К проблеме формирования ценностного отношения к труду у старших дошкольников

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Лосева Н. А. К проблеме формирования ценностного отношения к труду у старших дошкольников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 31. – С. 596–600. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970134.htm.
Аннотация. В статье раскрывается прикладной аспект трудового воспитания дошкольников. Представлены результаты эмпирического исследования педагогических условий формирования ценностного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Лосева Наталья Александровна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного образования ФГБОУ ВО «Череповецкий государственный университет», г. Череповецlosevana1972@yandex.ru

К проблеме формирования ценностногоотношенияк трудуу старших дошкольников

Аннотация. В статье раскрывается прикладной аспект трудового воспитания дошкольников. Представлены результаты эмпирического исследования педагогических условий формирования ценностного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста.Ключевые слова: труд, ценности, ценностное отношение, дошкольный возраст, формирование ценностного отношения к труду.

Материальные и духовные ценности на земле созданы трудом человека. Труд –основное средство удовлетворения человеческих потребностей, без него невозможна сама жизнь.В дошкольном возрасте дети получают представление: о роли труда в жизни человека и общества; знакомятся с трудовой и профессиональной деятельностью взрослых, миром профессий; включаются в посильную трудовую деятельность в детском саду и семье, приобретают первоначальные трудовые умения и опыт трудовой деятельности; учатся планировать, прикладывать усилия, доводить начатое дело до конца; взаимодействовать с партнерами, оказывать помощь, ценить результаты своего и чужого труда [1]. Труд людей в обществе всегда направлен на создание духовных и материальных ценностей, а детский труд не может иметь такого значения. Результаты труда детей удовлетворяют потребности самого ребёнка или его окружающих, поэтому объективная оценка крайне затруднена. В трудовом процессе дошкольник прилагает усилие, начинает осознавать его значение, направленность на самостоятельное удовлетворение своих потребностей, и наконец, испытывает эмоциональный подъём и радость от достигнутых результатов. При оценке деятельности ребёнка в большей мере обращают внимание на его отношение, желание доставить радость окружающим, сделать чтото полезное для себя самого.Ценностное отношение к труду является определяющей составляющей содержания воспитания личности, которая направлена на понимание ребёнком значимости труда, как источника самосовершенствования, чувства удовлетворённости трудом и наличия совокупности таких моральных качеств, как трудолюбие, ответственность, аккуратность, бережливость и другие. Работа, как педагогов, так и родителей воспитанников, заключается в том, чтобы объяснить на доступном ребенку языке, значимость трудовой деятельности в жизни человека, сформировать ценностное отношение к труду, помочь понять содержание труда, воспитать такое нравственноволевое качество, как трудолюбие. Трудолюбие дошкольников включает в себя четыре структурных компонента: мотивационный, эмоциональный, когнитивный и поведенческий.Если труд, трудовая деятельность будут являться для ребенка ценными, если у него будет сформировано ценностное отношение к труду, то только в этом случае у дошкольника может выработаться устойчивый компонент личности, как трудолюбие [2].В концепции введённых ФГОС ДО обращается внимание на развитие таких качеств, необходимых для дальнейшего становления личности, как любознательность, инициативность, коммуникативность, творческое воображение, произвольность, но не выдвигается задачи по воспитанию трудолюбия.А такие показатели –осознание цели деятельности, готовность доводить начатое дело до конца, проявление эмоциональноположительного отношения к труду, адекватная оценка результатов деятельности, старательность, бережное отношение к средствам и продуктам труда –наиболее успешно формируются в дошкольном возрасте (Р.С. Буре, Г.Н. Година, М.В. Крулехт, В.И. Логинова, Т.А. Маркова и другие).Несформированность их на данном возрастном этапе становится препятствием в учебнопознавательной деятельности и последующей адаптации в самостоятельной трудовой деятельности.В дошкольном возрасте под ценностным отношением к труду понимается устойчивое личностное принятие труда на основе осознания его ценности и практической значимости для человека, которое характеризуется положительным отношением к труду, трудовой деятельности, а также желанием и привычкой трудиться[3].Трудовое воспитание дошкольников осуществляется с помощью ряда средств: собственной трудовой деятельности детей, ознакомления с трудом взрослых, художественных средств. По содержанию труд детей дошкольного возраста делится на четыре вида: самообслуживание, хозяйственнобытовой труд, труд в природе, ручной и художественный труд (В.Г. Нечаева, Г.Н. Година, Д.В. Сергеева, Р.С. Буре, Л.И. Захаревич и др.).В науке разработаны и внедрены в практику такие формы организации труда детей дошкольного возраста,как поручения, дежурства, общий, совместный и коллективный труд.Для того чтобы дети трудились с удовольствием, необходимо создавать эмоциональноположительную атмосферу, учитывать нагрузку и интересы детей. А главным образом, взрослые –педагоги и родители, должны стать примером для своих воспитанников и детей, показывая со своей стороны удовольствие от выполненного трудового поручения.Наше исследование проводилось в двух детских садах города Череповца, объединённых в результате реорганизации в форме присоединения. Таким образом, оказалось две группы старшего возраста, где одна является контрольной, а вторая –экспериментальной по теме: «Педагогические условия формирования ценностного отношения к труду у старших дошкольников». В ходе эксперимента педагогам групп было предложено заполнить протокол исследования «Особенности отношений ребёнка к процессу труда»(таблица 1).Таблица 1Особенности отношений ребёнка к процессу труда

№Имя ребёнкатрудовоепоручениеПоказатели отношения к процессу трудапроявляетинициативунамечаетпланвыполняет с желаниемэмоциональные реакциииспытывает чувство долга, доводит начатое до концана успехна неудачу123456789

В таблице фиксируется последовательность трудовых поручений: (1 –собрать мусор на участке, 2 –вымыть игрушки, 3 –дежурство по столовой). Условные обозначения: «0» –отказ от поручения; «+»–для ребёнка характерно наличие показателя;«»–для ребёнка характерно отсутствие показателя. В колонке по обозначению эмоциональной реакции: «+» положительная реакция на успех или неудачу; « » –безразличие успеху или неудаче; «»–отрицательная реакция на успех или неудачу.

Анализ протоколов показал, что вобеих группах дети испытывают трудности, а в частности отрицательное отношение к процессу труда. Так в контрольной группе только 12% (трое детей), а в экспериментальной 27% (семеро детей) проявили инициативу в выполнении трёх заданий после того, как предложили воспитатели. Совместно составили план выполнения поручений и смогли довести начатое дело до конца.Используемая диагностическая методика Г.А.Урунтаевой и Ю.А. Афонькиной «Изучение особенностей трудовой деятельности дошкольников», позволяет диагностировать деятельностный, а также мотивационноличностный компоненты трудолюбия [4]. Результаты данной диагностической методики в целом по группам представлены на рисунке 1.

Рис. 1.Особенности отношения ребёнка к трудовым поручениям

Анализ результатов по данной методике среди групп, участвующих в эксперименте, позволил выделить средние показатели. Для детей с высоким уровнем характерна достаточная сформированность компонентов деятельностного и мотивационноличностного блока. Но если дети экспериментальной группы выполняли все три поручения даже без проявления инициативы, то дети в контрольной группе в большинстве случаев отказывались от поручения, даже по просьбе воспитателей. У экспериментальной группы минимально представлен низкий уровень (7%) трудовой деятельности. Для детей данного уровня характерны затруднения в планировании трудовых действий, отсутствие стремления доводить начатое дело до конца, особенно если это касалось выполнения непредпочитаемых трудовых поручений. В контрольной группе только половина детей смогла наметить план и довести начатое дело до конца, а 56% детей уклонились от дальнейшего выполнения поручений. Это также касалось и дежурства по столовой, где в большинстве случаев дети отказывались помогать младшему воспитателю в уборке посуды со стола. Таким образом, чтобы сформировать у дошкольников ценностное отношение к труду, мы, взрослые, сами по себе должны быть трудолюбивыми, артистичными, эмоциональными, креативными. Мы, воспитатели и родители, должны уметь повести за собой детей по дороге детских трудовых свершений и маленьких трудовых подвигов. Только в этом случае труд будет для ребёнка не трудовой повинностью, а желанной радостью.

Ссылкина источники1.Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой.СПб, 2013. 01020304050607080мусоригрушкидежурствоэкснаяконтря2.Тимошина Е.И. Воспитание основ трудолюбия дошкольников в контексте аксиологического подхода.–Череповец: ГОУ ВПО ЧГУ, 2012.3.Арсенова М.А. Формирование ценностного отношения к социальному миру у детей старшего дошкольного возраста в процессе познавательной деятельности: Череповец: ГОУ ВПО ЧГУ, 2010. 4.Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. –М.:Владос, 1995.