Использование технологии проблемного обучения в рамках педагогических дисциплин в системе подготовки специалистов технических направлений
Выпуск:
ART 970176
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Красникова
Д.
А.,
Феклин
Е.
В.,
Полосухина
М.
В.,
Евсеева
А.
А. Использование технологии проблемного обучения в рамках педагогических дисциплин в системе подготовки специалистов технических направлений // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2017. – Т. 31. – С.
806–810. – URL:
http://e-koncept.ru/2017/970176.htm.
Аннотация. В данной статье рассматриваются основные вопросы применения технологии проблемного обучения при подготовке специалистов технических профилей. Определяется основная суть проблемного обучения, методы и способы постановки учебной проблемы, а также конфигурации решения проблемной ситуации. Произведен анализ отличий традиционного подхода и проблемного обучения на различных этапах занятия.
Ключевые слова:
проблемное обучение, педагогика, техническое образование, система подготовки специалистов
Текст статьи
Красникова Дарья АндреевнаКандидат экономических наук, доцент кафедры «Организация перевозок и управления на транспорте», Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А., г.Саратов.dasha747@yandex.ru
Евсеева Анна АнатольевнаКандидат экономических наук, доцент кафедры «Организация перевозок и управление на транспорте», Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А., г. Саратов.annaevseeva@mail.ru
Феклин Евгений викторовичКандидат экономических наук, доцент кафедры «Организация перевозок и управления на транспорте», Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А., г.Саратов.feklin_2013@mail.ru
Полосухина Мария ВалентиновнаСтудентка четвертого курса направления «Технологии транспортных процессов», Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А., г.Саратовmariyapol@mail.ru
Использование технологии проблемного обучения в рамках педагогических дисциплин в системе подготовки специалистов технических направлений
Аннотация.В данной статье рассматриваются основные вопросы применениятехнологиипроблемного обучения при подготовке специалистов технических профилей. Определяется основная суть проблемного обучения, методы и способы постановки учебной проблемы, а также конфигурациирешения проблемной ситуации. Произведен анализ отличийтрадиционногоподхода и проблемного обучения на различных этапах занятия. Ключевые слова:проблемное обучение, педагогика, техническое образование, система подготовки специалистов.
Технология проблемного обучения в нынешнейсистеме образования нацелена на развитие творческой ипознавательной деятельности студентовиво многом содействуетвырабатываниюпрофессиональных качеств. Проблемным обучением называетсяучреждениеучебных занятий, при которых под управлениемпедагогасоздаются соответствующиеситуации, которыеапеллируют к самостоятельнойдеятельностиобучающихся, направленной наих разрешение. Здесь положительным результатом можно назвать растущий уровень владенияпрофессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей[1].Основнойцельютехнологии проблемного обучения проявляетсяв том, что ее осуществлениепозволяетстудентам включитьсяв решение поставленнойпроблемы. Для повышения заинтересованности студентов, необходимо смоделироватьпроблемную ситуацию, иначе говоря, искусственносоздатьопределённое психическое состояние или интеллектуальное затруднение, которое зарождаетсяпри его неосуществимойдифференциации с помощью уже известных знаний.Такиеситуации могут быть сформированынесколькими методами[2]:
демонстрациянесоответствия созданного явления общеизвестным познаниям,
сравнениемпротивоположныхмненийоб одном факте,
показывать«невозможность» применениятеоретических знаний в определённых нестандартных ситуациях,
побудить студентовк прогнозувозможногоразвития событий или их разворачивания ситуации в других условиях,
датьзадание на сравнение различныхна первый взгляд факты и тому подобное.Точносформулированные вопросы конкретизируют, сужают область неизвестного, а также обусловливают, чтонеобходимовыяснить для решения поставленных вопросов. В результатепедагог должен достигнутьследующих результатов от студента:
осознание обучающегося теоретической и практической трудности,формирование и понимание проблемы, сформулированной преподавателем,
выражение желания решить поставленную задачу и проблему,
реализация решения проблемы.Формой осуществленияпринципа проблемности в обучении является учебная проблема.Существованиедидактическойсистематикиобразовательных проблемных ситуаций основывается на следующих показателях[2]:1.местои областьвозникновения;2.значимость в образовательном процессе;3.политическая и общественная роли;4.методы устройства разрешительного действия.Психологическая систематизацияучебных проблем образованана следующих показателях:созданиенезнакомогои вызываемого затруднительного положения;методрешения;характер сущности проблемыи соотнесениенезнакомогои известного в проблеме.Таким образом, можно выделить следующие характерные чертыпроблемного обучения.Вопервых, своеобразнаяумственнаядеятельность студентапо самостоятельному изучениюновых понятий через решениепедагогических вопросов, создающих фундаментальность познаний, итакже логикотеоретическоеи интуитивноемышление. Вовторых,проблемное обучение являетсянаиболее результативнымметодомразвитиямировоззрения, так какв течение подобной процедуры вырабатываютсятипы различных мышлений, таких как критическое, творческое и диалектическое, что крайневажно при подготовке специалистов технических профилей. Втретьих,взаимозависимостьмежду теоретическими и практическими проблемами, где применениежизненного опыта реализует себяв качестве точки отсчёта приобретенных познаний,а также как областьреализации освоенных методов урегулирования вопросов на практике.Основные цели проблемного обучения:1.Развитие мышления и способностей студентов, их творческих умений.2.Получение и усвоение студентами новых знаний, умений, полученных в результате выявления и разрешения проблем, что делает приобретенные познания глубже, в отличие от классического обучения.3.Предоставление студенту возможности лучше находить, создавать и разрешать необычные вопросы, вследствие вырабатывания модернизированной творческой составляющей его личности.4.
Формирование высокого уровня мыслительного процесса, нацеленного на урегулирование проблемных ситуаций.Технология проблемного обучения относится к развивающим педагогическим технологиям и имеет следующую структуру [3]:
Рис.1. Структурная схема проблемного обученияДП действие преподавателя; ДСдействие студента
Проблемное обучение обладает технологическимихарактеристикамивсоздании своего устройства. Тот факт, что созданный педагогом образовательный процесс показывает способность студентов к повышенной умственной деятельности и её рефлексии, и есть основная особенностьтакого обучения. Благодаря этому оно согласовывается с системой познавательноисследовательских операций,а также реализует вопросы координирования творческих образовательных процессов. Дефиницияпроцедуры такого обучения с помощью его уникальностиосновано, главным образом, на параметрахего действующих функциональных мери коммуникаций среди них.Проблемное обучение содержитв себе проблемныепреподаваниеи обучение. Проблемное преподавание сформированона планированииобразовательной практики,систематики изученных ситуаций, и на психологопедагогическом координировании срешением проблемных вопросовучащимися.Подобное учение изучается в качестве полного устройства образовательной практики по приобретению познаний и навыков, в котором презентуется оценка вопросов со стороны информационного контента, целей и условий для решения, и в итоге определением формулировкипроблемы, постановкагипотезы и ее доказательством. Другими словами, финальным этапом в этомпроцессе является нахождение способа урегулирования проблемы, определение списка действий по её устранению, и итоговое изучение получившихся результатов[4].Учебная ситуация превращается в проблемнуютогда, когда ее особенностивоспринимаются и подвергаются оценкесубъективной системы ценностей и целей. Подобная ситуация дифференцируется в качестве нарушителя процесса, создающего обрыв соединений ожиданий субъекта с его возможностями. Учебная задача сходнапо отношению к проблемной ситуациитогда, когдаподразумевает в себе образовательные процессы по завершению и прогнозированиютеоретического фундамента манипуляций.Подобные задачи, являющиеся побуждающими к практическим актам, целенаправленно устремлены на выполнение образовательных задач, скреплённых с фиксированием познаний. Они не являютсяпроблемной ситуациейдля студентов, а исполняютроль упражнений, в случае решениязадачи на основеизвестныхправил. Задачи проблемного занятия:1) Обучающие: модификациямотивации всех участников субъектов образования, способствованиеактуализации, закреплению и обобщению полученных знаний, самостоятельному контролированию новых знаний.2) Развивающие:оказать содействиеовладению культурой дискуссий, умению высказывать собственные оценочные суждения и аргументировать свою точку зрения, развитиенавыков самооценки и самоанализа учебной деятельности, формироватьцелостное видение проблемы.3) Воспитательные:изменение отношения к содержанию образования как синтезу самообразования, самоорганизации, самоконтроля; моделированиеличнойсистемы ценностей и вариативному проектированию модели своего поведения, базирующихся на идее развития и свободы выбора.Таблица 1Отличие проблемного обучения от традиционного
Показатели сравненияТрадиционное обучениеПроблемное обучениеЦелиДобывание знаний студентами собственным трудом.Добывание знаний с помощью педагога.Этапы занятия: этап № 1Организация внимания студентовЭтап № 2Актуализация ранее изученного: преподавательзадаёт наводящие вопросы с целью повторения ранеепройденного материала.Инструкция: обращение к предыдущему опыту Этап № 3Изучение нового материала: преподавательсам объясняет тему, приводит примеры, а потом требует от студентов.Обсуждение темы в подгруппе: группа делится на подгруппы, сначала идётобсуждение темы в подгруппе, а потом со всей группой.Этап № 4Закрепление: преподавательпредоставляет студентам определённые номера на данную тему, и онизакрепляют свои знания на практике.Разрыв момент, когда студентыдолжны осознать, что в их знаниях имеются пробелы, которые они сами должны восполнить.Этап № 5Вторичное закрепление: педагог уже для закрепления новой темы даёт более сложные задания.Рефлексия определение степени усвоения.Этап № 6Подведение итогов занятия
Проблемный вопрос должен быть:
содержательным, сложными включающим в себяпротиворечия;
глубоким, способным охватить широкий круг вопросов;
подразумевающийнаучный спор на базе различных истолкований;
создающим затруднения, необходимые для проблемной ситуации.Такимобразом, индивидуальное мировоззрениеличности, оказавшейсяперед проблемной ситуацией, формируетсяиз следующих условий, которые оказываютвлияниена процесс принятиярешения:
«субъективноепониманиецелей, отношения к объекту изучения;
восприятие возможностинеопределенности, существующей как в явном,так ив скрытом виде, в ситуации имеющегося разрыва между тем, что известно, и тем, что неизвестно» [2]. В таких поставленных рамках и условияхреализуются потенциальныедействия, направленные на ликвидациюпротиворечияирешение проблемы. Следовательно, проблемная ситуация должна быть обозначенасубъектом.Перевод проблемного вопроса в проблемную ситуацию может осуществляться черезуглубление проблемного вопроса, через поиск разных пределовего решения, через сопоставление разных вариантов ответа.Формы решения проблемной ситуации:
дискуссии;научный спор;проблемная лекция;проблемные задачи и задания;задачи исследовательского характера;документы, тексты, материалы с проблемной направленностью.Одним из результативныхприемов продуктивного обучения является моделирование:«Что могло произойти, если бы…. Для того, чтобы научить студентовтворчески мыслить, можно предложить им задания на самостоятельное моделирование, например, с использованием технологии учебного мозгового штурма.В итоге, технология проблемного обучения подразумевает систематику образовательных действий с главной задачей выработать параметры, при которых обучающиеся исследуютновые познания, приобретают новые методы нахождения данных, модернизируют свои типы мышлений. Важная роль отводится разнообразным способам полезной деятельности студентови их самостоятельности в ходе подготовки.Вследствие этого модифицируется роль преподавателя, который из педагога трансформируется в координатора студенческой деятельности.На данный момент временибольшинство способов и методик образования сходятся в общей точке поиску таких форм проведения манипуляций, при которых учащиеся получили бы возможность в максимальной степени демонстрировать свои навыки, и постичь необходимые компетенции входе самостоятельной работы. Одна из таких форм проблемное обучение,при котором учащиеся попадают под те параметры, которые побуждают их к изучению и пониманию ситуаций, формулировке проблем и поиска их урегулирования. Проблемное обучение может являться первым, подготовительным этапом проектной деятельности, что особенно важно для технических направлений подготовки студентов.
Ссылки на источники1.Морева, Н.А. Современная технология учебного занятия / Н.А. Морева. М.: Просвещение, 2007. 216 с.2.Кужель, С.С. Итоги дискуссии «Роль преподавателей во внедрении проблемнопоисковых средств обучения» / С.С. Кужель // Educational Technology & Society. 2002. №5. С. 5665.3.Шеметова,Г.Н. Значение интерактивных методов обучения в образовательном процессе медицинского университета/ Г.Н. Шеметова, Н.В. Красникова, Г.В. Губанова, С.А. Ширшова. // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2012. №8.
С. 9698.4.Гладилин,Г.П.Компетентностный подход как основополагающий в организации и проведении производственной практики студентов/Г.П.Гладилин, В.В.Якубенко, С.И. Веретенников, Н.В. Красникова, Т.А. Перминова, И.В. Терентьев //Международный журнал экспериментального образования. 2011. №11. С. 46.
Евсеева Анна АнатольевнаКандидат экономических наук, доцент кафедры «Организация перевозок и управление на транспорте», Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А., г. Саратов.annaevseeva@mail.ru
Феклин Евгений викторовичКандидат экономических наук, доцент кафедры «Организация перевозок и управления на транспорте», Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А., г.Саратов.feklin_2013@mail.ru
Полосухина Мария ВалентиновнаСтудентка четвертого курса направления «Технологии транспортных процессов», Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А., г.Саратовmariyapol@mail.ru
Использование технологии проблемного обучения в рамках педагогических дисциплин в системе подготовки специалистов технических направлений
Аннотация.В данной статье рассматриваются основные вопросы применениятехнологиипроблемного обучения при подготовке специалистов технических профилей. Определяется основная суть проблемного обучения, методы и способы постановки учебной проблемы, а также конфигурациирешения проблемной ситуации. Произведен анализ отличийтрадиционногоподхода и проблемного обучения на различных этапах занятия. Ключевые слова:проблемное обучение, педагогика, техническое образование, система подготовки специалистов.
Технология проблемного обучения в нынешнейсистеме образования нацелена на развитие творческой ипознавательной деятельности студентовиво многом содействуетвырабатываниюпрофессиональных качеств. Проблемным обучением называетсяучреждениеучебных занятий, при которых под управлениемпедагогасоздаются соответствующиеситуации, которыеапеллируют к самостоятельнойдеятельностиобучающихся, направленной наих разрешение. Здесь положительным результатом можно назвать растущий уровень владенияпрофессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей[1].Основнойцельютехнологии проблемного обучения проявляетсяв том, что ее осуществлениепозволяетстудентам включитьсяв решение поставленнойпроблемы. Для повышения заинтересованности студентов, необходимо смоделироватьпроблемную ситуацию, иначе говоря, искусственносоздатьопределённое психическое состояние или интеллектуальное затруднение, которое зарождаетсяпри его неосуществимойдифференциации с помощью уже известных знаний.Такиеситуации могут быть сформированынесколькими методами[2]:
демонстрациянесоответствия созданного явления общеизвестным познаниям,
сравнениемпротивоположныхмненийоб одном факте,
показывать«невозможность» применениятеоретических знаний в определённых нестандартных ситуациях,
побудить студентовк прогнозувозможногоразвития событий или их разворачивания ситуации в других условиях,
датьзадание на сравнение различныхна первый взгляд факты и тому подобное.Точносформулированные вопросы конкретизируют, сужают область неизвестного, а также обусловливают, чтонеобходимовыяснить для решения поставленных вопросов. В результатепедагог должен достигнутьследующих результатов от студента:
осознание обучающегося теоретической и практической трудности,формирование и понимание проблемы, сформулированной преподавателем,
выражение желания решить поставленную задачу и проблему,
реализация решения проблемы.Формой осуществленияпринципа проблемности в обучении является учебная проблема.Существованиедидактическойсистематикиобразовательных проблемных ситуаций основывается на следующих показателях[2]:1.местои областьвозникновения;2.значимость в образовательном процессе;3.политическая и общественная роли;4.методы устройства разрешительного действия.Психологическая систематизацияучебных проблем образованана следующих показателях:созданиенезнакомогои вызываемого затруднительного положения;методрешения;характер сущности проблемыи соотнесениенезнакомогои известного в проблеме.Таким образом, можно выделить следующие характерные чертыпроблемного обучения.Вопервых, своеобразнаяумственнаядеятельность студентапо самостоятельному изучениюновых понятий через решениепедагогических вопросов, создающих фундаментальность познаний, итакже логикотеоретическоеи интуитивноемышление. Вовторых,проблемное обучение являетсянаиболее результативнымметодомразвитиямировоззрения, так какв течение подобной процедуры вырабатываютсятипы различных мышлений, таких как критическое, творческое и диалектическое, что крайневажно при подготовке специалистов технических профилей. Втретьих,взаимозависимостьмежду теоретическими и практическими проблемами, где применениежизненного опыта реализует себяв качестве точки отсчёта приобретенных познаний,а также как областьреализации освоенных методов урегулирования вопросов на практике.Основные цели проблемного обучения:1.Развитие мышления и способностей студентов, их творческих умений.2.Получение и усвоение студентами новых знаний, умений, полученных в результате выявления и разрешения проблем, что делает приобретенные познания глубже, в отличие от классического обучения.3.Предоставление студенту возможности лучше находить, создавать и разрешать необычные вопросы, вследствие вырабатывания модернизированной творческой составляющей его личности.4.
Формирование высокого уровня мыслительного процесса, нацеленного на урегулирование проблемных ситуаций.Технология проблемного обучения относится к развивающим педагогическим технологиям и имеет следующую структуру [3]:
Рис.1. Структурная схема проблемного обученияДП действие преподавателя; ДСдействие студента
Проблемное обучение обладает технологическимихарактеристикамивсоздании своего устройства. Тот факт, что созданный педагогом образовательный процесс показывает способность студентов к повышенной умственной деятельности и её рефлексии, и есть основная особенностьтакого обучения. Благодаря этому оно согласовывается с системой познавательноисследовательских операций,а также реализует вопросы координирования творческих образовательных процессов. Дефиницияпроцедуры такого обучения с помощью его уникальностиосновано, главным образом, на параметрахего действующих функциональных мери коммуникаций среди них.Проблемное обучение содержитв себе проблемныепреподаваниеи обучение. Проблемное преподавание сформированона планированииобразовательной практики,систематики изученных ситуаций, и на психологопедагогическом координировании срешением проблемных вопросовучащимися.Подобное учение изучается в качестве полного устройства образовательной практики по приобретению познаний и навыков, в котором презентуется оценка вопросов со стороны информационного контента, целей и условий для решения, и в итоге определением формулировкипроблемы, постановкагипотезы и ее доказательством. Другими словами, финальным этапом в этомпроцессе является нахождение способа урегулирования проблемы, определение списка действий по её устранению, и итоговое изучение получившихся результатов[4].Учебная ситуация превращается в проблемнуютогда, когда ее особенностивоспринимаются и подвергаются оценкесубъективной системы ценностей и целей. Подобная ситуация дифференцируется в качестве нарушителя процесса, создающего обрыв соединений ожиданий субъекта с его возможностями. Учебная задача сходнапо отношению к проблемной ситуациитогда, когдаподразумевает в себе образовательные процессы по завершению и прогнозированиютеоретического фундамента манипуляций.Подобные задачи, являющиеся побуждающими к практическим актам, целенаправленно устремлены на выполнение образовательных задач, скреплённых с фиксированием познаний. Они не являютсяпроблемной ситуациейдля студентов, а исполняютроль упражнений, в случае решениязадачи на основеизвестныхправил. Задачи проблемного занятия:1) Обучающие: модификациямотивации всех участников субъектов образования, способствованиеактуализации, закреплению и обобщению полученных знаний, самостоятельному контролированию новых знаний.2) Развивающие:оказать содействиеовладению культурой дискуссий, умению высказывать собственные оценочные суждения и аргументировать свою точку зрения, развитиенавыков самооценки и самоанализа учебной деятельности, формироватьцелостное видение проблемы.3) Воспитательные:изменение отношения к содержанию образования как синтезу самообразования, самоорганизации, самоконтроля; моделированиеличнойсистемы ценностей и вариативному проектированию модели своего поведения, базирующихся на идее развития и свободы выбора.Таблица 1Отличие проблемного обучения от традиционного
Показатели сравненияТрадиционное обучениеПроблемное обучениеЦелиДобывание знаний студентами собственным трудом.Добывание знаний с помощью педагога.Этапы занятия: этап № 1Организация внимания студентовЭтап № 2Актуализация ранее изученного: преподавательзадаёт наводящие вопросы с целью повторения ранеепройденного материала.Инструкция: обращение к предыдущему опыту Этап № 3Изучение нового материала: преподавательсам объясняет тему, приводит примеры, а потом требует от студентов.Обсуждение темы в подгруппе: группа делится на подгруппы, сначала идётобсуждение темы в подгруппе, а потом со всей группой.Этап № 4Закрепление: преподавательпредоставляет студентам определённые номера на данную тему, и онизакрепляют свои знания на практике.Разрыв момент, когда студентыдолжны осознать, что в их знаниях имеются пробелы, которые они сами должны восполнить.Этап № 5Вторичное закрепление: педагог уже для закрепления новой темы даёт более сложные задания.Рефлексия определение степени усвоения.Этап № 6Подведение итогов занятия
Проблемный вопрос должен быть:
содержательным, сложными включающим в себяпротиворечия;
глубоким, способным охватить широкий круг вопросов;
подразумевающийнаучный спор на базе различных истолкований;
создающим затруднения, необходимые для проблемной ситуации.Такимобразом, индивидуальное мировоззрениеличности, оказавшейсяперед проблемной ситуацией, формируетсяиз следующих условий, которые оказываютвлияниена процесс принятиярешения:
«субъективноепониманиецелей, отношения к объекту изучения;
восприятие возможностинеопределенности, существующей как в явном,так ив скрытом виде, в ситуации имеющегося разрыва между тем, что известно, и тем, что неизвестно» [2]. В таких поставленных рамках и условияхреализуются потенциальныедействия, направленные на ликвидациюпротиворечияирешение проблемы. Следовательно, проблемная ситуация должна быть обозначенасубъектом.Перевод проблемного вопроса в проблемную ситуацию может осуществляться черезуглубление проблемного вопроса, через поиск разных пределовего решения, через сопоставление разных вариантов ответа.Формы решения проблемной ситуации:
дискуссии;научный спор;проблемная лекция;проблемные задачи и задания;задачи исследовательского характера;документы, тексты, материалы с проблемной направленностью.Одним из результативныхприемов продуктивного обучения является моделирование:«Что могло произойти, если бы…. Для того, чтобы научить студентовтворчески мыслить, можно предложить им задания на самостоятельное моделирование, например, с использованием технологии учебного мозгового штурма.В итоге, технология проблемного обучения подразумевает систематику образовательных действий с главной задачей выработать параметры, при которых обучающиеся исследуютновые познания, приобретают новые методы нахождения данных, модернизируют свои типы мышлений. Важная роль отводится разнообразным способам полезной деятельности студентови их самостоятельности в ходе подготовки.Вследствие этого модифицируется роль преподавателя, который из педагога трансформируется в координатора студенческой деятельности.На данный момент временибольшинство способов и методик образования сходятся в общей точке поиску таких форм проведения манипуляций, при которых учащиеся получили бы возможность в максимальной степени демонстрировать свои навыки, и постичь необходимые компетенции входе самостоятельной работы. Одна из таких форм проблемное обучение,при котором учащиеся попадают под те параметры, которые побуждают их к изучению и пониманию ситуаций, формулировке проблем и поиска их урегулирования. Проблемное обучение может являться первым, подготовительным этапом проектной деятельности, что особенно важно для технических направлений подготовки студентов.
Ссылки на источники1.Морева, Н.А. Современная технология учебного занятия / Н.А. Морева. М.: Просвещение, 2007. 216 с.2.Кужель, С.С. Итоги дискуссии «Роль преподавателей во внедрении проблемнопоисковых средств обучения» / С.С. Кужель // Educational Technology & Society. 2002. №5. С. 5665.3.Шеметова,Г.Н. Значение интерактивных методов обучения в образовательном процессе медицинского университета/ Г.Н. Шеметова, Н.В. Красникова, Г.В. Губанова, С.А. Ширшова. // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2012. №8.
С. 9698.4.Гладилин,Г.П.Компетентностный подход как основополагающий в организации и проведении производственной практики студентов/Г.П.Гладилин, В.В.Якубенко, С.И. Веретенников, Н.В. Красникова, Т.А. Перминова, И.В. Терентьев //Международный журнал экспериментального образования. 2011. №11. С. 46.