Создание информационно-образовательной среды вуза как базовое условие формирования социально-экологической готовности будущего педагога

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Толмачева В. В. Создание информационно-образовательной среды вуза как базовое условие формирования социально-экологической готовности будущего педагога // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 31. – С. 801–805. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970175.htm.
Аннотация. Представленная статья отражает основные подходы к определению сущности одного из ключевых педагогических условий формирования социально-экологической готовности будущего педагога ДОО к работе с семьей по оздоровлению детей дошкольного возраста. В основу выделения сущности педагогических условий формирования социально-экологической готовности будущего педагога ДОО положены ключевые характеристики педагогического процесса. При определении сущности процесса создания информационно-образовательной среды вуза особое внимание отводится рассмотрению базовых родовых понятий: условие, педагогическое условие, среда, образовательная среда, а также информационный компонент формирования образовательной среды. При определении специфики информационного компонента образовательной среды особая роль была отведена рассмотрению свойств информационной среды: комплементарности, конгруэнтности и устойчивости. Представлена характеристика направлений развития информационной среды в условиях педагогического процесса: организационное, деятельностно-практическое, управленческое.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Толмачева Вера Владимировна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики дошкольного и начального образования БУ ВО ХМАОЮгры «Сургутский государственный педагогический университет»; 628400 ХМАОЮгра г.Сургутvvtolmacheva@yandex.ru

Создание информационнообразовательной среды вузакак базовое условие формирования социальноэкологической готовности будущего педагога

Аннотация.Представленная статья отражает основные подходы к определению сущности одного из ключевых педагогических условийформирования социальноэкологической готовности будущего педагога ДОО к работе с семьей по оздоровлению детей дошкольного возраста. В основу выделения сущности педагогических условий формирования социальноэкологической готовности будущего педагога ДОО положены ключевые характеристики педагогического процесса.При определении сущности процесса создания информационнообразовательной среды вуза особое внимание отводится рассмотрению базовых родовых понятий: условие, педагогическое условие, среда, образовательная среда, а также информационный компонент формирования образовательной среды.При определении специфики информационного компонента образовательной среды особая роль была отведена рассмотрению свойств информационной среды: комплементарности, конгруэнтности иустойчивости.Представлена характеристика направлений развития информационной среды в условиях педагогического процесса: организационное, деятельностнопрактическое, управленческое. Ключевые слова: среда, образовательная среда, информационнообразовательная среда, педагогическое условие, социальноэкологическая готовность, педагог.

Процесс реализации разработанной нами концепции формирования социальноэкологической готовности будущих педагогов ДОО к работе с семьей по оздоровлению детей дошкольного возраста представляет собой применение выявленных теоретических положений в реальной практической деятельности с вариативным применением соответствующихметодов, методик и технологий.

Реализация концепции формирования социальноэкологической готовности будущего педагога ДОО и ее эффективность напрямую зависят от ряда факторов:

собственной компетентности педагога, предполагающей знание ключевых теоретических положений концепции, ее методологической основы, базовых компонентов,а также возможных путейеереализациина практике;

совокупности педагогических условий, обеспечивающих реализацию концепции формирования социальноэкологической готовности будущего педагога ДОО;

тщательного отбора и компоновки содержания процессаформирования социальноэкологической готовности будущего педагога ДОО к работе с семьей по оздоровлению детей дошкольного возраста;

исходного уровня подготовленности будущих педагогов к осуществлению экологовалеологической деятельности в условиях ДОО и потенциальных возможностей совершенствования этого уровня;

уровня разработанности инструментария для мониторинга уровней сформированности социальноэкологической готовности будущего педагога ДОО к работе с семьей по оздоровлению детей дошкольного возраста.Исходя из вышесказанного,педагогические условия представляют собой ту совокупность положений, обеспечивающих эффективность и результативность процессаформирования социальноэкологической готовности педагога ДОО. Анализ справочной литературы позволяет констатировать, что под условиями принято понимать некую философскую категорию, выражающую отношение изучаемого предмета к окружающимявлениями процессам, вне которых он существовать не может. Более того, подобные условия как раз и составляют ту своеобразную среду, в которой изучаемые явления возникают, существуют и проходят этапы своего развития. Ряд исследований позволяет говорить об условии, как необходимости, делающей возможным существование состояния или процесса, т.е. условие является порождающим фактором чеголибо.

Говоря о сущности такой категории, как «педагогические условия» следует принимать во внимание определенные характеристики педагогического процесса:

подчиненность закономерностям, наличие четких целей, управляемость на каждом этапе,поступательность;

обусловленность социальным заказом общества и его реализациясубъектом данного процесса;

подчинение культурным и историческим факторам, требованиям к профессиональнопедагогической подготовке;

значительная устойчивость закономерных связей, компонентов структуры, а также специфических черт его функционирования.

Следовательно, специально созданные педагогические условия обладают значительной способностью регулировать педагогический процесс, соотносить его компоненты друг с другом.

Под педагогическими условиями формирования социальноэкологической готовности будущего педагога ДОО к работе с семьей по оздоровлению детей дошкольного возраста мы понимаем совокупность мер педагогического характера, которые обеспечивают достижение будущими педагогами ДОО необходимого уровня сформированности исследуемого вида готовности.Определение педагогических условий процесса формирования социальноэкологической готовности будущего педагога ДОО обусловлено наличием социального заказа высококвалифицированных специалистов в вузах, способных решать насущные проблемы современности и быть готовым отвечать на вызовы времени; анализомсовременной психологопедагогической литературы в рамках исследуемой проблемы, определение специфичности исследуемой тематики, а такжеособенностей реализации разработанных теоретических положенийв рамках нашей концепции. Помимоэтого, определениепедагогических условий напрямую зависит от особенностей исследуемого педагогического процесса: его направленности, целевыми ориентирами и совокупностью ключевых компонентов.

В качестве одного из ключевых педагогических условий, обусловливающих эффективностьпроцесса формирования социальноэкологической готовности будущего педагога ДОО к работе с семьей по оздоровлению детей дошкольного возраста, мы определилисозданиесоответствующей информационнообразовательной среды в условиях современного педагогического вуза.Рассмотрим выявленноепедагогическое условиеболее детально.Сущность термина «среда» в толковом словаре С.И. Ожегова трактуется как «окружающие социальнобытовые условия, обстановка, а также совокупность людей, связанных общностью этих условий».Применительно к современным исследованиям можно говорить о целой совокупности различных видов сред: окружающей, культурноисторической, социальной и пр. если говорить о педагогических исследованиях, то здесь наиболее употребим термин «образовательная среда».Нам представляется целесообразным рассмотрение данного понятия как базового для определения сущности информационной среды процесса формирования социальноэкологической готовности будущего педагога ДОО к работе с семьей по оздоровлению детей дошкольного возраста. Анализ справочной литературы позволяет говорить об образовательной среде как некой совокупности образовательных факторов, непосредственно или опосредованно воздействующих на личность обучающегося. Следует отметить, что образовательная среда объединяет в себе свойства природной, культурной и духовных сред.Традиционно, в качестве компонентов любой среды можно выделить социальноконтактный, информационный, соматический и предметный. В рамках нашего исследования, наибольший интерес представляет информационный компонент образовательной среды вуза. Особенность данного компонента состоит в его интегрирующем начале, поскольку он, с одной стороны, определяет наполнение образовательной среды, а с другой –способствует объединению всех компонентов среды. В связи с этиминформационный компонент определяетсодержание любого процесса, в том числе и педагогического. Опираясь на исследования З.И. Тюмасевой,С.Л.Суворовой были определены ведущиесвойства информационной среды как компонента образовательной среды:1.Комплементарность

представляетсобой способность информационной среды выступать элементом подсистемы более крупной образовательной среды и вступать во взаимодействие с другими, входящими в структуру, подсистемами.2.Конгруэнтность–отражает свойство информационной среды,как взаимодополняемого другими подсистемами элемента, а также взаимосвязь информационной среды с иными компонентамиподсистемами.3.Устойчивость–подразумевает способность информационной среды к таким процессам, как саморегуляция, самоорганизацияи саморазвитие.В рамках педагогического процесса информационная среда возникает и получает свое развитиев нескольких направлениях:

организационном–педагогов осуществляет планирование и организацию своей деятельности исходя из специфики информационной среды;

деятельностнопрактическом –в рамках педагогического процесса информационная среда ориентирована на достижение практических целей;

управленческом –информационная среда задает определение границ педагогического процесса и позволяет проводить мониторинговые исследования.Преломляя данные положения применительно к тематике нашего исследования, мы считаем, что по отношению к процессу формирования социальноэкологической готовности будущего педагога ДОО к работе с семьей по оздоровлению детей дошкольного возрастаинформационнообразовательная среда педагогического вуза может существовать на макроуровне и микроуровне, что обусловливает наличиемакрои микросреды соответственно. Как правило в педагогических исследованиях макросреда представляет собой среду в широком смысле слова, предполагающую охват целой системы, в то время как микросреда представляет собой непосредственное объединениеряда компонентов внутри одной системы. Применительно к теме нашего исследования макросреда выступает как информационный фон процесса формирования социальноэкологической готовности будущего педагога к работе с семьей по оздоровлению детей дошкольного возраста. Данная среда относительно самостоятельна, может существовать вне зависимости от наличия или отсутствия процесса формирования исследуемого вида готовностии зачастую независима от педагога.

Микросредав свою очередь, определяет движение и наполнение информацией процесса формирования социальноэкологической готовности будущего педагога ДОО к работе с семьей по оздоровлению детей дошкольного возраста. В данном случае, субъекты образовательного процесса способны оказывать влияние на содержательную часть информации, а не формировать собственноинформационную среду. Следует отметить, что микросреда во многом определяется рамкамии условиямиразвертывания процесса формирования социальноэкологической готовности будущего педагога ДОО к работе с семьей по оздоровлению детей дошкольного возраста. Исходя из вышеизложенного, под макросредой процесса формированиясоциальноэкологической готовности будущего педагога ДОО к работе с семьей по оздоровлению детей дошкольного возрастамы будем понимать совокупность средств и условий использования информациина внешнем уровне исследуемого процесса, а под микросредой–совокупность средстви условий взаимообменаинформациейвнутри процесса формирования социальноэкологической готовности будущего педагога ДОО к работе с семьей по оздоровлению детей дошкольного возраста. Таким образом, процесс созданияинформационнообразовательной среды процесса формирования социальноэкологической готовности будущего педагога к работе с семьей по оздоровлению детей дошкольного возраста состоит из двух взаимосвязанных и взаимоопределяющих аспектов: 1) адаптацияинформационной макросреды к условиям процесса формирования социальноэкологической готовности будущего педагога ДОО к работе с семьей по оздоровлению детей дошкольного возрастаи 2) целенаправленное созданиеинформационной микросреды исследуемого процесса. Рассмотрим данные процессы конкретнее.

I. Адаптация информационной макросреды процесса формирования социальноэкологической готовности будущего педагога ДОО

Информационная макросреда процесса формирования социальноэкологической готовности будущего педагога ДОО к работе с семьей по оздоровлению детей дошкольного возраставключает следующие компоненты:нормативноправовую базу современного российского образования;источники информации о социальноэкологической готовности педагога ДООк работе с семьей по оздоровлению детей дошкольного возраста;методические разработкипедагоговпрактиков, занимающихся проблемами экологовалеологического образования в ДОО, новаторские идеисовременных исследователей, изучающих вопросы валеологического образования на разных ступенях образованияи пр.;субъектов исследуемого процесса.В процессе адаптации информационной макросреды к условиям процесса формирования социальноэкологической готовности будущего педагога ДОО к работе с семьей по оздоровлению детей дошкольного возрастапедагогу следует учитывать: а) полноту и истинность педагогической информации о сущности экологовалеологии и реализации экологовалеологической деятельности в ДОО; б) адекватность информации актуальной педагогической ситуации в рамках экологовалеологической деятельности в ДОО; в) объем составляющей среду информации; г) уровень обученности и обучаемости субъектов педагогического процесса в аспекте формирования исследуемого вида готовности.Адаптация информационной макросреды предполагает также и ее дальнейшее развитие, которое может осуществляться вдвух направлениях: в результате восполнения пробелов в информационном обеспечении исследуемого процесса на внешнем уровне с использованием современных методов диагностирования состояния информационной среды; в результате индивидуального самостоятельного создания педагогом или группой педагогов, реализующих процесс формирования социальноэкологической готовности будущего педагога ДОО к работе с семьей по оздоровлению детей дошкольного возраста, информационной среды на основе их профессиональной компетентности.II. Создание информационной микросреды процесса формирования социальноэкологической готовности будущего педагога ДОО к работе с семьей по оздоровлению детей дошкольного возрастаИнформационная микросреда процесса формирования социальноэкологической готовности будущего педагога ДОО к работе с семьей по оздоровлению детей дошкольного возрастапредставляет собойсистемусредств и условий обменаинформации внутри негои включает в себя следующие компоненты:социокультурная информация, включающая в себя такие элементы как экологическая,валеологическая,экологовалеологическая информация;профессиональнопедагогическая информация, в частности собственно педагогическая, психологическаяи методическая.На всех этапах создания информационной среды необходимообращать внимание на следующие аспекты:

современные требования к профессиональной подготовке будущих педагогов с у четом требования федерального государственного образовательного стандарта высшего образования, а также профессионального стандарта педагога;

актуальные и перспективные цели реализации образовательного процесса в вузе;

конкретныезадачи формирования у будущих педагоговисследуемого вида готовности;

уровень сформированности у студентов ключевых компетенций в психологопедагогической и методической сферах;

специфику и содержательное наполнение реализуемых компонентов микросреды. Выделение совокупности компонентов информационной микросреды процесса формирования социальноэкологической готовности будущего педагога ДОО к работе с семьей по оздоровлению детей дошкольного возрастаопределяется следующими обстоятельствами:

обусловленностьинформационной микросреды рамками исследуемого процесса;

независимость микросреды от субъектов педагогического процесса;

специфика обменаи примененияинформации в исследуемом процессе.Развитие информационной микросреды процесса формирования социальноэкологической готовности будущего педагога ДОО к работе с семьей по оздоровлению детей дошкольного возрастаможет осуществляться в результате развертывания данного процесса, его продвижения к поставленной цели. Субъекты процесса формирования социальноэкологической готовности будущего педагога ДОО к работе с семьей по оздоровлению детей дошкольного возрастаоказывают влияние на содержание информации, усваивая и модифицируя ее в зависимости от педагогической ситуации, ее целей и вариантов решения содержащихся в ней проблем.Таким образом, информационнoобразовательная микросреда процесса формирования социальноэкологической готовности будущего педагога ДООк работе с семьей по оздоровлению детей дошкольного возрастаявляется обязательным условием эффективного функционирования и развития исследуемого процесса на внутреннем уровне.

Ссылки на источники1.ДурайНоваковаК.М. Профессиональная готовность как подструктура личности будущего учителя // Формирование личности учителя впедагогическом институте. М.: МГПИ. –1980.2.Ерохина Н. А. Синергетика как методологическая основа исторического исследования (Историографический анализ) : дис. ... канд. ист. наук : 07.00.09 : Екатеринбург, 2004. 311 c.

3.Закон 273ФЗ «Об образовании в РФ» [Электронный ресурс] // Законы России. URL: http:// www.assessor.ru/zakon/273fzzakonobobrazovanii2013 (дата обращения 03.04.2016)

4.КулюткинЮ. Н. Моделирование педагогических систем. М.: Педагогика, 1981. —118 с.5.Малый энциклопедический словарь Брокгауза иЕфрона / В современной орфографии. –СПб.: Издательское общество "Ф.А. Брокгауз И.А. Ефрон",19071909.6.Пономарева Л.И. Методология формирования экологовалеологической готовности будущих педагогов в условиях модернизации естественнонаучного образования: : диссертация ... доктора педагогических наук : 13.00.02 / Л.И.Пономарева. Екатеринбург, 2009.464 с.7.Профессиональный стандарт педагога [Электронный ресурс] // Профстандартпедагога.рф URL: http:// http://профстандартпедагога.рф/профстандартпедагога(дата обращения 03.04.2016) 8.Сластенин В.А. Педагогика / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. М.: ШколаПресс, 1997. —512с.9.СтариковаТ.М..Формированиеэкологическойготовностистудентов педагогическихвузовксозданиюобразовательнойсреды:дис. ... канд.пед.наук : 13.00.08 : Сургут, 2005. 235 c. 10.Суворова С.Л. Формирование коммуникативнодискурсивной культуры будущих учителей : Дис. ... дра пед. наук : 13.00.08 Челябинск, 2005 380 с.

11.Тюмасева З.И. Образовательные системы и системное образование / З.И. Тюмасева, Е.Н. Богданов. Калуга: КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2003.316 с.12.Тюмасева З.И. Экология, образовательная среда и модернизация образования: монография. Челябинск: ЧГПУ, 2006. –322 с.13.Тюмасева З.И. Экологовалеологические тайны модернизации современного образования. Словарь справочник Текст. / З.И. Тюмасева, В.П. Стариков. Сургут: СГУ, 2004. 312 с.14.ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.01Педагогическое образование(далее соответственно программа бакалавриата, направление подготовки) [Электронный ресурс] // Портал федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования URL: http:// http://fgosvo.ru/news/2/1583(дата обращения 03.04.2016)

15.Шилова В. С. Теоретические основы социальноэкологического образования школьников : дис. ... дра пед. наук : 13.00.01: Белгород, 1999.