Архитектура организации самостоятельной работы студента технического вуза с учебником физики на лекции

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Дубик М. А. Архитектура организации самостоятельной работы студента технического вуза с учебником физики на лекции // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 31. – С. 741–745. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970163.htm.
Аннотация. В настоящей статье рассматривается архитектура организации самостоятельной работы студента технического вуза с учебником физики на лекционном занятии. Представлена структура архитектуры организации самостоятельной работы студента при заданных ограничениях, и обоснована ее практическая значимость в достижении цели: «получить» студента-первокурсника технического вуза, научившегося самостоятельно работать с учебником физики.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Дубик Мария Артемьевна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры физики, методов контроляи диагностикиФГБОУ ВО «Тюменский индустриальный университет», г. ТюменьMariyaDubik@yandex.ru

Архитектура организации самостоятельной работы студента технического вуза с учебником физики на лекции

Аннотация.В настоящей статье рассматривается архитектура организации самостоятельной работы студента технического вуза с учебником физики на лекционном занятии. Представлена структура архитектурыорганизации самостоятельной работы студента при заданных ограниченияхи обоснована ее практическая значимость вдостижениицели:«получить» студентапервокурсника технического вуза, научившегося самостоятельно работать с учебникомфизики.Ключевые слова:архитектура, организация самостоятельной работы студента, лекция, самостоятельная работа, учебник физики.

Создание прорывных технологий, обеспечение производств востребованными кадрами есть общая задача российского образования [1].Система инженерного образования должна быть нацелена на подготовку инженеров, навыки, компетенции, знания которых во многом определяют надёжность, эффективность производственного процесса, внедрение новых технологий, качество конечного продукта[2].Как вырастить инженера, которыйстолкнувшись с изобретательской ситуацией, умеетсформулировать саму изобретательскую задачу и найти в ней техническое и физическое противоречие?На данном этапе развития инженерного образования большая часть студентовтехнического вуза не умеют решать изобретательские задачи. Еще в80е гг. XXстолетия Г.С. Альтшуллер выявил причину:студенты не умеют читать изобретательскую задачу. Студентов необходимо учить читать, ибо чтение развивает техническое мышление. Степень развития способности к изобретательской деятельности, отмечает ученый,зависит от круга чтения. Не читающие не имеют шансов повысить эффективность своего мышления, а значит, не готовы к творческому труду [3].В технологическую эпоху в качестве источников информации в вузовском образовательном процессе все шире используются электронные информационные средства и телекоммуникационные сети Интернет.Программные информационные средства обучения дают преподавателю возможность поновому решать педагогические задачи, в том числе задачу организации самостоятельной работы студента с необработанной информацией. Из опыта работы: вузовский преподавательне умеет решить задачу организации самостоятельной работы студента с необработанной информацией, не решив задачуорганизации самостоятельной работы студента с обработанной информацией ‬учебником.У человека, научившегося читать в процессе репродуктивной работы с учебником, считает А. Лук, развито конвергентное мышление. Конвергентное мышление остается в рамках формальной логики ине совершает тех фантастических скачков, которые нужны для получения нового. Работа с учебником должна носить продуктивный (творческий) характер. Тогда мышление человека будет дивергентным максимально продуктивным и доставит ему высшее удовлетворение, таккак дивергентное мышление связано с генерированием большого числа неожиданных альтернатив [4].Самостоятельно добывать знания учащийся научается при условии: он умеет работать с учебником. С целью выявить умениестудентовпервокурсников технического вузасамостоятельно работать с учебником физикивыполнили диагностирование. Результаты диагностирования показали, что из 114 студентов не справились с заданием 78 студентов, частично справились ‬31, справились ‬5.При чтении человек вынужден сам «рисовать длясебя картинку»,исходя из прочитанногоим текста.С целью выявить умениестудентовпервокурсников технического вузапри чтении «рисовать для себя картинку» выполнили кодирование учебного текстапо физике. Результаты кодирования показали, что из 35студентов не справились с заданием 31студент, частично справились ‬3, справились ‬1.Проведенный анализ результатов исследования вузовского чтения студентовпервокурсниковподвёл нас к выводу:школьная безграмотность плавно перетекает в вузовскую безграмотность.Необходимо учить студентовпервокурсников самостоятельно работать с учебникомфизики. А именно,согласимсяс А.В. Усовой, учить находить в учебном тексте основные элементы научных знаний и раскрыть общие требования к усвоению каждого из них[5].В условиях достаточно плотного потока информации, который сам зарождается на фундаментальных знаниях [6],проблема обучениястудентов технического вуза самостоятельно работать с обработанной информацией (учебникомфизики)остается актуальной.В рамках Федерального экзамена проверки обученности студента уровень обученностивыпускника бакалавриата должен быть не ниже второго[7]. С целью достичь у 60%студентов уровень обученности не ниже второговузовскому преподавателюфизикинеобходимо за короткий промежуток времени «получить» студентапервокурсникатехническоговуза, научившегося самостоятельно работать с учебником.Результат самостоятельной работы студента с учебником ‬это приращение умения студента самостоятельно работатьс учебником, а именно:1) читать учебный текст на уровне понимания основного содержания текста (просмотровое чтение);2) полного понимания содержания текста (изучающее (аналитическое) чтение);3) понимания с извлечением необходимой значимой информации (поисковое чтение);4) критического понимания информации (смысловое чтение).При организации самостоятельной работы студента с учебником физикина лекционном занятии, вузовскому преподавателю необходимо рассмотреть самостоятельную работу студента с точки зрения использования и реализации имеющихся возможностей.Критерием результативности организации самостоятельной работы студента является динамика «угасающей» помощи со стороны преподавателя в ходе самостоятельной работы студента, которая имеет следующие показатели:1)уменьшение количества обращений студента за помощью к преподавателю в ходе самостоятельной работы с учебником;2)повышение уровняавтономности и самостоятельности студента в решении познавательных задач в ходе самостоятельной работы с учебником;3)увеличение объема выполнения заданий в ходе самостоятельной работы с учебником.Организация самостоятельной работы студента, по Н.В. Чекалевой,представляет собой открытую, мобильную и гибкую конструкцию ‬архитектуру. Архитектура организации самостоятельной работы студента есть набор моделей, описывающих системы управления процессом самостоятельной работы студента [8, с. 144].Схемой модели, описывающей систему управления преподавателем и систему самоуправления самим студентом процессом самостоятельной работы с учебником физикис «угасающей» помощью преподавателя, является структурнофункциональная модель личностно ориентированного преемственного учебника физикипри некоторых заданных ограничениях (рис.) [9].

Рис.1Структурнофункциональная модель личностно ориентированного преемственного учебника физики:

‬главное; ‬доказательство (аргументирование) главного; ‬иллюстрации главного

Структурнофункциональная модель личностно ориентированного преемственного учебника физики позволяет увидеть, что внутри себя она содержит указания на возможную организацию деятельностиконструирования личностно ориентированного преемственного учебника.С помощью такой модели можно осваивать содержание учебной, в перспективе естественнонаучной и профессиональной информации.Стрелочки в иллюстрации модели служат инструкциейквыполнению деятельности конструирования личностно ориентированного преемственного учебника в определённом направлении.Под личностно ориентированным преемственным учебником понимаем учебникконструкцию, который состоит из отдельных учебников: базового, преемственного и личностно ориентированного. Учебники, в свою очередь, состоят из отдельных модулей. Отдельные модули «сшиты» в тематический блок. Тематический блок ‬структурная единица личностно ориентированного преемственного учебника [10].Рассмотрим реализацию архитектуры организации самостоятельной работы студента по схеме выбранной модели без предварительного чтения учебного текста при заданных ограничениях: продолжительность ‬90 мин., место проведения ‬аудитория, ресурсы ‬печатные на бумажном и электронном носителе, средства ‬учебник физикии мобильный телефон(табл.).Таблица1Структурные элементы аудиторного занятия и деятельность студента

с учебным текстом на аудиторном занятии

Структурные элементы аудиторного занятияДеятельность студента с учебным текстом Деятельность студента с учебным текстом«Электростатика» [11, с. 160167]На лекционном занятииЭтап I. Выявление у студентов, имеющихся по изучаемой теме знаний и читательских компетенций:1. Постановка задачи лекционного занятия:а) актуализация знаний;Студент самостоятельно работает с текстом указанным преподавателем главы учебника в поиске главного в тексте в целом. Ищет ответ на вопрос: о чём говорится в тексте?Главное учебного текста в целом вузовского учебника чаще всего совпадает с названием главы учебника. Работает с фоновыми знаниями учебного текста в поиске ответа на вопрос: что об этом язнаю.Готовится к усвоению нового знания.

Диэлектрики в электростатическом поле.Знаю: 1. Диэлектрики. Типы диэлектриков.2. Поляризация диэлектриков. Виды поляризации.Умеювыполнить классификацию диэлектриков.На данном этапе студент осуществляет коррекцию знания, а именно, егодеятельностьнаправлена на устранение пробелов школьной подготовки по теме «Диэлектрики в электростатическом поле», создание условий для усвоения материала вузовского курса физики по данной теме.б) мотивация студента;Студент просматривает основной текст главы учебника. У студента возникает потребность, которая побуждает цель: углубить и расширить знания и желание усвоить новое знание.

в) выделение элементов знания, подлежащих изучению.

Студент выявляет новое знание,которое предстоит ему изучить. Новое знание в учебном тексте вузовского учебника чаще всего совпадает с названием параграфа главы учебника. Ставит задачи: я хочу знать… и хочу уметь…Хочу знать:электрические свойства атомов и молекул диэлектриков, поведение образца диэлектрика во внешнем электростатическом поле, особенности свойств сегнетоэлектриков.Хочу уметь:анализировать информацию, представленную в графической форме.2. Формулировка темы и плана лекционного занятия.Студенты и преподаватель совместно формулируют тему лекционного занятия. Тема лекции совпадает с главным учебного текста в целом. Составляют план лекции. Пункты плана лекции чаще всего совпадают с названием параграфов главы учебника.

Тема лекционного занятия«Диэлектрики в электростатическом поле».План:1.Поляризация ‬физическое явление.2. Физические величины, характеризующие явление поляризация: поляризованность, напряженность электростатического поля, вектор электрического смещения, диэлектрическая восприимчивость, диэлектрическая проницаемость.3. Физические законы, описывающие явление поляризация: теорема ОстроградскогоГаусса для электростатического поля в диэлектрике, закон преломления силовых линий и линий электрического смещения, закон Кулона.Этап II. Работа по изучению нового знания:1. Изучение и первичное закрепление нового знания.Студент выполняет деятельность конспектирования лекции. Содержание лекции лекторпреподаватель разбивает на смысловые части. После изложения каждой из них организует её обсуждение по обобщённому плану структурных элементов знаний.В процессе изучения нового знания студент обращается к основному тексту параграфа учебника в поиске ответа на вопрос: что об этом (главном) говорится в части текста (параграфе)? Первичного закрепления нового знания ‬к внетекстовой компоненте параграфа учебника. Выполняет тренировочные задания по первичному осознанию нового знания. Осуществляет коррекцию усвоения нового знания. Вносит изменения в конспект лекции.

2. Закрепление нового знания.

Студент выполняет деятельность решения учебной задачи. В процессе закрепления нового знания студент обращается к внетекстовой компоненте главы учебника. Выполняет задания по вторичному осмысливанию уже известного нового знания. Осуществляет вторично коррекцию нового знания. Вносит изменения в конспект лекции.

3. Оценка нового знания.Студент осуществляет рефлексию нового знания. Студент обращается к основному тексту главы учебника. Вносит изменения в конспект лекции.

Преимущества архитектурного представления организации самостоятельной работы студента:1)архитектура организации самостоятельной работы студента технического вуза с учебником физики позволяет более целостно и комплексно увидеть процесс организации самостоятельной работы студента, отражая его различные аспекты и особенности;2)является набором моделей организации самостоятельной работы студента, включает модели организации как традиционных, так и инновационных видов самостоятельной работы студента;3)предлагает различные варианты организации самостоятельной работыа) без предварительного чтения учебного текста при заданных ограничениях; б) предварительным чтением учебного текста при заданных ограничениях. Ограничения (время, место, ресурсы, средства), вносимые преподавателем или самим студентом, дают возможность построить архитектуруорганизации и самоорганизации самостоятельной работы студента технического вуза с учебником физики.4)в перспективе архитектура организации самостоятельной работы студента технического вуза с учебником физики может быть представлена в виде компьютерного программного обеспечения образовательного процесса и адаптирована к дистанционному, электронному, мобильному обучению.Предлагаемая архитектура организации самостоятельной работы студента с учебником физики рассматривается нами как схема, при помощи которой можно строить новые модели организации самостоятельной работы студентов с учебником. Модель является относительно зафиксированной конструкцией, «устойчивость» которой обеспечивают ограничения для данного вида самостоятельной работы.Таким образом, архитектура организациисамостоятельной работы студента с учебником физики на лекции представляется нам как средство для достижения цели:«получить» студентапервокурсника технического вуза, научившегосяосваивать обработанную и необработанную информацию, в перспективе‬инженера, которыйстолкнувшись с изобретательской ситуацией, умеет сформулировать саму изобретательскую задачу и найти в ней техническое и физическое противоречие.

Ссылки на источники:1.Из выступления наПленарном заседании Х съезда Российского союза ректоров. 30 октября 2014 г. http://kremlin.ru/events/president/news/46892(дата обращения 10.11.2015).2.Из выступления наЗаседании Совета по науке и образованию 23 июня 2014г. Москва, Кремль. http://kremlin.ru/events/president/news/45962(дата обращения 10.11.2015).3.Альтшуллер Г.С. Алгоритм изобретения. ‬М.: Московский рабочий, 1973. ‬208 с.4.Лук А. Творчество.http://www.metodolog.ru/00021/00021.html(дата обращения 18. 04.2016).5.Усова А.В. Проблемы теории и практики обучения в современной школе. Избранное. ‬Челябинск: ЧГПУ, 2000. ‬239 с.6.Тулькибаева Н.Н. Проблема инновационной деятельности / Инновационные процессы в образовании // Материалы VIIIМеждународной научнопрактической конференции 2223 апреля 2004г. ‬Челябинск: Образование, 2004. ‬В трех частях.Ч.I. ‬С. 37.7.Модель оценки. http://fepo.iexam.ru/node/156(дата обращения 18.11.2015).8.Чекалева Н.В. Педагогическая подготовка будущего учителя к профессиональной деятельности в современной школе: Научнометодич. материалы.‬СПб: Книжный дом, 2008. ‬296 с.9.Дубик М.А. Активизация самостоятельной работы студента технического вуза с использованием учебника физики на лекционном занятии// Современные научные исследования. Выпуск 2 / Под ред. П.М. Горева и В.В. Утёмова. ‬Концепт. ‬2014. Приложение № 20. ‬URL: http://ekoncept.ru/ext/61(дата обращения 28.02.2017).10.Дубик М.А. Личностно ориентированный преемственный учебник (учебник физики новогопоколения для студентов технического вуза). ‬Тюмень: ТГНГУ, 2012. ‬116 с.11.Трофимова Т.И. Курс физики: учебное пособие для вузов. ‬Москва, 2007. ‬560 с.