного процесса

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Миляева Л. Г., Миляев В. Д. Оценка обучающимися уровня инновационности учебного процесса // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 31. – С. 541–545. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970123.htm.
Аннотация. В статье представлен оригинальный методический подход к оценке уровня инновационности учебного процесса, базирующийся на опросе потребителей образовательных услуг и анализе их мотивационного профиля.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Миляева Лариса Григорьевна,Доктор экономических наук, декан экономического факультета, заведующая кафедрой экономики предпринимательства, Бийский технологический институт (филиал) ФГБОУ ВО «Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова», г. Бийскlgm17@mail.ru

Миляев Владимир Дмитриевич,Кандидат технических наук, доцент кафедры экономики предпринимательства, Бийский технологический институт (филиал) ФГБОУ ВО «Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова», г. Бийскep@mail.ru

Оценка обучающимися уровня инновационности учебного процесса

Аннотация.Встатье представляется оригинальный методический подход к оценке уровня инновационности учебного процесса, базирующийся на опросе потребителей образовательных услуг и анализе их мотивационного профиля.Ключевые слова: инновационность учебного процесса,качество образовательных услуг, мотивационный профиль, методический подход.

Актуальность обозначенной проблемы определяется комплексном взаимосвязанных обстоятельств, наиболее весомыми из которых выступают следующие два: с одной стороны, устойчивое доминирование высокого качества образования в мотивационном профиле потенциальных абитуриентов вузов, а, с другой стороны, все возрастающая значимость инновационной компоненты в комплексной диагностике качества образовательных услуг. Подтверждением отмеченному (помимо публикаций в профильных изданиях) являются, в частности, результаты мониторинга мотивационных предпочтений потребителей образовательных услуг, осуществляемого в рамках программных маркетинговых исследований научнометодического совета Бийского технологического института (БТИ АлтГТУ им. И.И. Ползунова).Для ранжирования мотивов выбора вуза потенциальными абитуриентами возможно использовать авторскую методику [1], концептуальную основу которой составляет идея использования принципа Ш. Ричи и П. Мартина [2, с.1626]. В контексте с последним из отмеченных обстоятельств логично акцентировать двамомента: 1) целевой блок опросной Анкеты аккумулирует 12 вопросовутверждений; 2) заполнение Анкеты производится в строгом соответствии с инструкцией, представленной ниже.Анкета потенциального абитуриента ВУЗа (фрагмент)Инструкция к заполнению целевого блока:Ответьте на приведенные ниже вопросы текста быстро, не раздумывая подолгу. В каждом вопросеутверждении вам необходимо распределить 6 баллов между шестью вариантами ответа (а, б, в, г, д, е). Если для вас значим только один фактор, то он будет оценен в 6 баллов, а остальные –по нулю. Главное, чтобы оценки важности каждого варианта вопросаутверждения в сумме составляли 6 баллов.

Целевой блок –анализ мотивов выбора ВУЗа: 1.При выборе вуза для меня важно:а) его удаленность от дома ___;б) положительная репутация ___;в) содействие в трудоустройстве выпускников ___;г) развитость инфраструктуры ___;д) содержательность учебного материала ___;е) положительные отзывы выпускников ____.2. На мое мнение при выборе вуза может повлиять:а) возможность получить второе высшее образование (ВВО)___;б) наличие в нем интересующей специальности ___;в) совет родителей ___;г) возможность бесплатного обучения ___;д) рекомендации выпускников ___;е) наличие собственной спортивной базы ___.3. Вуз будет мне не интересен, если:а) он находится в другом городе ___;б) не оказывает содействие в трудоустройстве выпускников __;в) в нем не функционирует система менеджмента качества образовательных услуг __;г) отсутствуют спортивный и актовый залы __;е) устойчивый положительный имидж ___.д) возможность поступить только на коммерческую основу.4. Я хочу получить образование в данном вузе, потому что:а) есть возможность получить второе высшее образование ___;б) многие одноклассники собираются обучаться здесь ___;в) этопрестижный вуз ___;г) здесь обучают престижной профессии ___;д) здесь готовят специалистов, востребованных на рынке труда ___;е) развитая система дополнительного образования ___.5. Важно, чтобы вуз имел:а) современное учебное оборудование ___;б) связи с работодателями ___;в) значительное количество бюджетных мест ___;г) удобное местоположение ___;д) положительный имидж ___;е) хороший библиотечный фонд ___ .6. При выборе вуза буду ориентироваться:а) на информацию о вузе в СМИ ___;б) на наличие дополнительных образовательных услуг ___;в) на рекомендации выпускников ___;г) на мнение родителей ___;д) на наличие интересующей специальности ___;е) на развитость социальной инфраструктуры ___.7. Престижность вуза ассоциируется у меня:а) с высокой стоимостью образовательных услуг ___;б) с высоким уровнем чтения лекций ___;в) с востребованностью выпускников ___;г) с известностью ___;д) с определенным местом расположением (крупный город, центр города);е) с положительной оценкой его выпускников ___.8. Важными критериями выбора вуза, считаю:а) положительные отзывы выпускников ___;б) высокий уровень обеспечения местами в общежитии ___;в) мнение авторитетных для меня людей ___;г) широкий спектр дополнительных образовательных услуг ___;д) доступность и логичность изложения материала ___;е) оптимальное соотношение цены и качества образовательных услуг ___.9. Не думаю, что стал(а) бы поступать в вуз:а) который не отслеживает статистику трудоустройства выпускников ___;б) которым не довольны студенты и выпускники ___;в) малоизвестный ___;г) который не имеет лицензию на осуществление образовательной деятельности;д) который не устраивает моих родителей ___;е) который находится в провинциальном городе ___.10. Не привлекательным для меня является вуз, в котором:а) слабая материальнотехническая база ___;б) высокая стоимость обучения ___;в) отсутствуют интересующая специальность ___;г) практически не применяются интерактивные формы обучения ___;д) отсутствуют дополнительные программыобучения ___;е) не развита корпоративная культура ___.11. Не думаю, что при выборе вуза не приму во внимание:а) величину дохода в семье ___;б) мнение родственников ___;в) советы студентов старших курсов ___;г) отсутствие программ дополнительного образования ___;д) местоположение ___;е) общественное мнение ___.12. Вуз, который мне интересен:а) широко использует инновационные образовательные технологии ___;б) имеет высокий рейтинг ___;в) проводит набор на интересующую для меня специальность ___;г) располагает достаточным количеством бюджетных мест ___;д) имеет удобное местоположение ___;е) имеет центр содействия трудоустройству выпускников ___.Данные анкетного опроса заносят в специальную матрицу (таблица 1), аккумулирующую средние балльные оценки анализируемых мотивов. Представляется, что совокупное количество баллов по всем 10 мотивам составит 72 (12 вопросов утверждений, сумма баллов по каждому 6).Таблица 1 Типовой формат матрицы балльных оценок мотивов выбора вуза(фрагмент)

Мотивы выбора вуза№ вопроса123…8…12итого1. Развитая инфраструктурагег

б

2. Местоположениеа

а

д

3. Известность, высокая репутацияб

е

б

4. Высокое качество образованияд

в

д

а

5. Интересующая специальность

б



в

6. Финансовая доступность обученияегд

е

г

7. Влияние мнения авторитетных людей (родителей/учителей/ друзей)

в

в

8. Рекомендации выпускниковед

а

9. Содействие в трудоустройствев

б

е

10. Дополнительные программы обучения, в том числе ВВО

а

г



Необходимо подчеркнуть, что данный методический подход успешно используется в системе менеджмента качества образования БТИ АлтГТУ (мониторинг потребителей образовательных услуг) с 2013 года. Сводные результаты 20132016 годов подтверждают лидерство на протяжении всего анализируемого периода мотива «высокое качество образования» (таблица 2).Очевидно, что в представленной Анкете для диагностики качества образования (образовательных услуг) используются параметры, характеризующие уровень традиционности (содержательность учебного материала, уровень чтения лекций, доступность и логичность изложения материала) и инновационности (эффективное функционирование системы менеджмента качества образовательных услуг, применение интерактивных форм обучения, использование инновационных образовательных технологий) учебного процесса.Таблица 2Обобщенный профиль мотивов выбора ВУЗа потенциальными абитуриентами г. Бийска

Мотивы выбора ВУЗаМотивационный профиль(ранг значимости мотивов)20132014201520161.Развитая инфраструктура77882.Местоположение89993.Известность, высокая репутация55444. Высокое качество образования21115. Интересующая специальность12236. Финансовая доступность обучения44557.Влияние мнения авторитетных людей108778.Рекомендации выпускников66669.Содействие в трудоустройстве333210.Дополнительные программы обучения, в том числе ВВО9101010

Поскольку предельная оценка каждого из шести параметров, характеризующих качество образовательных услуг, может быть 6 баллов, совокупная максимальная оценка традиционных параметров (также как и инновационных) 18 баллов. Тогда уровень инновационности (традиционности) учебного процесса можно рассчитать делением фактической балльной оценки профильных параметров качества образовательных услуг на их максимальную величину (таблица 3) с выделением следующих градаций: высокий уровень (от 0,80 до 1,00); средний уровень (от 0,60 до 0,79); низкий уровень (от 0,40 до 0,59); проблемный уровень (менее 0,40).Таблица3Сводные результаты оценки уровня инновационностиучебного процесса потребителями образовательных услуг (условный пример)

Анализируемые параметры учебного процессаВариантыАБВГБалльная оценка инновационных параметров9121518Уровень инновационности учебного процесса0,500,670,831,00

Представляется, что методика оценки уровня инновационности учебного процесса явится логичным дополнением методического инструментария, базирующегося на опросе обучающихся [34], предназначенного для мониторинга качества образовательных услуг.

Ссылки на источники1.Миляева Л.Г., Бавыкина Е.Н. Методика построения мотивационного профиля потенциальных абитуриентов ВУЗов // Гуманизация образования. –2013. –№ 5. –С. 48–53.2.Ричи Ш., Мартин П. Управление мотивацией: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИДАНА, 2004. –399 с.3.Миляева Л.Г., Черных А.Е. Методические аспекты оценки уровня сформированности компетенций студентов // Научнометодический электронный журнал Концепт. –2016. –Т.15. –С. 2516 –2520.4.Миляева Л.Г.,Артемина К.Ю. Оценка успешности трудоустройства выпускников вуза в условиях реализации компетентностного подхода: методический аспект // Научнометодический электронный журнал Концепт. –2016. –Т.15. –С. 2556 –2560.5.Миляева Л.Г. Комплексный анализ качества образовательных услуг: монография. –Dudweiler: LAPLAMBERTAcademicPublishingGmbH& Co., 2016. –136 с.